
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
![Гу. Исправление [порчи]](/glyphs/hex 18.png) |
→ |
 |
![Иероглиф Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hieroglyph 18 r.jpg) ![Гексаграмма 18 Гу. Исправление [порчи]](glyphs/hexagram 18 l.jpg) 18. Гу. Исправление [порчи]Канонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятен брод через великую реку. (Будь бдителен)
за три дня до начала и три дня после начала.
- Исправление испорченного отцом. — Если есть сын, то покойному хулы
не будет. (Хотя и) опасно, (но) в конце концов — счастье.
- Исправление испорченного матерью. — Невозможна стойкость.
- Исправление испорченного отцом. — Будет небольшое раскаяние. Не будет
большой хулы.
- Свободное отношение к испорченному отцом. — Выступив, увидишь сожаление.
- Исправление испорченного отцом. — Необходима хвала.
- Не служи ни царю, ни князю. — Возвеличь и прославь свое дело.
Идеограмма, которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку,
в которой, оттого что ею давно не пользовались, завелись черви. Так
изображается понятие порчи. Но оно понимается и в переносном значении
слова. Так мир и спокойствие, которые слишком долго сковывали косной
спячкой страну, приводят к процессам порчи и разложения в ней. Так и
атмосфера радостного последования допустима лишь на время. Когда же она
затягивается, то даже и в ней начинается процесс разложения. — Так и в
познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого познания, то
человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить, что
дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных,
но неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает
сказываться с такой силой, что для всей ситуации становится характерной
эта порча познания, а не оно само. Но все вышеизложенное — лишь одна
сторона дела. Другая же состоит в том, что данная ситуация — это не только
порча, но и исправление доведенного отцами до порчи. Эта порча — лишь
начальная исходная точка для исправления порчи, исправления, которому
предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому делу, хотя оно и трудно
и опасно, как «брод через великую реку». Но, несмотря на это, здесь нужна
полная обдуманность действий и активное укрепление достигнутых
результатов. Здесь, как говорит Вань И, «нужны три дня для предварительной
подготовки себя (к действию) и три дня для последующего закрепления (его
результатов)». Поэтому и в тексте мы находим:
Исправление порчи. Изначальное развитие. Благоприятен брод через великую
реку. (Будь бдителен) за три дня до начала и три дня после начала.
1
Всякая порча — это результат не одного дня, она появляется после многих
поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь отношении. Поэтому здесь,
на протяжении описания всего процесса, постоянно говорится о том, что
испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль могла получить
особенное развитие в классической стране культа предков — в Китае. Весь
смысл бытия сына — исправить то, что испорчено отцом. Но на первой позиции
имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность
положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в тексте сказано:
В начале слабая черта. Исправление испорченного отцом. (Для этого) есть
сын. Предкам не будет хулы. Опасность, но в конце концов — счастье.
2
Вторая позиция — это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс.
Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как четная,
предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков матери встает
внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить
проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то,
что ею оставлено. И все-таки это положение небезвыходно. Для него только
необходима большая активность. Ее наличие символизировано тем, что эта
позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в
действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы
невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным. Поэтому и в
тексте читаем:
Сильная черта на втором месте. Исправление испорченного матерью. Нельзя
быть стойким.
3
Здесь положение отличается от предшествующего только тем, что при нем уже
невозможна та мягкость и осторожность, с которой можно было действовать на
предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести к некоторому
раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи, основное
содержание всей ситуации, — здесь самое важное, и, несмотря на некоторую
осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода. Поэтому в тексте
говорится:
Сильная черта на третьем месте. Исправление испорченного отцом. В мелочах
будет раскаяние. Не будет большой хулы.
4
Основной смысл четвертой позиции — это самоотдача, ибо здесь уже совершен
переход от внутреннего к внешнему, от себя к иному. Поэтому в данной
ситуации это значит отказ от своей деятельности, от исправления и отдачу
себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь увеличивается порча,
допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от деятельности и
переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить свою
деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть, когда
наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому текст
предостерегает:
Слабая черта на четвертом месте. Усугубление испорченного отцом. Если
выступишь, то увидишь сожаление.
5
Пятая позиция — позиция максимального раскрытия внутренних сил и
способностей вовне. Здесь объединяются все положительные достижения
предыдущих позиций. С этой позиции легче всего управлять всеми носителями
положительных сил. Именно в данный момент возможна похвала им. Поэтому
лаконичный текст говорит только:
Слабая черта на пятом месте. Исправление испорченного отцом. Необходима
хвала.
6
Верхняя позиция — это момент, когда отступает на задний план специфика
данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное
участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой
порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек не
участвует в жизни других людей, что на языке «Книги Перемен», памятника
феодальной эпохи, называется не служить государю. Он — выше жизни
государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому и в
тексте читаем:
Наверху сильная черта. Не служи царю и князю, Воззвеличишь и оценишь свое
дело.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновение во внутреннем приводящее к
разрешению во внешнем — есть исправление
внешнего, в соответствии с
новым, более утонченным, взглядом на мир.
Интерпретация Хейслип
Вам нужно особенно тщательно анализировать и оценивать события:
вы можете стать участником перемен в чужой личной жизни. Вам
следовало бы быть хозяином положения. Это станет возможным благодаря
вашему нынешнему состоянию. Может случиться так, что вы потеряете
друга. От вас в скором времени можно ждать самых неожиданных поступков.
Вам нужно прояснить свои отношения с окружающими. Они не в
порядке, и возникающие из этого проблемы могут препятствовать исполнению
ваших желаний.
  45. Цуй. ВоссоединениеКанонический текcт
Свершение. Царь подходит к обладателям храма (то есть к духам предков).
Благоприятно свидание с великим человеком. Свершение. Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение. (Тогда) — счастье. Благоприятно иметь,
куда выступить.
- (Если) обладаешь правдой, (но) не до конца, то (может быть) как
растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, и все сразу соберутся,
и будет смех. — Не бойся. (Если) отправишься, хулы не будет.
- (Дашь себя) увлечь — (и будет) счастье, и хулы не будет. Будь правдив,
тогда благоприятно принести (даже малую) жертву.
- Воссоединение — и вздохи! Ничего благоприятного. (Если) выступишь,
хулы не будет, (а будет лишь) небольшое сожаление.
- Великое счастье. Хулы не будет.
- Воссоединение (у того, кто) занимает престол. Хулы не будет. (Если
все же) нет правды, (то будь от) начала и во веки стойким,(тогда) раскаяние
исчезнет.
- Жалобы и стоны, и слезы до насморка. Хулы не будет.
Мы имели случай неоднократно убедиться в том, что гексаграммы в «Книге
Перемен» одна за другой следуют по принципу противоположности. Так и в
этом случае после перечения как разрозненности, идет гексаграмма,
обозначающая воссоединение. Это воссоединение, собственно говоря,
намечалось уже как внутреннее качество в предыдущей ситуации. Здесь оно
является основной темой данной ситуации. В древнем Китае царь
рассматривался как живой представитель всех отцов, т.е. предыдущих царей.
В этом отношении антитеза живого и мертвого использована в данном
афоризме. Но афоризм говорит не только об антитезе, но также и о
воссоединении этих противоположностей. В этом же смысле приходится
понимать и встречу с великим человеком, о которой говорит текст. Так как
здесь говорится о воссоединении в целом, во всех его возможных вариантах,
то дается указание на воссоединение как на серьезное и крупное дело, для
которого необходимы великие жертвоприношения. Если все это соблюдено
человеком, то благоприятность его действия, хотя бы оно было и крупным,
гарантирована сама собой. В тексте здесь мы читаем:
Воссоединение. Свершение. Царь подходит к обладателям храма (к духам
предков). Благоприятна встреча с великим человеком. Благоприятна
стойкость. Необходимо великое жертвоприношение, тогда — счастье.
Благоприятно иметь куда выступить.
1
Правда как отражение действительности рождается в синтезе. Поскольку
здесь, на первой позиции, лишь намечается возможность синтеза, постольку
правдивость здесь не может быть доведена до конца. Благодаря этому и
результат деятельности, построенной на такой неполной правдивости, может
быть как гармоничен, так и негармоничен. Если результат деятельности
приведет к хаосу, то человек может лишь скорбно воскликнуть об этом.
Наоборот, если результат приведет все-таки к воссоединению, то оно и будет
достигнуто. Во всяком случае, страх в такой деятельности мог бы только
повредить человеку. Поэтому «Книга Перемен» советует:
В начале слабая черта. Если будешь правдивым, но не до конца, то может
быть как растерянность, так и воссоединение. Тогда воскликнешь, но все
сразу соберутся и будет смех. Не бойся. Если отправишься, то хулы не
будет.
2
Воссоединение может наступить и при пассивности одной из соединяющихся
сторон. Она может быть лишь увлечена. Но даже и это может гарантировать
благоприятный исход. А если этот исход будет благоприятным, то он
потребует затраты лишь небольших жертв, ибо не в количестве жертв дело, а
в той правдивости и благоговении, с которыми приносится жертва. В этом
смысле текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Дашь себя увлечь, и будет счастье. Хулы не
будет. Если ты правдив, то это благоприятствует необходимости принести
даже малую жертву.
3
Процесс воссоединения может идти и неправильно, он может привести к
сожалению. И именно эта возможность отражена в третьей позиции кризиса.
Поскольку на ней не заканчивается процесс, постольку из нее нужно
выступить. Это лучшее, что может быть сделано, но даже и тогда человек
может пожалеть, что пропустил более благоприятный момент — предыдущую
вторую позицию. Так, в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Воссоединение и вздохи. Ничего
благоприятного. Если выступишь, то хулы не будет, а будет лишь небольшое
сожаление.
4
Но вот момент кризиса миновал, и впервые перед человеком появляется
возможность подлинного воссоединения. Само собою, что этот момент охвачен
переживанием счастья. Поэтому лаконичный текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Великое счастье. Хулы не будет.
5
То счастье, которое переживается на предыдущей ступени, может быть силой,
которая притягивает к себе всех окружающих. Поэтому в данной ситуации все
могут, стремится не к тому человеку, который занимает главную, пятую
позицию, т.е. к тому, кто является носителем воссоединения по
преимуществу, а к его предтече — человеку, символизированному четвертой
чертой. Поэтому к главному носителю принципа воссоединения может быть
проявлено некоторое недоверие. Однако это недоверие не должно его смущать.
Он должен от самого начала и навеки оставаться стойким, ибо ему, как
прошедшему через опыт предыдущей ступени, известно, что тяготение к
предтечи является лишь переходным этапом, лишь частью пути, который
проходят все, стремящиеся к воссоединению именно с ним, стоящим на пятой
позиции. Поэтому «Книги Перемен» здесь только констатирует:
Сильная черта на пятом месте. Воссоединение у того, кто занимает престол.
Хулы не будет. Если все же нет доверия, то будь от начала и вовеки
стойким, тогда раскаяние исчезнет.
6
Ситуация воссоединения является благоприятной, но на шестой позиции она
приходит к своему концу, это может быть пережито человеком как большое
горе. Он может отдаться плачу, описанному в «Книге Перемен» в самых
реалистических чертах. Но дальнейшая ситуация является тоже благоприятной.
Поэтому «Книга Перемен» утешает здесь так:
Наверху слабая черта. Жалобы, и стоны, и слезы — до насморка. Хулы не
будет.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Исполнение и следование естественному ходу во
внутреннем
приведет к разрешению во внешнем. Это может быть воссоединение с чем-то
внешним.
Интерпретация Хейслип
Этот период для вас очень благоприятен. Все ваши дела увенчаются
успехом. Некая невидимая сила укрепляет ваши отношения с
людьми, помогает обретать новых друзей и знакомых, завязывать контакты,
которые в дальнейшем так или иначе окажутся благоприятными
для вас. Былые труды и усилия вознаградятся по заслугам. Вас преследует
женщина, она стремится преградить вам путь, помешать осуществлению
ваших намерений, вмешаться в вашу жизнь. Несмотря на
это, ваши желания исполнятся.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого