Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Цянь. Творчество Вэй-цзи. Еще не конец

Иероглиф Цянь. ТворчествоГексаграмма 1 Цянь. Творчество

1. Цянь. Творчество

Канонический текcт

Изначальное свершение: благоприятна стойкость.

  1. Нырнувший дракон. — Не действуй.
  2. Появившийся дракон находится на поле. — Благоприятно свидание с великим человеком.
  3. Благородный человек до конца дня деятелен. Вечером он осмотрителен, точно в опасности. — Хулы не будет.
  4. Точно прыжок в бездне. — Хулы не будет.
  5. Летящий дракон находится в небе. — Благоприятно свидание с великим человеком.
  6. Возгордившийся дракон. — Будет раскаяние.

При действии девяток смотри, чтобы драконы не главенствовали: тогда будет счастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде всего — акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в начале всего существующего. Она, как универсальная сила, принципиально не может иметь никаких препятствий в своём развитии, которому благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой. Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое творчество, которое благотворно отражается на всём его окружении. Вот почему в тексте сказано: Творчество. В изначальном развитии благоприятствует стойкость.

1

Вообще активной деятельности отдаётся предпочтение перед простым, пассивным бытиём. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта деятельность привела к положительному результату. Момент её начала является одним из самых ответственных моментов. В нём ещё неуместна деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек может быть полон сил, но время ещё неблагоприятно для его деятельности. В образе нырнувшего дракона, т. е. мощного существа, которое скрылось и ещё не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе Книги ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь для некоторых людей. Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано: В начале сильная черта. Нырнувший дракон, не действуй.

2

Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется полем, т. е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует встрече с таким великим человеком. Кроме того, в системе графических соотношений символов Книг принято считать, что между чертами символов существует некий резонанс, «соответствие», а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая — пятой, третья — шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой черты гласит: Сильная черта на втором месте. Появившийся дракон находится на поле. Благоприятна встреча с великим человеком.

3

Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки. Но всё это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают внутренний мир, а вторые три — внешний. Всё это ещё не реализовано вовне . Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий это положение опасным даже для благородного человека, который на протяжении всего первого периода творчества — «весь день» — отдавался непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого периода — «вечером» — может привести к тому, что хулы не будет. Так об этом сказано и в тексте: Сильная черта на третьем месте. Благородный человек до конца дня непрерывно созидает. Вечером он бдителен. Опасность. Но хулы не будет.

4

При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего её внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это с достаточной ясностью выражено в образе текста: Сильная черта на четвертом месте. Точно прыжок в бездне. Хулы не будет.

5

Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе. Он до конца проявился вовне и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим свою деятельность, что его нетрудно увидеть кому угодно. Вот как это выражено в тексте: Сильная черта на пятом месте. Летящий дракон находится в небе. Благоприятна встреча с великим человеком.

6

На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Всё дальнейшее является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в этом положении всё же захотел бы «творить» ещё дальше, проявил бы лишь свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться. Так об этом говорит и данный текст: Наверху сильная черта. Возгордившийся дракон. Будет раскаяние.

Резюме

Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно, благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в образе драконов, сказано: При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали. Тогда будет счастье.

Комментарий А.В. Швеца

И внутреннее, и внешнее характеризуется триграммой Творчество. Непредсказуемое изменение внешних условий сочетается с внутренней крепостью, которая является свойством этой триграммы. Ваши решения ни от кого и не от чего не зависят, выбор вами задач тоже не определен и даже сам способ их решения постоянно меняется. Но ваше окружение обладает теми же свойствами. Изменения, происходящие вокруг вас непредсказуемы, процессы удивительны, а то, как они завершаются, зависит от случайных событий. Вы не влияете на внешнее, но и оно не подчиняет вас себе.

Эта ситуация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако, для человека с небольшим уровнем энергии она опасна — лучше не действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в сложившейся ситуации.

Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим человеком, который бы не позволил такому количеству Ян разрушить сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке, но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания данная ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.

Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение своего «я» не достигнуто, то будет раскаяние.

Интерпретация Хейслип

Добрый, хороший знак. Эта гексаграмма мужская, означает месяц апрель и весенние надежды. Но будьте осмотрительны! Сейчас вы на вершине горы, и пока возможности спуститься у вас нет. Находясь наверху, будьте бдительны и рассудительны. Ждите крупных перемен не позднее, чем через шесть месяцев. Время благоприятствует вашим начинаниям. Существует известная неопределенность у вас в личной жизни, необходимо внести в нее ясность. Ваше желание непременно исполнится, если оно разумно и скромно. Кто-то противостоит вам, но если вы будете решительны и непреклонны, вас ожидает успех. Испытание, которому вы подвергнитесь, вы выдержите.




Иероглиф Вэй-цзи. Еще не конецГексаграмма 64 Вэй-цзи. Еще не конец

64. Вэй-цзи. Еще не конец

Канонический текcт

Свершение. Молодой лис почти переправился, (но) вымочил свой хвост — ничего благоприятного.

  1. Промочишь свой хвост. — Сожаление.
  2. Затормози свои колеса. — Стойкость — к счастью.
  3. Еще не конец. — Поход — к несчастью. Благоприятен брод через великую реку.
  4. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезает.(При) потрясении надо напасть на страну бесов, (и через) три года будет похвала от великого царства.
  5. Стойкость — к счастью. Раскаяния не будет. (Если в) блеске благородного человека будет правда, (то будет) счастье.
  6. Обладай правдой, когда пьешь вино. Хулы не будет. (Если) помочишь голову, обладая правдой, потеряешь это.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Ситуации разворачиваются так, что, наконец, наступает хаос, но хаос рассматривается не как распад созданного, а как бесконечность, как возможность бесконечного творчества все вновь и вновь. Не как нечто отрицательное выступает здесь хаос, а как среда, в которой может быть создано нечто совершенно новое. Безусловно, это новое творчество должно пройти по законам (и с точки зрения авторов «Книги Перемен», по тем же законам, который были указаны выше). В этом усматривается цикличность в «Книги Перемен». В последнюю минуту в этой последней ситуации «Книга Перемен», точно напутствие, дает указание, что здесь может произойти и чего надо остерегаться. Самое важное здесь — это наличие полноты сил. Лучше, если их будет больше, чем надо, чем если их не хватит в последнюю минуту, ибо если бы их не хватило в последнюю минуту, то ничего благоприятного нельзя было бы ожидать. Вот почему текст говорит здесь: Еще не конец. Свершение. Молодой лис почти переправился. Если вымочишь хвост, то не будет ничего благоприятного.

1

Первая позиция представляет собой лишь начало данного процесса, т.е. начало выработки необходимых сил, поэтому можно предположить, что их здесь еще мало. В первую очередь текст «Книги Перемен» указывает на то, что человеку придется сильно пожалеть, если в прошлом, до того, как ему приходится переходить через хаос, он не выработал достаточного количества сил. Поэтому в тексте здесь сказано только следующее: В начале слабая черта. Подмочишь свой хвост. Сожаление.

2

В то время когда человек проходит через хаос, единственное, на чем он может держаться, это на самом себе, ибо в хаосе не на что положиться. Он должен на второй позиции, которая как раз характеризует внутреннюю жизнь человека и его замкнутость, полнейшим образом держаться на самом себе, сохранить самого себя. Поэтому в тексте здесь говорится: Сильная черта на втором месте. Затормози колеса. Стойкость — к счастью.

3

Но вот наступает выход вовне. Он не может не наступить, и третья позиция характеризует именно его. Но здесь, когда «еще не конец», собственно говоря, еще ничего не достигнуто и еще сил не хватает. Поход, который был бы предпринят, исходя из этой позиции, мог бы быть только неудачным. И тем не менее необходимость этого выхода вовне, необходимость предпринять новый цикл творчества здесь выступает настолько сильно, что позиция сама благоприятствует этому. Противоречивость данной позиции выражается в противоречивости афоризма, приписанного к ней: Слабая черта на третьем месте. Еще не конец. Поход — к несчастью. Благоприятен брод через великую реку.

4

Необходимым условием работы, которая может быть предпринята на данной позиции, является та стойкость, которая свидетельствует о полноте сил. Только она может привести к удачному исходу. Но эта стойкость имеет перед собою не спокойную среду, а возбужденный хаос, и именно против него должен здесь выступать человек. Пусть его ожидают большие труды, пусть долгий срок он будет вынужден бороться, но если он будет, сохраняя стойкость, продолжать борьбу, то все в мире, весь мир, зашифрованный в образе великого царства, одобрит его деятельность. Против всех сил тьмы должен выступить он здесь. И «Книга Перемен» советует ему: Сильная черта на четвертом месте. Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. При потрясении надо напасть на страну бесов. И через три года будет похвала от великого царства.

5

Стойкость, охарактеризованная на предыдущей ступени, здесь является центральной чертой человека. Она сообщает ему благородство. И это благородство, как из некоего центра, может излучаться во все окружение, облагораживая его. Суть этого внутреннего благородства — в той гармонии, которая подчеркивается средней позицией в верхней триграмме. Это внутренняя правдивость. То, что она должна излучаться и сиять, указывается тем, что данная черта является центральной в триграмме сияния. Так, здесь, в пределах мрака и хаоса, внутренняя правда сияет, озаряя все вокруг, и в этом указывается возможность дальнейшего проявления света, т.е. творчества. Иными словами, здесь дается исходная точка для нового цикла, начинающегося опять в первой гексаграмме творчества. В таком смысле может быть понят текст: Слабая черта на пятом месте. Стойкость — к несчастью. Не будет раскаяния. Если с блеском благородного человека будет правда, то будет и счастье.

6

После достигнутого уже на предыдущей позиции, остается лишь умиротворение старости. Если человек вовремя не успел приступить к творчеству, то перед ним, как возможность, остается лишь найти удовлетворение в спокойном пире. Для того чтобы дойти до такого пира, надо обладать многими силами, надо обладать внутренней правдивостью. За бездеятельность здесь нельзя винить человека, и никто его не будет хулить за это. Он заслужил свой покой. Но если бы он предпринял какое-нибудь действие, когда уже время для этого действия миновало, то он был бы захлестнут силами хаоса с головой. Все было бы им потеряно. Поэтому в тексте сказано: Наверху сильная черта. Обладай правдой, когда льешь вино. Хулы не будет. Если промочишь голову, то, даже обладая правдой, потеряешь эту правду.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Погружение и опасность. Если динамично развивающееся внешнее вызывает необоснованную суету, панику в сочетании с неспособностью к изменениям, то дальнейшее развитие ситуации приведет к сожаленью. Следует остановиться и пересмотреть свое отношение к происходящему — притормози свои колеса. Однако для благородного человека триграмма Погружение может означать и искусство — поиск многочисленных нюансов и оттенков в привычном и отбор тех из них, которые являются проявлениями абсолюта — правды. Если в блеске благородного человека будет такая правда, то гексаграмма принесет счастье.

Интерпретация Хейслип

Совсем близка удача; к ней идут ваши дела. Но для активных действий время еще не пришло. День ото дня обстоятельства будут складываться лучше, если только вы будете достаточно осмотрительны. Желание ваше исполнится в ближайшее время. Совсем немного осталось подождать — и в жизни наступит счастливый, удачный период.