
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  10. Ли. НаступлениеКанонический текcт
(Наступи на) хвост тигра; если не укусит тебя — свершение.
- Первичное наступление. — В выступлении хулы не будет.
- Наступай по пути — ровно-ровно. — Отшельнику стойкость — к счастью.
- И кривой может видеть, и хромой может наступать. (Но если) наступишь
на хвост тигра (так, что он) укусит тебя, (то будет) несчастье. Воин (все
же) действует ради великого государя.
- Наступаешь на хвост тигра. — Ху-ху! (Вскрикнешь от страха, но) в
конце концов будет счастье.
- Решительное наступление. — Будь стойким в опасности.
- Рассматривай (прежние) поступки, исследуй лучшее (в них). — При их
повторении — изначальное счастье.
Реакцией на начало ограничения извне является следующий момент, — когда
самые незначительные силы вновь приобретенного значения начинают свое
положительное продвижение вперёд. Всё прошлое — и в этом смысле, внешнее —
противостоит в своей привычной и потому разрушительной для нового познания
убедительности. Поэтому последнее в своём выступлении вперёд подвергается
опасности поражения. Чтобы избежать его, здесь необходима поддержка новой
идеи с моральной стороны, со стороны кроткой приветливости, — качества,
символизированного в нижней, внутренней триграмме «разрешение», — лишь
тогда возможно наступление нового познания на внележащие напряженные силы.
И это наступление всегда может и должно быть столь осторожным и мягким,
что производящий его в самых ужасных обстоятельствах не пострадает.
Познавательная способность при этом направляется на конечную истину, от
которой должны быть отброшены все случайные оттенки, возникающие от
нерадивого отношения к ней, которое должно привести к следующей
гексаграмме Расцвет. Поэтому такая деятельность должна быть осторожной до
парадоксальности, как это указано и в образе текста:
Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого. Развитие.
1
На первой ступени развития процесс существует лишь idealiter , и поэтому
он — лишь в возможности, а не в действительности. Но только переход в
действительность сообщает процессу прагматичность, конкретизирующую и тем
самым индивидуализирующую его. До этого процесс мыслим лишь как
возможность данного действия, и отличается от каждой иной идеи процесса
лишь спецификой данного, а не иного действия. Эта специфика существует
пока, конечно, лишь в общих понятиях, а не в материальной конкретности.
Однако и она как план на будущее указывает на возможность безбедного
развития процесса. В тексте читаем:
В начале сильная черта. Простейшее наступление. Если отправишься вперёд,
хулы не будет.
2
Основная причина наступления состоит в неудовлетворенности тем, чем
человек обладает. Из стремления к нему человек переходит к преодолению
препятствий и к действительному наступлению. При этом на данном этапе уже
недостаточно простейшее наступление как таковое, ещё лишенное всякой
индивидуальной окраски. Здесь оно уже конкретизировано определенным
объектом наступления. Однако такая индивидуализация играет лишь
относительную роль, ибо чрезмерная индивидуализация угрожает отрывам от
окружения и потому гибелью. Наоборот, уравновешенность, выраженная уже в
самой (второй — центральной) позиции, — равновесие между старым и вновь
приобретенным знанием, — вот то, что здесь особенно необходимо. Достижение
такого спокойствия должно давать человеку полное удовлетворение; и он не
нуждается в оценке и признании его деятельности извне, со стороны других
людей. Оно как отшельник в одиночестве продолжает свое наступление на
вновь приобретаемое познание, в тексте мы видим следующее:
Сильная черта на втором месте. Путь, по которому мы ступаешь, — совершенно
ровный. Скрывшемуся человеку стойкость — к счастью.
3
В наступлении более чем где-либо необходимо гармоническое сочетание
познания и действия. Мало знать сущность наступления, надо еще знать и
метод его. Недостаточно ценить одно знание, но надо еще больше ценить его
осуществление. Без последнего получается некая неполноценность и
односторонность. Она именно и выражена в образах текста. Но часто бывает,
что в такой период кризиса люди тщетно рассуждают об истинно сущем, не
корректируя свои действия этим знанием. От этого даже их ограниченное
знание окончательно огрубевает и становится мертвой схемой. Но именно
такие окосневшие люди действуют безуспешно во время кризиса. В тексте это
облечено в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. И одноглазый может видеть; и одноногий
может наступить. Но если так наступить на хвост тигра, то он укусит этого
человека. Несчастье. Воин действует вместо великого государя.
4
Переживание предыдущего кризиса имеет своим положительным результатом то,
что в нем познается неполноценность одностороннего развития и появляется
стремление ее, преодолеть, которое и осуществляется здесь. Конечно, это не
совершается просто, и на этой ступени человек еще лишен полного осознания
правильного пути своего действия, и поэтому он еще полон страха. У него
еще вырываются восклицания ужаса, но если он доведет до конца начатый
процесс гармонизации, то его ожидает счастье. В таком случае он уже будет
двигаться вперед, не отступая. В тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Наступить на хвост тигра:ох-ох! В конце
концов — счастье.
5
Весь накопленный в предыдущем опыт наступления превращается в такую силу,
что уже становится необходимым наступление. Нужно на него решиться. Иначе
человек остановится в тот момент, в который особенно благоприятны условия
для наступления, для познания в практике истинного сущего. Поэтому в
тексте здесь лаконически, без отвлекающих образов говорится прямо:
Сильная черта на пятом месте. Решительное наступление. Будь стойким в
опасности.
6
Ввиду опасности переразвития, свойственного последней позиции, здесь было
бы неблагоприятно искать новые пути. В основном ведь все, касающееся
наступления, уже достигнуто, и, исходя из приобретенного знания и умения,
необходимо все вновь и вновь действовать, имея перед глазами свой прежний
опыт и обращая внимание на то, что приводило к самому благому исходу.
Кроме этой основной мысли, здесь излишни все иные рассуждения, поэтому и в
тексте сказано только:
Наверху сильная черта. Рассматривай наступление и вникай в то, что
счастливо в нем. При его возврате — изначальное счастье.
Во внешнем Творчество, радостность во внутреннем. Во внешнем все
неопределенно, но человек испытывает радостность от того, что после
некоторых колебаний, наконец принято определенное решение. Такое
состояние характерно для наступления. Но наступление ничтожного
человека мало что значит и хромой может наступать. Если сознание не
окрепло, то лучше действовать не ради себя,
а ради великого государя.
Внутренняя триграмма заканчивается на Инь. Это означает, что после
случайного начала и непредсказуемого протекания, процессы заканчивается
вполне определенным способом. И если вы обнаружите, что какие-то
хорошие события и поступки в вашей жизни повторяются, несмотря на
полную неопределенность во внешнем, то это говорит о том, что у
вас
хорошая Инь.
Интерпретация Хейслип
Вам надо сейчас постараться уйти в себя, уединиться и подумать о себе,
о своем положении. Поведение ваше пусть будет подчеркнуто
вежливым, сдержанно-дружелюбным. Очень пошло бы вам на пользу,
если каким-либо способом вы проявите свое уважение к начальству.
Большую радость доставит вам неожиданное событие, которое скоро
произойдет. Для любовных дел время не совсем подходяще. Женщины,
будьте осмотрительны в выборе новых знакомых! Постарайтесь не
предъявлять сейчас больших требований к жизни.
  26. Да-чу. Воспитание великимКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Кормись не (только от своего) дома — счастье. Благоприятен
брод через великую реку.
- Будет опасность. — Благоприятно остановить (свою деятельность).
- У воза выпали спицы.
- Погоня на хорошем коне. — Благоприятна в трудности стойкость. И вот,
(если будешь) упражняться в (применении) боевых колесниц, (то) благоприятно
иметь, куда выступить.
- Защитная доска (от рогов) теленка. — Изначальное счастье.
- Клыки выхолощенного вепря. — Счастье.
- Какие могут [быть] дороги на небе? — Свершение.
Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек
вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если
она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные
силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше
может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий
объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк,
чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое
существенное в данной ситуации — это выход из своей узкой сферы. В
предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано,
и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на
свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих
пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на
других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны
можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но
великое воспитание. Поэтому в тексте мы видим следующее:
Воспитание великим. Благоприятна стойкость. Кормись не только от своего
дома. Счастье. Благоприятен брод через великую реку.
1
Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции,
— по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих
моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на
первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой
глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в
самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить
конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов. В
тексте мы читаем:
В начале сильная черта. Будет опасность. Благоприятно остановить (свою
деятельность).
2
Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то
вторая позиция — максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это
как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей
ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности.
Оставаться только в себе значило бы не идти вперед. В кратком, но
выразительном образе «Книга Перемен» выражает это:
Сильная черта на втором месте. У воза выпали спицы.
3
Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к
деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной
гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в
большинстве случаев в «Книге Перемен» на ней мы находим весьма строгие
предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий
третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по
смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным,
по-своему гармонирует со всей гексаграммой. Поэтому и в тексте мы находим:
Сильная черта на третьем месте. Погоня на хорошем коне. Благоприятна в
трудности стойкость. И вот, если будешь упражняться в применении боевых
колесниц, то благоприятно иметь куда выступить.
4
Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта
деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если
бы она и представляла собой некую опасность, то «Книга Перемен» спешит
предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия
вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять
образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить,
что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога
быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. «Книга
Перемен» здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и
без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно
безопасным, если на него надета защитная доска. Поэтому в тексте, не
лишенном известно остроумия, мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Защитная доска теленка. Изначальное
счастье.
5
Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два
типа черт: первый — четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными,
характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип —
пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности
вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность
действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты
как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие,
спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы
подчеркнуть безопасность этих клыков, «Книга Перемен» говорит о
выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь
лишен ярости. Вот почему в тексте мы находим образ:
Слабая черта на пятом месте. Клыки выхолощенного вепря — счастье.
6
На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной
ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей
гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого
выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет
никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех
путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые
намечаются в следующей гексаграмме — 27-й. Поэтому и в тексте мы находим:
Наверху сильная черта. Какие могут быть дороги на небе?! Развитие.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Творчество и
крепость. Ваше творчество и ваша крепость приводит к изменению
незыблемого — воспитание великим. Но благо от такого изменения будет
только если совершается оно совершенномудрым, ничтожному лучше
остановить свою деятельность.
Интерпретация Хейслип
В вашей судьбе наступила «пауза», поэтому не тратьте понапрасну
сил. Не расслабляйтесь в боевой готовности, подождите ее окончания,
но не разменивайте энергию по мелочам, скоро ей найдется более приятное
и полезное применение. Ваши желания исполнятся, если
высота их планки установлена верно, и не слишком высоко. Те, кто
столкнулся с проблемами, подобными вашим, помогут вам. Будьте терпеливы,
не пытайтесь силой ускорить ход событий, результат может
оказаться совсем противоположным.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого