
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  17. Суй. ПоследованиеКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. Хулы не будет.
- В службе будет перемещение. Стойкость — к счастью. — (Если и), выйдя
из ворот, будешь связан (с правильным для тебя, то) будешь иметь успех.
- Сблизишься с малыми детьми — потеряешь возмужалых людей.
- Сблизишься с возмужалыми людьми — потеряешь малых детей. — В последовании
будешь добиваться и достигнешь. — Благоприятно пребывание в стойкости.
- (Если) в последовании и захватишь что-нибудь, (то) стойкость — к несчастью.
(Если) будешь обладать правдой и будешь на (верном) пути, (то) тем самым
будет ясность. — Какая может быть хула?
- Правдивость по отношению к прекрасному. — Счастье.
- То, что взято, — сблизься с ним; и то, что следует (за тобою), — свяжись
с ним. — Царю надо проникнуть к западной горе.
Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего
равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она
подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за
ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те
обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому
человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере
познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость
познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно
существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так
наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной
объективности мира. Однако при таком развитии необходито для
благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий
управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за
истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это
подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой
будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного
поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому
и в тексте читаем:
Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
1
В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями
времени. Потому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями
ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть
доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот,
только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса
последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно
занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих
мыслей, мы можем понять текст:
В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость — к
счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.
2
Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более
развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится
подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать
за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй
позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими,
более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному
импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный
импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме,
суть которой движение). Поэтому текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь
возмужалых.
3
Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать
одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен
быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан
с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и
сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной
стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст
говорит:
Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь
младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать
в стойкости.
4
Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в
обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что
обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко
сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь
последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт
с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот,
обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула
не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте:
Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и
пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь
на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?
5
Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем
следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях
(по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто
положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей
позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно
прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту
последования — гармоническое включение личного в общественное, т.е. то,
что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна
громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать
сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме
пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы
находим:
Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному.
Счастье.
6
Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на
предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо
предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность
последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой
позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах
многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь
рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым
образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е.
горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на
западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому
жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с
предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы
читаем:
Наверху слабая черта. Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем
следуешь. Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. В подвижности только начало процесса носит случайный
характер все остальное вполне предопределено. Вы только в начале
выбираете за чем следовать, а потом следуете за тем, в чем чувствуете
разрешение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас не время привлекать к себе сторонников; вам нужно
скорее укрепиться на своих позициях. И если вдруг даже цели ваши
изменятся — не отступайтесь от своих принципов. Не гонитесь сразу за
громким успехом и крупной победой: удовольствуйтесь пока малым, а
оно и повлечет за собой большое. Не нужно плыть против течения, и
все придет в порядок. Очень вероятно, что желание ваше исполнится,
но будьте готовы к большим жизненным переменам.
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого