
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  16. Юй. ВольностьКанонический текcт
Благоприятно возведению князей и движению войск.
- (Если) провозгласишь вольность — (будет) несчастье.
- Будь крепче камня, но не до конца дня. — Стойкость — к счастью.
- Засмотришься на вольность — (будет) раскаяние. Опоздаешь — будет
раскаяние.
- Исходя из вольности, многое будет достигнуто. — Не сомневайся. Друзья
(соберутся вокруг тебя, как) волосы вокруг шпильки.
- Стойкость — к болезни. (В) постоянстве не умрешь.
- Померкнувшая вольность. Совершаемое минует. — Хулы не будет.
Смирение, которое описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего
возможность сближения высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и
обеспечивает равные условия для всех, и с него может начаться новый цикл
развития. Оно лишь почва, на которой начинают снова действовать силы
развития, идущие из глубины вовне. Это положение выражено в настоящей
гексаграмме, где внизу мы видим знак земли, однородность черт которой
выражает равенство. Над землей, вовне, расположен знак молнии, сущность
которого — активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто не предстоит и
не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной свободы —
вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она все
же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в
хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам
для себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония
будет в его произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение
должно развиваться как на пути утверждения положительных элементов
(представителей того, что действует из центра вовне), так и на пути
поражения отрицательных сил, на пути их завоевания. «Книга Перемен»
сложилась в условиях феодального общества и в среде носителей феодальной
власти. Поэтому не удивительно, что эти мысли здесь облечены в следующие
образы:
Вольность. Благоприятствует возведению на престол феодалов и движению
войск.
1
Вся эта ситуация должна рассматриваться под знаком учения об изменчивости
мира, а именно: «когда расцвет достигает полноты, то необходимо наступает
упадок». Поэтому и вольность ни на минуту не должна отстранять
бдительность. Это особенно применимо к первой позиции, которая, согласно
традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами, сам
действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему
усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая
деятельность не приводит к счастью. Поэтому в тексте мы читаем:
В начале слабая черта. Созвучие вольности. Несчастье.
2
Вольность, угрожающая превратиться в хаос, более всего нуждается в
самоограничении, которое может исходить из сосредоточенного покоя. Он
именно выражается на этой второй позиции (центральной —
«сосредоточенность»; триграмма «земля», «покой»). И именно эти качества
дают возможность совершенно отчетливого рассмотрения мира, при котором
собственное движение не искажает его перспективы. Поэтому именно здесь
возможно моментальное восприятие его, включающее в себя и предвидение
наступающих, но еще не сложившихся событий. Здесь совершенно излишне ждать
целый день, пока не будет достигнуто познание. Поэтому и в тексте мы
находим соответствующие образы, достаточно выразительные, несмотря на их
спорадичность:
Слабая черта на втором месте. Крепче, чем камень.: Не до конца дня.
Стойкость — к счастью.
3
На третьей позиции характеризуется ситуация кризиса при переходе от
сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя здесь настолько
близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость
самоограничения и бдительности. Здесь легко «заглядеться» на вольность, а
тем самым допустить задержку развития, «промедлить». Но всякое промедление
есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться. Поэтому и
текст предостерегает:
Слабая черта на третьем месте. Заглядишься на вольность — раскаешься.
(Ибо) промедлишь, и будет раскаяние.
4
Эта позиция, единственная занятая сильной чертой, является главной во всей
гексаграмме Вольность. Все остальные позиции относятся к ней лишь как
подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как волосы, «покрывающие
шпильку», группируются вокруг нее в прическе. Это особенно возможно
потому, что именно здесь может проявиться вольность (активная сильная
черта в триграмме «молния»), лежащая на подготовленной почве (в триграмме
«земля» — покой и стойкость). Здесь возможно достижение самых широких
целей и неуместно никакое сомнение. Поэтому и в тексте мы находим афоризм,
полный бодрости:
Сильная черта на четвертом месте. Исходи из вольности. Обладание великим —
доступно. Не сомневайся. Друзья (соберутся вокруг тебя, как волосы),
покрывающие шпильку.
5
Как уже было указано, в данной гексаграмме главная позиция — четвертая, и
ей подчинены остальные. Но пятая и шестая — расположены над ней, это
выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что рассматривается как
отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно, доводит до
болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если бы не
сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной и,
как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к болезни. Постоянное не умрет.
6
На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной
ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет
собою увлечение в «пустую абстракцию», как результат перерезвития данного
процесса. Поэтому и в тексте здесь сказано:
Наверху слабая черта. Омраченная вольность. В становлении будет
чрезмерность. (Но) беды не будет.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Все линии прерванные, кроме последней во внешней триграмме.
Следует полностью доверится естественному и закономерному ходу
событий, только в «конце дня» возможна неопределенность — «в постоянстве
не умрешь». Однако
для совершенномудрого такое незначительное
проявление абсолюта — как болезнь.
Интерпретация Хейслип
Ваше солнце уже восходит; как долго вы ждали удачу, и вот
теперь она совсем близко. Сейчас время располагает к разным увлечениям
— не увлекайтесь ими без меры. Скоро придет к вам успех; будьте
готовы к нему. И в осуществлении ваших замыслов, и даже в игре вам
будет сопутствовать удача. Никак нельзя быть мелочным и меркантильным,
идя по пути успеха. Но и не надо тратить больше того, что получаете.
Подождите немного — и желания ваши исполнятся.
  43. Гуай. ВыходКанонический текcт
Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет
опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.
- Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то)
не победишь. — Будет хула.
- Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия.
— Не бойся.
- Мощь в скулах. — Будет несчастье,(но) благородный человек решается
на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промокнет,
(то) будет досадно, (но) - хулы не будет.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть
лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет. — (Если) услышишь речи
— не верь.
- Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход. — Действующему неуклонно
— хулы не будет.
- Безгласность. — В конце концов будет несчастье.
Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на
ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая,
слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой
возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных
черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое
скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом
смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход,
должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие
тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может
появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в
предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может
привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в
сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и
здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже
в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации
необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание
должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно
найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость,
необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица.
Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим
окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о
самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям.
В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:
Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет
опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами.
Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще
только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как
благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если
предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой
творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при
малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не
обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут
хулить. Поэтому в тексте сказано:
В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если
выступишь и не победишь, будет хула.
2
Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в
третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который
упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь
вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе
сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно
говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако
выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному
исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция
представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга
Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы
читаем:
Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет
действие оружия — не бойся.
3
То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным
на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как
нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то
верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По
ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако
вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже
предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е.
этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он
будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного
разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже
встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять
упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как
дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении,
могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и
необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует
так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о
его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:
Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но
благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь.
Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.
4
Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия
позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой,
постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая
позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике
«Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость,
т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это
уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции.
Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной
позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что
четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на
которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход.
Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для
понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что
неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может
гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет
с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние
исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.
5
Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем,
что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта —
должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой,
слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината.
Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то
качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти
неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена
на благоприятный исход. Об этом текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.
6
Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй
приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с
раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение
«говорить«, «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь
указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней
триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как
говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а
речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне)
приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не
может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем
ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того,
в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия,
перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внешнем — Творчество и крепость.
Творчество во внутреннем приводит к опасности во внешнем. Лучше
прекратить этот процесс, чтобы не было еще хуже. Лучше выйти
сейчас:
промокнешь, но хулы не будет.
Интерпретация Хейслип
В настоящий период вы удачливы, но существует возможность
совершить ошибку и оттолкнуть от себя тех, кто обычно помогал вам,
и все это из-за вашего собственного упрямства. Будьте терпимее
в отношениях с ними, и старайтесь сами идти им навстречу. Вполне
возможно, что в этот период вы полюбите человека, о котором сейчас
даже и не думаете. Это, конечно, окажет влияние на ваше дальнейшее
поведение. Не играйте в азартные игры.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого