
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  23. Бо. РазрушениеКанонический текcт
Неблагоприятно иметь, куда выступить.
- У ложа разрушены ножки. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- У ложа разрушены перекладины. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- Разрушат его. — Хулы не будет.
- У ложа разрушена обивка. — Несчастье.
- Рыбная ловля. Через придворных женщин — милость. — Ничего неблагоприятного.
- Огромный плод не съеден. — Благородный человек получит воз; у ничтожного
человека разрушится жилье.
Если в предыдущем рассматривалась ситуация, которая называется Убранство,
то в ней имелось в виду убранство лишь как внешнее украшение, при котором
и речи нет о самой сущности. Естественно, что в периоды, когда все
внимание сосредоточенно на чем-то внешнем, все, связанное с самою
сущностью, отступает на задний план, приходит к упадку. Начало же всякого
упадка — это разрушение существенного. Наиболее общий случай такого
разрушения символически выражен в самой гексаграмме. В символике
гексаграмм верхняя триграмма считается «уходящей», отходящей в прошлое, а
нижняя триграмма — «приходящей», наступающей. Это движение снизу вверх
сохраняет свое значение даже в пределах отдельных триграмм, где верхняя
черта — отход в прошлое, а нижняя — представляет наступающий момент
ситуации. В данной гексаграмме «наступает» триграмма «исполнение»,
состоящая только из черт тьмы. Единственная черта света — верхняя в
верхней триграмме — и в пределах этой последней, и в контексте всей
гексаграммы отходит в прошлое, а надвигается только тьма. И надвигается
она изнутри, из самой сущности. К чему бы ни была применена картина,
изображенная данной гексаграммой, она остается в силе. Так и в
практической деятельности она обозначает то положение, когда существенное
повергается во мрак и упадок, ибо на предыдущей ступени все внимание было
обращено лишь на мишуру внешнего убранства. — И в познании дело обстоит
так же. Однако было бы ошибочно думать, что невозможность действовать в
такой ситуации должна приводить к полной пассивности и отдаче себя
произволу случайностей на все будущее время. Ситуация разрушения — лишь
необходимый временный этап в общем развитии. Но это, как все остальные
этапы, — лишь временный этап. Не пассивная отдача себя условиям времени
требует здесь, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от
деятельности. Только об этом говорит текст:
Разрушение. Неблагоприятно иметь куда выступить.
1
Перед лицом надвигающегося разрушения особенно надо иметь в виду то, что,
хотя оно и готово вырвать всякую почву из-под ног, лишить человека его
спокойного «ложа», однако это процесс, развивающийся во времени
последовательно, как и иные процессы, отмеченные в Книге. Поэтому, пока
данный процесс еще не получил достаточного укрепления, ему еще возможно
противостоять со всей стойкостью. Ею на данной ступени отнюдь не следует
пренебрегать, даже если разрушение и не сильно, если оно лишь начинается.
Ложе — образ спокойствия человека. Здесь этот образ применен в тексте с
целью показать, что в самой основе спокойного существования человека
началось разрушение. Оно касается лишь «ножек ложа». Но и это уже начало
процесса разрушения, от которого пока еще не может сохранить стойкость.
Поэтому и текст предостерегает:
В начале слабая черта. У ложа разрушены ножки . Если пренебречь
стойкостью, будет несчастье.
2
Процесс движется в том же направлении дальше. «Ножки ложа» уже разрушены.
Разрушение достигает уже перекладин, каркаса самого ложа. Еще раз
напоминает текст о внимании и стойкости, без которой невозможно
сопротивляться нарастающему процессу разрушения. Это последняя ступень, на
которой такая стойкость может помочь. Дальше наступает уже момент кризиса.
Поэтому, пока не поздно, текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. У ложа разрушены перекладины. Если
(пренебречь) стойкостью, будет несчастье.
3
В момент кризиса тщетно стремится своей стойкостью удержать процесс
разрушения. На данной позиции он уже приобрел инерцию, в силу которой
остановить его невозможно. Чтобы не вступить в конфликт с такой ситуацией
в мире, необходимо найти в себе достаточную решимость для того, чтобы
ринуться в разрушительный ход событий и пройти через него. Следует
помнить, что в такой период ломки прежних достижений нельзя оставаться
стойко-неизменным, а надо через само разрушение пробиться к возможности
нового созидания. Поэтому и текст говорит только:
Слабая черта на третьем месте. Разрушай это. Хулы не будет.
4
Участие в процессе разрушения хотя и необходимо в такой ситуации, однако
от этого участия положение самого участвующего не становится менее
опасным. Действуя внутри процесса разрушения, он способствует тому, чтобы
развить этот процесс до возможной высоты, но это может оказаться влияние и
на самого разрушающего, ибо здесь он стоит лицом к лицу с самым
разрушительными силами. Текст разными комментаторами понимается несколько
различно: основным образом считается «кожа», понимаемая одними как верхняя
обивка ложа, тогда — это образ разрушения, доведенного до высшего предела,
или полагают (например Вань И), что «кожа» — это кожа человека, лежащего
на ложе, т.е. самого разрушающего, т.е. видят в тексте образ обратного
действия на самого разрушителя. Пожалуй, не будет чрезмерным риском
усмотреть в данном тексте игру слов, приняв одновременно обе
интерпретации, ибо они обе характеризуют данный момент ситуации, не
противореча по существу одна другой. Для допущения возможности понимать
текст двояко приходится конструкцию его передать в переводе менее
дословно, чем в предыдущих афоризмах данной гексаграммы:
Слабая черта на четвертом месте. Ложе разрушено до кожи. Несчастье.
5
Две первые позиции в данной гексаграмме изображали положение, в котором,
крепко держались за свою стойкость, можно добиться того, что процесс
разрушения не коснется самого человека. Две вторые черты говорят о том
положении, когда человек не имеет выбора и должен с достоинством пробиться
сквозь весь процесс разрушения. Наконец, две верхние черты характеризуют
ослабление данного процесса, его отлив и выход из данной ситуации. Но
серьезное и активное вмешательства со стороны самого человека здесь еще
невозможно. Он будет проводить время за развлечениями и из данной ситуации
может выйти лишь благодаря протекции. Однако здесь все будет
благоприятствовать ему, как это выражено в тексте:
Слабая черта на пятом месте. Рыбная ловля. Милость благодаря придворной
женщине. Ничего неблагоприятного.
6
Разрушение — плод воздействия проступков, совершенных в прошлом. Это
«огромный плод», который вкусить до конца невозможно. Здесь, где данная
ситуация подходит к концу, она уже не может действовать с прежней силой,
ибо и она в конце концов будет преодолена. Но для того, чтобы преодолеть
разрушение, необходимы активные, созидающие моральные силы человека. При
их наличии благородный человек извлечет из пережитого опыта весьма
значительный урок. Ничтожный же человек, тот, кто не развил в себе
мужества, необходимого для преодоления этой разрушительной ситуации, не
сможет сам противостоять ей и будет вынужден пережить всю полноту
разрушения. Текст характеризует это положение следующим образом:
Наверху сильная черта. Огромный плод не съеден. Благородный человек
обретет воз. У ничтожного человека будет разрушено жилье.
Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью
поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо
случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как
разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас
незыблемы. И если они
изменяются, то это для нас разрушение.
Интерпретация Хейслип
Большие перемены ожидают вас уже в ближайшем будущем. Возможно,
сейчас кто-то злословит о вас распускает сплетни. Поэтому не
нужно приниматься сейчас ни за какое новое дело, вам нельзя попадать
в неловкое положение. Желания ваши исполнятся чуть позже. Старайтесь
быть осмотрительны и осторожны в общении с представителями
другого пола. И не надо теряться, если вдруг выясниться, что на помощь
друзей рассчитывать нельзя.
  30. Ли. СияниеКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров к счастью.
- Путаница поступков. — Но (если) отнесешься к ним серьезно, хулы не
будет.
- Желтое сияние. — Изначальное счастье.
- Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному
кувшину, то вздохи глубокого старца. — Несчастье.
- Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отвержение!
- Выступившие слезы льются потоком. (Но будут сочувственные) вздохи
близких. — Счастье.
- Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. (Ему надо)
казнить главарей и переловить тех, кто не предан ему. — Хулы не будет.
Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием
гексаграммы. По символике образов «Книги Перемен» триграмма ли является
знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с
древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует
сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли
имеет также значение «крепко держаться за что-нибудь». Поэтому
комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и
говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего
человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его,
нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и
нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это
умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как
побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая
самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться
той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с
полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие
и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того,
для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по
символике животных в «Книге Перемен» корова является податливой
исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то,
что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной
ситуации перейти к чему-то новому, иному. Только принимая это во внимание,
можно понять несколько неожиданный и бессвязный образ, данный в тексте:
Сияние. Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров — к счастью.
1
Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то,
несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши
познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще
вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша
деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой
неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки
предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления.
Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки,
чем исправлять их после того, как они уже совершены. Так, текст говорит об
этом следующее:
В начале слабая черта. Путаница поступков. Но если отнесешься к ним с
серьезностью, хулы не будет.
2
Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет
является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая,
как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из
внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более
совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь
чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг
человека:
Слабая черта на втором месте. Желтое сияние. Изначальное счастье.
3
Поскольку третья позиция является концом нижней триграммы и переходом к
следующей, постольку в ней совершенно естественно появление образа заката,
будет ли это закат, понимаемый реально, или закат, понимаемый в переносном
смысле. Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является
позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным
образом. Но песня-аккомпанемент такого «постукивания по глиняному
кувшину», очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже
в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней,
похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент. Итак, текст
говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сияние солнечного заката. Если не песня
под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого сердца.
Несчастье.
4
В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный,
внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в
афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих
ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о
материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение,
горение, выраженное во второй черте. Поэтому текст только констатирует:
Сильная черта на четвертом месте. Внезапно наступает это! Сгорание,
отмирание, отверженность.
5
Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то
верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не
внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И
поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней
триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для
наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что
сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания,
который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же
ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение
счастливого исхода. Об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Выступившие слезы льются потоком. Но будут
сочувственные вздохи близких. Счастье.
6
С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение
окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за
пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст,
сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это
настроение:
Наверху сильная черта. Царю надо выступить в карательный поход. Будет
радость. Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему.
Хулы не будет.
Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления
абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный
человек может этих
закономерностей не постичь и в его поступках появится
путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то
в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно
безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и
неопределенностью — войну, например.
Интерпретация Хейслип
Вам кажется, что все обстоит прекрасно, хотя на самом деле
это не так. Скорее, вы сейчас сознательно обманываете себя, находясь
в плену иллюзий. Прислушайтесь к советам своего друга. Вы склонны
к тому, чтобы целиком положиться на фортуну, поскольку судьба в данный
момент благоволит к вам. Это впечатление обманчиво, оно может
ввести в заблуждение и нанести вам серьезный ущерб. Желания ваши
исполнятся благодаря вмешательству человека старше вас. Возможно,
вас ожидают крупные успехи в делах, связанных с сочинительством и
посредничеством. Следует прислушаться к тому, что говорят люди.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого