
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  1. Цянь. ТворчествоКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость.
- Нырнувший дракон. — Не действуй.
- Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Благородный человек до конца дня деятелен. Вечером он осмотрителен,
точно в опасности. — Хулы не будет.
- Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет.
- Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние.
При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда
будет счастье.
Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде
всего — акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в
начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не
может иметь никаких препятствий в своём развитии, которому
благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.
Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое
творчество, которое благотворно отражается на всём его окружении. Вот
почему в тексте сказано:
Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость.
1
Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым,
пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта
деятельность привела к положительному результату. Момент её начала
является одним из самых ответственных моментов. В нём ещё неуместна
деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек
может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В
образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё
не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может
относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе
Книги ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь
для некоторых людей. Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано:
В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.
2
Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется
полем, т. е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный
творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего
уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может
проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует
встрече с таким великим человеком.
Кроме того, в системе графических соотношений символов Книг принято
считать, что между чертами символов существует некий резонанс,
«соответствие», а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая —
пятой, третья — шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта
обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с
пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой
черты гласит:
Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле.
Благоприятна встреча с великим человеком.
3
Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки.
Но всё это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают
внутренний мир, а вторые три — внешний. Всё это ещё не реализовано вовне .
Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей
чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий
это положение опасным даже для благородного человека, который на
протяжении всего первого периода творчества — «весь день» — отдавался
непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого
периода — «вечером» — может привести к тому, что хулы не будет. Так об
этом сказано и в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня
непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.
4
При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего её
внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта
предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это
с достаточной ясностью выражено в образе текста:
Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.
5
Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе.
Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается
ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой
высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни
находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим
свою деятельность, что его нетрудно увидеть кому угодно. Вот как это
выражено в тексте:
Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе.
Благоприятна встреча с великим человеком.
6
На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Всё дальнейшее
является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего
полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в
этом положении всё же захотел бы «творить» ещё дальше, проявил бы лишь
свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться.
Так об этом говорит и данный текст:
Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.
Резюме
Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно,
благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне
управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда
деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому
свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в
образе драконов, сказано:
При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали.
Тогда будет счастье.
И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество.
Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней
крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни
от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже
сам способ их
решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает
теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы,
процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных
событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.
Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако,
для человека с небольшим
уровнем энергии она опасна — лучше не
действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в
наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к
творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в
сложившейся ситуации.
Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим
человеком, который бы не позволил такому
количеству Ян разрушить
сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке,
но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не
помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в
бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные
возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания
данная
ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна
встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от
Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.
Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с
абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение
своего «я»
не достигнуто, то будет раскаяние.
Интерпретация Хейслип
Добрый, хороший знак. Эта гексаграмма мужская, означает месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Сейчас вы на
вершине горы, и пока возможности спуститься у вас нет. Находясь наверху, будьте бдительны и рассудительны. Ждите крупных перемен не
позднее, чем через шесть месяцев. Время благоприятствует вашим начинаниям. Существует известная неопределенность у вас в личной жизни,
необходимо внести в нее ясность. Ваше желание непременно исполнится, если оно разумно и скромно. Кто-то противостоит вам, но если
вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание, которому вы подвергнитесь, вы выдержите.
  25. У-ван. БеспорочностьКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. У того, кто неправ, будет
(им самим вызванная) беда. Ему неблагоприятно иметь, куда выступить.
- Беспорочное выступление. — Счастье.
- Если, и не запахав поле, соберешь урожай, и не работав (в первый
год) в поле, (в третий год) используешь его, то благоприятно иметь, куда
выступить.
- Беспорочному — стихийное бедствие. Он, может быть, привяжет (своего)
быка, (а) прохожий завладеет (им). Для (него),живущего в (этом) городе, —
стихийное бедствие.
- (Если) сможешь быть стойким, хулы не будет.
- Болезнь беспорочного. — Не принимай лекарств. Будет радость.
- Беспорочность уходит. — Будет беда (по своей вине).Ничего благоприятного.
Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному
исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно
поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно
Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная
ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность,
внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь
все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и
необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта
ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы
сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы
читаем:
Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не
прав, (у того) будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.
1
Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления»,
пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение
и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью
к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной
ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти
такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного
рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной
гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:
В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.
2
Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу
соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в
комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся
главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста,
которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма.
Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной
гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой
излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не
думать об урожае», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать
урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что
дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее
и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен»
(«Сяо сян-чжуань») здесь говорится только: «(это) еще не богатство». Такое
именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из
лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би,
которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да
при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по
данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути
подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только
сохранять то, что (оказывается) в конце. Так, например, земледельцу: не
сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать
урожай» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка
комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би:
«Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно
не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но
как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на
третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся
своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»;
кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что
стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем
заключено жалованье (как объект стремлений)» . Слабая черта на второй
позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой,
она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой
позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и
правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться
стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве,
знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда
выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место
комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а
не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько
превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать
перевод текста:
Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не
разработав поля (в первый год), воспользуешься им (на третий), то будет
благоприятно иметь куда выступить.
3
В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение
быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции,
т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие
личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей.
Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как
третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне
затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее,
при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для
них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам
человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его
имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего
в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть,
привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом
городе, бедствие.
4
Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к
пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее
положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это
подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей
гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой,
охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое
соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма
лаконично в этом случае говорит только:
Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не
будет.
5
Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека,
но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим
для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию
мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть
названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним
было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой
чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного
положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное,
т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу
никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление
болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были
указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств,
— будет радость.
6
Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей
этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в
исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет
сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы
здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец
собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек
накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:
Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по
своей вине. Ничего благоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Возбуждение
и
подвижность. Принимая решение самостоятельно и независимо, человек
следует ему стойко и беспорочно, несмотря на непредсказуемо меняющееся
внешнее.
Интерпретация Хейслип
Единство ясности и простоты. Оно принесет вам пользу, если достойные
замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами.
Время высшей активности еще не настало. Наберитесь немного терпения.
Подождите, и судьба скоро улыбнется вам. Иногда вы бываете слишком
озабочены любовными делами, не нужно волноваться, все ваши желания
исполнятся в свой срок.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого