Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Да-ю. Обладание великим Цянь. Творчество

Иероглиф Да-ю. Обладание великимГексаграмма 14 Да-ю. Обладание великим

14. Да-ю. Обладание великим

Канонический текcт

Изначальное свершение.

  1. Нет связи с вредным. — Не то чтоб была хула, (но если) потрудишься, то хулы не будет.
  2. Большая колесница — для грузов. — Есть куда выступить. Хулы не будет.
  3. Князю нужно проникнуть к сыну неба. — (В таком случае) ничтожные люди не смогут одолеть (его).
  4. (Если) не будет у тебя роскоши, хулы не будет.
  5. Такая правдивость. (В ней будешь) связан (со всеми, будешь) силен. — Счастье.
  6. От неба благословение этому. — Счастье. Ничего неблагоприятного.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима полная активность. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы: Обладание великим. Изначальное развитие.

1

Владение многим вызывает опасение в том, что это потребует слишком больших и разносторонних связей, между которыми могут оказаться и связи с тем, что наносит ущерб. Конечно, такое отсутствие общения с вредными не заслуживает порицания, но полная безупречность и на будущее достижима лишь в том случае, если поставить препятствия даже самой возможности общения с вредным. Осуществление зависит от развития того, кого это касается. На первых ступенях создание таких препятствий сводится к системе запретов. Но они отпадают по отношению к тому, кто достиг идеальной чистоты. Вредное влияние на него не может быть оказано, даже если он общается с самым низким и переразвитым. Эти влияния ограничены уже в силу его чистоты. Однако текст без разграничений говорит об этом: В начале сильная черта. Отсутствие связей с вредным — не хула. Поставь им затруднения, и тогда хулы не будет.

2

Во внутреннем апогее обладания великими достижениями на первый план выступает возможность самого широкого усвоения воспринимаемого материала. Символически это выражается в правильном соответствии внутреннего (вторая черта) и внешнего (пятая черта). Этим определяется и возможность экспансии действия. Конечно, это не дается автоматически, а требует развития некоторой культуры сознания для недостаточно развитого человека так же, как для человека, ушедшего в своем развитии вперед, необходима деятельность, направленная на благо остальным людям. Только при этом достижимо то, что выражено в следующем образе текста: Сильная черта на втором месте. Большая колесница — для того, чтобы ее нагрузить. Ей есть куда отправиться. Хулы не будет.

3

Общность действия, о которой говорилось во введении, здесь особенно необходима. Символом такого обобщения многих людей в древнем Китае мыслился князь. Даже само слово «князь» — гун сохранило не менее частое значение «общий». Только при наличии этого качества возможно здесь движение вверх. Но при таком восхождении человек недостаточно развитой, — этически ничтожный, — может из-за радости и эгоистического наслаждения подъемом отклониться от намеченной цели. В этом сказывается положение кризиса, заметное даже в столь благоприятной ситуации. Только вполне совершенный человек может здесь не погибнуть от этой надвигающейся на него радости. Для рядового человека здесь нужна особая тренировка ума, которая не под силу этически отсталому человеку. В этом смысле приходится понимать слова текста: Сильная черта на третьем месте. Князю надо проникнуть к Сыну Неба. Ничтожным людям это невозможно.

4

Если третья позиция, как правило, выражает кризис перехода от внутреннего к внешнему, то четвертая позиция выражает уже погружение во внешнее, в «иное». С этим необходимо связано некое настроение самоотрешенности, которое можно усмотреть при внимательном изучении всех текстов четвертой позиции. Это достигается, следовательно, лишь герменевтически, а не из комментаторской литературы. Однако и лучшие комментаторы смутно сознавали эту закономерность текста и на своем языке соответственно выражали ее. Наиболее выпукло это в применении к данной гексаграмме у Вань И, одного из самых вдумчивых истолкователей. В общем, разграничивая приложимость данной гексаграммы к человеку, лишь начинающему свой познавательный путь, и к человеку, достигшему на этом пути совершенства, он здесь, несмотря на их различие, по-разному говорит об одном: о том идеале, который в истории буддийской философии выразился в основном учении махаяны — в мотиве самоотдачи во имя других. Это противопоставляется эгоцентрическому развитию школы шраваков и пратьекабудд. Допускается, что и эти школы приводят к познанию истины, но лишь через самоотрешение возможно подняться к истинному познанию ее. Эта мысль нашего комментатора напоминает формулу Гете: «Das Was bedenke, mehr bedenke Wie». В ситуации обладания великим, конечно, возможно достичь пышности в личных владениях, но на позиции самоотрешенности, — необходимо отказаться от личного обладания ради общности обладания. Только здесь достижима безупречность, о которой говорится в тексте, и ясность, которой она парафразируется в четвертом слое. В тексте читаем: Сильная черта на четвертом месте. Отрицай свою пышность. Хулы не будет.

5

Данная позиция выражает положение, в котором свободно, без принуждения себя к чему-либо человек проявляет с наибольшей очевидностью существо всей ситуации. Это — положение, в котором он в полной правдивости владеет многим. Именно здесь ему доступно также и самое интенсивности общение с людьми. Но они не могли бы злоупотреблять этим, если бы не другое, совершенно необходимое для человека в таком положении. Это суровая строгость его. Так, направляя людей, он выдвигает лучших из них и подавляет все дурное в них. Такое очищение необходимо для достижения следующей ступени, на которой должны исчезнуть грани социальной иерархии. В краткой формуле выражает это текст: Слабая черта на пятом месте. В такой правдивости (будь) общителен и строг. Счастье.

6

Тяготение всех предыдущих позиций к пятой было окрашено общим тоном подъема к высшему. Но и шестая позиция представляет здесь силу, которая, несмотря на высоту своего положения, склоняется перед низшей, но в данной ситуации главной силой пятой черты. «Трудно дается это человеку, поэтому небо должно непременно помочь ему в этом», — восклицает по поводу данного текста Ито Тогай. И текст почти до многословия, чуждого Книге, подчеркивает удачность данного положения, в котором уже намечается зачаток ситуации, выраженной в следующей гексаграмме Смирение. Текст здесь следующий: Наверху сильная черта. Само небо благословляет на это. Счастье. Ничего неблагоприятного.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость. Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но если потрудиться, то хулы не будет. Чем более развито у человека сознание, тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .

Интерпретация Хейслип

Солнце светит ярко. Это значит, что вы ощущаете себя совсем свободным. Можно сказать, что вы богаты — и материально, и духовно. Для успеха в делах нужно сконцентрировать свою волю и желания на том, что в данный период необходимо. И не упускайте из виду главную цель, помните о ней, хотя сейчас все складывается вполне благоприятно для вас. Не распыляйте себя!




Иероглиф Цянь. ТворчествоГексаграмма 1 Цянь. Творчество

1. Цянь. Творчество

Канонический текcт

Изначальное свершение: благоприятна стойкость.

  1. Нырнувший дракон. — Не действуй.
  2. Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно свидание с великим человеком.
  3. Благородный человек до конца дня деятелен. Вечером он осмотрителен, точно в опасности. — Хулы не будет.
  4. Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет.
  5. Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание с великим человеком.
  6. Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние.

При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда будет счастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде всего — акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не может иметь никаких препятствий в своём развитии, которому благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой. Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое творчество, которое благотворно отражается на всём его окружении. Вот почему в тексте сказано: Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость.

1

Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым, пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта деятельность привела к положительному результату. Момент её начала является одним из самых ответственных моментов. В нём ещё неуместна деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе Книги ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь для некоторых людей. Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано: В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.

2

Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется полем, т. е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует встрече с таким великим человеком. Кроме того, в системе графических соотношений символов Книг принято считать, что между чертами символов существует некий резонанс, «соответствие», а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая — пятой, третья — шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой черты гласит: Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле. Благоприятна встреча с великим человеком.

3

Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки. Но всё это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают внутренний мир, а вторые три — внешний. Всё это ещё не реализовано вовне . Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий это положение опасным даже для благородного человека, который на протяжении всего первого периода творчества — «весь день» — отдавался непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого периода — «вечером» — может привести к тому, что хулы не будет. Так об этом сказано и в тексте: Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.

4

При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего её внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это с достаточной ясностью выражено в образе текста: Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.

5

Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе. Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим свою деятельность, что его нетрудно увидеть кому угодно. Вот как это выражено в тексте: Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе. Благоприятна встреча с великим человеком.

6

На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Всё дальнейшее является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в этом положении всё же захотел бы «творить» ещё дальше, проявил бы лишь свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться. Так об этом говорит и данный текст: Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.

Резюме

Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно, благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в образе драконов, сказано: При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали. Тогда будет счастье.

Комментарий А.В. Швеца

И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество. Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже сам способ их решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы, процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.

Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако, для человека с небольшим уровнем энергии она опасна — лучше не действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в сложившейся ситуации.

Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим человеком, который бы не позволил такому количеству Ян разрушить сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке, но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания данная ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.

Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение своего «я» не достигнуто, то будет раскаяние.

Интерпретация Хейслип

Добрый, хороший знак. Эта гексаграмма мужская, означает месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Сейчас вы на вершине горы, и пока возможности спуститься у вас нет. Находясь наверху, будьте бдительны и рассудительны. Ждите крупных перемен не позднее, чем через шесть месяцев. Время благоприятствует вашим начинаниям. Существует известная неопределенность у вас в личной жизни, необходимо внести в нее ясность. Ваше желание непременно исполнится, если оно разумно и скромно. Кто-то противостоит вам, но если вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание, которому вы подвергнитесь, вы выдержите.