
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  19. Линь. ПосещениеКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость. Когда настанет восьмая
луна, будет несчастье.
- Всеобщее посещение. — Стойкость — к счастью.
- Всеобщее посещение. — Счастье, ничего неблагоприятного.
- Услаждающее посещение. — Ничего благоприятного! Но когда обеспокоишься
этим, то хулы не будет.
- Достигающее посещение. — Хулы не будет.
- Познанное посещение. Подобающее великому государю. — Счастье.
- Искреннее посещение. — Счастье. Хулы не будет.
В результате процесса, описанного в предыдущей гексаграмме, устраняются
элементы дисгармонии, т.е. того, что, как нечто унаследованное от предков,
чуждо данному времени и, не находя в нем применения, обречено на
разложение. Но когда эти пережитки устранены, то возможно взаимное
сближение оставшихся элементов, которому уже ничто не мешает. — Так и в
познании, когда удается освободиться от пережиточных предвзятых мнений, то
возможно сближение с объектом, т.е. его познанием. Это называется
«посещением». Однако сближаться следует небезразлично с чем угодно. Ибо
ситуация, прямо противоположная данной, — бегство, — такова, что сближение
с ней принципиально обречено на неудачу. Гексаграмма, выражающая это
бегство, приурочена к восьмой луне китайского календаря. Потому «восьмая
луна» метафорически обозначает «бегство». Вот почему в пору Посещения,
если даже развиваются изначальные импульсы, которым благоприятствует здесь
стойкое свойство данной ситуации, все равно человека приводит к несчастью,
когда он приближается к восьмой луне, или, словами текста:
Посещение. Изначальное развитие: благоприятна стойкость. При достижении
восьмой луны будет несчастье.
1
Как для исправления порчи необходима твердая решительность, так для
сближающего посещения нужна мягкость и человечность. Как для искоренения
одичалого варварства нужно вмешательство силы, так для дальнейшего
культурного развития необходима любовь и сострадание к тому, кого надо
развивать. — Так же и в познании: как для устранения ошибочных и
предвзятых мнений нужна сила знания, приобретенного в прежнем опыте, так
для того, чтобы проникнуть в идею, «посетить» ее, еще не известную,
необходима созерцательная сила нового акта познания. Но так как на данной
позиции напряженность, охарактеризованная сильной чертой, все больше и
больше возрастает, то возможно посещение всего без различия. Но это —
переразвитие. Потому текст напоминает о стойком соблюдении рамок и мер,
говоря:
В начале сильная черта. Всеобщее посещение. Стойкость — к счастью.
2
На данной позиции условия в основном остаются такими же; только правильное
прохождение предыдущей ступени гарантирует уравновешенность сил,
характерную для серединной, второй позиции. В этом положении сама ситуация
обеспечивает продвижение вперед, для которого излишне предостережение,
указанное на предыдущей ступени. Поэтому в тексте мы находим только:
Сильная черта на втором месте. Всеобщее посещение. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
3
Опять наступает момент активного действия, но в нем действующими
оказываются податливые способности, характерные для данной ситуации вообще
и выраженные тем, что нечетная позиция занята слабой чертой. Так, если
здесь и возможна активность, то она все же не выходит за пределы личных
переживаний. Ими можно наслаждаться, но ничто не благоприятствует им
вовне, где они и не проявляются. Однако это положение кризиса
небезвыходно, ибо при достаточной заботливости можно избежать порицания за
свои действия. В тексте здесь сказано:
Слабая черта на третьем месте. Сладостное посещение. Ничего
благоприятного. Но если уж озаботишься об этом, хулы не будет.
4
Как мы уже не раз видели, смысл четвертой позиции — это самоотдача. Но не
всегда она совершается беспрепятственно. Здесь же для нее условия особенно
благоприятствуют, ибо по содержанию Посещения ее смысл — приход к иному,
который тем более возможен, потому что для данной позиции в этой
гексаграмме существует правильное соответствие с первой чертой. Здесь
достигается то, что намечалось на первой позиции. Там действовало еще
знание, сложившееся в прошлом опыте, здесь же достигается знание,
приобретаемое вновь. Поэтому в тексте мы находим:
Слабая черта на четвертом месте. Достигающее посещение. Хулы не будет.
5
Как и на предыдущей ступени, здесь действует благотворно соответствие со
второй чертой. Оно дает гармоническое познание, ибо для второй позиции
здесь характерно действие нового акта познания в пределах накопленного
опыта, здесь же обратно: действие накопленного опыта в новом акте
познания. Такое знание господствует над познаваемым, вполне овладевает
материалом познания. Об этом синтезирующем познании в тексте читаем:
Слабая черта на пятом месте. Познанное посещение. Подобающее великому
государю. Счастье.
6
После того, как при наличии подлинного знания совершено посещение, то в
последнем уже ничего нового не предстоит узнать. Уже известно, что все
известно, а, следовательно, невозможно и не нужно скрывать что-либо, т.е.
возможна и необходима полная искренность в посещении. Собственно активный
процесс в посещении уже завершился и может лишь углубляться, но
углубляться настолько, что в новом акте познания достигается такая полнота
его, что непосредственно в нем содержится и весь прежде накопленный опыт и
знание. Им может удовлетвориться человек, ибо процесс посещения здесь
заканчивается, и вне познаваемого ничего не остается. Но это не обозначает
еще остановки, за которую может грозить хула. Поэтому и в тексте
говорится:
Наверху слабая черта. Искреннее посещение. Счастье. Хулы не будет.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Во внешнем отсутствует неопределенность, поэтому Инь в
третьей позиции является результатом внутреннего творческого процесса,
так как первые две черты — сплошные (Ян). Это свидетельствует о решении
внутренней проблемы — о посещении мысли или прозрения.
Интерпретация Хейслип
Вас ожидает успех во всем, за что бы вы ни взялись сейчас.
И в дальнейшем обстоятельства будут тем благоприятнее для вас, чем
большего успеха вы добьетесь. Предстоит время, когда возможны успехи
в самых разных делах. Будьте решительны в достижении цели, но не забывайте
и о друзьях: не вызовите зависти или обиды, будьте осторожны
и осмотрительны. Очевидно, вы будете вынуждены изменить свое отношение
к одному из близких вам людей, кого вы очень хорошо знаете.
  30. Ли. СияниеКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров к счастью.
- Путаница поступков. — Но (если) отнесешься к ним серьезно, хулы не
будет.
- Желтое сияние. — Изначальное счастье.
- Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному
кувшину, то вздохи глубокого старца. — Несчастье.
- Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отвержение!
- Выступившие слезы льются потоком. (Но будут сочувственные) вздохи
близких. — Счастье.
- Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. (Ему надо)
казнить главарей и переловить тех, кто не предан ему. — Хулы не будет.
Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием
гексаграммы. По символике образов «Книги Перемен» триграмма ли является
знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с
древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует
сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли
имеет также значение «крепко держаться за что-нибудь». Поэтому
комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и
говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего
человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его,
нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и
нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это
умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как
побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая
самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться
той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с
полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие
и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того,
для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по
символике животных в «Книге Перемен» корова является податливой
исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то,
что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной
ситуации перейти к чему-то новому, иному. Только принимая это во внимание,
можно понять несколько неожиданный и бессвязный образ, данный в тексте:
Сияние. Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров — к счастью.
1
Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то,
несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши
познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще
вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша
деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой
неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки
предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления.
Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки,
чем исправлять их после того, как они уже совершены. Так, текст говорит об
этом следующее:
В начале слабая черта. Путаница поступков. Но если отнесешься к ним с
серьезностью, хулы не будет.
2
Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет
является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая,
как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из
внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более
совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь
чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг
человека:
Слабая черта на втором месте. Желтое сияние. Изначальное счастье.
3
Поскольку третья позиция является концом нижней триграммы и переходом к
следующей, постольку в ней совершенно естественно появление образа заката,
будет ли это закат, понимаемый реально, или закат, понимаемый в переносном
смысле. Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является
позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным
образом. Но песня-аккомпанемент такого «постукивания по глиняному
кувшину», очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже
в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней,
похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент. Итак, текст
говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сияние солнечного заката. Если не песня
под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого сердца.
Несчастье.
4
В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный,
внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в
афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих
ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о
материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение,
горение, выраженное во второй черте. Поэтому текст только констатирует:
Сильная черта на четвертом месте. Внезапно наступает это! Сгорание,
отмирание, отверженность.
5
Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то
верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не
внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И
поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней
триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для
наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что
сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания,
который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же
ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение
счастливого исхода. Об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Выступившие слезы льются потоком. Но будут
сочувственные вздохи близких. Счастье.
6
С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение
окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за
пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст,
сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это
настроение:
Наверху сильная черта. Царю надо выступить в карательный поход. Будет
радость. Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему.
Хулы не будет.
Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления
абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный
человек может этих
закономерностей не постичь и в его поступках появится
путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то
в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно
безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и
неопределенностью — войну, например.
Интерпретация Хейслип
Вам кажется, что все обстоит прекрасно, хотя на самом деле
это не так. Скорее, вы сейчас сознательно обманываете себя, находясь
в плену иллюзий. Прислушайтесь к советам своего друга. Вы склонны
к тому, чтобы целиком положиться на фортуну, поскольку судьба в данный
момент благоволит к вам. Это впечатление обманчиво, оно может
ввести в заблуждение и нанести вам серьезный ущерб. Желания ваши
исполнятся благодаря вмешательству человека старше вас. Возможно,
вас ожидают крупные успехи в делах, связанных с сочинительством и
посредничеством. Следует прислушаться к тому, что говорят люди.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого