
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  14. Да-ю. Обладание великимКанонический текcт
Изначальное свершение.
- Нет связи с вредным. — Не то чтоб была хула, (но если) потрудишься,
то хулы не будет.
- Большая колесница — для грузов. — Есть куда выступить. Хулы не будет.
- Князю нужно проникнуть к сыну неба. — (В таком случае) ничтожные
люди не смогут одолеть (его).
- (Если) не будет у тебя роскоши, хулы не будет.
- Такая правдивость. (В ней будешь) связан (со всеми, будешь) силен.
— Счастье.
- От неба благословение этому. — Счастье. Ничего неблагоприятного.
После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все
оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие
препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно
изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая
слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает
ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они
действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость
действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в
данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима полная
активность. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может
происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы:
Обладание великим. Изначальное развитие.
1
Владение многим вызывает опасение в том, что это потребует слишком больших
и разносторонних связей, между которыми могут оказаться и связи с тем, что
наносит ущерб. Конечно, такое отсутствие общения с вредными не заслуживает
порицания, но полная безупречность и на будущее достижима лишь в том
случае, если поставить препятствия даже самой возможности общения с
вредным. Осуществление зависит от развития того, кого это касается. На
первых ступенях создание таких препятствий сводится к системе запретов. Но
они отпадают по отношению к тому, кто достиг идеальной чистоты. Вредное
влияние на него не может быть оказано, даже если он общается с самым
низким и переразвитым. Эти влияния ограничены уже в силу его чистоты.
Однако текст без разграничений говорит об этом:
В начале сильная черта. Отсутствие связей с вредным — не хула. Поставь им
затруднения, и тогда хулы не будет.
2
Во внутреннем апогее обладания великими достижениями на первый план
выступает возможность самого широкого усвоения воспринимаемого материала.
Символически это выражается в правильном соответствии внутреннего (вторая
черта) и внешнего (пятая черта). Этим определяется и возможность экспансии
действия. Конечно, это не дается автоматически, а требует развития
некоторой культуры сознания для недостаточно развитого человека так же,
как для человека, ушедшего в своем развитии вперед, необходима
деятельность, направленная на благо остальным людям. Только при этом
достижимо то, что выражено в следующем образе текста:
Сильная черта на втором месте. Большая колесница — для того, чтобы ее
нагрузить. Ей есть куда отправиться. Хулы не будет.
3
Общность действия, о которой говорилось во введении, здесь особенно
необходима. Символом такого обобщения многих людей в древнем Китае
мыслился князь. Даже само слово «князь» — гун сохранило не менее частое
значение «общий». Только при наличии этого качества возможно здесь
движение вверх. Но при таком восхождении человек недостаточно развитой, —
этически ничтожный, — может из-за радости и эгоистического наслаждения
подъемом отклониться от намеченной цели. В этом сказывается положение
кризиса, заметное даже в столь благоприятной ситуации. Только вполне
совершенный человек может здесь не погибнуть от этой надвигающейся на него
радости. Для рядового человека здесь нужна особая тренировка ума, которая
не под силу этически отсталому человеку. В этом смысле приходится понимать
слова текста:
Сильная черта на третьем месте. Князю надо проникнуть к Сыну Неба.
Ничтожным людям это невозможно.
4
Если третья позиция, как правило, выражает кризис перехода от внутреннего
к внешнему, то четвертая позиция выражает уже погружение во внешнее, в
«иное». С этим необходимо связано некое настроение самоотрешенности,
которое можно усмотреть при внимательном изучении всех текстов четвертой
позиции. Это достигается, следовательно, лишь герменевтически, а не из
комментаторской литературы. Однако и лучшие комментаторы смутно сознавали
эту закономерность текста и на своем языке соответственно выражали ее.
Наиболее выпукло это в применении к данной гексаграмме у Вань И, одного из
самых вдумчивых истолкователей. В общем, разграничивая приложимость данной
гексаграммы к человеку, лишь начинающему свой познавательный путь, и к
человеку, достигшему на этом пути совершенства, он здесь, несмотря на их
различие, по-разному говорит об одном: о том идеале, который в истории
буддийской философии выразился в основном учении махаяны — в мотиве
самоотдачи во имя других. Это противопоставляется эгоцентрическому
развитию школы шраваков и пратьекабудд. Допускается, что и эти школы
приводят к познанию истины, но лишь через самоотрешение возможно подняться
к истинному познанию ее. Эта мысль нашего комментатора напоминает формулу
Гете: «Das Was bedenke, mehr bedenke Wie». В ситуации обладания великим,
конечно, возможно достичь пышности в личных владениях, но на позиции
самоотрешенности, — необходимо отказаться от личного обладания ради
общности обладания. Только здесь достижима безупречность, о которой
говорится в тексте, и ясность, которой она парафразируется в четвертом
слое. В тексте читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Отрицай свою пышность. Хулы не будет.
5
Данная позиция выражает положение, в котором свободно, без принуждения
себя к чему-либо человек проявляет с наибольшей очевидностью существо всей
ситуации. Это — положение, в котором он в полной правдивости владеет
многим. Именно здесь ему доступно также и самое интенсивности общение с
людьми. Но они не могли бы злоупотреблять этим, если бы не другое,
совершенно необходимое для человека в таком положении. Это суровая
строгость его. Так, направляя людей, он выдвигает лучших из них и
подавляет все дурное в них. Такое очищение необходимо для достижения
следующей ступени, на которой должны исчезнуть грани социальной иерархии.
В краткой формуле выражает это текст:
Слабая черта на пятом месте. В такой правдивости (будь) общителен и строг.
Счастье.
6
Тяготение всех предыдущих позиций к пятой было окрашено общим тоном
подъема к высшему. Но и шестая позиция представляет здесь силу, которая,
несмотря на высоту своего положения, склоняется перед низшей, но в данной
ситуации главной силой пятой черты. «Трудно дается это человеку, поэтому
небо должно непременно помочь ему в этом», — восклицает по поводу данного
текста Ито Тогай. И текст почти до многословия, чуждого Книге,
подчеркивает удачность данного положения, в котором уже намечается зачаток
ситуации, выраженной в следующей гексаграмме Смирение. Текст здесь
следующий:
Наверху сильная черта. Само небо благословляет на это. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость.
Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но
если потрудиться, то хулы не будет. Чем
более развито у человека сознание,
тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .
Интерпретация Хейслип
Солнце светит ярко. Это значит, что вы ощущаете себя совсем
свободным. Можно сказать, что вы богаты — и материально, и духовно.
Для успеха в делах нужно сконцентрировать свою волю и желания на
том, что в данный период необходимо. И не упускайте из виду главную
цель, помните о ней, хотя сейчас все складывается вполне благоприятно
для вас. Не распыляйте себя!
  44. Гоу. ПеречениеКанонический текcт
У женщины — сила. Не показано, (чтобы) брать жену.
- Привяжи к металлическому тормозу. Стойкость — к счастью. (Если будешь)
куда-нибудь выступать, встретишь несчастье. (Но) тощая свинья вправду (будет)
рваться с привязи.
- В охапке есть рыба. — Хулы не будет. Не благоприятно быть гостем.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. — Опасно,
(но) большой хулы не будет.
- В охапке нет рыбы. — Восставать — к несчастью.
- Ивой покрыты дыни. Затаи (свой) блеск. — И будет (тебе) ниспослано
от неба.
- Перечение — это рога. — Сожаление, (но) хулы не будет.
То противоречие, которое намечалось на последней позиции предыдущей
гексаграммы, здесь рассматривается как основная тема данной ситуации.
Поэтому она и названа Перечение. Но для того чтобы ее правильно понять, а
в особенности для того, чтобы понять присущий ей лаконичный афоризм,
необходимо иметь в виду, что очень часто, как и в данном случае, название
гексаграмм имеет не один, а несколько смыслов. Так, данное слово гоу имеет
значение не только перечения, но означает еще — «царица», понимаемая как
нечто иное по отношению к царю. Поэтому и афоризм говорит о женщине. Это —
время, когда, вопреки обычаю, действует не царь, а царица, на ее стороне
сила. Всякая попытка подчинить ее себе может привести к опасным
последствиям. В переносном смысле слова здесь намечается возможность
концентрации всего того зла, которое было на предыдущих ступенях еще не
окончательно побеждено. На время это зло получает возможность действовать
вновь. Никакой компромисс со злом по существу недопустим. Поэтому здесь не
следует брать жену, которая именно только в данном контексте понимается
как образ этого перечащего зла. Так расшифровывается текст:
Перечение. У женщины сила. Не надо брать жену.
1
Для понимания данного и дальнейшего афоризмов следует принять во внимание
структуру всей гексаграммы. Она представляет собою обращение предыдущей.
Здесь только нижняя черта слабая, все остальные сильные. Первая позиция,
представленная слабой чертой, при своем движении вверх встречает
препятствие в виде сильной второй черты, и препятствие это подтверждено
силами всех дальнейших черт. Движение здесь остановлено, точно привязано к
крепкому тормозу. Само собой, в таких обстоятельствах действиях действия
не могут быть благоприятны. Наоборот, спасти положение может только
стойкое пребывание на месте. Однако тупой и неразвитый человек, хотя бы он
слаб, все же в силу закономерностей движения, отмечавшегося в движении
черт гексаграмм, будет, стремится к действию. Это выражено в образе,
далеко не лестном для такого человека. Так, в тексте здесь мы находим:
В начале слабая черта. Привяжешь к металлическому тормозу. Стойкость к
счастью. Если будешь куда-нибудь выступать, то встретишь несчастье. Но
тощая свинья непременно будет рваться с привязи.
2
Во время всякого перечения действуют одновременно и противоречиво, по
крайней мере, два слагаемых. Между ними, поскольку они различны, проходит
грань. Но всякая грань является одновременно как разграничением, так и
соединением. Таким образом, на второй позиции, где самым интенсивным
образом выступают гармоничность, уравновешенность как внутренние качества,
может быть сказано и о том синтезе, который намечается как
противоположность в периоде противоречия. Рыба — это образ чего-то, чему
не свойственно быть в руках. Здесь говорится о том, что рыба поймана. Так
впервые намечается синтез перечащих сторон. В таких обстоятельствах крайне
неблагоприятным может быть всякое отчуждение. А так как гость понимался в
древнем Китае как чужестранец, то положение гостя, т.е. чего-то чуждого в
данной позиции, было бы неблагоприятно. Вот почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В охапке есть рыба. Хулы не будет.
Неблагоприятно быть гостем.
3
Если на предыдущей позиции была под нею слабая первая черта, т.е. не было
препятствий изнутри, то здесь, под третьей чертой, помещается вторая,
сильная черта, которая оказывает изнутри сильное сопротивление. Здесь,
когда время действия второй позиции уже миновало, продолжение ее действия
могло быть понято лишь как косность, которая символизирована в образе, уже
знакомом нам, в образе кости, лишенной мяса. Однако третья позиция, как
позиция кризиса и перехода, не может быть длительным временем. Поэтому
через нее сравнительно быстро может пройти развитие ситуации. Вот почему,
в конечном счете, афоризм данной черты гласит:
Сильная черта на третьем месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с
большим трудом. Опасно, но большой хулы не будет.
4
Четвертая позиция гораздо дальше от первой, чем вторая, поэтому здесь
повторяется образ второй позиции, но взятый с противоположной стороны.
Здесь все больше и больше развивается перечение, характерное для всей
ситуации, и поэтому все меньше и меньше возможность для синтеза. Всякое
самостоятельное выступление, поскольку оно подчеркивает исключительно свою
правоту, здесь могло быть лишь мешать делу воссоединения. В тексте мы
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. В охапке нет рыбы. Восстать — к
несчастью.
5
Пятая позиция расположена высоко над первой, но действие ее должно
простираться до самого низа. Это действие в силу уравновешенности
центральной, пятой позицией должно быть мягким, лишенным всякого насилия.
Автор дает афоризмы в образе ивовых веток, которые гибки, нежны и длинны.
Им противопоставляется тыква как плод, лежащий на земле. Ветки ивы должны
покрывать, свешиваясь сверху, тыкву. В этом образе действие, идущее с
пятой позиции, т.е. от максимального выявления данной ситуации вовне, до
самых глубин ее содержания. Но особенно важно при действии, исходящем из
этой позиции, во имя преодоления добиться гармоничного включения своей
деятельности в среду, окружающую действующего человека. Если пятая позиция
склонна к выявлению себя вовне, то здесь это внешнее проявление должно
быть затаено, спрятано. Не следует думать, что скрывание своих собственных
достоинств может здесь привести к дурным последствиям — к неизвестности
данного человека. Его слава проявится хотя бы в том, что, как говорит
«Книга Перемен», он получит благословение свыше. В таком смысле приходится
понимать образы текста:
Сильная черта на пятом месте. Ивой покрыта тыква. Затаи свой блеск, и
будет тебе ниспослано от неба.
6
Завершение всего процесса перечения выступает как нечто совершенно
непримиримое. Это — движение в разные стороны, окончательно окосневшее в
самом себе. Как рога торчат в разные стороны, так перечащие идут по разным
направлениям. Человеку, занимающему данную позицию, может быть стыдно, и
он может сожалеть о том, что на предыдущих, более благоприятных позициях
не было достигнуто синтеза противоречия. Но поскольку вся ситуация
перечения здесь приходит к концу и намечается переход к следующей, к ее
противоположности, постольку «Книга Перемен дает здесь успокоительный
афоризм:
Наверху сильная черта. Перечение — это рога. Сожаление. Но хулы не будет.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Утончение и
проникновение. Непредсказуемые изменения
во внешнем могут вызвать
утончение и пересмотр своих ценностей во внутреннем. Это может привести
к сожалению, но сделает более явственными проявления абсолюта.
Интерпретация Хейслип
Взгляните на себя со стороны: достаточно ли вы сдержанны,
тактичны, терпимы? Отнеситесь внимательно к переменам в контактах
с людьми и попытайтесь оценивать их действия менее критично. Вряд
ли можно ожидать исполнения желаний и надежд. Будьте экономны.
Внутренне подготовьтесь к тому, что скоро последуют неожиданные
события, не сулящие вам ничего благоприятного.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого