
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  21. Ши-хо. Стиснутые зубыКанонический текcт
Свершение. Благоприятствует (тому, чтобы) применять тюрьмы.
- (Когда) надевают колодки, гибнут пальцы на ногах. — Хулы не будет.
- Вырви брюшину; уничтожь нос. — Хулы не будет.
- Вырвешь окостеневшее мясо, (но) встретишь яд. — Небольшое сожаление.
Хулы не будет.
- Вырвешь мясо, присохшее к кости. Получишь металлическую стрелу. —
Благоприятна стойкость в затруднениях. Счастье.
- Вырвешь засохшее мясо. Получишь желтое золото. — Будешь стойким в
опасности — хулы не будет.
- Возложишь колодку (на шею) и уничтожишь уши. — Несчастье.
Казалось бы, предыдущая ситуация такова, что все силы, участвующие в ней,
стоят в таком гармоническом взаимоотношении, что невозможно ничему
нарушать это «созерцание». Однако, как полное совершенство едва ли
достижимо, так даже эта ситуация подвержена закону изменчивости. Она
меняется в том отношении, что начинают приобретать значение оппозиционные
элементы. Для того чтобы выправить их разрушительную деятельность,
необходимы совершенно активные мероприятия. Как совершенно чуждые, эти
элементы, вклиниваясь в органическое целое данной ситуации, могут быть
восприняты двояко: или как нечто чуждое данной ситуации и поэтому с точки
зрения ее — пустое, не существующее, но нечто своей пустотой нарушающее и
мешающее соединению элементов, исконно присущих данной ситуации. Как бы то
ни было, чуждое мешает единству и должно быть уничтожено. Образ «стиснутых
зубов» выражает, во-первых, восстановление нарушенного единства и,
во-вторых, разрушение того, что попадает между зубами. Только такое
активное очищение от чуждого приводит развитие к продвижению вперед. И
если здесь еще нельзя говорить об окончательном уничтожении чуждого, то
все же ситуации благоприятствует ограничение свободы вредно действующих
элементов. В переносном смысле это приложимо и к процессу познания, к тому
именно моменту, когда к нему примешиваются ненужные и чуждые понятия,
коренящиеся в прошлом опыте и недомыслии, в тот момент, когда от
непосредственного созерцания нужно перейти к самому познавательному акту.
Эти мешающие понятия должны быть подавлены. И в тексте сказано:
Стиснутые зубы. Развитие. Благоприятно применение тюрем.
1
При подавлении отрицательных и чуждых элементов следует стараться
приметить их уже в самом начале, когда их воздействие еще незначительно.
Это одинаково и для практики и для познания. В познании эти чуждые
элементы, — прежде усвоенные понятия, не имеющие отношения к познаваемому
вновь и лишь отвлекающие от него, не могут быть корректированы из еще не
завершенного нового акта познания, но могут быть устранены благодаря
разуму, выработанному, как они, в прошлом. Все чуждое должно быть сразу же
устранено, прежде чем оно приобретет силу, достаточную для активного
сопротивления. Эта позиция — лишь начало всего процесса, здесь чуждые
элементы еще не окрепли. Кроме того, как это символически выражено
световой линией, правильно занимающей подобающую позицию (нечетную),
человек в таком положении обладает достаточными силами и возможностями для
того, чтобы вовремя удержаться от отрицательного поступка, «надеть на ноги
колодки и придавить пальцы на ногах», чтобы не пойти по неверному пути.
Именно в этом образе данную мысль выражает текст:
В начале сильная черта. Надень колодки и придави пальцы на ногах. Хулы не
будет.
2
Хотя чуждое еще и не окончательно окрепло, но оно уже может оказывать
сопротивление. Пусть оно еще слабо и выражено в образе мягкого мяса, но
сквозь него необходимо уже прогрызаться, — «вцепиться зубами в мягкое
мясо». Однако, хотя это и нетрудно, т.е. нетрудно подавить зло, лишь
начинающее действовать, оно все же оказывает неожиданное сопротивление:
если вцепиться зубами в большой кусок мягкого мяса, то оно придавит нос, и
дышать (жить) будет трудно. Однако и здесь дело еще поправимо, ибо
выступает уже в гармонически действующее новое познание, а проступок еще
недостаточно оплотнел. Символически это выражено тем, что вторая, четная,
позиция занята слабой, податливой чертой, в тексте это выражено так:
Слабая черта на втором месте. Вцепишься зубами в мягкое мясо. Оно придавит
твой нос. Хулы не будет.
3
Если на предыдущей ступени податливость и слабость еще и допустима, то
здесь, на напряженной позиции кризиса она, символизирована слабой чертой,
неправильно занимающей нечетную, световую позицию, уже недостаточна для
преодоления зла. Если на первой позиции положение могло быть спасено
прежде накопленным разумом, то здесь он выступает уже как нечто
устаревшее, как яд. Изменившееся положение выражено в соответственно
измененных образах. Однако эта позиция — лишь позиция кризиса, но еще не
гибели, и в тексте указано на небезвыходность положения следующим образом:
Слабая черта на третьем месте. Вцепившись зубами в окосневшее мясо,
Встретишь яд. Небольшое сожаление. Хулы не будет.
4
Воздействие чуждого становится все сильнее, оно смешивает грани между
добром и злом. Нужны большая внутренняя стойкость и сила (ее наличие
символизировано сильной чертой), для того чтобы привести положение к
счастливому исходу. Здесь не столь трудно напасть на зло, сколь трудно
остаться незатронутым им. Не так трудно охотнику, выстрелив в добычу,
ранить ее до кости, как трудно тогда извлечь оттуда стрелу. Не трудно
прокусить мясо, наросшее на кости, но не будет ли с зубами того же, что
было со стрелой охотника, ранившего добычу до кости? Чтобы этого не
случилось, нужна уже указанная стойкость. Поэтому в тексте сказано:
Сильная черта на четвертом месте. Вцепишься зубами в мясо при кости,
(чтобы) добыть металлическую стрелу. Благоприятна стойкость в
затруднениях. Счастье.
5
Отрицательные воздействия здесь окрепли уже настолько, что в контексте
других образов они выражены в образе засохшего мяса: то, что должно быть
податливо мягким, — мясо, — стало иссохшим и жестким. Но надо учесть, что
пятая позиция, благоприятнейшая в гексаграмме для внешнего проявления
всего процесса, символизирует самый благоприятный момент всей ситуации.
Поэтому достижения здесь возможны, и они выражены в образе «желтого
золота». О символике желтого цвета уже было сказано во второй гексаграмме,
поэтому здесь ее объяснять излишне. Надо еще только упомянуть, что в этих
условиях активного преодоления зла весьма затруднительного стойкое
сохранение достигнутого. Однако здесь может хватить сил и на преодоление
этих трудностей, о чем свидетельствует и наш текст:
Слабая черта на пятом месте. Вцепившись зубами в засохшее мясо, Добудешь
желтое золото. Стойкость — ужасна. Хулы не будет.
6
Эта позиция — максимальное развитие зла, отсталости. Оно охватывает всего
человека доверху. Точно колодка надета сверху на шею и прижимает уши так,
что человек уже не услышит никаких увещеваний. Единственный выход из
положения — это пресечь зло на более ранней ступени. Если же ситуация
доведена до данной позиции, то в ней человек уже не будет склонен к
исправлению. И текст говорит со строгой категоричностью:
Наверху сильная черта. Наложат колодку (на шею). И придавит она уши.
Несчастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. Во внешнем процесс начинается и заканчивается
неопределенно, тогда как во внутреннем он только начинается спонтанно,
протекает же и заканчивается
по предопределенной схеме, не учитывая
появление неопределенности во внешнем. Человек действует «невпопад»,
что в сочетании с его подвижностью и возбуждением приводит к
затруднениям, несчастью и сожаленью.
Интерпретация Хейслип
Вас что-то мучает, вы чувствуете себя несчастным. Попытайтесь
взяться за какое-нибудь новое дело, и дела ваши пойдут лучше,
и постепенно добросовестная работа приведет вас к большому успеху.
Вы склонны считать себя жертвой несправедливости. Но если постоянно
вы будете думать о том, как такое могло случиться — это делу
не поможет. Все мы совершаем массу ошибок; очевидно, в чем-то ошиблись
и вы. Но постарайтесь не падать духом и извлечь нужный урок из
того, что произошло. Не нужно отчаиваться, тем более, что как раз сейчас
обстоятельства благоприятствуют исполнению вашего желания. Соберитесь;
оставайтесь спокойны и рассудительны.
  38. Куй. РазладКанонический текcт
В незначительных делах — счастье.
- Раскаяние исчезнет. (Когда) утратишь коня, не гонись за ним: (он)
и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
- Встретишься с господином в закоулке — хулы не будет.
- Увидишь, что воз оттягивают вспять и его быка задерживают. У человека
обрезаны волосы и нос. Не (в твоей) власти начало, но (в твоей) власти
конец.
- Разлад и одиночество. (Если) встретишь великого мужа (и если) связь
с ним будет правдива, (то — хотя это и) опасное (положение), хулы будет.
- Раскаяние исчезнет. Этот (твой) сообщник прокусит кожу. Если выступишь
— какая же может быть хула?
- Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую грязью , (увидишь,
что) бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук (против этого, а)
потом отложишь его в сторону. (Если бы) не разбойник, (был бы брак). (Если),
выступая, встретишь дождь, то (будет) счастье.
Если семья устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не
развивает в себе необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе,
то в ней с необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая
рассматривается здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей
стороны. Триграммы, ее составляющие, по семейной символике «Книги Перемен»
обозначают среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят
китайские комментаторы, в одном доме две женщины не могут жить в мире,
между ними с необходимостью возникает разлад. Само собой, и в такой
обстановке кое-что может быть сделано, но то только незначительные мелкие
дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких делах, которые могут быть
благоприятны. С другой стороны, этот образ, независимо от символики семьи,
рассматривается еще комментаторами и так: верхняя триграмма здесь огонь,
могущий подняться, двигаться вверх; нижняя триграмма здесь водоём, для
него характерно движение в глубину, т.е. вниз. Таким образом, между
верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который самым ярким образом
выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь — разлад.
Поэтому в тексте мы читаем:
Разлад. В незначительных делах счастье.
1
Во время разлада самое лучшее — не принимать в нем участия, предоставив
событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них, ждать, когда данная
ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно увидеть этот
разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут возможность
направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному результату.
Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того чтобы
понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым
обезопасить себя от его действий. В этом смысле текст говорит:
В начале сильная черта. Раскаяние исчезнет. Когда потеряешь коня, не
гонись за ним. Он и сам вернется. Увидишь злого человека — хулы не будет.
2
Пассивная выжидательная позиция, которая должна быть занята здесь, не
исключает возможности встречи с высшим, ибо оно может оказаться и в таком
захолустье, которое представляет собою атмосфера разлада. То, что здесь
эта встреча возможна, объясняет комментаторами через образ соответствия
второй позиции и пятой, которой свойственно качество мягкости и
податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество милостивой
снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста:
Сильная черта на втором месте. Встретишь господина в закоулке. Хулы не
будет.
3
Третья позиция, расположенная между второй и четвертой, склоняет человека
к тому, что он обращает на них больше внимания, чем это следует. Здесь
именно не следует обращать внимания на действия окружения, т.е. вторую и
четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом, представляют собой
этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на воздействие
извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился на
данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он
лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг
себя казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной
ситуации сам человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и
только правильным поведением своим он может достигнуть того, что конец
этой ситуации будет сделан таким, каким это необходимо для него. Текст это
облекает в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. Увидишь, что воз оттягивает вспять и его
вола задерживают. У человека в нем обрезаны волосы и нос. Не в твоей
власти начало, но в твоей власти конец.
4
Первая позиция характеризовалась стремлением предоставить событиям течь,
как они протекают. Поэтому силы первой позиции не оказывают никакого
влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая по закону
соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается символом
того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь следует не
столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько на
связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это
положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет
правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для
преодоления разлада. Текст говорит здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Разлад и одиночество. Если встретишь
великого мужа и если связь с ним будет правдивой, то хотя это и ужасное
положение, хулы не будет.
5
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что намечается выход из ситуации
разлада. Поэтому при правильном действии на ней не в чем будет
раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку в том
человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного
человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно
перегородка, «кожа», о которой говорит текст, то все же в силу
соответствия это препятствие может быть устранено. И самое лучшее при
полном развитии сил, нужных для преодоления разлада, — выступить из данной
ситуации. В этом случае приходится понимать текст:
Слабая черта на пятом месте. Раскаяние исчезнет. Этот сообщник прокусит
кожу. Если выступишь, то какая же может быть хула?
6
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад
во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и
предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может
убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между
людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не
подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он
предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что
эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло
бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад,
олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но
действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная
атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В
этом смысле в «Книге Перемен» сказано:
Наверху сильная черта. Разлад и одиночество. Увидишь свинью, покрытую
грязью. Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу. Сперва натянешь лук
против этого, а потом отложишь его в сторону. Если бы не разбойник, был бы
брак. Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Разрешение и
радостность. Для людей с неокрепшим сознанием в
этой ситуации нет ничего
неблагоприятного. Но для тех, у кого оно более развито, предопределенное
окончание внутреннего процесса, несмотря на преобладание Ян как во
внутреннем, так и во внешнем, благоприятность данной ситуации весьма
сомнительна.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма говорит, что сейчас ваша жизнь лишена гармонии.
Вам кажется, будто все вокруг придираются к вам, настроены
агрессивно. Вас выводят из себя даже самые незначительные события.
Возьмите себя в руки, не нервничайте, положение скоро изменится. Сочувствующих
людей вам сейчас найти трудно. Некая женщина действует
вам на нервы. Контролируйте свои слова, поступки, и не принимайтесь
ни за что новое. Те события, вещи, которые находятся в настоящее время
в поле ваших интересов, на деле совершенно не соответствует вашим
истинным желаниям.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого