
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  22. Би. УбранствоКанонический текcт
Свершение. Малому благоприятно иметь, куда выступить.
- Украсишь эти пальцы ног. Оставь колесницу и иди пешком.
- Укрась эти бороду и усы.
- Разубранность! Разукрашенность! — Вечная стойкость — к счастью.
- Разубранность! Белизна! Белый конь — точно летит! — (Если бы) не
разбойник, (то был бы) брак.
- Убранство в саду на холме. Связка парчи (для подарка) — низкого
сорта. — Сожаление, (но) в конце концов — счастье.
- Белое убранство. — Хулы не будет.
Если искус предыдущей ступени пройден правильно, если уже завоевано
сравнительно мирное положение может быть обращено и на следующий за таким
завоеванием этап культурного развития. Отрицательные элементы, паллиативы
познания здесь уже подавлены, и можно установить новые критерии, проявить
блеск познаний, приобретенных вновь. Все это — путь развития. Однако это
развитие ограничивается лишь незначительными, чисто внешними
нововведениями и не вносит ничего нового по существу. Эти нововведения —
лишь блестящее украшение, уже потерявшее свою прежнюю ценность. Даже само
название свидетельствует об этом, если мы проведем пиктографический анализ
термина «би». Если принять во внимание, что в данном иероглифе
детерминатив «раковина», то не напрашивается ли мысль, что когда-то в
Китае раковины служили разменной единицей и лишь впоследствии они были
заменены деньгами? (Современное слово «деньги» пишется с детерминативом
«металл».) Раковины, потеряв значение денег, сохранили все же значение
«ценность», «украшение», что нетрудно усмотреть в комплексе иероглифов,
имеющих «раковину» в качестве детерминатива и относящихся к предметам,
связанным с понятиями ценностей и украшений. Хотя здесь и имеется в виду
украшение, но это украшение лишь внешнее, и ему нельзя придавать большого
значения, что засвидетельствовано отрицательной оценкой, данной Конфуцием
этой гексаграмме, как сказано в энциклопедии «Люйши Чуньцю» (цитирую по
Нагаи Кимпу «Сюэкисити», см. под данной гексаграммой). Таким образом, для
крупных и значительных дел данная гексаграмма предпринимать лишь не важные
дела, о чем говорится и в тексте:
Убранство. Развитие. В малом благотворно иметь куда выступить.
1
Стремление украсить себя, с известной точки зрения, есть стремление скрыть
свои недостатки и казаться не тем, чем человек является в
действительности. Поэтому в данной ситуации лучше не украшать себя. На
первой ступени тенденция к украшению еще не очень сильна, ибо процесс —
лишь в начале, а так как начало гексаграммы внизу, то и в тексте дается
образ украшения на пальцах ног. Но наряду с этим то, что надо украшениям
противопоставить что-то реальное, чем должны служить ноги; поэтому и в
тексте говорится:
В начале сильная черта. Украсить эти пальцы на ногах. Оставь колесницу и
иди (пешком).
2
Украшение не оказывает дурного действия, если оно не поглощает человека
целиком, если он может относится к нему с полной отрешенностью. Вторая
черта данной гексаграммы — слабая, или в терминологии «Книги Перемен»
«пустая». Эта пустота символизирует здесь необходимую отрешенность,
благодаря которой допустимы украшения. При этом человек не относит
украшения к самому себе, а лишь к своему окружению. Если лицо есть
наиболее индивидуализированное выражение личности, то баки, усы и борода
лишь обрамляют лицо и символизируют не самого человека, а его ближайшее
окружение. Принимая это во внимание, можно понять текст:
Слабая черта на втором месте. Украсишь эти бороду и усы.
3
Кризис этого отрицательного процесса выражается в том, что здесь он
действует не столь интенсивно, и даже наибольшая пышность убранства не
является здесь опасной. Однако это лишь ослабление отрицательного влияния
данной ситуации, но не его исчезновение. Поэтому здесь все же необходимо
активное сохранение стойкого отношения к, может быть, и соблазнительной
красоте наряда — для достижения счастливого исхода всего процесса. Вот
почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на третьем месте. Разубранность. Разукрашенность. Вечная
стойкость — к счастью.
4
Хотя данная позиция — это позиция самоотрешения, пустое стремление к
украшению уже успевает возрасти настолько, что здесь оно оказывает на
самоотрешение свое сильное влияние, лишая его даже сущности и превращая
его лишь украшение. Эта позиция, правда, восприимчива к благотворным
воздействиям остальных позиций данной гексаграммы, которые по отношению к
ней символизируют (по мнению Вань И) просветленных учителей и добрых
друзей, но здесь достижимо познание значения белого цвета («белый конь»),
понимаемого как противопоставление чистой самоотрешенности пестроте
украшений. Этот «брак» здесь невозможен из-за действия «разбойника» —
указанного выше стремления к украшению, отнимающего действительность даже
у самоотрешения. «Разбойник» этот появляется здесь, по мнению Вань И,
из-за недоверия к себе, свойственного человеку в таком жизненном
положении, какое описывается на данной позиции. Текст облекает это в
следующие образы:
Слабая черта на четвертом месте. Разубранность. Белизна. Белый конь точно
крылат. Если бы не разбойник, был бы брак.
5
Сама по себе пятая позиция благоприятна, но здесь она представлена слабой
чертой, имеющей перед собой препятствие (верхнюю сильную черту). Поэтому
она символизирует такого человека, который в процесса отказа от внешнего
блеска во имя существенного, несмотря на свое положение, не развил
достаточных сил для привлечения к себе помощи от более развитого человека.
Хотя он и может раздавать дары (парча) — но дары его скудны и убоги.
Поэтому его ожидает сожаление. Однако уже само стремление хотя бы такими
дарами призвать себе помощь не оказывается бесплодным и рано или поздно
приводит к счастью, как об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Украшение в саду на холме. Связки
(подносимой) парчи — убожество. Сожаление. В конце концов — счастье.
6
Полное затмение мишуры украшений чем-либо по существу ценным невозможно в
ситуации, описываемой в данной гексаграмме. Самой большое, что возможно
здесь во время, когда заканчивается данная ситуация, — это подлинный отказ
от пестроты украшений и допущение украшений белого цвета, символизирующих
чистоту и непорочность. Текст лаконично выражает это так:
Наверху сильная черта. Хулы не будет. Белое украшение.
Во внешнем Пребывание, во внутреннем — ясность. Пожалуй, ясность в
незыблемом можно назвать красотой.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма может быть благоприятна только для дел, имеющих
отношение к театру. Это значит, что у вас есть склонность скрывать
свое подлинное лицо, да и окружающие вас люди тоже ведут себя
не вполне искренне. Довольно проблематичны сейчас ваши любовные дела,
но зато возможны успехи в других сферах. Желания ваши исполнятся,
но совсем не скоро. Надо стараться принимать жизнь такой, как
она есть, и учиться у нее.
  10. Ли. НаступлениеКанонический текcт
(Наступи на) хвост тигра; если не укусит тебя — свершение.
- Первичное наступление. — В выступлении хулы не будет.
- Наступай по пути — ровно-ровно. — Отшельнику стойкость — к счастью.
- И кривой может видеть, и хромой может наступать. (Но если) наступишь
на хвост тигра (так, что он) укусит тебя, (то будет) несчастье. Воин (все
же) действует ради великого государя.
- Наступаешь на хвост тигра. — Ху-ху! (Вскрикнешь от страха, но) в
конце концов будет счастье.
- Решительное наступление. — Будь стойким в опасности.
- Рассматривай (прежние) поступки, исследуй лучшее (в них). — При их
повторении — изначальное счастье.
Реакцией на начало ограничения извне является следующий момент, — когда
самые незначительные силы вновь приобретенного значения начинают свое
положительное продвижение вперёд. Всё прошлое — и в этом смысле, внешнее —
противостоит в своей привычной и потому разрушительной для нового познания
убедительности. Поэтому последнее в своём выступлении вперёд подвергается
опасности поражения. Чтобы избежать его, здесь необходима поддержка новой
идеи с моральной стороны, со стороны кроткой приветливости, — качества,
символизированного в нижней, внутренней триграмме «разрешение», — лишь
тогда возможно наступление нового познания на внележащие напряженные силы.
И это наступление всегда может и должно быть столь осторожным и мягким,
что производящий его в самых ужасных обстоятельствах не пострадает.
Познавательная способность при этом направляется на конечную истину, от
которой должны быть отброшены все случайные оттенки, возникающие от
нерадивого отношения к ней, которое должно привести к следующей
гексаграмме Расцвет. Поэтому такая деятельность должна быть осторожной до
парадоксальности, как это указано и в образе текста:
Наступи на хвост тигра так, чтобы он не укусил тебя самого. Развитие.
1
На первой ступени развития процесс существует лишь idealiter , и поэтому
он — лишь в возможности, а не в действительности. Но только переход в
действительность сообщает процессу прагматичность, конкретизирующую и тем
самым индивидуализирующую его. До этого процесс мыслим лишь как
возможность данного действия, и отличается от каждой иной идеи процесса
лишь спецификой данного, а не иного действия. Эта специфика существует
пока, конечно, лишь в общих понятиях, а не в материальной конкретности.
Однако и она как план на будущее указывает на возможность безбедного
развития процесса. В тексте читаем:
В начале сильная черта. Простейшее наступление. Если отправишься вперёд,
хулы не будет.
2
Основная причина наступления состоит в неудовлетворенности тем, чем
человек обладает. Из стремления к нему человек переходит к преодолению
препятствий и к действительному наступлению. При этом на данном этапе уже
недостаточно простейшее наступление как таковое, ещё лишенное всякой
индивидуальной окраски. Здесь оно уже конкретизировано определенным
объектом наступления. Однако такая индивидуализация играет лишь
относительную роль, ибо чрезмерная индивидуализация угрожает отрывам от
окружения и потому гибелью. Наоборот, уравновешенность, выраженная уже в
самой (второй — центральной) позиции, — равновесие между старым и вновь
приобретенным знанием, — вот то, что здесь особенно необходимо. Достижение
такого спокойствия должно давать человеку полное удовлетворение; и он не
нуждается в оценке и признании его деятельности извне, со стороны других
людей. Оно как отшельник в одиночестве продолжает свое наступление на
вновь приобретаемое познание, в тексте мы видим следующее:
Сильная черта на втором месте. Путь, по которому мы ступаешь, — совершенно
ровный. Скрывшемуся человеку стойкость — к счастью.
3
В наступлении более чем где-либо необходимо гармоническое сочетание
познания и действия. Мало знать сущность наступления, надо еще знать и
метод его. Недостаточно ценить одно знание, но надо еще больше ценить его
осуществление. Без последнего получается некая неполноценность и
односторонность. Она именно и выражена в образах текста. Но часто бывает,
что в такой период кризиса люди тщетно рассуждают об истинно сущем, не
корректируя свои действия этим знанием. От этого даже их ограниченное
знание окончательно огрубевает и становится мертвой схемой. Но именно
такие окосневшие люди действуют безуспешно во время кризиса. В тексте это
облечено в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте. И одноглазый может видеть; и одноногий
может наступить. Но если так наступить на хвост тигра, то он укусит этого
человека. Несчастье. Воин действует вместо великого государя.
4
Переживание предыдущего кризиса имеет своим положительным результатом то,
что в нем познается неполноценность одностороннего развития и появляется
стремление ее, преодолеть, которое и осуществляется здесь. Конечно, это не
совершается просто, и на этой ступени человек еще лишен полного осознания
правильного пути своего действия, и поэтому он еще полон страха. У него
еще вырываются восклицания ужаса, но если он доведет до конца начатый
процесс гармонизации, то его ожидает счастье. В таком случае он уже будет
двигаться вперед, не отступая. В тексте это выражено так:
Сильная черта на четвертом месте. Наступить на хвост тигра:ох-ох! В конце
концов — счастье.
5
Весь накопленный в предыдущем опыт наступления превращается в такую силу,
что уже становится необходимым наступление. Нужно на него решиться. Иначе
человек остановится в тот момент, в который особенно благоприятны условия
для наступления, для познания в практике истинного сущего. Поэтому в
тексте здесь лаконически, без отвлекающих образов говорится прямо:
Сильная черта на пятом месте. Решительное наступление. Будь стойким в
опасности.
6
Ввиду опасности переразвития, свойственного последней позиции, здесь было
бы неблагоприятно искать новые пути. В основном ведь все, касающееся
наступления, уже достигнуто, и, исходя из приобретенного знания и умения,
необходимо все вновь и вновь действовать, имея перед глазами свой прежний
опыт и обращая внимание на то, что приводило к самому благому исходу.
Кроме этой основной мысли, здесь излишни все иные рассуждения, поэтому и в
тексте сказано только:
Наверху сильная черта. Рассматривай наступление и вникай в то, что
счастливо в нем. При его возврате — изначальное счастье.
Во внешнем Творчество, радостность во внутреннем. Во внешнем все
неопределенно, но человек испытывает радостность от того, что после
некоторых колебаний, наконец принято определенное решение. Такое
состояние характерно для наступления. Но наступление ничтожного
человека мало что значит и хромой может наступать. Если сознание не
окрепло, то лучше действовать не ради себя,
а ради великого государя.
Внутренняя триграмма заканчивается на Инь. Это означает, что после
случайного начала и непредсказуемого протекания, процессы заканчивается
вполне определенным способом. И если вы обнаружите, что какие-то
хорошие события и поступки в вашей жизни повторяются, несмотря на
полную неопределенность во внешнем, то это говорит о том, что у
вас
хорошая Инь.
Интерпретация Хейслип
Вам надо сейчас постараться уйти в себя, уединиться и подумать о себе,
о своем положении. Поведение ваше пусть будет подчеркнуто
вежливым, сдержанно-дружелюбным. Очень пошло бы вам на пользу,
если каким-либо способом вы проявите свое уважение к начальству.
Большую радость доставит вам неожиданное событие, которое скоро
произойдет. Для любовных дел время не совсем подходяще. Женщины,
будьте осмотрительны в выборе новых знакомых! Постарайтесь не
предъявлять сейчас больших требований к жизни.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого