
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  11. Тай. РасцветКанонический текcт
Малое отходит, великое приходит. Счастье, развитие.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Поход — к счастью.
- Охвати и окраины. Надо всплыть на реке. Не оставляй дальних, (ибо
личной) дружбе — конец. Обретешь награду за целеустремленные действия.
- Нет глади, (которая осталась бы) без выбоин; нет ухода без возвращения.—
В трудностях будь стойким — хулы не будет. Не печалься о своей правде. —
В пище будет благополучие.
- Стремительный полет. — Не разбогатеешь из-за своих соседей. Нет запретов
в силу правдивости.
- Государь И отправлял невесту, и от этого была благословенность.-
Изначальное счастье.
- Городской вал опять (обрушится) в ров. — Не действуй войском. В своем
городе изъявляй свою волю. Стойкость — к сожалению.
Пожалуй, ни в одной гексаграмме не встречаются столь гармоническое
соотношение основных категорий — Света и Тьмы, как это дается в данной
гексаграмме; хотя обе силы — Свет и Тьма — признаются равноценными, но все
же теоретическое предпочтение отдается активной, центробежной силе Света
перед пассивной, центростремительной силой Тьмы. Это выражается в том, что
сила Света называется иногда (как в данном случае) великим, а сила Тьмы —
малым. Силе Света присуще стремление ввысь, тогда как сила Тьмы тяготеет
вниз. Но в мире события происходят во благо лишь при гармоническом
сочетании обеих сил, которые идеально предрасположены к взаимодействию.
Одностороннее переразвитие одной из них за счет другой приводит к пагубным
последствиям. В данной гексаграмме вся сила Света сосредоточена внизу, а
сила Тьмы — наверху. Поэтому, если принять во внимание указанные выше
направленности их движения: Свет — вверх, а Тьма — вниз, то ясно, что
здесь, чем где-либо, они приходят во взаимодействие, имея самый широкий
доступ друг к другу. Можно это рассматривать и с другой стороны:
внутреннее здесь заполнено чистой силой творчества, а вовне ему предстоит
исполнение, т.е. полная возможность осуществления творческого замысла,
которому ничто не оказывает сопротивления, а внешняя среда в полнейшей
податливости подчиняется ему. Поэтому неудивительно, что эта максимальная
возможность созидания в традиции ицзинистов приурочена к весне как к
периоду максимального развития творчества в природе. По мифологическим
воззрениям Китая, весной активная сила Света действует изнутри, от корня
растений, обусловливая их рост, а сила Тьмы, как материя, обрастает ее и
сообщает внешнюю видимость, реализованность творящей силе Света, как бы
облекает ее, и она получает возможность полнейшего развития, ибо в данной
ситуации приходит все великое, а ничтожное — отходит. Однако это не может
длиться вечно, это лишь временная ситуация, которая, как весна осенью,
должна смениться противоположной ситуацией, выраженной в следующей (12)
гексаграмме. В их чередовании выражается природный ритм, в котором
разрушение столь же необходимо, как и созидание. Тут невольно вспоминаются
слова Гете: «Природа изобрела смерть, чтобы иметь много жизни». — В
переводе на понятия, касающиеся процесса познания, — это та ситуация,
когда после наступления достигается полная гармония между накопленным
прежде знанием, приобретенным вновь, до такой степени, что грань между
ними стирается, и они представляют собой единую сумму знания, стоящего к
тому же в полной гармонии к его осуществлению. Такой понимание возникает в
произведениях комментаторов больше из общей теории и из образа самой
гексаграммы, чем из весьма лаконичного текста:
Расцвет. Малое уходит, великое приходит. Счастье. Развитие.
1
Здесь начинает свое действие сила Света, идущая снизу вверх, изнутри
наружу. Ее действие не ограничивается одной этой позицией, но
распространяется и на следующие, занятые той же силой Света. Она здесь
увлекает за собой все, органически связанное с ней. Если каждой силой и
вызывается к жизни противодействие, то здесь — тот момент, когда оно
подчинено. Но противодействие может быть как внутренним, выступающим,
например, в сфере этики (как соблазн, действующий внутренне), так что,
пока оно не разоблачено, оно предстает как собственное волеизъявление
деятеля, так и внешним, не увлекающим деятеля, а подавляющим его.
Увлечение и насилие — вот два, так сказать, искусителя, отклоняющие
деятеля от его нормального пути. На данной позиции, представляющей
наибольшую глубину внутренней сферы деятеля, в ситуации победы над
сопротивлением и гармонического единства противоположностей, это победа в
первую очередь над внутренним искушением. В результате ее и внешнее
давление становится вполне преодолимым, и поход против него должен
увенчаться успехом. Поэтому Центральное стремление вовне здесь закономерно
и приносит лучшие плоды. В тексте это облечено в следующий образ:
В начале сильная черта. Когда рвут тростник, то (другие стебли) тянутся за
ними, так как он растет пучком. Поход — к счастью.
2
В кульминации внутреннего раскрытия творческой силы Света она должна
простираться решительно на все. Ею должна быть охвачена даже периферия,
даже самые упадочные элементы должны быть приняты ею так же, как и те, что
полны решимости и силы, те, которые отваживаются «всплыть на реке» —
выбиться в жизни. Здесь недостаточно ограничиться содействием близким,
родственным силам, как это было на предыдущей ступени. При универсальности
действия силы творчества на данной ступени ее развития не должны быть
оставлены и «дальний», ибо здесь гибнет самое понятие личных
привязанностей, как и все, ограничивающее личными интересами
универсальность и объективный размах творчества. Такая личная дружба линь
помешала бы целеустремленности — качеству, которое здесь заслуживает
особого поощрения, ибо целью здесь является творческое воздействие на все,
окружающее деятеля. При таких условиях уже ничто вовне не может оказать
подавляющего действия на него, и тем самым и внутренний аспект сил
сопротивления не может совратить его, ибо вся его устремленность
направлена вовне. Текст развивает эти мысли следующей формулой:
Сильная черта на втором месте. Охвати и окраины. Примени всплывающих на
реке. Не оставляй дальних. (Личной) дружбе — конец. Удостоишься похвалы за
целеустремленные действия.
3
Даже в такой удачной ситуации кризис все же остается кризисом, ибо здесь
впервые совершается реально переход от внутреннего к внешнему. Здесь
творчество соприкасается с окружающей средой, в которой оно должно
проявиться. Это не может быть лишено трудностей, и, как напоминание об
ограниченности во времени всякого творчества, звучат первые слова текста,
ясные и без комментария. Но стойкость самой силы творчества дает здесь
возможность перенести трудности. Внутренняя правдивость творчества здесь
столь органически присуща ему, что оказывается излишним заботиться о ней,
ибо недостатка в силах, питающих ее, не будет. В этом смысле понимается
текст:
Сильная черта на третьем месте. Нет глади (которая осталась бы) без
выбоин; нет ухода без возвращения. Если в трудностях будешь стойким, — то
хулы не будет. Не печалься о своей правде: в пище будет благополучие.
4
Мы видели, что в данной гексаграмме выступают во взаимном движении
навстречу сила Света и сила Тьмы. Последней присуще стремление вниз.
Здесь, на четвертой позиции, начинает впервые действовать сила Тьмы.
Поэтому здесь особенно выражается ее стремительный полет вниз. Сущность
исполнения — совершенно податливая и пластичная материя стремится облечь
творческий импульс, поднимающийся снизу. Только совместно с ним может
действовать сила Тьмы. Сама по себе она не насыщена действительностью, она
«не богата». Но если деятельность творчества не встречает никаких
препятствий и все его силы могут действовать совместно, начиная с первого
импульса (как это показано в тексте первой черты данной гексаграммы), то и
сила Тьмы здесь не задержится ничем в своем стремлении к творческой силе
Света. «Соседи» силы, действующей на данной позиции, — такие же силы Тьмы
на двух верхних позициях, — совершенно согласованы с ней. Поэтому и здесь,
как и на первой позиции, не требуется никакого предупреждения, например, о
необходимости искренних отношений с окружающими. Они здесь охвачены тем же
стремлением, и правдивость отношений здесь, разумеется, сама собой.
Благодаря этому здесь возможна столь полная победа над противоборствующими
силами, что они, будучи здесь подчинены полной гармонии достигнутого
прежде и приобретенного в настоящем, из противника превращаются в
союзника. Преодоленное сопротивление становится движущей силой. — Здесь
имеется в виду тот момент в процессе познания, когда знание, накопленное
прежде, превращается из суммы идей, отличных от содержания нового
познания, в сумму идей, включенных с ним в единую систему и поэтому
поддерживающих его. Необходимо оговориться, что такое понимание текста
свойственно лишь комментаторам избранной нами приватной, критической школы
(особенно Вань И и Дяо Бао. Такие столпы официальной ортодоксии, как Чэн
И-чуано и Чжу Си, понимают это место совершенно иначе, деля фразы текста
иными знаками препинания, расставленных в иных местах. Но , как
справедливо указал уже Дяо Бао, оба они совершают грубую филологическую
ошибку, не учитывая древнейшего комментария «Сяо сян-чжуано»). Все эти
мысли выражены в тексте так:
Слабая черта на четвертом месте. Стремительно летящие вниз не богатые, (но
все они) из-за своей близости не (нуждаются) в предупреждении о
правдивости .
5
Уже на предыдущей ступени сила данной ситуации расцвета сказывается в ток,
что все тормозящие воздействия могут быть претворены в благотворные. На
данной позиции это достигает еще большей интенсивности благодаря тем
качествам, которые символизированы здесь. Это, во-первых, качество
податливости, отсутствия косности (слабая черта) у того, кто занимает
(пятую) позицию внешней, выявленной (верхняя триграмма) кульминации.
Во-вторых, это качество взаимопонимания высших и низших (выраженное в
«соответствии»). Такими качествами характеризуется, например, правитель,
не отрывающийся от управляемых им подданных, а наоборот, вступающий с ними
в самое тесное общение, роднящийся с ними. Это выражено в легенде о царе
И, отдавшем дочерей замуж за своих подданных, которым они, как жены,
должны были подчиниться, несмотря на свое происхождение. — Как бы ни было
возвышенно вновь приобретенное познание, — как бы ни были глубоки
заблуждения в прежде накопленном опыте, — здесь между ними происходит
такая гармонизация, что заблуждения уже не оказывают отрицательного
действия, и сама их ошибочность может быть использована для положительного
опыта, поскольку здесь полностью познана их ошибочность. Это возможно лишь
при конечной беспристрастности субъекта. В тексте здесь даны следующие
образы:
Слабая черта на пятом месте. Царь И выдал замуж своих дочерей и так
благословил (их) на изначальное счастье.
6
Уже указывалось, что даже этот максимальный расцвет есть лишь одна из
ситуаций. Как временная ситуация, он не может длиться вечно, а естественно
должен закончиться, т.е. перейти в свою противоположность — в упадок,
которому посвящена следующая гексаграмма. В самом деле, если каждая
гексаграмма изображает развитие данной ситуации во времени, а пятая
позиция выражает максимум этого развития, то шестая позиция уже может
выражать только упадок, только снижение достигнутых результатов. Кроме
того, это верхняя черта триграммы, исполнению которой свойственна как раз
не сила, а слабость (слабые черты), поэтому здесь интенсивнее чем где-либо
проявляется слабость субъекта. Все, что было ему подчинено на предыдущих
ступенях, начинает выходить из подчинения, приобретает самостоятельность,
и начинается распад. Он происходит с необходимостью, и к этому надо
отнестись, как, например, к естественному наступлению осени в круговороте
года. Во всяком случае, при слабости субъекта попытка применить войско не
приведет его к добру. Его воля не будет принята к исполнению, а, наоборот,
все ему подчинявшееся начнет изъявлять свою собственную волю: «из городов
будет изъявлена воля». Но не только активное вмешательство силой здесь не
приводит к благим последствиям. Даже одно косное и пассивное желание
сохранить достижение прошлого — здесь безрезультатно, ибо время упадка уже
наступает, а косное сохранение прошлого лишь задерживает в этом периоде
склонения к упадку. Будет лишь потеряно непроизводительно время, о котором
придется пожалеть. Текст это выражает так:
Наверху слабая черта. Городской вал (падает) обратно в ров. Не применяй
войско. Из мелких городов будет изъявлена (собственная их) воля. Стойкость
— к сожалению.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Творчество и
крепость. Для ничтожного поход и любое начинание — к счастью, потому что
внешнее будет закономерно подчиняться его творчеству. Но для
совершенномудрого отсутствие проявлений абсолюта во внешнем — к
сожалению.
Интерпретация Хейслип
Не стоит забывать своих друзей, когда счастье явно благоволит вам и
карьера ваша продвигается вперед. Но в то же время не
будьте легкомысленны и небрежны. Если вы хотите, чтобы везение и
успех сопутствовали вам как можно дольше, попробуйте подкрепить их
успехами в других областях. Желание ваше исполнится, но не торопитесь
и не старайтесь искусственно ускорить ход событий. Сейчас вы,
по-видимому, склонны сорить деньгами. Удерживайте себя, не переоценивайте
свои финансовые возможности.
  30. Ли. СияниеКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров к счастью.
- Путаница поступков. — Но (если) отнесешься к ним серьезно, хулы не
будет.
- Желтое сияние. — Изначальное счастье.
- Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному
кувшину, то вздохи глубокого старца. — Несчастье.
- Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отвержение!
- Выступившие слезы льются потоком. (Но будут сочувственные) вздохи
близких. — Счастье.
- Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. (Ему надо)
казнить главарей и переловить тех, кто не предан ему. — Хулы не будет.
Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием
гексаграммы. По символике образов «Книги Перемен» триграмма ли является
знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с
древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует
сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли
имеет также значение «крепко держаться за что-нибудь». Поэтому
комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и
говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего
человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его,
нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и
нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это
умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как
побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая
самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться
той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с
полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие
и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того,
для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по
символике животных в «Книге Перемен» корова является податливой
исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то,
что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной
ситуации перейти к чему-то новому, иному. Только принимая это во внимание,
можно понять несколько неожиданный и бессвязный образ, данный в тексте:
Сияние. Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров — к счастью.
1
Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то,
несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши
познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще
вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша
деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой
неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки
предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления.
Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки,
чем исправлять их после того, как они уже совершены. Так, текст говорит об
этом следующее:
В начале слабая черта. Путаница поступков. Но если отнесешься к ним с
серьезностью, хулы не будет.
2
Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет
является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая,
как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из
внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более
совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь
чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг
человека:
Слабая черта на втором месте. Желтое сияние. Изначальное счастье.
3
Поскольку третья позиция является концом нижней триграммы и переходом к
следующей, постольку в ней совершенно естественно появление образа заката,
будет ли это закат, понимаемый реально, или закат, понимаемый в переносном
смысле. Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является
позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным
образом. Но песня-аккомпанемент такого «постукивания по глиняному
кувшину», очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже
в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней,
похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент. Итак, текст
говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сияние солнечного заката. Если не песня
под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого сердца.
Несчастье.
4
В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный,
внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в
афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих
ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о
материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение,
горение, выраженное во второй черте. Поэтому текст только констатирует:
Сильная черта на четвертом месте. Внезапно наступает это! Сгорание,
отмирание, отверженность.
5
Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то
верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не
внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И
поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней
триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для
наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что
сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания,
который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же
ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение
счастливого исхода. Об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Выступившие слезы льются потоком. Но будут
сочувственные вздохи близких. Счастье.
6
С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение
окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за
пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст,
сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это
настроение:
Наверху сильная черта. Царю надо выступить в карательный поход. Будет
радость. Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему.
Хулы не будет.
Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления
абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный
человек может этих
закономерностей не постичь и в его поступках появится
путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то
в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно
безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и
неопределенностью — войну, например.
Интерпретация Хейслип
Вам кажется, что все обстоит прекрасно, хотя на самом деле
это не так. Скорее, вы сейчас сознательно обманываете себя, находясь
в плену иллюзий. Прислушайтесь к советам своего друга. Вы склонны
к тому, чтобы целиком положиться на фортуну, поскольку судьба в данный
момент благоволит к вам. Это впечатление обманчиво, оно может
ввести в заблуждение и нанести вам серьезный ущерб. Желания ваши
исполнятся благодаря вмешательству человека старше вас. Возможно,
вас ожидают крупные успехи в делах, связанных с сочинительством и
посредничеством. Следует прислушаться к тому, что говорят люди.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого