
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  12. Пи. УпадокКанонический текcт
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна
благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
- Охвати примыкающих (к тебе). — Ничтожным людям — счастье. Великому
человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
- (Будешь) охвачен стыдом.
- Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится
благословение (неба).
- Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет
(упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
- Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.
Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает
столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось
всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое
выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля»,
т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме
«О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на
рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал
и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике,
а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая
противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба
и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма
«творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма
«исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними
взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое —
приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне,
то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь
приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма
активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком
комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет
«негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной
ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в
содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных
элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают
иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных
элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо
приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается
то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв
и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь
активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике
познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности
мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от
истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения
познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной
гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя
последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько
указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д.,
необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме
заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего
плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей
подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии
следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы
отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое
подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм
данной гексаграммы следующий:
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека.
Великое отходит; малое приходит.
1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не
дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна
совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность
может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда
еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред
«почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что
вполне истинно. В тексте это выражено так:
В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним,
так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.
2
Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь
дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная
позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет
правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества»,
символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед
человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это
счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста.
Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация
остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том,
что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если
он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии.
Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь
усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних
ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает
громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению
для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком,
живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:
Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям —
счастье. Великому человеку — развитие в упадке.
3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в
ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении
упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его,
ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от
упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой
«творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же
максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому,
что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может
изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека
невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда,
и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена
лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное,
и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту
сторону процесса:
Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.
4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как
милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более
благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный
характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой
период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и
небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим
воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают.
Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие
неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится
безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь
действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно
они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это
характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить
ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было
принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована
со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека,
ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:
Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).
5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает
возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую
деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен.
Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и
бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том,
что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной)
чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила
здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет
правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте.
Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека,
который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще
не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность.
Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не
погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом
укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно
вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий,
должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка.
В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами
прозой):
Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку —
счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей
шелковицы.
6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая
деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает
момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на
предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя
чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти
истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется
упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает
радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации,
охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка
выражено следующими словами:
Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом
радость.
Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные
люди
неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать
творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь
исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для
благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает,
что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют
проявится творчеству, что все
силы уходят на ответные действия, которые
заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним
и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается:
великому человеку — счастье.
Интерпретация Хейслип
Вы неравнодушны к тому, что происходит вокруг, многое вам неясно.
К вам тянутся люди, недостойные вас. Старайтесь быть бдительными
и предусмотрительными, не стоит начинать сейчас каких-либо серьезных
дел. Вас часто не понимают; возможна ссора с одним из ваших друзей,
причем даже без достаточных на то оснований. Желания ваши в большинстве
своем исполнятся, но не сразу. Положение дел скоро изменится;
старайтесь прислушиваться к советам начальства, но решения принимайте
по собственному усмотрению.
  42. И. ПриумножениеКанонический текcт
Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятен брод через великую
реку.
- Благоприятствует необходимость вершить великие дела. Изначальное
счастье. — Хулы не будет.
- Можно и приумножить то, (в чем недостаток). Черепаха — оракул (ценой
в) десять связок (монет. От его указаний) невозможно отклониться. Вечная
стойкость — к счастью. Царю надо (проникнуть) с жертвами к богам. — Счастье.
- Если приумножить это, то с необходимостью (накличешь) несчастья
делу. Хулы не будет. Обладая правдой, пойдешь верным путем, заявишь (об этом)
князю и поступишь (по его) мановению.
- (Если), идя верным путем, заявишь (об этом) князю, (то) за (тобою)
пойдут. Благоприятствует необходимости, создав (себе) поддержку, перенести
столицу.
- Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца (людей, но) не спрашивай
(их об этом). — Изначальное счастье. Обладание правдой облагодетельствует
(и) твои собственные достоинства.
- Ничто не преумножит это, (а), пожалуй, разобьет это. В воспитании
сердец не будь косным. (Иначе) — несчастье.
То, о чем будет, говорится в данной гексаграмме, уже было частично
намечено в предыдущей. Убавление отрицательных сторон приводит к
приумножению положительных. Но само собой такое приумножение положительных
сторон возможно лишь в том случае, если злу противопоставляется активное
создание добра, а не простое выжидание. Поэтому в ситуации Приумножения
чрезвычайно важно сохранение и действие той внутренней правдивости,
которая намечалась уже из предыдущей ситуации. Здесь сама ситуация
предполагает к тому, чтобы, исходя из внутренней правдивости, предпринять
какое-нибудь серьезное и большое дело, ведущее к крупным переменам. В этом
смысле говорит текст:
Приумножение. Благоприятно иметь куда выступить. Благоприятен брод через
великую реку.
1
Многое из того, что происходит в этой ситуации, было уже намечено в
предыдущем. Первая позиция, которая представляет собою преемницу всей
предыдущей ситуации, особенно предрасположена к тому, чтобы совершить те
великие действия, о которых говорит основной афоризм. Произведение великих
действий здесь является уже чем-то необходимым. И только при наличии такой
деятельности, которая идет по пути приумножения не только своих
собственных достоинств, но и всего окружения, осуществится тот
благоприятный исход, который идеально может быть мыслим здесь. В этом
смысле говорит текст:
В начале слабая черта. Благоприятствует необходимости вершить великие
дела. Изначальное счастье. Хулы не будет.
2
Тот афоризм, который был нами рассмотрен на пятой позиции предыдущей
гексаграммы, здесь находится на подобающем месте. Поэтому, не повторяя
объяснения образов данного афоризма, которое было сделано выше,
непосредственно переводим самый афоризм. Он, правда, осложнен здесь еще
указанием на жертвоприношение, но оно является лишь развитием основного
образа, уже рассмотренного выше. Текст здесь следующий:
Слабая черта на втором месте. Можно и приумножить то, в чем недостаток,
черепахой-оракулом ценой в 10 связок монет. От его указаний невозможно
уклонится. Вечная стойкость — к счастью. Царю надо проникнуть — жертвами к
богам. Счастье.
3
На пользу человеку может быть не только помощь, которую ему оказывает
кто-нибудь другой. Но, как это ни странно, и противодействие, оказываемое
человеку, может быть направлено ему на пользу и на приумножение его
достоинств и сил, ибо в борьбе с препятствиями человек может закалить и
укрепить свои, уже присущие ему силы. Здесь сказывается влияние шестой
позиции, которая не столько способствует и помогает третьей, сколько
противоборствует ей, ибо в ней процесс приумножения уже заканчивается. Но
при наличии необходимой внутренней правдивости, при умении совершать
нужные и верные поступки именно это противодействие может привести
человека к благоприятному исходу. Он не должен скрывать свои силы,
приобретенные на других путях. Но в своей деятельности он должен иметь
перед собой некий руководящий образец, ибо его собственной силы для
определенной своей деятельности здесь еще не хватает, так как здесь
процесс приумножения еще не доведен до предельной высоты. Поэтому довольно
пространный текст говорит следующее:
Слабая черта на третьем месте. Приумножай и при посредстве несчастных
событий. Хулы не будет. Если сам, обладая правдой, пойдешь верным путем,
если заявишь об этом князю и поступишь по его мановению, то хулы не будет.
4
Те крупные события и действия, о которых говорилось в общем, афоризме ко
всей гексаграмме, здесь могут быть доведены до их реализации. Одним из
образов крупных действий, значительных и отмечавшихся в истории, в древнем
Китае рассматривалось перенесение столицы. При нем царь должен был,
конечно, считаться с голосом своих вассалов, и, только найдя в них
поддержку, он мог решаться на перенесение столицы. Так расшифровывается
данный текст, в образах которого по существу говорится лишь о предприятии
какого-нибудь серьезного дела, которое затрагивает не только самого
деятеля, но и его окружение. В тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Если, идя верным путем, заявишь об этом
князю, то все за тобой пойдут. Благоприятствует необходимости, создав себе
поддержку, перенести столицу.
5
Верхняя триграмма символизирует внешнее, равно как и деятельность,
направленную вовне, поэтому приумножение, которое имеется в виду здесь, не
может быть направлено исключительно на свою собственную пользу. Здесь
более чем где бы то ни было, выступает необходимость. Направить
приумножение на окружающих людей, в особенности на людей, стоящих ниже в
каком бы то ни было смысле. Здесь необходимо, как говорит текст,
облагодетельствовать людей. Но помощь, оказываемая извне, была бы лишь
искажением этой помощи, если бы оказавший милость спрашивал людей, которые
получили что-нибудь от него, о том, хорошо ли им стало. Такая помощь
производила бы впечатление, в конце концов, корыстного действия. Если
человек может воздержаться от этого и производит великие действия для
окружающих бескорыстно, то, в конце концов, это повышает и его собственные
моральные качества. В таком смысле текст говорит здесь:
Сильная черта на пятом месте. Обладая правдой, облагодетельствуешь сердца
людей, но не спрашивай их об этом. Изначальное счастье. Обладание правдой
облагодетельствует и твои собственные достоинства.
6
Характер действия этой позиции уже был отмечен нами при рассмотрении
третьей позиции. Это тоже оказание пользы и помощи другим, но оказывается
эта помощь своеобразно, не столько непосредственным приумножением их
достоинств, сколько оказанием препятствий их действиям. Однако если бы
человек, действующий исходя из этой позиции, стремился исключительно
ставить препятствия, то он не был бы на верном пути. Косность в этом
отношении была бы пагубной для себя самого, ибо окружающими была бы
воспринята не столько его своеобразная воспитательная деятельность,
сколько его суровость, граничащая с жестокостью. Поэтому текст говорит
здесь:
Наверху слабая черта. Ничего не приумножит это, а, пожалуй, разобьет это.
При воспитании сердец не будь косным. Иначе — несчастье.
Во внешнем — Утончение и проникновенность, во внутреннем Возбуждение и
подвижность. Подвижность во внутреннем приводит к утончению
во
внешнем. Это приумножение. Оно всегда благоприятно для ничтожного
человек, так как увеличивает в наблюдаемом мире число проявлений
абсолюта. Но для благородного подвижность означает увеличение
предсказуемости его действий, которые только начинаются с проявлений Ян,
поэтому эта ситуация не является для него однозначно благоприятной.
Интерпретация Хейслип
Данное время благоприятно выдающимся личностям. Но и для
остальных людей оно также плодотворно. Осуществится задуманное, будет
оплачено сделанное. И вы сможете оказать помощь другим. Некое
порученное вам дело обернется личной выгодой для вас. Вам также
готовятся сделать выгодное предложение. Желание ваше исполнится, не
без помощи вышестоящего лица. Есть возможность существенно поправить
свои финансовые дела, причем в самом ближайшем будущем.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого