
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  16. Юй. ВольностьКанонический текcт
Благоприятно возведению князей и движению войск.
- (Если) провозгласишь вольность — (будет) несчастье.
- Будь крепче камня, но не до конца дня. — Стойкость — к счастью.
- Засмотришься на вольность — (будет) раскаяние. Опоздаешь — будет
раскаяние.
- Исходя из вольности, многое будет достигнуто. — Не сомневайся. Друзья
(соберутся вокруг тебя, как) волосы вокруг шпильки.
- Стойкость — к болезни. (В) постоянстве не умрешь.
- Померкнувшая вольность. Совершаемое минует. — Хулы не будет.
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего
возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и
обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл
развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы
развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей
гексаграмме, где внизу мы видим знак земли, однородность черт которой
выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии, сущность
которого — активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и
не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы —
вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все
же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в
хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам
для себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония
будет в его произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение
должно развиваться как на пути утверждения положительных элементов
(представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути
поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. «Книга Перемен»
сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной
власти. Поэтому не удивительно, что эти мысли здесь облечены в следующие
образы:
Вольность. Благоприятствует возведению на престол феодалов и движению
войск.
1
Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об изменчивости
мира, а именно: «когда расцвет достигает полноты, то необходимо наступает
упадок». Поэтому и вольность ни на минуту не должна отстранять
бдительность. Это особенно применимо к первой позиции, которая, согласно
традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами, сам
действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему
усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая
деятельность не приводит к счастью. Поэтому в тексте мы читаем:
В начале слабая черта. Созвучие вольности. Несчастье.
2
Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в
самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он
именно выражается на этой второй позиции (центральной —
«сосредоточенность»; триграмма «земля», «покой»). И именно эти качества
дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором
собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь
возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение
наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне ждать
целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы
находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на их
спорадичность:
Слабая черта на втором месте. Крепче, чем камень.: Не до конца дня.
Стойкость — к счастью.
3
На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от
сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько
близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость
самоограничения и бдительности. Здесь легко «заглядеться» на вольность, а
тем самым допустить задержку развития, «промедлить». Но всякое промедление
есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться. Поэтому и
текст предостерегает:
Слабая черта на третьем месте. Заглядишься на вольность — раскаешься.
(Ибо) промедлишь, и будет раскаяние.
4
Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во всей
гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь как
подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы, «покрывающие
шпильку», группируются вокруг нее в прическе. Это особенно возможно
потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная сильная
черта в триграмме «молния»), лежащая на подготовленной почве (в триграмме
«земля» — покой и стойкость). Здесь возможно достижение самых широких
целей и неуместно никакое сомнение. Поэтому и в тексте мы находим афоризм,
полный бодрости:
Сильная черта на четвертом месте. Исходи из вольности. Обладание великим —
доступно. Не сомневайся. Друзья (соберутся вокруг тебя, как волосы),
покрывающие шпильку.
5
Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция — четвертая, и
ей подчинены остальные. Но пятая и шестая — расположены над ней, это
выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как
отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до
болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не
сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной и,
как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к болезни. Постоянное не умрет.
6
На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной
ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет
собою увлечение в «пустую абстракцию», как результат перерезвития данного
процесса. Поэтому и в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Омраченная вольность. В становлении будет
чрезмерность. (Но) беды не будет.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Все линии прерванные, кроме последней во внешней триграмме.
Следует полностью доверится естественному и закономерному ходу
событий, только в «конце дня» возможна неопределенность — «в постоянстве
не умрешь». Однако
для совершенномудрого такое незначительное
проявление абсолюта — как болезнь.
Интерпретация Хейслип
Ваше солнце уже восходит; как долго вы ждали удачу, и вот
теперь она совсем близко. Сейчас время располагает к разным увлечениям
— не увлекайтесь ими без меры. Скоро придет к вам успех; будьте
готовы к нему. И в осуществлении ваших замыслов, и даже в игре вам
будет сопутствовать удача. Никак нельзя быть мелочным и меркантильным,
идя по пути успеха. Но и не надо тратить больше того, что получаете.
Подождите немного — и желания ваши исполнятся.
  35. Цзинь. ВосходКанонический текcт
Сиятельному князю надо жаловать коней и в круговороте дня трижды принимать
(подданных).
- В выдвижении и в отступлении! — (Если пребудешь в) стойкости, (будет)
счастье. Не будет правды. (Но если отнесешься к этому) невозмутимо, (то)
хулы не будет.
- В выдвижении и в подавленности! — (Если пребудешь в) стойкости,(будет)
счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего царя.
- Доверие многих. — Раскаяние исчезнет.
- (Если) выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет) опасна.
- Раскаяние исчезнет. Ни принимай близко к сердцу ни потерю, ни обретение. —
Выступление — к счастью, ничего неблагоприятного.
- Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать (свой) город.
— (Положение) опасно, (но оно) — к счастью: хулы не будет. Стойкость —
к сожалению.
Образ, данный в этой гексаграмме, расшифровывается из образов триграмм,
ее составляющих. Здесь внизу триграмма, обозначающая землю, а наверху —
сияние, которое иногда интерпретируется как солнце, т.е. перед нами
картина солнца, восходящего над землей, что обозначается и самим названием
гексаграммы, которое мы переводим соответственно с этим словом — Восход.
Если сопоставить эту гексаграмму с предыдущими, то намечается следующая
линия развития ситуации. Нужно начать с 31-й гексаграммы, которая
представляет собой синтез всех приобретенных ранее качеств и сил в их
полном слиянии, в браке. Дальше говорилось о необходимости подчинения этих
сил какому-нибудь постоянному закону, после чего этот постоянный закон
должен быть проверен и углублен в уединении человека, на время отошедшего
от деятельности. Это уединение приводит к развитию человеке той великой
мощи, которая в дальнейшем может гарантировать благоприятную деятельность
вовне. Только после всех этих ситуаций может, наконец, появиться та,
которая представляет собою реальный выход вовне, символизированный в
образе солнца, восходящего над землей. Но в таком выходе вовне совершенно
необходимо направлять свою деятельность не только на пользу для самого
себя, но и на пользу окружающим людям. Здесь больше, чем где бы то ни
было, должна проявиться полная щедрость. Как солнце щедро раздает свои
лучи всему окружению, так и деятельность человека должна быть направлена
на пользу всех окружающих его людей. Так деятельность может быть
расшифрована, конечно, в различных масштабах, ибо окружение человека может
простираться на большее или меньшее количество людей. Но Вань И здесь
говорит даже о развитии щедрости до космических размеров. Однако это на
совести данного комментатора, ибо текст в «Книге Перемен», сложившийся в
конкретных условиях раннего феодального общества в Китае, выразил это в
образах, не имеющих еще отношения к космическому размаху мыслей: В тексте
эти мысли выражены следующим образом:
Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в
круговороте дня трижды принимать подданных.
1
На первой позиции, где еще только начинается данный процесс, выступление
вовне, восход еще не намечен с полной очевидностью. Он до известной
степени еще нерешителен, так что иногда он напоминает даже отступление.
Поэтому возможно, что менее чуткие люди не смогут заметить самого
выступления. И поэтому человек, который охарактеризован в данной ситуации,
может и не встретить доверия со стороны окружающих. Однако он должен
научиться смотреть на такое непризнание своего восхода со стороны
окружающих как на нечто само собой понятное и отнестись к окружающим с
полным великодушием. Тогда минет данная ситуация, и человек все же получит
возможность блестящего проявления деятельности своей вовне. Поэтому текст
говорит здесь (незначительные расхождения по сравнению с переводом, данные
выше, объясняются тем, что здесь интерпретация с точки зрения Вань И):
В начале слабая черта. Если, выступая и отступая, пробудешь в стойкости,
будет счастье. Не будет доверия. Но если отнесешься к этому великодушно,
то хулы не будет.
2
Вторая позиция, как апогей внутреннего развития гексаграммы, указывает на
пребывание человека в самом себе. Для такого человека, который находится в
ситуации восхода, пребывания только в себе неразрывно связано с некоторой
подавленностью. Однако, поняв, что эта подавленность является временным
состоянием, человек может продолжать стойко стремится к своему восходу. Во
всяком случае, его стойкость, в конце концов, приведет к благоприятному
исходу, и это особенно потому, что здесь человек может рассчитывать на
поддержку извне. По символике «Книги Перемен» эта поддержка может исходить
из того, кто обозначен пятой позицией данной гексаграммы. Поскольку пятая
позиция здесь занята слабой чертой, которая характеризует женщину, и
поскольку пятая позиция в социальном разрезе символизируется государя
(слово «вождь» восстановлено палеографически, здесь дается позднее
понимание слова), постольку здесь говорится о поддержке матери государя. В
тексте это выражено в следующих словах:
Слабая черта на втором месте. Если в выступлении и в подавленности
пребудешь стойким, то будет счастье. Обретешь такую великую милость от
матери твоего государя.
3
Если в большинстве случаев третья позиция связана с кризисом,
предшествующим выходу вовне, то здесь, где вся ситуация представляет собой
выход вовне, третья позиция лишена своей характерной черты кризиса как
чего-то отрицательного. Наоборот, здесь наконец выступает такое проявление
человека во внешнем, которое воспринимается окружающими его людьми, и
поэтому-то доверие со стороны других людей, которое не оказали человеку,
стоящему в данной ситуации на первой позиции, здесь наличествует
полностью. Поэтому текст говорит здесь только:
Слабая черта на третьем месте. Доверие многих. Раскаяние исчезнет.
4
Ошибка, которая может быть совершена на четвертой позиции, состоит в
следующем. Четвертая позиция — лишь подготовительная к пятой, ибо центр
гексаграммы — в пятой. Четвертая позиция, поэтому при ошибочном
использовании ее может стать чем-то вроде подделки, замены настоящего
ненастоящим. Это выражено в образе хомяка. Между прочим, Вань И, чтобы
сделать этот экзотический образ понятным, рассказывает следующее: «Некогда
я, только что, прибыв в область Минь, увидел человека, продававшего белого
зайца. Люди, споря друг с другом, хотели купить его за 100 золотых монет,
но это им не удавалось. Купец выкормил очень много зайцев, и тогда цена на
них постепенно упала до одной денежки с чем-то. Любители странностей
попробовали убить их и сварить, но они были так зловонны, что есть их,
было нельзя. И стало так, что ни один человек не покупал их. Можно
сказать, что это не белый заяц, а просто хомяк. Увы! По существу он —
ничтожная крыса, и обманным порядком ему было присуждено имя белого зайца.
Это значит, что он, не имея нужных достоинств, занял высокое место. Так с
людьми такого рода». После этого рассказа, может быть, нам покажется
странным образ, данный в тексте:
Сильная черта на четвертом месте. Если выдвинешься, как хомяк, то
стойкость будет ужасна.
5
Пятая черта, представляя собою самое совершенное проявление вовне, больше
всего ассоциируется с тем образом, который дан в символике триграмм,
составляющих данную гексаграмму. Это солнце, взошедшее над землей, так
полно сил и так щедро, что никакая утрата и никакое приобретение не могут
его огорчить. И человек, занимающий данную позицию, исправляя все ошибки,
допущенные им в прошлом, в полной щедрости дает свои силы окружению. В
тексте это отражено в следующих словах:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к
сердцу ни утрату, ни приобретение. Ничего неблагоприятного.
6
Поскольку третья черта верхней триграммы сильная (как максимальное
проявление этого сияния вовне), большого всего характеризует качества
сияния, постольку в обществе неблагоприятная шестая позиция здесь лишена
этого качества. Но это лишь внешнее проявление сияния, совершенно лишенное
существа, как нечто самое крайнее вышедшее вовне, оно выражено в образе
рогов. Они могут быть проявлением вовне, но только внешним проявлением. И
вот здесь дан образ ясности вовне при отсутствии ясности внутри. Поэтому
сил, присутствующих у человека, здесь может хватить, конечно, на
какое-нибудь дело, но оно не столь велико, сколь велико дело щедрости,
выраженное на предыдущей позиции. Все же, в общем, благоприятный характер
данной позиции (конечно, только в контексте данной гексаграммы) выражен в
тексте так:
Наверху сильная черта. Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать
свой город. Это положение ужасно, но оно — к счастью. Хулы не будет.
Стойкость к сожалению.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем Исполнение и
самоотдача. Ясное и гармоничное внешнее при еще полном отсутствии
проявлений абсолюта во внутреннем. Это напоминает пробуждение
внутреннего — восход.
Интерпретация Хейслип
Удача уже близко. Вы не напрасно рассчитывали на признание и
уважение, они по праву ожидают вас. В дальнейшем вы будете вознаграждены
еще более, чем теперь. Смело и решительно шагайте вперед, положитесь
на свою счастливую звезду. Ваше желание исполнится не сразу,
но пусть это не печалит вас. Вас ждет встреча с человеком, которого
вы очень давно не видели. Не сорите деньгами, будьте немного
экономней; это очень поможет вам в будущем.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого