
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  10. Ли. НаступлениеКанонический текcт
(Наступи на) хвост тигра; если не укусит тебя — свершение.
- Первичное наступление. — В выступлении хулы не будет.
- Наступай по пути — ровно-ровно. — Отшельнику стойкость — к счастью.
- И кривой может видеть, и хромой может наступать. (Но если) наступишь
на хвост тигра (так, что он) укусит тебя, (то будет) несчастье. Воин (все
же) действует ради великого государя.
- Наступаешь на хвост тигра. — Ху-ху! (Вскрикнешь от страха, но) в
конце концов будет счастье.
- Решительное наступление. — Будь стойким в опасности.
- Рассматривай (прежние) поступки, исследуй лучшее (в них). — При их
повторении — изначальное счастье.
Реакцией на начало ограничения извне является следующий момент, — когда
самые незначительные силы вновь приобретенного значения начинают свое
положительное продвижение вперёд. Всё прошлое — и в этом смысле, внешнее —
противостоит в своей привычной и потому разрушительной для нового познания
убедительности. Поэтому последнее в своём выступлении вперёд подвергается
опасности поражения. Чтобы избежать его, здесь необходима поддержка новой
идеи с моральной стороны, со стороны кроткой приветливости, — качества,
символизированного в нижней, внутренней триграмме «разрешение», — лишь
тогда возможно наступление нового познания на внележащие напряженные силы.
И это наступление всегда может и должно быть столь осторожным и мягким,
что производящий его в самых ужасных обстоятельствах не пострадает.
Познавательная способность при этом направляется на конечную истину, от
которой должны быть отброшены все случайные оттенки, возникающие от
нерадивого отношения к ней, которое должно привести к следующей
гексаграмме Расцвет. Поэтому такая деятельность должна быть осторожной до
парадоксальности, как это указано и в образе текста:
Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого. Развитие.
1
На первой ступени развития процесс существует лишь idealiter , и поэтому
он — лишь в возможности, а не в действительности. Но только переход в
действительность сообщает процессу прагматичность, конкретизирующую и тем
самым индивидуализирующую его. До этого процесс мыслим лишь как
возможность данного действия, и отличается от каждой иной идеи процесса
лишь спецификой данного, а не иного действия. Эта специфика существует
пока, конечно, лишь в общих понятиях, а не в материальной конкретности.
Однако и она как план на будущее указывает на возможность безбедного
развития процесса. В тексте читаем:
В начале сильная черта. Простейшее наступление. Если отправишься вперёд,
хулы не будет.
2
Основная причина наступления состоит в неудовлетворенности тем, чем
человек обладает. Из стремления к нему человек переходит к преодолению
препятствий и к действительному наступлению. При этом на данном этапе уже
недостаточно простейшее наступление как таковое, ещё лишенное всякой
индивидуальной окраски. Здесь оно уже конкретизировано определенным
объектом наступления. Однако такая индивидуализация играет лишь
относительную роль, ибо чрезмерная индивидуализация угрожает отрывам от
окружения и потому гибелью. Наоборот, уравновешенность, выраженная уже в
самой (второй — центральной) позиции, — равновесие между старым и вновь
приобретенным знанием, — вот то, что здесь особенно необходимо. Достижение
такого спокойствия должно давать человеку полное удовлетворение; и он не
нуждается в оценке и признании его деятельности извне, со стороны других
людей. Оно как отшельник в одиночестве продолжает свое наступление на
вновь приобретаемое познание, в тексте мы видим следующее:
Сильная черта на втором месте. Путь, по которому мы ступаешь, — совершенно
ровный. Скрывшемуся человеку стойкость — к счастью.
3
В наступлении более чем где-либо необходимо гармоническое сочетание
познания и действия. Мало знать сущность наступления, надо еще знать и
метод его. Недостаточно ценить одно знание, но надо еще больше ценить его
осуществление. Без последнего получается некая неполноценность и
односторонность. Она именно и выражена в образах текста. Но часто бывает,
что в такой период кризиса люди тщетно рассуждают об истинно сущем, не
корректируя свои действия этим знанием. От этого даже их ограниченное
знание окончательно огрубевает и становится мертвой схемой. Но именно
такие окосневшие люди действуют безуспешно во время кризиса. В тексте это
облечено в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. И одноглазый может видеть; и одноногий
может наступить. Но если так наступить на хвост тигра, то он укусит этого
человека. Несчастье. Воин действует вместо великого государя.
4
Переживание предыдущего кризиса имеет своим положительным результатом то,
что в нем познается неполноценность одностороннего развития и появляется
стремление ее, преодолеть, которое и осуществляется здесь. Конечно, это не
совершается просто, и на этой ступени человек еще лишен полного осознания
правильного пути своего действия, и поэтому он еще полон страха. У него
еще вырываются восклицания ужаса, но если он доведет до конца начатый
процесс гармонизации, то его ожидает счастье. В таком случае он уже будет
двигаться вперед, не отступая. В тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Наступить на хвост тигра:ох-ох! В конце
концов — счастье.
5
Весь накопленный в предыдущем опыт наступления превращается в такую силу,
что уже становится необходимым наступление. Нужно на него решиться. Иначе
человек остановится в тот момент, в который особенно благоприятны условия
для наступления, для познания в практике истинного сущего. Поэтому в
тексте здесь лаконически, без отвлекающих образов говорится прямо:
Сильная черта на пятом месте. Решительное наступление. Будь стойким в
опасности.
6
Ввиду опасности переразвития, свойственного последней позиции, здесь было
бы неблагоприятно искать новые пути. В основном ведь все, касающееся
наступления, уже достигнуто, и, исходя из приобретенного знания и умения,
необходимо все вновь и вновь действовать, имея перед глазами свой прежний
опыт и обращая внимание на то, что приводило к самому благому исходу.
Кроме этой основной мысли, здесь излишни все иные рассуждения, поэтому и в
тексте сказано только:
Наверху сильная черта. Рассматривай наступление и вникай в то, что
счастливо в нем. При его возврате — изначальное счастье.
Во внешнем Творчество, радостность во внутреннем. Во внешнем все
неопределенно, но человек испытывает радостность от того, что после
некоторых колебаний, наконец принято определенное решение. Такое
состояние характерно для наступления. Но наступление ничтожного
человека мало что значит и хромой может наступать. Если сознание не
окрепло, то лучше действовать не ради себя,
а ради великого государя.
Внутренняя триграмма заканчивается на Инь. Это означает, что после
случайного начала и непредсказуемого протекания, процессы заканчивается
вполне определенным способом. И если вы обнаружите, что какие-то
хорошие события и поступки в вашей жизни повторяются, несмотря на
полную неопределенность во внешнем, то это говорит о том, что у
вас
хорошая Инь.
Интерпретация Хейслип
Вам надо сейчас постараться уйти в себя, уединиться и подумать о себе,
о своем положении. Поведение ваше пусть будет подчеркнуто
вежливым, сдержанно-дружелюбным. Очень пошло бы вам на пользу,
если каким-либо способом вы проявите свое уважение к начальству.
Большую радость доставит вам неожиданное событие, которое скоро
произойдет. Для любовных дел время не совсем подходяще. Женщины,
будьте осмотрительны в выборе новых знакомых! Постарайтесь не
предъявлять сейчас больших требований к жизни.
  39. Цзянь. ПрепятствиеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад, неблагоприятен северо-восток. Благоприятно свидание
с великим человеком. Стойкость — к счастью.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) хвала.
- Царскому слуге — препятствие за препятствием. (Это) не из-за него
самого.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — вернешься (на правый путь).
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) связь (с близкими
людьми).
- Великие препятствия. Друзья придут.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будешь) велик. — Счастье.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Разлад сам по себе является препятствием всякой деятельности, и поэтому
момент препятствия характеризуется как следующая ситуация. Такие случаи
раскрытия одной из сторон предыдущей ситуации в последующей уже
встречались, и потому здесь не приходится учитывать удивляться
гексаграмме, которая носит название Препятствие. Для того чтобы
интерпретировать афоризм данной гексаграммы, надо вспомнить, что
существует определенная пространственная символика триграмм, по которой на
юго-западе помещается триграмма дуй — «разрешение», т.е. разрешение
какого-то в предыдущем напряженного состояния; наоборот, северо-восток
символизируется триграммой гэнь, которая обозначает остановку, т.е.
«сохранение». Поэтому в ситуации Препятствие все благоприятные воздействия
могут идти от разрешения этой напряженной обстановки, в особенности от
обстановки разлада, очерченной в предыдущей гексаграмме. Кроме того, само
присутствие сил, воздействующих извне, сил разрешения, символизируется
здесь в образе великого человека. Поэтому в данной гексаграмме, где
внутренняя жизнь человека охарактеризована неподвижностью, а внешняя —
опасностью, единственный выход из положения указывается афоризмом:
Препятствие. Благоприятен юго-запад. Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком. Стойкость — к счастью.
1
Движение от первой позиции к шестой на техническом языке «Книги Перемен»
называется уходом. Наоборот, погружение от шестой позиции к первой
называется приходом, т.е. приходить — это, значит, углубляться в самого
себя. В данной ситуации во внешнем символизирована опасность.
Следовательно, уход в самого себя может быть понят как известный обход
препятствия, обход опасности. В этом смысле понимается текст:
В начале слабая черта. Уйдешь — будут препятствия. Придешь — будет хвала.
2
По общественной символике гексаграмм вторая черта — это изображение
царского слуги. Поэтому речь здесь идет именно о нем. Он на данной позиции
находится в ситуации препятствий. Однако поскольку эти препятствия, как
было сказано выше, являются одним из слагаемых предыдущей ситуации,
постольку человек, символизированный данной чертой, не является сам
виновником этих препятствий. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Царскому слуге препятствие за препятствием.
Это не из-за него самого.
3
Поскольку третья черта символизирует выход вовне, постольку здесь «Книга
Перемен» еще раз напоминает в данной ситуации о необходимости ухода в свою
замкнутость, которая было уже указана на первой позиции. Поэтому текст
здесь говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
вернешься (на правый путь).
4
На четвертой позиции, где происходит выступление вовне, в верхнюю
триграмму, которая является бездной, опасностью, опасность препятствий
дает себя чувствовать с особой силой. Поэтому здесь дальнейшее движение
встречает особенно сильное препятствие. Наоборот, уход от этого
препятствия для того, чтобы его обойти каким-нибудь иным путем, приводит к
возвращению к первой черте, с которой стоит в соответствии четвертая. И
благодаря этому, т.е. благодаря полному погружению в самого себя, человек
достигает возможности, во-первых, найти себе помощь соответственно с теми
силами, которые имеются в виду в основном афоризме гексаграммы, во-вторых,
такой человек имеет возможность найти выход из данной ситуации
препятствий. Поэтому в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
будет связь с близкими людьми.
5
Поскольку пятая позиция представляет собой максимальное выявление качеств
данной гексаграммы, постольку здесь препятствие особенно сильно. Это —
великое препятствие, ибо оно находится в самой середине бездны, т.е.
опасности, т.е. того, что символизировано верхней триграммой. С другой
стороны, так как пятая позиция вообще является позицией благоприятной и с
ней в теснейшей связи стоит вторая позиция, помогающая ей, «ее друг», то
текст здесь говорит только следующее:
Сильная черта на пятом месте. Великое препятствие. Друзья придут.
6
Здесь еще раз звучит напоминание необходимости погрузиться в самого себя,
для того чтобы, временно остановившись на месте, обойти предстоящее
препятствие. Еще раз напоминается о помощи, приходящей извне. Но это уже
звучит только как напоминание. Поэтому в тексте говорится:
Наверху слабая черта. Уйдешь — будет препятствие. Придешь — будешь
великим. Счастье. Благоприятно свидание с великим человеком.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если при общей внутренней незыблемости возникает внешняя
опасность, то это вызвано внешним же препятствием.
Интерпретация Хейслип
Увы, но эта одна из самых худших гексаграмм. Чем больше усилий вы
прилагаете, тем дальше оказываетесь отброшенными назад. Трудно
сказать, почему именно, но в данный момент фортуну ваша судьба не
интересует. Лучше всего сейчас погрузиться в учебу, чтение, научную
деятельность, просто в водоворот домашних дел, и в них найти
успокоение. Возможно, что несколько ваших друзей окажут вам поддержку.
Постарайтесь проследить за своими расходами: в этот недобрый
период вы можете остаться без средств.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого