
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  20. Гуань. СозерцаниеКанонический текcт
Умыв руки, не приноси жертв; владея правдой, будь нелицеприятен и строг.
- Юношеское созерцание. — Ничтожному человеку — хулы не будет; благородному
человеку — сожаление.
- Созерцание сквозь (щель). — Благоприятна стойкость женщины.
- Созерцай продвижение и отступление нашей жизни.
- Созерцай блеск страны. — Благоприятно тому, чтобы быть принятым как
гость у царя.
- Созерцай нашу жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
- Созерцай их (других людей) жизнь. — Благородному человеку хулы не будет.
Созерцание, которое подразумевается здесь, рассматривается в
комментаторской литературе с двух сторон. Во-первых, со стороны
созерцаемого и, во-вторых, со стороны созерцающего. Когда благодаря
высочайшим положительным качествам уже достигнуто единение,
охарактеризованное в предыдущей ситуации, то человек, не может оставаться
незамеченным другими людьми. Так же и философская концепция, которая
благодаря процессу приближения, описываемому в предыдущей гексаграмме,
сделана доступной для людей, она также становится объектом их умозрения. В
таком смысле и данный человек, и данная концепция выступают как объекты
созерцания. С другой стороны, когда наше познание в его новом акте
приближено к объекту познания и вполне покоится на правильно
подготовленном основании мышления и воли, когда оно освобождено от
сомнений, то для него наступает момент созерцания. Если это даже только
момент, все-таки он тоже имеет свои специфические черты. Это момент,
противоположный деятельности во внешнем. Все для нее уже подготовлено, но
человек на мгновение (а в некоторых случаях на известный промежуток
времени) отстраняется от деятельности вовне и концентрирует свои силы на
самом познавательном созерцании, которое является тоже деятельностью, но
деятельностью познания. Последнее, конечно, подготовлено предшествующей
деятельностью. Кроме того, этот момент со стороны его содержания
характеризуется полной правдивостью внутри и ее внешним проявлением —
строгостью и искренностью. В тексте эти характеристики выражены следующим
образом:
Созерцание. Умой руки, но не приступай к жертвоприношению. Владей правдой,
будь нелицеприятен и строг.
1
Если на языке «Книги Перемен» «ничтожные люди» и противопоставляются
«благородному человеку» с этической точки зрения, то их низкий моральный
уровень здесь рассматривается как функция их познавательной
недоразвитости. Поэтому их нельзя обвинять в познавательной близорукости,
ибо в отношении познания они юны, а от юноши невозможно требовать
дальновидности. Но дело обстоит иначе, если недальновидностью созерцания
обладает «благородный человек». Для него она есть результат недомыслия,
т.е. проступка перед своей собственной познавательной жизнью. Наличие
недальновидности может привести благородного человека только к сожалению.
Здесь, на первой позиции, лишь начало процесса созерцания, это созерцание
юноши, о котором в тексте сказано:
В начале слабая черта. Юношеское созерцание. Ничтожному человеку не будет
хулы. Благородному человеку — сожаление.
2
Недальновидность созерцания — это его замкнутость в узкой сфере своего
эгоистического бытия. Но созерцание должно расширяться и расти. Поэтому
созерцание должно пробиться сквозь эту ограниченность. Сначала лишь в
некоторых отношениях оно может выйти за эти пределы. Они точно стена,
окружающая человека, и на этой ступени он получает лишь незначительную
возможность выглянуть вовне, точно посмотреть сквозь щель забора. Если на
этой ступени еще возможно стойко оставаться женщине, которая, как полагали
в древнем Китае, предрасположена к тому, чтобы пребывать внутри, далеко от
внешней деятельности, то эта ступень никак не может удовлетворить
человека, стремящегося к прогрессирующему развитию созерцания. Поэтому в
тексте мы находим:
Слабая черта на втором месте. Созерцание сквозь щель. Благоприятна
стойкость женщины.
3
Когда наступает выход из внутреннего во внешнее, то внутреннее тоже
становится внешним и доступным для объективного рассмотрения. Здесь
собственная жизнь предстает человеку, как обширная панорама, и в ней
человек созерцает отливы и приливы, выступления к активности вовне и
отступления вовнутрь для собственного усовершенствования. Эту широкую
созерцательную мысль текст облекает в лаконическую формулу:
Слабая черта на третьем месте. Созерцай наступление и отступления
собственной жизни.
4
Созерцание должно расшириться еще более. Уже и рамки целой жизни для него
должны стать более тесными, ибо хотя это и целая жизнь, но все лишь
индивидуальная жизнь одного человека. Здесь созерцание должно выйти и за
пределы. Объектом созерцания здесь должны стать «блеск всей страны»,
лучшие стороны жизни общества, то, что в нем выработано как ценности,
перерастающие ограниченность эпохи. Такой человек, который способен на это
расширенное созерцание, был достоин, по древнекитайским представлениям,
быть приятым как гость у царя. Текст об этом говорит следующим образом:
Слабая черта на четвертом месте. Созерцай блеск страны. Благоприятно тому,
чтобы быть принятым как гость у царя.
5
При правильном развитии после созерцания, объектом которого становится
жизнь общества в целом, человек должен своей жизнью совершенно слиться с
созерцаемой жизнью общества. На нее он должен смотреть, как на собственную
жизнь, и ее недостатки принимать на свою ответственность. Поэтому текст
опять говорит:
Сильная черта на пятом месте. Созерцай собственную жизнь. Благородному
человеку не будет хулы.
6
На высшей ступени созерцания достигается полная внутренняя свобода.
Человек уже ни с чем и ни с кем не связан в своих восприятиях и суждениях.
Пройдя весь опыт, очерченный в предыдущем, он свободно может наблюдать и
понимать переживания и действия других людей. Но, достигнув освобождения
такого рода, он был бы лишен содержания, стал бы внутренне пустым, если бы
он воспользовался возможностью отделиться от жизни людей. Поэтому и ему,
не связанному в силу необходимости с людьми, следует свободно по
собственному решению связаться с ними, созерцая их жизнь и служа объектом
их созерцания. Хотя это и кажется некоторым снижением уровня собственного
развития, однако это только кажется на первый взгляд. Поэтому и текст
говорит:
Наверху сильная черта. Созерцай их жизнь. Благородному человеку не будет
хулы.
Во внешнем — Утончение и проникновение, во внутреннем — Исполнение и
самоотдача. Если созерцаем с полной самоотдачей, то проникаем в
проявления Абсолюта и наш мир становится более утонченным.
Интерпретация Хейслип
Вам надо быть готовым к возможным и неожиданным неприятностям.
Постарайтесь спокойно и рассудительно обдумать и проанализировать
положение дел. Возможно, что вам необходимо будет сменить место
жительства и работу. Старайтесь ничего важного не упустить, вам нужно
быть сейчас особенно внимательным. Помощь вы можете получить оттуда,
откуда меньше всего ждете, для этого нужно только тщательно
продумывать все свои действия. Желания ваши исполнятся, может быть,
не так быстро, как вам хотелось бы. Вам необходимо хорошо обдумывать
возможности осуществления ваших планов. Ну, а если дела ваши
пойдут успешно, то не забывайте помогать другим.
  31. Сянь. ВзаимодействиеКанонический текcт
Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоего большого пальца на ноге.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих голеней. — Несчастье. (Но
если) пребудешь (на месте, то будет) счастье.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих бедер. Держись того, за
кем следуешь. — Выступление приведет к сожалению.
- Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет. Непрерывное общение. Друзья
последуют за твоими мыслями.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоей спины. — Раскаяния не будет.
- Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих скул, щек и языка.
Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская
литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую
часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть
и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как
первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как
осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы
встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна — опасность, стоящая перед
вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности —
сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом
процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии
отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие
от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной
практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута
известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом
знания. Здесь самое существенное — синтез. Это исходная точка для всей
практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть
начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может
быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого
слова. Дальше — переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как
постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что
замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из
которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное
завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении
ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит
в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен»
указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является
лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация
данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в
том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны
символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына.
Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это
брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы
встречаем:
Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену — к счастью.
1
Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо
принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как
символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а
нижняя черта — ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное
развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в
первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще
начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в
образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на
символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса
взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится:
В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого
пальца на ноге.
2
В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не
о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия.
Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было
бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому,
указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия,
«Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности.
Вот почему здесь говорится:
Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.
3
Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй
черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя
чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы
самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и
отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия,
т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к
благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем,
что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому
в тексте говорится:
Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих
бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь — будешь сожалеть.
4
Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и
тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно
необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться
вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое
взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом
чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью
дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для
себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан
здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать
благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в
тексте так:
Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за
твоими мыслями. Стойкость — к счастью Раскаяние исчезнет.
5
Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства,
которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей
гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является
как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина
характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен»
имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к
тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения,
которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит:
Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей
спины. Раскаяния не будет.
6
Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую
деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в
обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не
говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо
здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и
опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком,
зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека,
который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен»
молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и
говорит только:
Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и
языка.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. На любой стадии развития сплошная черта сочетается с
прерванной. Так если
во внешнем Ян, то во внутреннем Инь, и наоборот. Это
говорит о гармонии во взаимодействии с внешним. Поскольку во внутреннем
преобладает Инь, то творческую составляющую человек черпает из
взаимодействия с внешним.
Интерпретация Хейслип
Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря
тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас
«на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий,
очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет
удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас;
это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений
и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел
и отдохнуть.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого