
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  11. Тай. РасцветКанонический текcт
Малое отходит, великое приходит. Счастье, развитие.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Поход — к счастью.
- Охвати и окраины. Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних, (ибо
личной) дружбе — конец. Обретешь награду за целеустремленные действия.
- Нет глади, (которая осталась бы) без выбоин; нет ухода без возвращения.—
В трудностях будь стойким — хулы не будет. Не печалься о своей правде. —
В пище будет благополучие.
- Стремительный полет. — Не разбогатеешь из-за своих соседей. Нет запретов
в силу правдивости.
- Государь И отправлял невесту, и от этого была благословенность.-
Изначальное счастье.
- Городской вал опять (обрушится) в ров. — Не действуй войском. В своем
городе изъявляй свою волю. Стойкость — к сожалению.
Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое
соотношение основных категорий — Света и Тьмы, как это дается в данной
гексаграмме; хотя обе силы — Свет и Тьма — признаются равноценными, но все
же теоретическое предпочтение отдается активной, центробежной силе Света
перед пассивной, центростремительной силой Тьмы. Это выражается в том, что
сила Света называется иногда (как в данном случае) великим, а сила Тьмы —
малым. Силе Света присуще стремление ввысь, тогда как сила Тьмы тяготеет
вниз. Но в мире события происходят во благо лишь при гармоническом
сочетании обеих сил, которые идеально предрасположены к взаимодействию.
Одностороннее переразвитие одной из них за счет другой приводит к пагубным
последствиям. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а
сила Тьмы — наверху. Поэтому, если принять во внимание указанные выше
направленности их движения: Свет — вверх, а Тьма — вниз, то ясно, что
здесь, чем где-либо, они приходят во взаимодействие, имея самый широкий
доступ друг к другу. Можно это рассматривать и с другой стороны:
внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит
исполнение, т.е. полная возможность осуществления творческого замысла,
которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей
податливости подчиняется ему. Поэтому неудивительно, что эта максимальная
возможность созидания в традиции ицзинистов приурочена к весне как к
периоду максимального развития творчества в природе. По мифологическим
воззрениям Китая, весной активная сила Света действует изнутри, от корня
растений, обусловливая их рост, а сила Тьмы, как материя, обрастает ее и
сообщает внешнюю видимость, реализованность творящей силе Света, как бы
облекает ее, и она получает возможность полнейшего развития, ибо в данной
ситуации приходит все великое, а ничтожное — отходит. Однако это не может
длиться вечно, это лишь временная ситуация, которая, как весна осенью,
должна смениться противоположной ситуацией, выраженной в следующей (12)
гексаграмме. В их чередовании выражается природный ритм, в котором
разрушение столь же необходимо, как и созидание. Тут невольно вспоминаются
слова Гете: «Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни». — В
переводе на понятия, касающиеся процесса познания, — это та ситуация,
когда после наступления достигается полная гармония между накопленным
прежде знанием, приобретенным вновь, до такой степени, что грань между
ними стирается, и они представляют собой единую сумму знания, стоящего к
тому же в полной гармонии к его осуществлению. Такой понимание возникает в
произведениях комментаторов больше из общей теории и из образа самой
гексаграммы, чем из весьма лаконичного текста:
Расцвет. Малое уходит, великое приходит. Счастье. Развитие.
1
Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри
наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но
распространяется и на следующие, занятые той же силой Света. Она здесь
увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и
вызывается к жизни противодействие, то здесь — тот момент, когда оно
подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим,
например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что,
пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление
деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его.
Увлечение и насилие — вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие
деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей
наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над
сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в
первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее
давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен
увенчаться успехом. Поэтому Центральное стремление вовне здесь закономерно
и приносит лучшие плоды. В тексте это облечено в следующий образ:
В начале сильная черта. Когда рвут тростник, то (другие стебли) тянутся за
ними, так как он растет пучком. Поход — к счастью.
2
В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна
простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия,
даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что
полны решимости и силы, те, которые отваживаются «всплыть на реке» —
выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким,
родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности
действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть
оставлены и «дальний», ибо здесь гибнет самое понятие личных
привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами
универсальность и объективный размах творчества. Такая личная дружба линь
помешала бы целеустремленности — качеству, которое здесь заслуживает
особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все,
окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать
подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил
сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность
направлена вовне. Текст развивает эти мысли следующей формулой:
Сильная черта на втором месте. Охвати и окраины. Примени всплывающих на
реке. Не оставляй дальних. (Личной) дружбе — конец. Удостоишься похвалы за
целеустремленные действия.
3
Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь
впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь
творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно
проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об
ограниченности во времени всякого творчества, звучат первые слова текста,
ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь
возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь
столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней,
ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет. В этом смысле понимается
текст:
Сильная черта на третьем месте. Нет глади (которая осталась бы) без
выбоин; нет ухода без возвращения. Если в трудностях будешь стойким, — то
хулы не будет. Не печалься о своей правде: в пище будет благополучие.
4
Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении
навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз.
Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы.
Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность
исполнения — совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь
творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может
действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она
«не богата». Но если деятельность творчества не встречает никаких
препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого
импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и
сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе
Света. «Соседи» силы, действующей на данной позиции, — такие же силы Тьмы
на двух верхних позициях, — совершенно согласованы с ней. Поэтому и здесь,
как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о
необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же
стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой.
Благодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими
силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого
прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в
союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. — Здесь
имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное
прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового
познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому
поддерживающих его. Необходимо оговориться, что такое понимание текста
свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы
(особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн
И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста
иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но , как
справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую
ошибку, не учитывая древнейшего комментария «Сяо сян-чжуано»). Все эти
мысли выражены в тексте так:
Слабая черта на четвертом месте. Стремительно летящие вниз не богатые, (но
все они) из-за своей близости не (нуждаются) в предупреждении о
правдивости .
5
Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в ток,
что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На
данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем
качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество
податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает
(пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации.
Во-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в
«соответствии»). Такими качествами характеризуется, например, правитель,
не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними
в самое тесное общение, роднящийся с ними. Это выражено в легенде о царе
И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены,
должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. — Как бы ни было
возвышенно вновь приобретенное познание, — как бы ни были глубоки
заблуждения в прежде накопленном опыте, — здесь между ними происходит
такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного
действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного
опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь
при конечной беспристрастности субъекта. В тексте здесь даны следующие
образы:
Слабая черта на пятом месте. Царь И выдал замуж своих дочерей и так
благословил (их) на изначальное счастье.
6
Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из
ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно
должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность — в упадок,
которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая
гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая
позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может
выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме
того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз
не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо
проявляется слабость субъекта. Все, что было ему подчинено на предыдущих
ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность,
и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо
отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте
года. Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не
приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот,
все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: «из городов
будет изъявлена воля». Но не только активное вмешательство силой здесь не
приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание
сохранить достижение прошлого — здесь безрезультатно, ибо время упадка уже
наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде
склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором
придется пожалеть. Текст это выражает так:
Наверху слабая черта. Городской вал (падает) обратно в ров. Не применяй
войско. Из мелких городов будет изъявлена (собственная их) воля. Стойкость
— к сожалению.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного поход и любое начинание — к счастью, потому что
внешнее будет закономерно подчиняться его творчеству. Но для
совершенномудрого отсутствие проявлений абсолюта во внешнем — к
сожалению.
Интерпретация Хейслип
Не стоит забывать своих друзей, когда счастье явно благоволит вам и
карьера ваша продвигается вперед. Но в то же время не
будьте легкомысленны и небрежны. Если вы хотите, чтобы везение и
успех сопутствовали вам как можно дольше, попробуйте подкрепить их
успехами в других областях. Желание ваше исполнится, но не торопитесь
и не старайтесь искусственно ускорить ход событий. Сейчас вы,
по-видимому, склонны сорить деньгами. Удерживайте себя, не переоценивайте
свои финансовые возможности.
  1. Цянь. ТворчествоКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость.
- Нырнувший дракон. — Не действуй.
- Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Благородный человек до конца дня деятелен. Вечером он осмотрителен,
точно в опасности. — Хулы не будет.
- Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет.
- Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние.
При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда
будет счастье.
Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде
всего — акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в
начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не
может иметь никаких препятствий в своём развитии, которому
благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.
Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое
творчество, которое благотворно отражается на всём его окружении. Вот
почему в тексте сказано:
Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость.
1
Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым,
пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта
деятельность привела к положительному результату. Момент её начала
является одним из самых ответственных моментов. В нём ещё неуместна
деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек
может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В
образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё
не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может
относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе
Книги ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь
для некоторых людей. Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано:
В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.
2
Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется
полем, т. е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный
творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего
уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может
проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует
встрече с таким великим человеком.
Кроме того, в системе графических соотношений символов Книг принято
считать, что между чертами символов существует некий резонанс,
«соответствие», а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая —
пятой, третья — шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта
обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с
пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой
черты гласит:
Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле.
Благоприятна встреча с великим человеком.
3
Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки.
Но всё это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают
внутренний мир, а вторые три — внешний. Всё это ещё не реализовано вовне .
Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей
чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий
это положение опасным даже для благородного человека, который на
протяжении всего первого периода творчества — «весь день» — отдавался
непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого
периода — «вечером» — может привести к тому, что хулы не будет. Так об
этом сказано и в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня
непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.
4
При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего её
внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта
предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это
с достаточной ясностью выражено в образе текста:
Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.
5
Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе.
Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается
ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой
высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни
находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим
свою деятельность, что его нетрудно увидеть кому угодно. Вот как это
выражено в тексте:
Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе.
Благоприятна встреча с великим человеком.
6
На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Всё дальнейшее
является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего
полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в
этом положении всё же захотел бы «творить» ещё дальше, проявил бы лишь
свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться.
Так об этом говорит и данный текст:
Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.
Резюме
Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно,
благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне
управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда
деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому
свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в
образе драконов, сказано:
При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали.
Тогда будет счастье.
И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество.
Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней
крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни
от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже
сам способ их
решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает
теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы,
процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных
событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.
Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако,
для человека с небольшим
уровнем энергии она опасна — лучше не
действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в
наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к
творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в
сложившейся ситуации.
Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим
человеком, который бы не позволил такому
количеству Ян разрушить
сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке,
но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не
помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в
бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные
возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания
данная
ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна
встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от
Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.
Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с
абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение
своего «я»
не достигнуто, то будет раскаяние.
Интерпретация Хейслип
Добрый, хороший знак. Эта гексаграмма мужская, означает месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Сейчас вы на
вершине горы, и пока возможности спуститься у вас нет. Находясь наверху, будьте бдительны и рассудительны. Ждите крупных перемен не
позднее, чем через шесть месяцев. Время благоприятствует вашим начинаниям. Существует известная неопределенность у вас в личной жизни,
необходимо внести в нее ясность. Ваше желание непременно исполнится, если оно разумно и скромно. Кто-то противостоит вам, но если
вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание, которому вы подвергнитесь, вы выдержите.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого