
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  12. Пи. УпадокКанонический текcт
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна
благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
- Охвати примыкающих (к тебе). — Ничтожным людям — счастье. Великому
человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
- (Будешь) охвачен стыдом.
- Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится
благословение (неба).
- Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет
(упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
- Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.
Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает
столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось
всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое
выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля»,
т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме
«О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на
рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал
и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике,
а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая
противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба
и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма
«творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма
«исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними
взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое —
приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне,
то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь
приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма
активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком
комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет
«негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной
ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в
содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных
элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают
иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных
элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо
приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается
то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв
и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь
активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике
познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности
мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от
истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения
познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной
гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя
последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько
указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д.,
необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме
заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего
плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей
подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии
следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы
отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое
подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм
данной гексаграммы следующий:
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека.
Великое отходит; малое приходит.
1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не
дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна
совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность
может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда
еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред
«почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что
вполне истинно. В тексте это выражено так:
В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним,
так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.
2
Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь
дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная
позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет
правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества»,
символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед
человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это
счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста.
Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация
остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том,
что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если
он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии.
Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь
усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних
ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает
громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению
для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком,
живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:
Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям —
счастье. Великому человеку — развитие в упадке.
3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в
ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении
упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его,
ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от
упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой
«творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же
максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому,
что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может
изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека
невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда,
и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена
лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное,
и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту
сторону процесса:
Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.
4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как
милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более
благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный
характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой
период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и
небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим
воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают.
Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие
неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится
безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь
действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно
они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это
характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить
ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было
принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована
со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека,
ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:
Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).
5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает
возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую
деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен.
Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и
бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том,
что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной)
чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила
здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет
правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте.
Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека,
который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще
не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность.
Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не
погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом
укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно
вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий,
должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка.
В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами
прозой):
Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку —
счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей
шелковицы.
6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая
деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает
момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на
предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя
чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти
истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется
упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает
радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации,
охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка
выражено следующими словами:
Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом
радость.
Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные
люди
неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать
творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь
исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для
благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает,
что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют
проявится творчеству, что все
силы уходят на ответные действия, которые
заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним
и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается:
великому человеку — счастье.
Интерпретация Хейслип
Вы неравнодушны к тому, что происходит вокруг, многое вам неясно.
К вам тянутся люди, недостойные вас. Старайтесь быть бдительными
и предусмотрительными, не стоит начинать сейчас каких-либо серьезных
дел. Вас часто не понимают; возможна ссора с одним из ваших друзей,
причем даже без достаточных на то оснований. Желания ваши в большинстве
своем исполнятся, но не сразу. Положение дел скоро изменится;
старайтесь прислушиваться к советам начальства, но решения принимайте
по собственному усмотрению.
  24. Фу. ВозвратКанонический текcт
Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь. Через семь дней — возврат. Благоприятно
иметь, куда выступить.
- Возвращение не издалека. — (Дело) не будет доведено до раскаяния.
Изначальное счастье.
- Прекрасное возвращение. — Счастье.
- Постепенное возвращение. — Опасность, но хулы не будет.
- Верное движение. Самостоятельное возвращение.
- Полноценное возвращение. — Раскаяния не будет.
- Заблуждающееся возвращение. — Несчастье. Будут стихийные бедствия
и беды, (вызванные самим человеком. Если) применить действие войском, (то
в) конце концов будет великое поражение. Для государя такой страны — несчастье. Даже
до десяти лет нельзя предпринимать карательные походы.
Уже в самом начертании данной гексаграммы символически выражено ее
основное значение. Когда гексаграмма Исполнение, состоящая только из
теневых черт, заканчивает свое действие, то ее замена происходит оттого,
что к ней «приходит» (т.е. вступает в нее снизу) одна световая черта.
Вновь полученная гексаграмма символизирует то время, когда после самого
темного времени в году, после времени, предшествующего зимнему
солнцевороту, свет вновь начинает прибывать и наступает возврат к светлой
половине года. Вначале это возвращение света едва заметно: и в графике
единственная световая линия находится в самом низу; она покрыта всеми
силами тьмы. Но именно ей суждено дальнейшее ее развитие. При этом ее
развитие настолько неизбежно, что силы тьмы не могут ей препятствовать.
Наоборот, они лишь всемерно способствуют развитию света. Все его действия
протекают в дальнейшем без малейшей торопливости, ибо торопливость была бы
только признаком неестественности развития. Все силы, как друзья, приходят
здесь на помощь свету, который возвращается на свой собственный путь
развития. Рано или поздно (хотя бы через «семь дней») свет возвращается к
своему действию, прерванному на время действия тьмы, и перед началом его
развития все благоприятствует его выступлению. Концепция, лежащая в основе
данной гексаграммы, да и в основе того, что она помещена непосредственно
после гексаграммы Разрушение, — это то, что всякая ситуация, в том числе и
Разрушение, — процесс, протекающий во времени, рано или поздно приходящий
к концу. Пожалуй, в момент, когда Разрушение заканчивается, ничто не может
стоять к нему в более тесной связи, чем Возврат. Ибо если бы даже вслед за
Разрушением допустить любой иной процесс, то все же его исходной точкой
будет прекращение разрушения и возврат к неразрушению, к созидательной
деятельности. Вот почему в тексте данной гексаграммы читаем:
Возврат. Свершение. В выходе и входе нет торопливости. Друзья придут, и
хулы не будет. Обратно вернешься на свой путь. И через семь дней —
возврат. Благоприятно иметь куда выступить.
1
Когда дело испорчено еще незначительно, то и возвращение на верный путь не
требует больших усилий. Рассматривая процесс возвращения, мы, прежде
всего, можем указать на такое возвращение не издалека. Для него может и не
потребоваться особый и новый акт познания. Достаточно и прежде
накопленного опыта, ибо ошибки еще не зашли настолько далеко, чтобы
вызывать раскаяние. Несмотря на такую малую затрату сил для возвращение
все же совершенно полноценно и может до конца искупить совершенную прежде
ошибку. А раз она будет погашена сполна, то и «изначальное счастье» не
может быть ею омрачено ни в какой степени. Вот почему в тексте сказано:
В начале сильная черта. Возвращение не издалека. (Дело) не доведено до
раскаяния, (и поэтому) изначальное счастье.
2
Но если заблуждение было и более глубокое, все же и от него, возможно,
вернуться на правый путь. Однако для этого уже необходимо нечто большее,
чем усилия, описанные на предыдущей ступени. Гармоническое единство
разума, приобретенного в прошлом, и нового акта познания может здесь
привести к прекрасно произведенному возвращению. Оно прекрасно именно в
ситуации в силу этой гармонии. Она символически выражена в контексте
данной гексаграммы и тем, что это она, четная, занята слабой чертой, что
означает гармоническое соответствие сил и положения. Поэтому лаконичный
текст гласит только:
Слабая черта на втором месте. Прекрасно возвращение. Счастье.
3
Данная гексаграмма — одна из благоприятных. Поэтому момент кризиса здесь
протекает до некоторой степени свое влияние. Здесь уже возможна та
гармония, которая была указана на предыдущей ступени. Графически это
выражено и третьей, не центральной позицией, и дисгармонией между нечетной
позицией и слабой чертой. Поэтому здесь описание такого возвращения,
которое не проходит как простой, мгновенный процесс. Здесь возможно лишь
как постепенное, колеблющееся возвращение. И если даже всякое колебание
лишь усиливает опасности, делая положение ужасным, то все же, в силу
благоприятности данной ситуации в целом, дурного исхода ожидать, здесь не
следует. В тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Постепенное возвращение. Ужасно. Но хулы не
будет.
4
Эта позиция в данной гексаграмме описывает последнее положение, в котором
еще возможна поддержка от активно действующего светлого начала первой
позиции. Оно здесь еще возможно, и это выражено правильным соответствием
первой и четвертой черт, световой и теневой, тяготеющих друг к другу.
Однако здесь из прошлого лишь поддержка, но не соединение действий. Даже
можно сказать, что на этой ступени впервые может ощущаться одиночество
действия, но тем самым и самостоятельность в нем. При этом тому, кто так
действует, прежде всего, надо иметь в виду полную необходимость того, о
чем предупреждает текст с самого начала данного афоризма:
Слабая черта на четвертом месте. В верных поступках. Одинокое возвращение.
5
Возвращение, как погашение ошибки, может быть полноценным лишь после того,
как пройдена предыдущая ступень: только после нее можно допустить
непринужденность, а тем самым и полноценность отказа от ошибки и
свободного возвращения к истине. Здесь это полноценное возвращение
совершается даже без поддержки из прошлого (ибо соответствия между слабыми
чертами — второй и пятой — здесь нет.) Поэтому можно было бы, по крайней
мере, сомневаться в успехе такого возвращения. Однако благоприятность
гексаграммы и самой пятой позиции отвергает сомнения, и текст здесь
заверяет:
Слабая черта на пятом месте. Полноценное возвращение. Раскаяния не будет.
6
После того как достигнута ступень полноценного возвращения, никакое иное
возвращение уже невозможно, ибо оно здесь уже перестает быть самим собой,
и превращается в мертвую и механическую реставрацию. Она же безжизненна с
самого начала и может привести лишь к бедствию. При этом такое бедствие,
вызванное не естественным ходом развития мира, а собственный деятельностью
реставратора, влечет наряду с собой и бедствия стихийного порядка, по
мнению древнекитайских авторов данного текста. Представления о воздействии
моральных качеств на процессы природы — исконное для Китая представление.
Оно отмечено еще в главе «Великий план» («Хунь фань») из «Шуцзина». По
этой главе именно моральные качества государя отображается в
метеорологических явлениях. Но не только в них, в политической жизни
реставраторство не может вызвать ничего, кроме поражения, которого не
восстановить на протяжении долгих лет. Об этом с полной определенностью
говорит текст:
Наверху слабая черта. Заблуждающееся возвращение. Несчастие. Будут
стихийные и личные беды. Если и применишь действующие войска, то, в конце
концов, будешь наголову разбит. Несчастие для государя данной страны. До
десяти лет поход не будет возможен.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем —
Возбуждение и
подвижность. Во внешнем все предопределено и закономерно. Поэтому если
начать дело по собственной инициативе, творчески то, не встречая
неожиданностей во внешнем, оно должно и развиваться творчески. Но в
триграмме Подвижность вторая и третья черты сплошные. Это может
означать, что человек отказался от первоначального замысла и вернулся к
предопределенному ходу
событий. Подвижность во внутреннем в сочетании
с исполнением и неизменностью во внешнем, означает что человек топчется
на месте, все время возвращаясь туда откуда начал. Для ничтожного человека
эта стабильность — хорошо, но для благородного — несчастье.
Интерпретация Хейслип
Вы расстроены сейчас, потому что считаете, что совершенно запутались.
Но все это не так трудно преодолеть, как вам кажется, проявите
только терпение. Причем решающим окажется для вас некоторый
вполне определенный срок — семь дней, или семь недель, или семь месяцев.
Вы действительно находитесь накануне больших перемен в судьбе.
Немного терпения — и все образуется. Постарайтесь также скопить
немного денег. Это пригодится вам.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого