
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  15. Цянь. СмирениеКанонический текcт
Свершение. Благородному человеку — обладать законченностью.
- Смиренный из смиренных благородный человек. — Надо переходить вброд
через большую реку. Счастье.
- Провозгласи смирение. — Стойкость — к счастью.
- Трудись над смирением. — Благородному человеку — обладать законченностью. — Счастье.
- Ничего неблагоприятного. Возвысь смирение.
- Не разбогатеешь из-за своих соседей. — Благоприятно и нужно наступать
и нападать. — Ничего неблагоприятного.
- Провозгласи смирение. — Благоприятно и нужно двинуть войско в карательные
походы на города и страны.
Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной
целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным
положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира
и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение.
Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием,
вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже
на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет
правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя,
ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть.
Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать
возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой
необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается
в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы.
Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной
лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать
человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это
развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до
завершения. В этом смысле в тексте говорится:
Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.
1
На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой
общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом
образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным
свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо
благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению. Это
понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не
выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение;
с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще
человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и
потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает
это так:
В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему
надо переходить вброд через великую реку. Счастье.
2
На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей
гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и
характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней
выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает
влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым
интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения. В результате
оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит,
но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а
выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При
этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что
внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого
свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к
счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение,
или, как об этом говорит текст:
Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.
3
Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора»
третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся
горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с
«землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так,
содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря
этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение.
Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть
выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже
земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким
выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все,
что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к
мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и
достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично
вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример
другим. Поэтому и в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному
человеку предстоит завершение (его дел). Счастье.
4
Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство
второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь
путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если
на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие
усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция
занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на
четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать
воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому
все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему
и в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее
смирение.
5
Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем
окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее
резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь
дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции,
обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная
собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже
утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать
поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как
совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество
смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для
действий, противоположных действию смирения, последнее все же является
наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в
конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего
ей. Это находит в тексте следующее выражение:
Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих.
Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего
неблагоприятного.
6
На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют
свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук
прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато
агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще
большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло
из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей
позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон
смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от
смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации
Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь
обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это
выражено следующим образом:
Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости
двинуть войска и пойти на города и царства.
Исполнение и самоотдача во внешнем, Пребывание и незыблемость во
внутреннем. Незыблемость — то, что может закончится лишь случайно, то что
само собой не заканчивается, и в сочетании с полной предопределенностью
во внешнем — это смирение. Но
смирение — покорность не другому человеку,
а судьбе и естественному ходу событий. И если складывается
соответствующая ситуация, то благоприятно наступать и нападать.
Интерпретация Хейслип
Выпавший снег до самой земли склонил ветку дерева; но скоро
все переменится и она вновь выпрямится. Обстоятельства ваши сейчас
умеренно благоприятны. Но вы можете сделаться хозяином положения,
если проявите сдержанность. Неудачи, в том числе и финансовые, доставляют
вам беспокойство. Но не надо тревожиться, все переменится
к лучшему. И финансовые дела поправятся. Если не станете пренебрегать
помощью других, ваше желание исполнится.
  13. Тун жэнь. ЕдиномышленникиКанонический текcт
(Родня) на полях. Свершение. Благоприятна благородному человеку стойкость. Благоприятен
брод через великую реку.
- Родня в воротах. — Хулы не будет.
- Родня в храме предков. — Сожаление.
- Спрячь оружие в зарослях и поднимись на их высокое взгорье. И через
три года не поднимется (оружие).
- Поднимутся на самый вал и не смогут напасть. — Счастье.
- Родня сначала (издает) крики и вопли, а потом смеется. Большие войска,
одолевая друг друга, встречаются.
- Родня в пригороде. — Раскаяния не будет.
Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к
упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет
предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем
сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого
совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным
положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия
единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в
«пустоши», на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно
в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные
действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных
действий нужна стойкость, полная благородства, «стойкость благородного
человека». Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с
совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает
комментатор Су Мэй-шань: «Пустошь — это земля, которой никто не
добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной,
действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного
объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..»
Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где
верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя — солнце — свет. — Образ
мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда
не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под
термином «мир» обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же
ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно,
требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное,
так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие
способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового
познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько,
что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается
заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь
мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот
раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими
единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная
стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать
не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом
созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает
комментатор Вань И: «Человек, желая познать сущность элемента единодушия,
должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного
прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и
оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда
ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной
работе самая важная заповедь — это не забывать и не помогать». Такие мысли
высказываются в комментаторской литературе по поводу текста:
Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через
великую реку. Благоприятна стойкость великого человека.
1
На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима
личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти
из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах.
Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается
построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь
следующие слова:
В начале сильная черта. Единомышленники находятся в воротах. Хулы не
будет.
2
Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие.
Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное
предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно
пребывает в «храме предков». Но там он пребывает на месте, — иными
словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною
сожаления, которое должно наступить. — Причины такой ошибки на данной
ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный
накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в
потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает
слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за
пределы прежде сложившегося образа мира. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на втором месте. Единомышленники находятся в храме предков.
Сожаление!
3
То, чего не хватало на предыдущей ступени, — накопленный прежде опыт и
разум, — получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в
котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не
наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей
«единомышленника», на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное
желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм — на
высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении
длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному
достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и
новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний
применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание,
как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст
облекает в следующие образы:
Сильная черта на третьем месте. Скроешь оружие в зарослях. Станешь
восходить на высокий холм, но три года не возвысишься.
4
Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить
достижение намеченной цели — единение с людьми. Но оно символизировано
соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает
момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не
понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и
безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется,
возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть
совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста,
суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так:
«Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя
сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает,
что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов
в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в
счастии». Текст это выражает так:
Сильная черта на четвертом месте. Поднявшись на городской вал, не решайся
на атаку. Счастье.
5
Единодушие — основная цель данной ситуации — не достигается просто. Это
видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь,
полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом — удовлетворение.
Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление
единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным
соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы
над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор
Чжэн Хай-жу говорит: «Победа над великими войсками — это не победа над
третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а
победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы
возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью
заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск
справишься ли с ней?» А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: «Нет
большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним — мелочь».
Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на
встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так:
Сильная черта на пятом месте. Единомышленникам — сначала возгласы и вопли,
а потом смех. Великие войска побеждены, и будет встреча.
6
Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным.
Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда
цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре
внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в
безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су
Мэй-шань по этому поводу пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении,
поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не
достижимо». Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие
снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на
отсутствие раскаяния:
Наверху сильная черта. Единомышленники на окраине. Не будет раскаяния.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Сцепление и ясность.
Интерпретация Хейслип
Вы не попадете никогда в дурную компанию, куда бы вы ни отправились.
Не бойтесь высоких целей, вступайте смело в борьбу; и вас
поддержат те, на кого вы и не рассчитываете. Вы пребываете сейчас в
некотором беспокойстве, и потому несколько растерянны и неуверенны.
Но очень скоро дела ваши пойдут на лад. Желание ваше исполнится,
если только вы достаточно серьезно отнесетесь к предлагаемой вам
помощи старших.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого