
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  1. Цянь. ТворчествоКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость.
- Нырнувший дракон. — Не действуй.
- Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Благородный человек до конца дня деятелен. Вечером он осмотрителен,
точно в опасности. — Хулы не будет.
- Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет.
- Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание с великим
человеком.
- Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние.
При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда
будет счастье.
Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде
всего — акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в
начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не
может иметь никаких препятствий в своём развитии, которому
благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.
Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое
творчество, которое благотворно отражается на всём его окружении. Вот
почему в тексте сказано:
Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость.
1
Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым,
пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта
деятельность привела к положительному результату. Момент её начала
является одним из самых ответственных моментов. В нём ещё неуместна
деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек
может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В
образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё
не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может
относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе
Книги ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь
для некоторых людей. Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано:
В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.
2
Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется
полем, т. е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный
творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего
уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может
проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует
встрече с таким великим человеком.
Кроме того, в системе графических соотношений символов Книг принято
считать, что между чертами символов существует некий резонанс,
«соответствие», а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая —
пятой, третья — шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта
обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с
пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой
черты гласит:
Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле.
Благоприятна встреча с великим человеком.
3
Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки.
Но всё это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают
внутренний мир, а вторые три — внешний. Всё это ещё не реализовано вовне .
Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей
чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий
это положение опасным даже для благородного человека, который на
протяжении всего первого периода творчества — «весь день» — отдавался
непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого
периода — «вечером» — может привести к тому, что хулы не будет. Так об
этом сказано и в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня
непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.
4
При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего её
внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта
предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это
с достаточной ясностью выражено в образе текста:
Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.
5
Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе.
Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается
ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой
высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни
находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим
свою деятельность, что его нетрудно увидеть кому угодно. Вот как это
выражено в тексте:
Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе.
Благоприятна встреча с великим человеком.
6
На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Всё дальнейшее
является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего
полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в
этом положении всё же захотел бы «творить» ещё дальше, проявил бы лишь
свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться.
Так об этом говорит и данный текст:
Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.
Резюме
Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно,
благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне
управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда
деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому
свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в
образе драконов, сказано:
При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали.
Тогда будет счастье.
И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество.
Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней
крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни
от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже
сам способ их
решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает
теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы,
процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных
событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.
Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако,
для человека с небольшим
уровнем энергии она опасна — лучше не
действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в
наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к
творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в
сложившейся ситуации.
Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим
человеком, который бы не позволил такому
количеству Ян разрушить
сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке,
но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не
помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в
бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные
возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания
данная
ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна
встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от
Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.
Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с
абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение
своего «я»
не достигнуто, то будет раскаяние.
Интерпретация Хейслип
Добрый, хороший знак. Эта гексаграмма мужская, означает месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Сейчас вы на
вершине горы, и пока возможности спуститься у вас нет. Находясь наверху, будьте бдительны и рассудительны. Ждите крупных перемен не
позднее, чем через шесть месяцев. Время благоприятствует вашим начинаниям. Существует известная неопределенность у вас в личной жизни,
необходимо внести в нее ясность. Ваше желание непременно исполнится, если оно разумно и скромно. Кто-то противостоит вам, но если
вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание, которому вы подвергнитесь, вы выдержите.
  62. Сяо-го. Переразвитие малогоКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Возможны дела малых; невозможны дела
великих. От летящей птицы остается (лишь) голос (ее). Не следует подниматься,
следует опускаться. (Тогда будет) великое счастье.
- Летящая птица, и потому — несчастье.
- Пройдешь мимо своего праотца и встретишь свою праматерь, не дойдешь
до своего государя и встретишь его слугу. — Хулы не будет.
- (Если), проходя мимо, не защитишься, (то) кто-нибудь сзади нападет
на тебя. — Несчастье.
- Хулы не будет. (Если) не пройдешь мимо, (то) встретишься. Отправление
— опасно. Необходимы запреты. Не действуй (с) вечной стойкостью.
- Плотные тучи — и нет дождя; (они) — с нашей западной окраины. Князь
выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
- Не встретишься и пройдешь мимо. Летящая птица удалится. — Несчастье.
Это называется стихийным бедствием и бедой.
На предыдущей ступени была выработана внутренняя правда, поэтому ошибки,
которые все же могут наступить, не могут быть крупными и серьезными
ошибками. Нужно иметь доверие к самой правде, ибо она будет руководить
деятельностью человека. Поэтому, если и возможно какое-нибудь
переразвитие, т.е. нарушение гармонии, то лишь переразвитие малого. Для
того чтобы достичь правильного развития, корректирующего ошибочность
действий, необходимо стойкое соблюдение честного образа действий как
результатов правды. Человек здесь может действовать в малом, но не в
великом, ибо здесь только еще начинается деятельность уже созданного и
насыщенного внутренней правдивостью индивидуума. Всякое стремление
подняться выше положенных возможностей приводит к утрате того, что может
быть достигнуто. Точно птица, эта возможность отлетает от человека, и до
человека долетает лишь ее голос. Этот голос движется сверху вниз, и погоня
за ним привела бы лишь к утрате его. Наоборот, пребывание внизу может
привести к тому, что он будет услышан. Образ птицы, который дается здесь,
усматривается некоторыми комментаторами в самом образе гексаграммы. В ней
посредине две сильные черты. Они изображают туловище птицы. Под ними и над
ними мы видим по паре слабых черт, и эти слабые черты, понимаемые иногда
как мягкие, изображают мягкие крылья птицы. Поэтому для выражения чего-то
отходящего от человека здесь использован образ летящей птицы.
Гармоничность самого образа гексаграммы, его симметрия, по мнению Вань И,
должна указывать на гармоничность действий человека, на его далекость от
обеих крайностей. А это необходимо для того, чтобы найти правильный выход
из тех небольших ошибок, которые могут наступить при индивидуальной
деятельности отдельного человека. Эта мысль выражена в тексте так:
Переразвитие малого. Свершение. Благоприятна стойкость. Можно действовать
в малом. Нельзя действовать в великом. От летящей птицы остается лишь
голос ее. Не следует подыматься. Следует опускаться.
Тогда будет великое счастье.
1
Первый момент возникновения ошибки еще не является тем временем, когда она
может быть исправлена. Поэтому здесь, на первой ступени, только
характеризуется отход правдивости, исчезновение ее в момент свершения
неправильного поступка. В тексте читаем:
В начале слабая черта. Летящая птица. И может быть — несчастье.
2
Незначительность ошибки, которая может возникнуть здесь и от которой
предупреждает текст «Книги Перемен», может состоять, прежде всего, в том,
что предыдущая ступень — преддверие цели — может быть принята за последнюю
ступень, за самую цель. В стремлении к предку человек может сначала
встретить свою праматерь и остановиться на этом. Ошибка будет состоять в
том, что он может пройти мимо своего предка, он может пройти мимо своей
цели и удовлетворится чем-то, почти заменяющим объект его стремлений. Но
поскольку он кое-чего достигает, постольку «Книга Перемен» говорит о
результате, который является в общем благополучным. Так, в тексте здесь мы
читаем:
Слабая черта на втором месте. Пройдешь мимо своего праотца и встретишь
свою праматерь. Не дойдешь до своего государя, встретишь его слугу. Хулы
не будет.
3
Переразвитие является в известном смысле движением, проходящим мимо цели.
Если человек проходит мимо цели, не замечая ее, то в известном смысле он
не достигает ее, хотя бы он сделал и больше, чем-то, что требовалось от
него самим положением его в жизни. Так, недостигнутая (т.е. неосознанная и
незамеченная) цель, стоящая позади человека, точно предъявляет ему
известный счет, нападает на него сзади. Здесь, на третьей позиции, именно
это имеется в виду. Если человек будет действовать вовне, не осознав и,
таким образом, не достигнув тех внутренних целей, который должны были быть
достигнуты в предыдущем, если человек не защитится от возможного нападения
со стороны своей собственной совести, то его ждет несчастье. Вот почему в
тексте здесь указано:
Сильная черта на третьем месте. Если, проходя мимо, не защититься, то
кто-нибудь сзади нападет на тебя. Несчастье.
4
Динамика четвертой позиции в ее стремлении к пятой позиции может лишь
усилить такое движение, которое проходит мимо своей собственной цели.
Безостановочность этого движения может быть пережита как нечто ужасное.
Для того чтобы избежать его, необходимо самому себе поставить известные
запреты и не слишком напряженно отдаваться деятельности. Вот почему в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Если, проходя мимо, не встретишься, то
выступление будет ужасно. Необходимы запреты. Не действуй. Вечная
стойкость.
5
По своему характеру пятая позиция должна была бы изображать деятельность,
которая направлена на пользу окружающим людям. Но здесь остаются ошибки,
хотя и малые. И эта деятельность, дарующая другим, в этих условиях
невозможна. Все силы для того, чтобы оказывать помощь другим, здесь
налицо, и, тем не менее, эта помощь здесь не наступает. Точно плотные
тучи, которые приходят с западной окраины, осознаваемой авторами «Книги
Перемен» как земля, принадлежащая им самим, не дают дождя. Тем не менее,
самой этой позиции может быть оказана помощь силами предыдущей. Если пятая
позиция в общественной символике изображает царя, то четвертая изображает
князя; человек, занимающий пятую позицию в данной ситуации (поскольку он
не выходит за пределы самого себя), точно сидит в пещере. Влияние
предыдущей позиции на данную выражается в образе выстрела, который
попадает в такого, сидящего в пещере, т.е. в личной замкнутости, человека.
Поэтому в тексте мы здесь видим следующие образы:
Слабая черта на пятом месте. Плотные тучи, и нет дождя. Они с нашей
западной окраины. Князь выстрелит и попадет в того, кто в пещере.
6
Малая ошибка в случае ее переразвития становится уже крупной ошибкой.
Переразвитие свойственно верхней позиции. Поэтому ничего благоприятного не
может быть на ней. Эта неудачность положения выражена в образах, уже
знакомых нам и не требующих особой расшифровки. Так, в тексте мы читаем:
Наверху слабая черта. Не встретишь, а пройдешь мимо. Летящая птица
удалится. Несчастье. Это называется бедствия и беды.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если внутреннее не готово меняться при встрече с
подвижностью и возбуждением во внешнем, то человек склонен считать эти
внешние изменения — стихийным бедствием и бедой. Все не замечаете, что
все меняется: вы идете к государю, а там его слуга; вместо праотца
встречаете праматерь; ожидаете нападение с одной стороны, а оно
произойдет с другой и т.д. Все действия невпопад, поэтому лучше вообще не
действовать и оградить себя запретами, чем совершать новые ошибки.
Интерпретация Хейслип
Возможно, вы разочаруетесь в том человеке, которого любите,
но не надо все воспринимать слишком трагично. Надо сказать, что вы
упустили тот счастливый и наилучший шанс, который помог бы исполнению
вашего желания. Но скоро появится новый. Данный период мало
подходит для дальних поездок, но зато есть возможность значительно
поправить финансовые дела. Не разменивайтесь по мелочам, не придавайте
им слишком много значения, это никогда и никому не идет на
пользу.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого