
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  12. Пи. УпадокКанонический текcт
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна
благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
- Охвати примыкающих (к тебе). — Ничтожным людям — счастье. Великому
человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
- (Будешь) охвачен стыдом.
- Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится
благословение (неба).
- Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет
(упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
- Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.
Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает
столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось
всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое
выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля»,
т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме
«О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на
рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал
и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике,
а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая
противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба
и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма
«творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма
«исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними
взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое —
приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне,
то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь
приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма
активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком
комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет
«негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной
ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в
содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных
элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают
иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных
элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо
приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается
то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв
и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь
активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике
познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности
мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от
истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения
познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной
гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя
последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько
указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д.,
необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме
заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего
плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей
подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии
следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы
отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое
подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм
данной гексаграммы следующий:
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека.
Великое отходит; малое приходит.
1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не
дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна
совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность
может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда
еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред
«почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что
вполне истинно. В тексте это выражено так:
В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним,
так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.
2
Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь
дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная
позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет
правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества»,
символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед
человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это
счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста.
Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация
остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том,
что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если
он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии.
Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь
усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних
ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает
громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению
для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком,
живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:
Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям —
счастье. Великому человеку — развитие в упадке.
3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в
ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении
упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его,
ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от
упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой
«творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же
максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому,
что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может
изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека
невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда,
и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена
лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное,
и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту
сторону процесса:
Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.
4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как
милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более
благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный
характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой
период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и
небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим
воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают.
Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие
неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится
безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь
действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно
они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это
характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить
ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было
принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована
со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека,
ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:
Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).
5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает
возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую
деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен.
Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и
бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том,
что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной)
чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила
здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет
правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте.
Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека,
который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще
не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность.
Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не
погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом
укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно
вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий,
должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка.
В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами
прозой):
Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку —
счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей
шелковицы.
6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая
деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает
момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на
предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя
чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти
истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется
упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает
радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации,
охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка
выражено следующими словами:
Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом
радость.
Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные
люди
неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать
творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь
исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для
благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает,
что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют
проявится творчеству, что все
силы уходят на ответные действия, которые
заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним
и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается:
великому человеку — счастье.
Интерпретация Хейслип
Вы неравнодушны к тому, что происходит вокруг, многое вам неясно.
К вам тянутся люди, недостойные вас. Старайтесь быть бдительными
и предусмотрительными, не стоит начинать сейчас каких-либо серьезных
дел. Вас часто не понимают; возможна ссора с одним из ваших друзей,
причем даже без достаточных на то оснований. Желания ваши в большинстве
своем исполнятся, но не сразу. Положение дел скоро изменится;
старайтесь прислушиваться к советам начальства, но решения принимайте
по собственному усмотрению.
  46. Шэн. ПодъемКанонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
скорби. Поход на юг — к счастью.
- Как подобает, поднимайся. — Великое счастье.
- Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву. Хулы
не будет.
- Поднимешься в пустой город.
- Царю надо проникнуть к горе Ци. — Счастье, хулы не будет.
- Стойкость — к счастью. Подъем на ступени.
- Скрывающийся из виду подъем. — (Будет) благоприятен (он) от непрерывной
стойкости.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь
сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает
на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу
гексаграммы мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, вверху
мы имеем триграмму кунь, которая символизирует землю. Так указывается
образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь
толщу земли и растет. Уже в этом движении дерева дано указание возможности
развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того,
благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления,
но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего
человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не
приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности,
упоминает еще только о том, что поход на юг — к счастью. Юг
рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального
проявления, а поэтому место проявления вообще. Так, в тексте мы читаем:
Подъем. Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби! Поход на юг — к счастью.
1
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным
моментом, необходимо только одно — строго отдавать себе отчет в том,
каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять. Поэтому текст
здесь, отмечая лишь безусловно положительный ход процесса, говорит:
В начале слабая черта. Как подобает, подымайся. Великое счастье.
2
Умение подыматься правильно — это самое главное свойство, которое является
иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При
подъеме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в
этот подъем. Существенно только правильное его проведение и движение
неуклонно вверх. Текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. Будь правдивым, и тогда это будет
благоприятствовать приношению незначительной жертвы. Хулы не будет.
3
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может
быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты.
Все три линии верхней триграммы прерваны посредине. Это символизирует
пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город
является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы кунь. Поэтому здесь
говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в
переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъема, если
ограничиться подъемом только на этой ступени. Это ясно, если принять во
внимание третью позицию как позицию кризиса. Вот почему в тексте мы
находим только:
Сильная черта на третьем месте. Поднимаешься в пустой город.
4
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю,
рассматривается при помощи другого образа — образа горы Ци. Само название
«гора Ци», несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может,
ибо мы относим составление «Книги Перемен» не к традиционной дате, а к
более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст.
Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем
вполне благополучен; о нем текст «Книги Перемен» говорит дважды как о
приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на
четвертой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ
на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду
деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближенном. Действует,
собственно говоря, не приближенный, но для окружающих вся деятельность
сосредоточена в нем. В таком смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Царю надо проникнуть к горе Ци. Счастье.
Хулы не будет.
5
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо,
как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже
это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им
значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед
человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое
собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на
более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне
действенна. Поэтому надо понимать, что подъем идет по ступеням, и,
несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу
жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъема, должен
оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая
его, движутся вверх. В этом смысле расшифровывается в комментаторской
литературе текст:
Слабая черта на пятом месте. Подъем по ступеням. Стойкость — к счастью.
6
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на
шестой позиции данной ситуации не престает сказываться подъем. Правда,
характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя
проявленность качества данной ситуации в целом здесь стоит на заднем
плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой
максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъема,
уходящего из виду, но все-таки это подъем. И в силу указанной выше
совокупности мощи, приобретенной на предыдущей позиции, здесь текст
говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъема. Так, в тексте
мы читаем:
Наверху слабая черта. Скрывающийся из виду подъем. Он будет благоприятен
от непрерывной стойкости.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Утончение и
проникновение. При абсолютно закономерном и предсказуемом внешнем
проникнуть в проявления абсолюта во внутреннем — есть подъем к новым
высотам.
Интерпретация Хейслип
То, к чему вы так стремились и чему отдали так много сил и
энергии, скоро наконец исполнится, даст положительный результат.
Осталось совсем немного, соберитесь с силами и поработайте еще немного,
так же настойчиво и добросовестно, как и раньше. Сейчас вам
лучше всего действовать решительно и смело, нежели прятаться и
пассивно ждать. Положитесь на интуицию и здравый смысл, и желание
ваше тогда наверняка исполнится. Те мысли и идеи, которые сейчас
приходят к вам в голову, скорее всего принесут вам успех и в ваших
финансовых делах.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого