
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  15. Цянь. СмирениеКанонический текcт
Свершение. Благородному человеку — обладать законченностью.
- Смиренный из смиренных благородный человек. — Надо переходить вброд
через большую реку. Счастье.
- Провозгласи смирение. — Стойкость — к счастью.
- Трудись над смирением. — Благородному человеку — обладать законченностью. — Счастье.
- Ничего неблагоприятного. Возвысь смирение.
- Не разбогатеешь из-за своих соседей. — Благоприятно и нужно наступать
и нападать. — Ничего неблагоприятного.
- Провозгласи смирение. — Благоприятно и нужно двинуть войско в карательные
походы на города и страны.
Обладание великим достоянием, всей полнотой мира, могло бы быть конечной
целью, если бы в мире допускалась возможность остановки. Но основным
положением является учение об изменчивости, о непрерывной подвижности мира
и о том, как человек гармонически должен включаться в это движение.
Поэтому остановка в развитии является не остановкой, отставанием,
вызывающим конфликт с мировым развитием. Поэтому, если остановиться даже
на высоте величайших достижений, то и в такой остановке не будет
правильного отношения к миру. Но двигаться прямолинейно дальше уже нельзя,
ибо на предыдущей ступени достигнуто все, чего надо было достигнуть.
Следовательно, только полный отказ от уже достигнутого может гарантировать
возможность дальнейшего развития, идущего в ногу с развитием мира. Такой
необходимый отказ от личных достижений называется «смирение» и выражается
в образе самой гексаграммы, в которой под знаком земли помещен знак горы.
Гора должна вообще возвышаться над землей, то в этом с предельной
лаконичностью выражен образ смирения. Такое положение не должно отпугивать
человека, ибо только в нем здесь возможно дальнейшее развитие, причем это
развитие должно быть плодотворным: оно должно быть доведено до конца, до
завершения. В этом смысле в тексте говорится:
Смирение. Развитие. Благородному человеку предстоит завершение.
1
На первой ступени смирение показывается в самой интенсивной, но и в самой
общей форме. Поэтому невозможно конкретизировать его в специфическом
образе. Возможно, лишь указать на то, что человеку, обладающему данным
свойством, предстоит необходимость преодоления громадных трудностей, ибо
благодаря этому свойству он предрасположен к такому преодолению. Это
понятно, потому что здесь данное свойство рассматривается в его, не
выявленном состоянии, а потому не указывается его практическое приложение;
с другой стороны, оно, судя по композиции «Книги Перемен», присуще
человеку, который на предыдущих этапах достиг уже громадных результатов и
потому способен на преодоление самых больших трудностей. Текст выражает
это так:
В начале слабая черта. Смиренный из смиренных благородный человек. Ему
надо переходить вброд через великую реку. Счастье.
2
На второй позиции возникает нечто вроде конфликта между спецификой всей
гексаграммы (смирения, т.е. невыявленности, отступления в тень и т.п.) и
характером второй позиции, смысл которой состоит в том, что на ней
выявляются внутренние качества. На разрешение этого противоречия оказывает
влияние и то, что данная позиция предваряет следующую, на которой самым
интенсивным образом проявляется содержание понятия смирения. В результате
оказывается, что выявление внутреннего свойства здесь все же происходит,
но это свойство — смирение, т.е. то, что не может выражать себя самого, а
выражается лишь в самоотдаче, в созвучии с тем, что выражает себя. При
этом гармоничность развития здесь может быть легко нарушена тем, что
внимание, уделяемое выражению собственного свойства, будет сильнее самого
свойства — смирения: невыражения себя в первую очередь. Поэтому к
счастливому исходу здесь приводит лишь стойкое и непоколебимое смирение,
или, как об этом говорит текст:
Слабая черта на втором месте. Созвучное смирение. Стойкость — к счастью.
3
Момент кризиса здесь выражен уже в самом образе триграммы. В образе «гора»
третья черта, как самая вознесенная, изображает специфику возвышающейся
горы. Но на этой позиции именно происходит соприкосновение «горы» с
«землей», и именно высшей точки горы с низшей областью земли. Так,
содержание смирения здесь выступает с особенной силой; но именно благодаря
этому и для обладания таким смирением необходимо наибольшее напряжение.
Только интенсивным трудом достигается смирение; оно подлинно может быть
выражено в образе горы (смысл ее — возвышаться), но склонившейся ниже
земли, которая должна быть ниже всего. И только человек, обладающий таким
выработанным смирением, может довести свое дело до конца и, выполнив все,
что требуется временем и положением, встать в правильное отношение к
мировому свершению, т.е. достигнуть счастья. Такой человек если для себя и
достиг уже в прошлом полной победы над всяким злом, то здесь он вторично
вступает с ним в борьбу, для того чтобы своей борьбой подать пример
другим. Поэтому и в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Смирение от трудов своих благородному
человеку предстоит завершение (его дел). Счастье.
4
Мы видели, что свойство предыдущей позиции оказывается влияние на свойство
второй позиции. Но на третьей позиции это свойство вырабатывается лишь
путем определенных усилий. На четвертой позиции оно уже выработано, и если
на предыдущей ступени смирение оказывалось действующим вовне вследствие
усилий, (что стоит в соответствии с символом черты), то здесь (где позиция
занята слабой чертой) воздействие силы и принуждения уже невозможно. Но на
четвертой позиции само наличие выработанного свойства может оказывать
воздействие на иное. Это свойство действует как увлекающий пример. Поэтому
все действия здесь свободно и не встречает никаких препятствий. Вот почему
и в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Ничего неблагоприятного. Манящее
смирение.
5
Свойства, выраженные на третьей позиции, находили поддержку в своем
окружении. Изнутри там действовало «созвучное смирение», создающее
резонанс, извне действовало «манящее смирение», которое является лишь
дальнейшим развитием свойств третьей ступени. Здесь же, на пятой позиции,
обстоятельства иные: изнутри действует четвертая позиция, лишенная
собственных сил, а вовне — шестая, которая, как правило, символизирует уже
утрату свойств данной гексаграммы. Поэтому здесь невозможно ожидать
поддержки из окружения, от «соседей». Деятельность здесь возможна лишь как
совершенно самостоятельная. Но в силу всего предыдущего процесса качество
смирения доведено уже до такой полноты и совершенства, что даже для
действий, противоположных действию смирения, последнее все же является
наиболее характерным, и поэтому даже такая деятельность не вступает в
конфликт с общей ситуацией и не встречает ничего не благоприятствующего
ей. Это находит в тексте следующее выражение:
Слабая черта на пятом месте. Не разбогатеешь от соседей своих.
Благоприятна необходимость совершить карающее нападение. Ничего
неблагоприятного.
6
На шестой позиции ситуация и ее характерные черты подходят к концу, теряют
свою специфичность. Так и здесь, смирение остается лишь как отзвук
прошлого, тех трудов, которые упоминаются на третьей позиции. Зато
агрессивность, начавшаяся на предыдущей, пятой позиции, здесь получает еще
большее развитие, особенно как необходимость подчинить себе то, что вышло
из повиновения, ибо здесь уже не действуют ни мощь усилий, как на третьей
позиции, ни заманчивость примера, как на четвертой. Здесь основной тон
смирения уже только звучит, но не действует, и ограничение, исходящее от
смирения, отступает, ибо оно должно уступить место дальнейшей ситуации
Вольность, для которой характерно отсутствие ограничений. Поэтому здесь
обстановка благоприятствует действиям, далеким от смирения. В тексте это
выражено следующим образом:
Наверху слабая черта. Звучащее смирение. Благоприятствует необходимости
двинуть войска и пойти на города и царства.
Исполнение и самоотдача во внешнем, Пребывание и незыблемость во
внутреннем. Незыблемость — то, что может закончится лишь случайно, то что
само собой не заканчивается, и в сочетании с полной предопределенностью
во внешнем — это смирение. Но
смирение — покорность не другому человеку,
а судьбе и естественному ходу событий. И если складывается
соответствующая ситуация, то благоприятно наступать и нападать.
Интерпретация Хейслип
Выпавший снег до самой земли склонил ветку дерева; но скоро
все переменится и она вновь выпрямится. Обстоятельства ваши сейчас
умеренно благоприятны. Но вы можете сделаться хозяином положения,
если проявите сдержанность. Неудачи, в том числе и финансовые, доставляют
вам беспокойство. Но не надо тревожиться, все переменится
к лучшему. И финансовые дела поправятся. Если не станете пренебрегать
помощью других, ваше желание исполнится.
  57. Сунь. ПроникновениеКанонический текcт
Малому — развитие. Благоприятно иметь, куда выступить. Благоприятно
свидание с великим человеком.
- (В) продвижении и отступлении благоприятна стойкость воина.
- Проникновение находится ниже ложа. Применение писцов и волхвов (вызовет)
смущение.— Счастье. Хулы не будет.
- Многократное проникновение.— Сожаление.
- Раскаяние исчезнет. На охоте добудешь троякое.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Ничего неблагоприятного. Завершишь и то, что не начато (тобою. Но обдумай это дело) и за три
дня, и через три дня. — Счастье.
- Проникновение находится ниже ложа. Утратишь свои денежные средства
(на странствие). — Стойкость — к несчастью.
Во время странствия человек проникает во все новые места. И это
содержание предыдущей ситуации — проникновение — рассматривается здесь как
самостоятельный момент. Поэтому данная гексаграмма называется
Проникновение. Но проникнуть во что-нибудь, в какую-нибудь инородную среду
можно лишь постепенно. Поэтому лишь в малом может быть здесь развитие.
Конечно, окрепнув, оно может идти и дальше, и человек может достигнуть
своей цели — свидания с тем, что выше его самого, с тем, кто назван на
языке «Книги Перемен» великим человеком. Образно и графически это
проникновение малого выражено в том, что данная гексаграмма состоит из
повторения триграммы сунь, в которой одна теневая черта находится под
двумя световыми. Теневые, слабые черты на технической терминологии «Книги
Перемен» обозначают малое, а световые, сильные черты — великое. Поскольку
движение черт идет снизу вверх, постольку здесь в образе самой триграммы
уже указано проникновение чего-то малого и незначительного, которое может
быть лишь очень мягким и податливым. А это тоже черты, закрепленные
комментаторской литературы за триграммой сунь. Вот почему в тексте мы
находим следующие стандартные афоризмы:
Проникновение. Малому развитие. Благоприятно иметь куда выступить.
Благоприятно свидание с великим человеком.
1
Когда нечто малое выступает вперед, то оно не может обладать большой силой
для решительного движения. Поэтому первое выступление и первый момент
проникновения характеризуются нерешительностью. Человек то наступает, то
отступает. Но длительное пребывание в таком колеблющемся состоянии может
привести лишь к остановке на данной позиции или, иными словами, к
сохранению качеств, от которых следует отходить. С такими качествами
человек ни во что не сможет проникнуть. Когда проникновение требуется всей
жизненной обстановкой в данной ситуации, тогда для успешного развития
здесь необходимо собрать все силы, которыми располагает человек, и
решительно двинуться вперед, двинуться со стойкостью и мужеством, которыми
обладает воин. Поэтому в тексте сказано:
В начале слабая черта. Наступление и отступление. Благоприятна стойкость
воина.
2
Вторая позиция выражается иногда в образе поверхности земли, иногда же,
как здесь, в образе ложа, на котором лежит человек. Но поскольку это
проникновение началось уже на предыдущей позиции, постольку здесь и
говорится о том, что оно находится ниже ложа. Однако на данной позиции,
несмотря на то, что проникновение уже начато (в переводе на язык мышления
— начато продвижение в познаваемое), человек может еще не до конца
доверять силам своего познания. С одной стороны, ему необходимо учесть
весь свой опыт, нужно записать его для новой необходимой деятельности в
память, которая в этом отношении похожа на писца; с другой стороны, ему
необходимо предвидение будущих событий, а эта способность у авторов «Книги
Перемен» осознавалась в образе волхва. Человек может, таким образом,
обратиться к своей способности памяти и к своей способности предвидения в
то время, как ему следовало бы отдаться ясной деятельности познания.
Недоверие к своим силам памяти и предвидения приводит все же его к тому,
что он может прибегнуть к помощи своих сил познания. И если они связаны с
положительным, уже сложившимся знанием, то в результате вся ситуация может
быть развернута в положительную сторону. В этом смысле текст говорит:
Сильная черта на втором месте. Проникновение находится ниже ложа.
Применение писцов и применение волхвов вызовет смущение. Счастье. Хулы не
будет.
3
Предыдущая ситуация характеризовала внутреннюю жизнь. Здесь намечается
выход вовне. Если деятельность познания на предыдущей ступени выступала
как нечто положительное, то здесь от познания необходим переход к
действию. Если бы человек остановился только на одном познании и все снова
и снова прибегал бы к нему, то оно, не обогащенное опытом действия,
привело бы его к поверхности знаний. Если даже эти акты познания были бы
многочисленны, то все же время было бы упущено и человеку пришлось бы
пожалеть о том, что силы, которые он тратит на данной позиции, он не
истратил на предыдущей. Поэтому лаконичный текст говорит здесь следующее:
Сильная черта на третьем месте. Многократное проникновение. Сожаление.
4
Если человек достигает четвертой позиции, то, значит, он сумел преодолеть
все те ошибки, в которых ему нужно было бы раскаиваться. Так он искупает
свое раскаяние. Здесь он может двигаться дальше к достижению своей цели. И
в этой погоне за целью, в такой «охоте», как говорит «Книга Перемен», он
может достигнуть результатов именно в силу прошлых ошибок. Если здесь
говорится о трояком, то только потому, что все сильные черты (кроме пятой,
совершенно самостоятельной) по закону противоположностей тяготеют к данной
четвертой, слабой черте. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на четвертом месте. Раскаяние исчезнет. На охоте добудешь
троякое.
В этом афоризме сохранен традиционный порядок фраз, поскольку и
развертывание комментария строится на основании Вань И.
5
Человек достигает здесь завершения процесса проникновения, и его
напутствует «Книга Перемен» только указанием на необходимость сохранения
стойкости. Уже это гарантирует благоприятный исход. Но при этом важно
осознать две вещи. Во-первых, то, что начало процесса (поскольку оно
определено причинной связью всех предыдущих поступков) не во власти самого
человека. И только здесь активным вмешательством в свою судьбу человек
может добиться того, что конец процесса может зависеть от его действия.
Прошлое необходимо, будущее свободно. Но когда человек сам берется за
построение своей будущей судьбы, требуется глубокое обдумывание поступков.
«Книга Перемен» говорит о том, что за три дня до поступка его надо
обдумать и, свершив поступок, испытав свою мысль в практике, необходимо
еще и еще ее обдумывать, для того чтобы в соответствии с ней направлять
свою деятельность. Вот почему в тексте здесь мы находим:
Сильная черта на пятом месте. Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет.
Ничего неблагоприятного. Не в твоей власти начало, но в твоей власти
конец. Но обдумай это дело и за три дня до его свершения, и через три дня
по его свершении.
6
Цель данной ситуации была достигнута уже на предыдущей позиции. Поэтому на
шестой мы встречаем нормальным для «Книги Перемен» афоризм, говорящий о
ненадежности данной позиции. Здесь опять говорится о том, что
проникновение находится под ложем, т.е. делается упоминание о первой
черте. Но возвращение к ней совершенно невозможно. Таким образом, силы для
дальнейшего развития уже истрачены, истрачены средства на странствие, как
говорит «Книга Перемен». И стойкое сохранение этой позиции, которой
противопоставляется выход из всей ситуации, может привести лишь к неудаче.
Поэтому в тексте здесь написано:
Наверху сильная черта. Проникновение находится ниже ложа. Потеряешь свои
средства на странствие. Стойкость — к несчастью.
Во внешнем и во внутреннем — Утончение и проникновение. Во внешнем и
во внутреннем — смена целей и
средств их достижения. Возможно
возьмешься за дело, которое сам не начинал. Сменятся планы и планируемые
расходы. Во время непредсказуемого странствия можно утратить свои
денежные средства.
Интерпретация Хейслип
В данный момент вам не так-то просто разобраться в положении
дел и разумно оценить его. Но вы чересчур сгущаете краски,
изображая события. Старайтесь следовать по тому пути, который вам
укажет человек, хорошо знающий вас; и это будет наилучший выход.
Через пять месяцев судьба ваша изменится к лучшему. Устранить препятствия
на пути исполнения ваших желаний поможет женщина. Ни в
коем случае не позволяйте сейчас уговорить себя на такие действия,
которые считаете ошибочными и ненужными.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого