
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  22. Би. УбранствоКанонический текcт
Свершение. Малому благоприятно иметь, куда выступить.
- Украсишь эти пальцы ног. Оставь колесницу и иди пешком.
- Укрась эти бороду и усы.
- Разубранность! Разукрашенность! — Вечная стойкость — к счастью.
- Разубранность! Белизна! Белый конь — точно летит! — (Если бы) не
разбойник, (то был бы) брак.
- Убранство в саду на холме. Связка парчи (для подарка) — низкого
сорта. — Сожаление, (но) в конце концов — счастье.
- Белое убранство. — Хулы не будет.
Если искус предыдущей ступени пройден правильно, если уже завоевано
сравнительно мирное положение может быть обращено и на следующий за таким
завоеванием этап культурного развития. Отрицательные элементы, паллиативы
познания здесь уже подавлены, и можно установить новые критерии, проявить
блеск познаний, приобретенных вновь. Все это — путь развития. Однако это
развитие ограничивается лишь незначительными, чисто внешними
нововведениями и не вносит ничего нового по существу. Эти нововведения —
лишь блестящее украшение, уже потерявшее свою прежнюю ценность. Даже само
название свидетельствует об этом, если мы проведем пиктографический анализ
термина «би». Если принять во внимание, что в данном иероглифе
детерминатив «раковина», то не напрашивается ли мысль, что когда-то в
Китае раковины служили разменной единицей и лишь впоследствии они были
заменены деньгами? (Современное слово «деньги» пишется с детерминативом
«металл».) Раковины, потеряв значение денег, сохранили все же значение
«ценность», «украшение», что нетрудно усмотреть в комплексе иероглифов,
имеющих «раковину» в качестве детерминатива и относящихся к предметам,
связанным с понятиями ценностей и украшений. Хотя здесь и имеется в виду
украшение, но это украшение лишь внешнее, и ему нельзя придавать большого
значения, что засвидетельствовано отрицательной оценкой, данной Конфуцием
этой гексаграмме, как сказано в энциклопедии «Люйши Чуньцю» (цитирую по
Нагаи Кимпу «Сюэкисити», см. под данной гексаграммой). Таким образом, для
крупных и значительных дел данная гексаграмма предпринимать лишь не важные
дела, о чем говорится и в тексте:
Убранство. Развитие. В малом благотворно иметь куда выступить.
1
Стремление украсить себя, с известной точки зрения, есть стремление скрыть
свои недостатки и казаться не тем, чем человек является в
действительности. Поэтому в данной ситуации лучше не украшать себя. На
первой ступени тенденция к украшению еще не очень сильна, ибо процесс —
лишь в начале, а так как начало гексаграммы внизу, то и в тексте дается
образ украшения на пальцах ног. Но наряду с этим то, что надо украшениям
противопоставить что-то реальное, чем должны служить ноги; поэтому и в
тексте говорится:
В начале сильная черта. Украсить эти пальцы на ногах. Оставь колесницу и
иди (пешком).
2
Украшение не оказывает дурного действия, если оно не поглощает человека
целиком, если он может относится к нему с полной отрешенностью. Вторая
черта данной гексаграммы — слабая, или в терминологии «Книги Перемен»
«пустая». Эта пустота символизирует здесь необходимую отрешенность,
благодаря которой допустимы украшения. При этом человек не относит
украшения к самому себе, а лишь к своему окружению. Если лицо есть
наиболее индивидуализированное выражение личности, то баки, усы и борода
лишь обрамляют лицо и символизируют не самого человека, а его ближайшее
окружение. Принимая это во внимание, можно понять текст:
Слабая черта на втором месте. Украсишь эти бороду и усы.
3
Кризис этого отрицательного процесса выражается в том, что здесь он
действует не столь интенсивно, и даже наибольшая пышность убранства не
является здесь опасной. Однако это лишь ослабление отрицательного влияния
данной ситуации, но не его исчезновение. Поэтому здесь все же необходимо
активное сохранение стойкого отношения к, может быть, и соблазнительной
красоте наряда — для достижения счастливого исхода всего процесса. Вот
почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на третьем месте. Разубранность. Разукрашенность. Вечная
стойкость — к счастью.
4
Хотя данная позиция — это позиция самоотрешения, пустое стремление к
украшению уже успевает возрасти настолько, что здесь оно оказывает на
самоотрешение свое сильное влияние, лишая его даже сущности и превращая
его лишь украшение. Эта позиция, правда, восприимчива к благотворным
воздействиям остальных позиций данной гексаграммы, которые по отношению к
ней символизируют (по мнению Вань И) просветленных учителей и добрых
друзей, но здесь достижимо познание значения белого цвета («белый конь»),
понимаемого как противопоставление чистой самоотрешенности пестроте
украшений. Этот «брак» здесь невозможен из-за действия «разбойника» —
указанного выше стремления к украшению, отнимающего действительность даже
у самоотрешения. «Разбойник» этот появляется здесь, по мнению Вань И,
из-за недоверия к себе, свойственного человеку в таком жизненном
положении, какое описывается на данной позиции. Текст облекает это в
следующие образы:
Слабая черта на четвертом месте. Разубранность. Белизна. Белый конь точно
крылат. Если бы не разбойник, был бы брак.
5
Сама по себе пятая позиция благоприятна, но здесь она представлена слабой
чертой, имеющей перед собой препятствие (верхнюю сильную черту). Поэтому
она символизирует такого человека, который в процесса отказа от внешнего
блеска во имя существенного, несмотря на свое положение, не развил
достаточных сил для привлечения к себе помощи от более развитого человека.
Хотя он и может раздавать дары (парча) — но дары его скудны и убоги.
Поэтому его ожидает сожаление. Однако уже само стремление хотя бы такими
дарами призвать себе помощь не оказывается бесплодным и рано или поздно
приводит к счастью, как об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Украшение в саду на холме. Связки
(подносимой) парчи — убожество. Сожаление. В конце концов — счастье.
6
Полное затмение мишуры украшений чем-либо по существу ценным невозможно в
ситуации, описываемой в данной гексаграмме. Самой большое, что возможно
здесь во время, когда заканчивается данная ситуация, — это подлинный отказ
от пестроты украшений и допущение украшений белого цвета, символизирующих
чистоту и непорочность. Текст лаконично выражает это так:
Наверху сильная черта. Хулы не будет. Белое украшение.
Во внешнем Пребывание, во внутреннем — ясность. Пожалуй, ясность в
незыблемом можно назвать красотой.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма может быть благоприятна только для дел, имеющих
отношение к театру. Это значит, что у вас есть склонность скрывать
свое подлинное лицо, да и окружающие вас люди тоже ведут себя
не вполне искренне. Довольно проблематичны сейчас ваши любовные дела,
но зато возможны успехи в других сферах. Желания ваши исполнятся,
но совсем не скоро. Надо стараться принимать жизнь такой, как
она есть, и учиться у нее.
  23. Бо. РазрушениеКанонический текcт
Неблагоприятно иметь, куда выступить.
- У ложа разрушены ножки. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- У ложа разрушены перекладины. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- Разрушат его. — Хулы не будет.
- У ложа разрушена обивка. — Несчастье.
- Рыбная ловля. Через придворных женщин — милость. — Ничего неблагоприятного.
- Огромный плод не съеден. — Благородный человек получит воз; у ничтожного
человека разрушится жилье.
Если в предыдущем рассматривалась ситуация, которая называется Убранство,
то в ней имелось в виду убранство лишь как внешнее украшение, при котором
и речи нет о самой сущности. Естественно, что в периоды, когда все
внимание сосредоточенно на чем-то внешнем, все, связанное с самою
сущностью, отступает на задний план, приходит к упадку. Начало же всякого
упадка — это разрушение существенного. Наиболее общий случай такого
разрушения символически выражен в самой гексаграмме. В символике
гексаграмм верхняя триграмма считается «уходящей», отходящей в прошлое, а
нижняя триграмма — «приходящей», наступающей. Это движение снизу вверх
сохраняет свое значение даже в пределах отдельных триграмм, где верхняя
черта — отход в прошлое, а нижняя — представляет наступающий момент
ситуации. В данной гексаграмме «наступает» триграмма «исполнение»,
состоящая только из черт тьмы. Единственная черта света — верхняя в
верхней триграмме — и в пределах этой последней, и в контексте всей
гексаграммы отходит в прошлое, а надвигается только тьма. И надвигается
она изнутри, из самой сущности. К чему бы ни была применена картина,
изображенная данной гексаграммой, она остается в силе. Так и в
практической деятельности она обозначает то положение, когда существенное
повергается во мрак и упадок, ибо на предыдущей ступени все внимание было
обращено лишь на мишуру внешнего убранства. — И в познании дело обстоит
так же. Однако было бы ошибочно думать, что невозможность действовать в
такой ситуации должна приводить к полной пассивности и отдаче себя
произволу случайностей на все будущее время. Ситуация разрушения — лишь
необходимый временный этап в общем развитии. Но это, как все остальные
этапы, — лишь временный этап. Не пассивная отдача себя условиям времени
требует здесь, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от
деятельности. Только об этом говорит текст:
Разрушение. Неблагоприятно иметь куда выступить.
1
Перед лицом надвигающегося разрушения особенно надо иметь в виду то, что,
хотя оно и готово вырвать всякую почву из-под ног, лишить человека его
спокойного «ложа», однако это процесс, развивающийся во времени
последовательно, как и иные процессы, отмеченные в Книге. Поэтому, пока
данный процесс еще не получил достаточного укрепления, ему еще возможно
противостоять со всей стойкостью. Ею на данной ступени отнюдь не следует
пренебрегать, даже если разрушение и не сильно, если оно лишь начинается.
Ложе — образ спокойствия человека. Здесь этот образ применен в тексте с
целью показать, что в самой основе спокойного существования человека
началось разрушение. Оно касается лишь «ножек ложа». Но и это уже начало
процесса разрушения, от которого пока еще не может сохранить стойкость.
Поэтому и текст предостерегает:
В начале слабая черта. У ложа разрушены ножки . Если пренебречь
стойкостью, будет несчастье.
2
Процесс движется в том же направлении дальше. «Ножки ложа» уже разрушены.
Разрушение достигает уже перекладин, каркаса самого ложа. Еще раз
напоминает текст о внимании и стойкости, без которой невозможно
сопротивляться нарастающему процессу разрушения. Это последняя ступень, на
которой такая стойкость может помочь. Дальше наступает уже момент кризиса.
Поэтому, пока не поздно, текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. У ложа разрушены перекладины. Если
(пренебречь) стойкостью, будет несчастье.
3
В момент кризиса тщетно стремится своей стойкостью удержать процесс
разрушения. На данной позиции он уже приобрел инерцию, в силу которой
остановить его невозможно. Чтобы не вступить в конфликт с такой ситуацией
в мире, необходимо найти в себе достаточную решимость для того, чтобы
ринуться в разрушительный ход событий и пройти через него. Следует
помнить, что в такой период ломки прежних достижений нельзя оставаться
стойко-неизменным, а надо через само разрушение пробиться к возможности
нового созидания. Поэтому и текст говорит только:
Слабая черта на третьем месте. Разрушай это. Хулы не будет.
4
Участие в процессе разрушения хотя и необходимо в такой ситуации, однако
от этого участия положение самого участвующего не становится менее
опасным. Действуя внутри процесса разрушения, он способствует тому, чтобы
развить этот процесс до возможной высоты, но это может оказаться влияние и
на самого разрушающего, ибо здесь он стоит лицом к лицу с самым
разрушительными силами. Текст разными комментаторами понимается несколько
различно: основным образом считается «кожа», понимаемая одними как верхняя
обивка ложа, тогда — это образ разрушения, доведенного до высшего предела,
или полагают (например Вань И), что «кожа» — это кожа человека, лежащего
на ложе, т.е. самого разрушающего, т.е. видят в тексте образ обратного
действия на самого разрушителя. Пожалуй, не будет чрезмерным риском
усмотреть в данном тексте игру слов, приняв одновременно обе
интерпретации, ибо они обе характеризуют данный момент ситуации, не
противореча по существу одна другой. Для допущения возможности понимать
текст двояко приходится конструкцию его передать в переводе менее
дословно, чем в предыдущих афоризмах данной гексаграммы:
Слабая черта на четвертом месте. Ложе разрушено до кожи. Несчастье.
5
Две первые позиции в данной гексаграмме изображали положение, в котором,
крепко держались за свою стойкость, можно добиться того, что процесс
разрушения не коснется самого человека. Две вторые черты говорят о том
положении, когда человек не имеет выбора и должен с достоинством пробиться
сквозь весь процесс разрушения. Наконец, две верхние черты характеризуют
ослабление данного процесса, его отлив и выход из данной ситуации. Но
серьезное и активное вмешательства со стороны самого человека здесь еще
невозможно. Он будет проводить время за развлечениями и из данной ситуации
может выйти лишь благодаря протекции. Однако здесь все будет
благоприятствовать ему, как это выражено в тексте:
Слабая черта на пятом месте. Рыбная ловля. Милость благодаря придворной
женщине. Ничего неблагоприятного.
6
Разрушение — плод воздействия проступков, совершенных в прошлом. Это
«огромный плод», который вкусить до конца невозможно. Здесь, где данная
ситуация подходит к концу, она уже не может действовать с прежней силой,
ибо и она в конце концов будет преодолена. Но для того, чтобы преодолеть
разрушение, необходимы активные, созидающие моральные силы человека. При
их наличии благородный человек извлечет из пережитого опыта весьма
значительный урок. Ничтожный же человек, тот, кто не развил в себе
мужества, необходимого для преодоления этой разрушительной ситуации, не
сможет сам противостоять ей и будет вынужден пережить всю полноту
разрушения. Текст характеризует это положение следующим образом:
Наверху сильная черта. Огромный плод не съеден. Благородный человек
обретет воз. У ничтожного человека будет разрушено жилье.
Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью
поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо
случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как
разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас
незыблемы. И если они
изменяются, то это для нас разрушение.
Интерпретация Хейслип
Большие перемены ожидают вас уже в ближайшем будущем. Возможно,
сейчас кто-то злословит о вас распускает сплетни. Поэтому не
нужно приниматься сейчас ни за какое новое дело, вам нельзя попадать
в неловкое положение. Желания ваши исполнятся чуть позже. Старайтесь
быть осмотрительны и осторожны в общении с представителями
другого пола. И не надо теряться, если вдруг выясниться, что на помощь
друзей рассчитывать нельзя.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого