
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  1. Цянь. ТворчествоКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость.
- Нырнувший дракон. — Не действуй.
- Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Благородный человек до конца дня деятелен. Вечером он осмотрителен,
точно в опасности. — Хулы не будет.
- Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет.
- Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние.
При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда
будет счастье.
Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде
всего — акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в
начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не
может иметь никаких препятствий в своём развитии, которому
благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.
Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое
творчество, которое благотворно отражается на всём его окружении. Вот
почему в тексте сказано:
Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость.
1
Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым,
пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта
деятельность привела к положительному результату. Момент её начала
является одним из самых ответственных моментов. В нём ещё неуместна
деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек
может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В
образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё
не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может
относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе
Книги ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь
для некоторых людей. Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано:
В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.
2
Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется
полем, т. е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный
творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего
уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может
проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует
встрече с таким великим человеком.
Кроме того, в системе графических соотношений символов Книг принято
считать, что между чертами символов существует некий резонанс,
«соответствие», а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая —
пятой, третья — шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта
обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с
пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой
черты гласит:
Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле.
Благоприятна встреча с великим человеком.
3
Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки.
Но всё это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают
внутренний мир, а вторые три — внешний. Всё это ещё не реализовано вовне .
Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей
чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий
это положение опасным даже для благородного человека, который на
протяжении всего первого периода творчества — «весь день» — отдавался
непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого
периода — «вечером» — может привести к тому, что хулы не будет. Так об
этом сказано и в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня
непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.
4
При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего её
внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта
предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это
с достаточной ясностью выражено в образе текста:
Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.
5
Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе.
Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается
ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой
высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни
находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим
свою деятельность, что его нетрудно увидеть кому угодно. Вот как это
выражено в тексте:
Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе.
Благоприятна встреча с великим человеком.
6
На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Всё дальнейшее
является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего
полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в
этом положении всё же захотел бы «творить» ещё дальше, проявил бы лишь
свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться.
Так об этом говорит и данный текст:
Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.
Резюме
Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно,
благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне
управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда
деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому
свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в
образе драконов, сказано:
При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали.
Тогда будет счастье.
И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество.
Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней
крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни
от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже
сам способ их
решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает
теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы,
процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных
событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.
Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако,
для человека с небольшим
уровнем энергии она опасна — лучше не
действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в
наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к
творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в
сложившейся ситуации.
Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим
человеком, который бы не позволил такому
количеству Ян разрушить
сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке,
но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не
помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в
бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные
возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания
данная
ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна
встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от
Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.
Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с
абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение
своего «я»
не достигнуто, то будет раскаяние.
Интерпретация Хейслип
Добрый, хороший знак. Эта гексаграмма мужская, означает месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Сейчас вы на
вершине горы, и пока возможности спуститься у вас нет. Находясь наверху, будьте бдительны и рассудительны. Ждите крупных перемен не
позднее, чем через шесть месяцев. Время благоприятствует вашим начинаниям. Существует известная неопределенность у вас в личной жизни,
необходимо внести в нее ясность. Ваше желание непременно исполнится, если оно разумно и скромно. Кто-то противостоит вам, но если
вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание, которому вы подвергнитесь, вы выдержите.
  34. Да-чжуань. Мощь великогоКанонический текcт
Благоприятна стойкость.
- Мощь в пальцах ног. — Поход — к несчастью, обладай правдой.
- Стойкость — к счастью.
- Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку
придется погибнуть. — Стойкость — опасна. Когда козел бодает изгородь, (в
ней) застревают его рога.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней)
не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы.
- Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах). — Раскаяния не будет.
- Козел бодает изгородь — не может отступить, не может продвинуться.
— Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.
За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые
нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки
в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том,
чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для
какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем.
Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является
темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая
мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на
одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с
полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому
весьма краткий текст говорит:
Мощь великого. Благоприятна стойкость.
1
В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения
нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно
и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится
считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что
говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге
Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит
данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что
стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота,
как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы,
наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное
качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы
успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к
деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени,
ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы
к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги
Перемен» говорит здесь:
В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет
подлинно!
2
Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным
внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы
всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому
лаконичный текст здесь только напоминает:
Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.
3
Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за
деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя
здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако
подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он
опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими
людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой
замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет
здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он
все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя
как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все
же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом
действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном
юмора:
Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным.
Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел
бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.
4
Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего
состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие
силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния»,
т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно
только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии.
Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой
мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход
вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой
изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего
афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха.
Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь
появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении
к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном
контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь.
Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние
исчезнет.
5
На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел
— символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не
соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою
самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом,
должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека
настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить
исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах.
Раскаяния не будет.
6
Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней
говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который
символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность,
отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к
проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного
момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь
переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным
результатам, то здесь это качество может привести к совершенно
безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но
если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован
на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов,
он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль
выражена в тексте следующих образах:
Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может
и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет
счастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творческая деятельность вызывает возбуждение внешнего, но не
меняет его.
Оно активизируется, но не поддается творческому импульсу
человека. Такое противостояние может быть как благоприятным, так и
неблагоприятным: ничтожному человеку придется быть мощным,
благородному человеку придется погибнуть.
Интерпретация Хейслип
Вы чересчур напористы, слишком активно стремитесь выбиться
вперед; не нужно этого, это только вредит вам. Подумайте об окружающих
вас людях. Помните, что невозможно построить свое благополучие
на неудачах других. Не нужно никого и ничего приносить в жертву
собственному честолюбию. Ведите себя скромнее, тактичнее, и желание
ваше исполнится. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину».
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого