
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  13. Тун жэнь. ЕдиномышленникиКанонический текcт
(Родня) на полях. Свершение. Благоприятна благородному человеку стойкость. Благоприятен
брод через великую реку.
- Родня в воротах. — Хулы не будет.
- Родня в храме предков. — Сожаление.
- Спрячь оружие в зарослях и поднимись на их высокое взгорье. И через
три года не поднимется (оружие).
- Поднимутся на самый вал и не смогут напасть. — Счастье.
- Родня сначала (издает) крики и вопли, а потом смеется. Большие войска,
одолевая друг друга, встречаются.
- Родня в пригороде. — Раскаяния не будет.
Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к
упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет
предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем
сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого
совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным
положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия
единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в
«пустоши», на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно
в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные
действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных
действий нужна стойкость, полная благородства, «стойкость благородного
человека». Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с
совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает
комментатор Су Мэй-шань: «Пустошь — это земля, которой никто не
добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной,
действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного
объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..»
Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где
верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя — солнце — свет. — Образ
мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда
не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под
термином «мир» обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же
ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно,
требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное,
так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие
способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового
познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько,
что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается
заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь
мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот
раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими
единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная
стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать
не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом
созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает
комментатор Вань И: «Человек, желая познать сущность элемента единодушия,
должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного
прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и
оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда
ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной
работе самая важная заповедь — это не забывать и не помогать». Такие мысли
высказываются в комментаторской литературе по поводу текста:
Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость великого человека.
1
На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима
личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти
из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах.
Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается
построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь
следующие слова:
В начале сильная черта. Единомышленники находятся в воротах. Хулы не
будет.
2
Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие.
Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное
предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно
пребывает в «храме предков». Но там он пребывает на месте, — иными
словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною
сожаления, которое должно наступить. — Причины такой ошибки на данной
ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный
накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в
потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает
слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за
пределы прежде сложившегося образа мира. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на втором месте. Единомышленники находятся в храме предков.
Сожаление!
3
То, чего не хватало на предыдущей ступени, — накопленный прежде опыт и
разум, — получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в
котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не
наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей
«единомышленника», на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное
желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм — на
высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении
длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному
достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и
новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний
применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание,
как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст
облекает в следующие образы:
Сильная черта на третьем месте. Скроешь оружие в зарослях. Станешь
восходить на высокий холм, но три года не возвысишься.
4
Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить
достижение намеченной цели — единение с людьми. Но оно символизировано
соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает
момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не
понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и
безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется,
возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть
совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста,
суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так:
«Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя
сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает,
что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов
в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в
счастии». Текст это выражает так:
Сильная черта на четвертом месте. Поднявшись на городской вал, не решайся
на атаку. Счастье.
5
Единодушие — основная цель данной ситуации — не достигается просто. Это
видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь,
полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом — удовлетворение.
Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление
единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным
соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы
над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор
Чжэн Хай-жу говорит: «Победа над великими войсками — это не победа над
третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а
победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы
возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью
заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск
справишься ли с ней?» А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: «Нет
большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним — мелочь».
Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на
встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так:
Сильная черта на пятом месте. Единомышленникам — сначала возгласы и вопли,
а потом смех. Великие войска побеждены, и будет встреча.
6
Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным.
Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда
цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре
внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в
безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су
Мэй-шань по этому поводу пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении,
поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не
достижимо». Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие
снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на
отсутствие раскаяния:
Наверху сильная черта. Единомышленники на окраине. Не будет раскаяния.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Сцепление и ясность.
Интерпретация Хейслип
Вы не попадете никогда в дурную компанию, куда бы вы ни отправились.
Не бойтесь высоких целей, вступайте смело в борьбу; и вас
поддержат те, на кого вы и не рассчитываете. Вы пребываете сейчас в
некотором беспокойстве, и потому несколько растерянны и неуверенны.
Но очень скоро дела ваши пойдут на лад. Желание ваше исполнится,
если только вы достаточно серьезно отнесетесь к предлагаемой вам
помощи старших.
  47. Кунь. ИстощениеКанонический текcт
Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Хулы не будет. Будут
речи, (но они) не верны.
- Свидание затруднено на пне. Войдешь в сумрачную долину. Три года
не (будешь ничего) видеть.
- Затруднения с вином и с пищей. Внезапно придет (человек в) алом
переднике. — Благоприятствует необходимости приносить жертвы. Поход — к
несчастью. Хулы не будет.
- Преткнешься о камень и (будешь) держаться на терниях и шипах. Войдешь
в свой терем и не увидишь своей жены. — Несчастье.
- Приход медлителен. Затруднишься из-за металлической повозки. — Сожаление.
(Но дело) доведешь до конца.
- (Казня), отрежут нос и ноги. Будет трудность от (человека в) красном
переднике. Но вот понемногу наступит радость. — Благоприятствует необходимости
(возносить) жертвы и моления.
- (Будет) затруднение в запутанных зарослях; в неустойчивости воскликнешь: «Движение
— к раскаянию». И будет раскаяние. — Но поход — к счастью.
Сколько бы ни было проявлено сил в предыдущей ситуации, но все-таки это
какое-то ограниченное количество, ибо эти силы не бесконечны, рано или
поздно в подъеме они будут исчерпаны. Вот почему подъем с полной
необходимостью приводит к истощению. Но в этом истощении необходимо не
столько констатировать самый факт истощения сил, сколько необходимо
указать возможный выход из данной ситуации, ибо, как и всякая другая, она
не может быть вечной. Уже это одно указывает на возможность развития,
которое на техническом языке «Книги Перемен» называется свершением.
Конечно, для преодоления данной ситуации человек должен быть достаточно
развитым, как называет «Книга Перемен», великим человеком; только для него
возможен благоприятный исход. Пусть его деятельность в данном состоянии и
вызовет толки, ибо не всем в его окружении будет понятна его деятельность,
— этим толкам все же придавать значения не следует, ибо здесь человек
должен полагаться только на самого себя. Поэтому текст здесь говорит:
Истощение. Свершение. Стойкость. Великому человеку — счастье. Будут речи,
но они неверны. Хулы не будет.
1
В данной ситуации все окружение предрасполагает к тому, чтобы стойкости,
указанной в общем, афоризме, были поставлены препятствия. На первой
позиции это начинает уже давать себя чувствовать. Чтобы указать, что эта
позиция не способствует стойкой деятельности, исходящей от самого
человека, здесь говорится о том, как неудобно сидеть на пне. Более того,
здесь указывается и путь, проходящий через сумрачную долину, и, кроме
того, указывается на одиночество, на которое обречен в данной ситуации
человек. Если здесь текст говорит о трех годах такого одиночества, то
образно он указывает на три первые позиции, которые заняты триграммой —
бездна или опасность. По-видимому, на этом основании здесь появляется
образ сумрачной долины, понимаемой как бездна. В этом смысле можно понять
текст:
В начале слабая черта. Сидение затруднено на пне. Войдешь в сумрачную
долину. Три года не будешь ничего видеть.
2
Уравновешенность, характерная для второй позиции, представляется здесь в
известной стойкости пребывания на ней. Кроме того, ее связь с пятой
позицией обнаруживается в образе дара, идущего от пятой позиции, т.е. по
существу от человека, занимающего пятую позицию, дара, приносимого
посланцем его. В таком положении, когда человек может в своей
уравновешенности не сходить со своего места, в положении, когда ему
ниспослано от вышестоящего, ему, конечно, не следует предпринимать никаких
крупных дел и выждать время, пока не изменится вся ситуация. Здесь он
может лишь служить чему-то, что он считает выше самого себя. Эта служба
мыслится авторами «Книги Перемен» как некое культовое действие —
жертвоприношение. Поэтому текст данного афоризма звучит так:
Сильная черта на втором месте. Затруднение с вином и пищей. Внезапно
придет человек в алых наколенниках. Благоприятно необходимости приносить
жертвы. Поход — к несчастью. Хулы не будет.
3
На третьей позиции сказывается влияние предстоящей четвертой, которая
занята сильной чертой. Эта сильная черта, как своего рода крепость,
выражена в образе камня, загораживающего путь. Поэтому движение
дальнейшего развития на этой позиции затруднено. Если бы человек на этой
позиции повернул вспять, то он натолкнулся бы на стойкие, непреклонные
силы первой позиции, которая, конечно, не способствует такому возвращению.
Таким образом, человек здесь поставлен в крайне затруднительные
обстоятельства, он не может двигаться ни вперед, ни назад. Кроме того,
отсутствует соответствие с шестой позицией. Это выражено в образе
одиночества человека, который, вернувшись домой, не находит своей жены. В
тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Преткнешься о камень. Будешь держаться на
терниях и шипах. Войдешь в свой терем, но не увидишь своей жены.
Несчастье.
4
Стойкость, которая была отмечена как характерная черта первой позиции
данной гексаграммы, приводит к тому, что если человек, занимающий первую
позицию, и движется на помощь к тому, кто занимает четвертую позицию, то
все же его приход, несущий с собой помощь, медлителен. Далее третья черта,
которая охарактеризована достаточно мрачно, может служить той
металлической повозкой, о которой говорит текст и которая вызывает
затруднение. Однако тяготение четвертой черты к пятой, т.е. стремление
вперед, здесь настолько сильно, что, несмотря на сожаление об упущенном
времени, все же дело может быть доведено до своего завершения. Вот почему
в тексте мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Приход медлителен-медлителен.
Затруднишься из-за металлической повозки. Сожаление. Но дело доведешь до
конца.
5
Движение вперед на пятой позиции в данном случае затруднено истощением
сил, которое характеризует шестую. Двигаться вперед здесь нельзя. Человек,
который захотел бы двигаться вперед, здесь подвергся бы казни, у него
отрезали бы нос как ту часть тела, которая впереди. Стоять на месте здесь
тоже нельзя, ибо конечный фундамент — первая позиция — была бы
охарактеризована как позиция, неудобная для пребывания на ней. Если бы
человек все же хотел остановиться на этом фундаменте, то это было бы то же
самое, как если бы он подвергся казни отсечения ног. Рассчитывать на
помощь второй позиции здесь тоже не приходиться, потому что она такова,
что ей самой должна быть оказана помощь. Мы видели, что человеку,
занимающему вторую позицию, отправлен на помощь посланник в красных
наколенниках. Таким образом, положение выглядит безвыходным. Единственное,
на что можно рассчитывать — это на то, что пятая позиция уже близка к
окончанию всего процесса, и, таким образом, может постепенно наступить
радость от его окончания. Эта радость указана уже в самой верхней
триграмме, которая обозначает именно радость. Но здесь можно только
рассчитывать на помощь извне, как полагали комментаторы «Книги Перемен», и
потому здесь говорится о необходимости жертвоприношений. В общем текст
здесь говорит:
Сильная черта на пятом месте. Казня, отрежут нос и ноги. Будет трудность
от человека в красных наколенниках. Но вот понемногу наступит радость.
Благоприятствует необходимость возносить жертвы и моления.
6
Шестая позиция здесь занята слабой чертой. Она выражена в образе зарослей.
Если заросли могут быть восприняты как нечто слабое, мягкое, то все же,
когда их набирается достаточное количество, они могут быть сильным
препятствием к движению вперед, и могут привести человека в самое
затруднительное положение. Увидя, что не сила, а слабость мешает ему
двигаться вперед, человек может попасть в полное недоумение. Он может
решить, что всякое движение приведет его к дурному исходу положения.
Однако такое мнение было бы лишь заблуждением, ибо здесь, наконец, нужно
найти в себе силы для того, чтобы окончательно освободиться от данной
ситуации истощения. Поэтому в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Будет затруднение в запутанных зарослях. В
неустойчивости воскликнешь: «Движение к раскаянию». И будет раскаяние. Но
поход — к счастью.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Погружение и
опасность. Внешняя ситуация разрешилась определенностью, но во
внутреннем осталось ощущение опасности а проявления абсолюта
оказались
погруженными в Инь — это истощение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас для вас настало время, когда не стоит приниматься за
что-либо. Эта гексаграмма — одна из четырех наихудших. Нужно выждать
некоторое время, привести в порядок свои мысли. Очень возможно,
что руку помощи вам протянет человек, которого вы хорошо знаете
и который занимает достаточно высокое положение; не отвергайте
его советов. Ведь сейчас вам очень слабо верится в свои собственные
силы. Но обстоятельства изменятся к лучшему, и этот период невезения
закончится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого