
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  12. Пи. УпадокКанонический текcт
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна
благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.
- (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним), так как
он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
- Охвати примыкающих (к тебе). — Ничтожным людям — счастье. Великому
человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого).
- (Будешь) охвачен стыдом.
- Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится
благословение (неба).
- Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет
(упадок)! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
- Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.
Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает
столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось
всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое
выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля»,
т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме
«О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на
рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал
и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике,
а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая
противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба
и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма
«творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма
«исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними
взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое —
приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне,
то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь
приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма
активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком
комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет
«негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной
ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в
содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных
элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают
иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных
элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо
приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается
то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв
и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь
активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике
познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности
мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от
истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения
познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной
гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя
последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько
указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д.,
необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме
заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего
плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей
подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии
следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы
отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое
подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм
данной гексаграммы следующий:
Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека.
Великое отходит; малое приходит.
1
Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не
дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна
совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность
может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда
еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред
«почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что
вполне истинно. В тексте это выражено так:
В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним,
так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.
2
Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь
дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная
позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет
правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества»,
символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед
человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это
счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста.
Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация
остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том,
что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если
он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии.
Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь
усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних
ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает
громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению
для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком,
живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:
Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям —
счастье. Великому человеку — развитие в упадке.
3
Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в
ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении
упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его,
ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от
упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой
«творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же
максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому,
что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может
изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека
невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда,
и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена
лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное,
и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту
сторону процесса:
Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.
4
Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как
милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более
благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный
характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой
период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и
небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим
воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают.
Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие
неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится
безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь
действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно
они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это
характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить
ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было
принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована
со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека,
ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:
Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).
5
Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает
возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую
деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен.
Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и
бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том,
что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной)
чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила
здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет
правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте.
Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека,
который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще
не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность.
Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не
погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом
укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно
вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий,
должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка.
В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами
прозой):
Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку —
счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей
шелковицы.
6
На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая
деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает
момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на
предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя
чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти
истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется
упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает
радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации,
охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка
выражено следующими словами:
Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом
радость.
Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные
люди
неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать
творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь
исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для
благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает,
что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют
проявится творчеству, что все
силы уходят на ответные действия, которые
заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним
и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается:
великому человеку — счастье.
Интерпретация Хейслип
Вы неравнодушны к тому, что происходит вокруг, многое вам неясно.
К вам тянутся люди, недостойные вас. Старайтесь быть бдительными
и предусмотрительными, не стоит начинать сейчас каких-либо серьезных
дел. Вас часто не понимают; возможна ссора с одним из ваших друзей,
причем даже без достаточных на то оснований. Желания ваши в большинстве
своем исполнятся, но не сразу. Положение дел скоро изменится;
старайтесь прислушиваться к советам начальства, но решения принимайте
по собственному усмотрению.
  51. Чжэнь. Возбуждение Канонический текcт
Свершение. Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а потом)
засмеешься: ха-ха! Молния и пугает за сотни верст, (но она) не приведет
к утрате (и) ложки жертвенного вина.
- Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а) потом за смеешься:
ха-ха! Счастье.
- (Когда) молния приходит, (она) опасна. (Ты можешь) сто тысяч (раз)
утратить (свои) богатства, (но) поднимаешься на девятую высоту. — Не гонись.
(Через) семь дней (и так) обретешь.
- От молнии растеряешься. (Но, как) молния, действуй — и не (вызовешь) беды.
- Молния попадает в ил.
- Молния отходит и приходит. Опасно. Хотя бы и в стотысячный (раз
пришла), не утратишь уменья действовать.
- От молнии потеряешь самообладание (и будешь) пугливо озираться вокруг. —
Поход — к несчастью. (Если) молния (еще) не касается тебя самого, (а лишь)
твоих соседей, — хулы не будет. — (Даже по поводу) брака будут толки.
Для предыдущей ситуации была характерна статичность. Она сменяется
максимальной динамичностью, которая свойственна данной ситуации. Уже само
название ее — Возбуждение и ее образ — молния указывают на динамичность
данной ситуации. Это самая динамичная из всех ситуаций, указанных в «Книге
Перемен». Она символизирует то развитие, которое может наступить после
того, как не только накоплены обновленные силы, но и обновлены и
переплавлены. Кроме того, данная гексаграмма состоит из повторения
триграммы «чжэнь», которая по семейной символике обозначает старшего сына.
Старший сын — это тот, который, наследуя отцу, вынужден дальше развивать
дело, начатое отцом. Поэтому ему именно предстоит действие, и он достигнет
того свершения; энергичное вмешательство в жизнь окружающей среды не
проходит мимо. И потому в начале наступления этой ситуации динамика может
показаться человеку чем-то сильно меняющим обстоятельства, чем-то
потрясающим их до основ, и лишь в конце, по завершении данной ситуации,
если она проведена правильно, может наступить известное удовлетворение.
Здесь «Книга Перемен» выражает это в образе молнии. Когда «приходит»
молния, она пугает человека. Если он уже услышал и увидел ее, то он сам
остается невредимым, и испуг сменяется радостью. Кроме того, молния видна
издалека. Это символизирует то, что здесь имеется в виду напряженная
активная деятельность, захватывающая очень широкие круги. И тем не менее
та опасность, которая свойственна молнии, если ситуация проведена
правильно, не может оказать дурного влияния даже в мелочах. В таком смысле
понимается основной афоризм данной ситуации:
Возбуждение. Свершение. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Молния пугает за сотни верст. Но она не опрокинет и
ложки жертвенного вина.
1
В данной ситуации первая позиция является главной. Здесь возникает сразу,
без всяких предупреждений, первый удар молнии. Здесь именно мы застаем тот
первый удар, который больше всего пугает. Поэтому здесь опять повторяется
афоризм об испуге. Но здесь же дается напоминание о том, что этот испуг,
если молния осознана и увидена, не приведет к дурному последствию. Поэтому
в тексте здесь сказано:
В начале сильная черта. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Счастье.
2
Вслед за ударом молнии человек может ощутить страх. Само собой, это
положение опасно. И поскольку импульс первой черты здесь действует весьма
сильно, движение к ней вспять невозможно. Можно только двигаться дальше,
вперед. В момент такой динамики, которая имеется в виду в первой позиции,
всякое движение вспять было бы полным разрывом с условиями, окружающими
человека, привело бы его к утрате всего того, что он имеет. Но здесь, если
он будет двигаться неизменно вперед, пусть бы он бесчисленное количество,
раз терял все, чем он обладает, об этом заботиться не следует, следует
неуклонно двигаться дальше. Такое движение может привести к высочайшему
успеху. Человек может достигнуть последних высот, которые называются на
языке «Книги Перемен» «девятой высотой». Но такое движение должно идти
исключительно импульсированное собственными силами человека. Гнаться за
чем-нибудь, т.е. видеть перед собой какую-нибудь цель, — это значит уже
отстоять от этой цели. Поэтому здесь «Книга Перемен», предупреждая, что, в
конце концов, все будет достигнуто, говорит:
Слабая черта на втором месте. Когда молния приходит, она ужасна. Ты можешь
сто тысяч раз потерять свои богатства, но поднимешься на девятую высоту.
Не гонись — через семь дней и так получишь.
3
Момент перехода от внутренней жизни к внешней является тогда, когда
человек может потерять уверенность в своих действиях. В особенности в
такой ситуации, как данная, эта растерянность может проявиться с особенной
силой; чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, надо и здесь не изменить
принципу неуклонного действия и стремления вперед, ибо в противном случае
человек сам может накликать на себя беду, без того чтобы эта беда была
предопределена самой ситуацией. В тексте это высказано так:
Слабая черта на третьем месте. От молнии растеряешься. Но, как молния,
действуй и не накличешь беды.
4
Самый импульс развивается, с точки зрения авторов «Книги Перемен»,
волнообразно. За одним ударом молнии следует второй. Но вот удар уже
является лишь отголоском первого, в котором сосредоточена вся сила. Это
удар по тому, что не оказывает достаточного сопротивления и что поглощает
в себя силу удара без того, чтобы был налицо эффект этого удара. Молния
ударяет в нечто инертное, мягкое, податливое, в чем только теряется сила
удара. Такой повторный ослабленный удар «Книги Перемен» облекает в
следующий образ:
Сильная черта на четвертом месте. Молния попадает в ил.
5
Как на второй позиции, так и на пятой говорится о возможности утраты, ибо
это соответствующие друг другу позиции с той только разницей, что вторая
характеризует внутреннюю жизнь, а пятая — внешнюю. Но разбег, динамика,
которые были уже на предыдущих позициях, приводят к тому, что на пятой
позиции развития данной ситуации, несмотря на всю опасность ее, все же
есть возможность выйти — и выйти умело — из того положения, в которое
поставила человека в данном случае жизнь. В этом смысле «Книга Перемен»
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Молния отходит и приходит. Ужасно! Хотя бы и
в стотысячный раз, не утратишь умения действовать.
6
Как на третьей позиции, так и на шестой, которая стоит в соответствии с
ней, человека при повторном ударе может охватить страх и растерянность.
Однако там, на третьей позиции, перед ним была возможность дальнейшего
развертывания данной ситуации. Удар молнии ощущался еще сильнее, и поэтому
испуг человек мог больше найти оправданий. Здесь же такой испуг, когда
удар молнии очень далеко от места, занимаемого данным человеком, может
быть воспринят лишь как чрезмерная пугливость, что понятно, ибо шестая
позиция представляет собой чрезмерность. Поэтому если человек здесь
впадает в растерянность и страх, то всякое его дальнейшее действие и
выступление могут быть испорчены в полной мере. Чтобы не впасть в этот
страх, нужно иметь в виду, что основной удар молнии далеко, что он никак
не касается самого действующего человека, а лишь его соседей. Кроме того,
здесь мы встречаем ту позицию, на которой динамика всей данной ситуации
пронизывает собою уже все окружение человека и касается даже его быта.
Если здесь не будет сильных потрясений, то, во всяком случае, будут хотя
бы толки и разговоры. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Наверху слабая черта. От молнии потеряешь самообладание и будешь пугливо
озираться вокруг. Поход — к несчастью. Но молния не касается тебя, а лишь
твоих соседей. Хулы не будет. Но даже по поводу брака будут толки.
И во внешнем и во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Несмотря на
подвижность во внешнем и внутреннем, в
триграмме преобладает Инь. Для
ничтожного человека это благо, потому что все будет протекать и закончится
вполне предсказуемо. Он лишь в начале испугается, но затем рассмеется. Для
благородного же мужа такое подавление Ян не является благоприятным.
Интерпретация Хейслип
Успех ваш близок, но у вас есть соперник, который прилагает
все усилия, чтобы помешать вам его достигнуть. Не нужно из-за этого
расстраиваться; со спокойной душой уступите свои позиции, потому
что то, что вы стремитесь получить как необходимое вам, на деле
окажется совершенно другим, не таким, как представлялось. В ближайшее
время в вашем окружении произойдет неожиданное и неприятное
событие, но вам оно ничем не повредит. Сейчас вам необходимо отдохнуть,
отвлечься, и постараться не нервничать из-за того, что обстоятельства
складываются так, а не иначе. Не унывайте, чуть позднее
и вам улыбнется судьба.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого