
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  15. Цянь. СмирениеКанонический текcт
Свершение. Благородному человеку — обладать законченностью.
- Смиренный из смиренных благородный человек. — Надо переходить вброд
через большую реку. Счастье.
- Провозгласи смирение. — Стойкость — к счастью.
- Трудись над смирением. — Благородному человеку — обладать законченностью. — Счастье.
- Ничего неблагоприятного. Возвысь смирение.
- Не разбогатеешь из-за своих соседей. — Благоприятно и нужно наступать
и нападать. — Ничего неблагоприятного.
- Провозгласи смирение. — Благоприятно и нужно двинуть войско в карательные
походы на города и страны.
Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной
целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным
положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира
и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение.
Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием,
вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже
на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет
правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя,
ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть.
Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать
возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой
необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается
в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы.
Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной
лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать
человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это
развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до
завершения. В этом смысле в тексте говорится:
Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.
1
На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой
общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом
образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным
свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо
благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению. Это
понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не
выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение;
с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще
человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и
потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает
это так:
В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему
надо переходить вброд через великую реку. Счастье.
2
На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей
гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и
характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней
выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает
влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым
интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения. В результате
оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит,
но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а
выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При
этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что
внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого
свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к
счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение,
или, как об этом говорит текст:
Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.
3
Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора»
третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся
горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с
«землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так,
содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря
этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение.
Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть
выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже
земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким
выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все,
что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к
мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и
достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично
вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример
другим. Поэтому и в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному
человеку предстоит завершение (его дел). Счастье.
4
Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство
второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь
путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если
на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие
усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция
занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на
четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать
воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому
все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему
и в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее
смирение.
5
Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем
окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее
резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь
дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции,
обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная
собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже
утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать
поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как
совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество
смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для
действий, противоположных действию смирения, последнее все же является
наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в
конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего
ей. Это находит в тексте следующее выражение:
Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих.
Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего
неблагоприятного.
6
На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют
свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук
прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато
агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще
большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло
из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей
позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон
смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от
смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации
Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь
обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это
выражено следующим образом:
Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости
двинуть войска и пойти на города и царства.
Исполнение и самоотдача во внешнем, Пребывание и незыблемость во
внутреннем. Незыблемость — то, что может закончится лишь случайно, то что
само собой не заканчивается, и в сочетании с полной предопределенностью
во внешнем — это смирение. Но
смирение — покорность не другому человеку,
а судьбе и естественному ходу событий. И если складывается
соответствующая ситуация, то благоприятно наступать и нападать.
Интерпретация Хейслип
Выпавший снег до самой земли склонил ветку дерева; но скоро
все переменится и она вновь выпрямится. Обстоятельства ваши сейчас
умеренно благоприятны. Но вы можете сделаться хозяином положения,
если проявите сдержанность. Неудачи, в том числе и финансовые, доставляют
вам беспокойство. Но не надо тревожиться, все переменится
к лучшему. И финансовые дела поправятся. Если не станете пренебрегать
помощью других, ваше желание исполнится.
  19. Линь. ПосещениеКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Когда настанет восьмая
луна, будет несчастье.
- Всеобщее посещение. — Стойкость — к счастью.
- Всеобщее посещение. — Счастье, ничего неблагоприятного.
- Услаждающее посещение. — Ничего благоприятного! Но когда обеспокоишься
этим, то хулы не будет.
- Достигающее посещение. — Хулы не будет.
- Познанное посещение. Подобающее великому государю. — Счастье.
- Искреннее посещение. — Счастье. Хулы не будет.
В результате процесса, описанного в предыдущей гексаграмме, устраняются
элементы дисгармонии, т.е. того, что, как нечто унаследованное от предков,
чуждо данному времени и, не находя в нем применения, обречено на
разложение. Но когда эти пережитки устранены, то возможно взаимное
сближение оставшихся элементов, которому уже ничто не мешает. — Так и в
познании, когда удается освободиться от пережиточных предвзятых мнений, то
возможно сближение с объектом, т.е. его познанием. Это называется
«посещением». Однако сближаться следует небезразлично с чем угодно. Ибо
ситуация, прямо противоположная данной, — бегство, — такова, что сближение
с ней принципиально обречено на неудачу. Гексаграмма, выражающая это
бегство, приурочена к восьмой луне китайского календаря. Потому «восьмая
луна» метафорически обозначает «бегство». Вот почему в пору Посещения,
если даже развиваются изначальные импульсы, которым благоприятствует здесь
стойкое свойство данной ситуации, все равно человека приводит к несчастью,
когда он приближается к восьмой луне, или, словами текста:
Посещение. Изначальное развитие: благоприятна стойкость. При достижении
восьмой луны будет несчастье.
1
Как для исправления порчи необходима твердая решительность, так для
сближающего посещения нужна мягкость и человечность. Как для искоренения
одичалого варварства нужно вмешательство силы, так для дальнейшего
культурного развития необходима любовь и сострадание к тому, кого надо
развивать. — Так же и в познании: как для устранения ошибочных и
предвзятых мнений нужна сила знания, приобретенного в прежнем опыте, так
для того, чтобы проникнуть в идею, «посетить» ее, еще не известную,
необходима созерцательная сила нового акта познания. Но так как на данной
позиции напряженность, охарактеризованная сильной чертой, все больше и
больше возрастает, то возможно посещение всего без различия. Но это —
переразвитие. Потому текст напоминает о стойком соблюдении рамок и мер,
говоря:
В начале сильная черта. Всеобщее посещение. Стойкость — к счастью.
2
На данной позиции условия в основном остаются такими же; только правильное
прохождение предыдущей ступени гарантирует уравновешенность сил,
характерную для серединной, второй позиции. В этом положении сама ситуация
обеспечивает продвижение вперед, для которого излишне предостережение,
указанное на предыдущей ступени. Поэтому в тексте мы находим только:
Сильная черта на втором месте. Всеобщее посещение. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
3
Опять наступает момент активного действия, но в нем действующими
оказываются податливые способности, характерные для данной ситуации вообще
и выраженные тем, что нечетная позиция занята слабой чертой. Так, если
здесь и возможна активность, то она все же не выходит за пределы личных
переживаний. Ими можно наслаждаться, но ничто не благоприятствует им
вовне, где они и не проявляются. Однако это положение кризиса
небезвыходно, ибо при достаточной заботливости можно избежать порицания за
свои действия. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на третьем месте. Сладостное посещение. Ничего
благоприятного. Но если уж озаботишься об этом, хулы не будет.
4
Как мы уже не раз видели, смысл четвертой позиции — это самоотдача. Но не
всегда она совершается беспрепятственно. Здесь же для нее условия особенно
благоприятствуют, ибо по содержанию Посещения ее смысл — приход к иному,
который тем более возможен, потому что для данной позиции в этой
гексаграмме существует правильное соответствие с первой чертой. Здесь
достигается то, что намечалось на первой позиции. Там действовало еще
знание, сложившееся в прошлом опыте, здесь же достигается знание,
приобретаемое вновь. Поэтому в тексте мы находим:
Слабая черта на четвертом месте. Достигающее посещение. Хулы не будет.
5
Как и на предыдущей ступени, здесь действует благотворно соответствие со
второй чертой. Оно дает гармоническое познание, ибо для второй позиции
здесь характерно действие нового акта познания в пределах накопленного
опыта, здесь же обратно: действие накопленного опыта в новом акте
познания. Такое знание господствует над познаваемым, вполне овладевает
материалом познания. Об этом синтезирующем познании в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Познанное посещение. Подобающее великому
государю. Счастье.
6
После того, как при наличии подлинного знания совершено посещение, то в
последнем уже ничего нового не предстоит узнать. Уже известно, что все
известно, а, следовательно, невозможно и не нужно скрывать что-либо, т.е.
возможна и необходима полная искренность в посещении. Собственно активный
процесс в посещении уже завершился и может лишь углубляться, но
углубляться настолько, что в новом акте познания достигается такая полнота
его, что непосредственно в нем содержится и весь прежде накопленный опыт и
знание. Им может удовлетвориться человек, ибо процесс посещения здесь
заканчивается, и вне познаваемого ничего не остается. Но это не обозначает
еще остановки, за которую может грозить хула. Поэтому и в тексте
говорится:
Наверху слабая черта. Искреннее посещение. Счастье. Хулы не будет.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Во внешнем отсутствует неопределенность, поэтому Инь в
третьей позиции является результатом внутреннего творческого процесса,
так как первые две черты — сплошные (Ян). Это свидетельствует о решении
внутренней проблемы — о посещении мысли или прозрения.
Интерпретация Хейслип
Вас ожидает успех во всем, за что бы вы ни взялись сейчас.
И в дальнейшем обстоятельства будут тем благоприятнее для вас, чем
большего успеха вы добьетесь. Предстоит время, когда возможны успехи
в самых разных делах. Будьте решительны в достижении цели, но не забывайте
и о друзьях: не вызовите зависти или обиды, будьте осторожны
и осмотрительны. Очевидно, вы будете вынуждены изменить свое отношение
к одному из близких вам людей, кого вы очень хорошо знаете.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого