Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Би. Убранство Ли. Сияние

Иероглиф Би. УбранствоГексаграмма 22 Би. Убранство

22. Би. Убранство

Канонический текcт

Свершение. Малому благоприятно иметь, куда выступить.

  1. Украсишь эти пальцы ног. Оставь колесницу и иди пешком.
  2. Укрась эти бороду и усы.
  3. Разубранность! Разукрашенность! — Вечная стойкость — к счастью.
  4. Разубранность! Белизна! Белый конь — точно летит! — (Если бы) не разбойник, (то был бы) брак.
  5. Убранство в саду на холме. Связка парчи (для подарка) — низкого сорта. — Сожаление, (но) в конце концов — счастье.
  6. Белое убранство. — Хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Если искус предыдущей ступени пройден правильно, если уже завоевано сравнительно мирное положение может быть обращено и на следующий за таким завоеванием этап культурного развития. Отрицательные элементы, паллиативы познания здесь уже подавлены, и можно установить новые критерии, проявить блеск познаний, приобретенных вновь. Все это — путь развития. Однако это развитие ограничивается лишь незначительными, чисто внешними нововведениями и не вносит ничего нового по существу. Эти нововведения — лишь блестящее украшение, уже потерявшее свою прежнюю ценность. Даже само название свидетельствует об этом, если мы проведем пиктографический анализ термина «би». Если принять во внимание, что в данном иероглифе детерминатив «раковина», то не напрашивается ли мысль, что когда-то в Китае раковины служили разменной единицей и лишь впоследствии они были заменены деньгами? (Современное слово «деньги» пишется с детерминативом «металл».) Раковины, потеряв значение денег, сохранили все же значение «ценность», «украшение», что нетрудно усмотреть в комплексе иероглифов, имеющих «раковину» в качестве детерминатива и относящихся к предметам, связанным с понятиями ценностей и украшений. Хотя здесь и имеется в виду украшение, но это украшение лишь внешнее, и ему нельзя придавать большого значения, что засвидетельствовано отрицательной оценкой, данной Конфуцием этой гексаграмме, как сказано в энциклопедии «Люйши Чуньцю» (цитирую по Нагаи Кимпу «Сюэкисити», см. под данной гексаграммой). Таким образом, для крупных и значительных дел данная гексаграмма предпринимать лишь не важные дела, о чем говорится и в тексте: Убранство. Развитие. В малом благотворно иметь куда выступить.

1

Стремление украсить себя, с известной точки зрения, есть стремление скрыть свои недостатки и казаться не тем, чем человек является в действительности. Поэтому в данной ситуации лучше не украшать себя. На первой ступени тенденция к украшению еще не очень сильна, ибо процесс — лишь в начале, а так как начало гексаграммы внизу, то и в тексте дается образ украшения на пальцах ног. Но наряду с этим то, что надо украшениям противопоставить что-то реальное, чем должны служить ноги; поэтому и в тексте говорится: В начале сильная черта. Украсить эти пальцы на ногах. Оставь колесницу и иди (пешком).

2

Украшение не оказывает дурного действия, если оно не поглощает человека целиком, если он может относится к нему с полной отрешенностью. Вторая черта данной гексаграммы — слабая, или в терминологии «Книги Перемен» «пустая». Эта пустота символизирует здесь необходимую отрешенность, благодаря которой допустимы украшения. При этом человек не относит украшения к самому себе, а лишь к своему окружению. Если лицо есть наиболее индивидуализированное выражение личности, то баки, усы и борода лишь обрамляют лицо и символизируют не самого человека, а его ближайшее окружение. Принимая это во внимание, можно понять текст: Слабая черта на втором месте. Украсишь эти бороду и усы.

3

Кризис этого отрицательного процесса выражается в том, что здесь он действует не столь интенсивно, и даже наибольшая пышность убранства не является здесь опасной. Однако это лишь ослабление отрицательного влияния данной ситуации, но не его исчезновение. Поэтому здесь все же необходимо активное сохранение стойкого отношения к, может быть, и соблазнительной красоте наряда — для достижения счастливого исхода всего процесса. Вот почему в тексте мы читаем: Сильная черта на третьем месте. Разубранность. Разукрашенность. Вечная стойкость — к счастью.

4

Хотя данная позиция — это позиция самоотрешения, пустое стремление к украшению уже успевает возрасти настолько, что здесь оно оказывает на самоотрешение свое сильное влияние, лишая его даже сущности и превращая его лишь украшение. Эта позиция, правда, восприимчива к благотворным воздействиям остальных позиций данной гексаграммы, которые по отношению к ней символизируют (по мнению Вань И) просветленных учителей и добрых друзей, но здесь достижимо познание значения белого цвета («белый конь»), понимаемого как противопоставление чистой самоотрешенности пестроте украшений. Этот «брак» здесь невозможен из-за действия «разбойника» — указанного выше стремления к украшению, отнимающего действительность даже у самоотрешения. «Разбойник» этот появляется здесь, по мнению Вань И, из-за недоверия к себе, свойственного человеку в таком жизненном положении, какое описывается на данной позиции. Текст облекает это в следующие образы: Слабая черта на четвертом месте. Разубранность. Белизна. Белый конь точно крылат. Если бы не разбойник, был бы брак.

5

Сама по себе пятая позиция благоприятна, но здесь она представлена слабой чертой, имеющей перед собой препятствие (верхнюю сильную черту). Поэтому она символизирует такого человека, который в процесса отказа от внешнего блеска во имя существенного, несмотря на свое положение, не развил достаточных сил для привлечения к себе помощи от более развитого человека. Хотя он и может раздавать дары (парча) — но дары его скудны и убоги. Поэтому его ожидает сожаление. Однако уже само стремление хотя бы такими дарами призвать себе помощь не оказывается бесплодным и рано или поздно приводит к счастью, как об этом говорит и текст: Слабая черта на пятом месте. Украшение в саду на холме. Связки (подносимой) парчи — убожество. Сожаление. В конце концов — счастье.

6

Полное затмение мишуры украшений чем-либо по существу ценным невозможно в ситуации, описываемой в данной гексаграмме. Самой большое, что возможно здесь во время, когда заканчивается данная ситуация, — это подлинный отказ от пестроты украшений и допущение украшений белого цвета, символизирующих чистоту и непорочность. Текст лаконично выражает это так: Наверху сильная черта. Хулы не будет. Белое украшение.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем Пребывание, во внутреннем — ясность. Пожалуй, ясность в незыблемом можно назвать красотой.

Интерпретация Хейслип

Эта гексаграмма может быть благоприятна только для дел, имеющих отношение к театру. Это значит, что у вас есть склонность скрывать свое подлинное лицо, да и окружающие вас люди тоже ведут себя не вполне искренне. Довольно проблематичны сейчас ваши любовные дела, но зато возможны успехи в других сферах. Желания ваши исполнятся, но совсем не скоро. Надо стараться принимать жизнь такой, как она есть, и учиться у нее.




Иероглиф Ли. СияниеГексаграмма 30 Ли. Сияние

30. Ли. Сияние

Канонический текcт

Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров к счастью.

  1. Путаница поступков. — Но (если) отнесешься к ним серьезно, хулы не будет.
  2. Желтое сияние. — Изначальное счастье.
  3. Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого старца. — Несчастье.
  4. Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отвержение!
  5. Выступившие слезы льются потоком. (Но будут сочувственные) вздохи близких. — Счастье.
  6. Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. (Ему надо) казнить главарей и переловить тех, кто не предан ему. — Хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием гексаграммы. По символике образов «Книги Перемен» триграмма ли является знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли имеет также значение «крепко держаться за что-нибудь». Поэтому комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его, нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того, для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по символике животных в «Книге Перемен» корова является податливой исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то, что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной ситуации перейти к чему-то новому, иному. Только принимая это во внимание, можно понять несколько неожиданный и бессвязный образ, данный в тексте: Сияние. Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров — к счастью.

1

Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то, несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления. Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки, чем исправлять их после того, как они уже совершены. Так, текст говорит об этом следующее: В начале слабая черта. Путаница поступков. Но если отнесешься к ним с серьезностью, хулы не будет.

2

Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая, как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг человека: Слабая черта на втором месте. Желтое сияние. Изначальное счастье.

3

Поскольку третья позиция является концом нижней триграммы и переходом к следующей, постольку в ней совершенно естественно появление образа заката, будет ли это закат, понимаемый реально, или закат, понимаемый в переносном смысле. Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным образом. Но песня-аккомпанемент такого «постукивания по глиняному кувшину», очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней, похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент. Итак, текст говорит здесь: Сильная черта на третьем месте. Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого сердца. Несчастье.

4

В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный, внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение, горение, выраженное во второй черте. Поэтому текст только констатирует: Сильная черта на четвертом месте. Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отверженность.

5

Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания, который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение счастливого исхода. Об этом говорит и текст: Слабая черта на пятом месте. Выступившие слезы льются потоком. Но будут сочувственные вздохи близких. Счастье.

6

С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст, сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это настроение: Наверху сильная черта. Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему. Хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный человек может этих закономерностей не постичь и в его поступках появится путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и неопределенностью — войну, например.

Интерпретация Хейслип

Вам кажется, что все обстоит прекрасно, хотя на самом деле это не так. Скорее, вы сейчас сознательно обманываете себя, находясь в плену иллюзий. Прислушайтесь к советам своего друга. Вы склонны к тому, чтобы целиком положиться на фортуну, поскольку судьба в данный момент благоволит к вам. Это впечатление обманчиво, оно может ввести в заблуждение и нанести вам серьезный ущерб. Желания ваши исполнятся благодаря вмешательству человека старше вас. Возможно, вас ожидают крупные успехи в делах, связанных с сочинительством и посредничеством. Следует прислушаться к тому, что говорят люди.