
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  23. Бо. РазрушениеКанонический текcт
Неблагоприятно иметь, куда выступить.
- У ложа разрушены ножки. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- У ложа разрушены перекладины. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- Разрушат его. — Хулы не будет.
- У ложа разрушена обивка. — Несчастье.
- Рыбная ловля. Через придворных женщин — милость. — Ничего неблагоприятного.
- Огромный плод не съеден. — Благородный человек получит воз; у ничтожного
человека разрушится жилье.
Если в предыдущем рассматривалась ситуация, которая называется Убранство,
то в ней имелось в виду убранство лишь как внешнее украшение, при котором
и речи нет о самой сущности. Естественно, что в периоды, когда все
внимание сосредоточенно на чем-то внешнем, все, связанное с самою
сущностью, отступает на задний план, приходит к упадку. Начало же всякого
упадка — это разрушение существенного. Наиболее общий случай такого
разрушения символически выражен в самой гексаграмме. В символике
гексаграмм верхняя триграмма считается «уходящей», отходящей в прошлое, а
нижняя триграмма — «приходящей», наступающей. Это движение снизу вверх
сохраняет свое значение даже в пределах отдельных триграмм, где верхняя
черта — отход в прошлое, а нижняя — представляет наступающий момент
ситуации. В данной гексаграмме «наступает» триграмма «исполнение»,
состоящая только из черт тьмы. Единственная черта света — верхняя в
верхней триграмме — и в пределах этой последней, и в контексте всей
гексаграммы отходит в прошлое, а надвигается только тьма. И надвигается
она изнутри, из самой сущности. К чему бы ни была применена картина,
изображенная данной гексаграммой, она остается в силе. Так и в
практической деятельности она обозначает то положение, когда существенное
повергается во мрак и упадок, ибо на предыдущей ступени все внимание было
обращено лишь на мишуру внешнего убранства. — И в познании дело обстоит
так же. Однако было бы ошибочно думать, что невозможность действовать в
такой ситуации должна приводить к полной пассивности и отдаче себя
произволу случайностей на все будущее время. Ситуация разрушения — лишь
необходимый временный этап в общем развитии. Но это, как все остальные
этапы, — лишь временный этап. Не пассивная отдача себя условиям времени
требует здесь, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от
деятельности. Только об этом говорит текст:
Разрушение. Неблагоприятно иметь куда выступить.
1
Перед лицом надвигающегося разрушения особенно надо иметь в виду то, что,
хотя оно и готово вырвать всякую почву из-под ног, лишить человека его
спокойного «ложа», однако это процесс, развивающийся во времени
последовательно, как и иные процессы, отмеченные в Книге. Поэтому, пока
данный процесс еще не получил достаточного укрепления, ему еще возможно
противостоять со всей стойкостью. Ею на данной ступени отнюдь не следует
пренебрегать, даже если разрушение и не сильно, если оно лишь начинается.
Ложе — образ спокойствия человека. Здесь этот образ применен в тексте с
целью показать, что в самой основе спокойного существования человека
началось разрушение. Оно касается лишь «ножек ложа». Но и это уже начало
процесса разрушения, от которого пока еще не может сохранить стойкость.
Поэтому и текст предостерегает:
В начале слабая черта. У ложа разрушены ножки . Если пренебречь
стойкостью, будет несчастье.
2
Процесс движется в том же направлении дальше. «Ножки ложа» уже разрушены.
Разрушение достигает уже перекладин, каркаса самого ложа. Еще раз
напоминает текст о внимании и стойкости, без которой невозможно
сопротивляться нарастающему процессу разрушения. Это последняя ступень, на
которой такая стойкость может помочь. Дальше наступает уже момент кризиса.
Поэтому, пока не поздно, текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. У ложа разрушены перекладины. Если
(пренебречь) стойкостью, будет несчастье.
3
В момент кризиса тщетно стремится своей стойкостью удержать процесс
разрушения. На данной позиции он уже приобрел инерцию, в силу которой
остановить его невозможно. Чтобы не вступить в конфликт с такой ситуацией
в мире, необходимо найти в себе достаточную решимость для того, чтобы
ринуться в разрушительный ход событий и пройти через него. Следует
помнить, что в такой период ломки прежних достижений нельзя оставаться
стойко-неизменным, а надо через само разрушение пробиться к возможности
нового созидания. Поэтому и текст говорит только:
Слабая черта на третьем месте. Разрушай это. Хулы не будет.
4
Участие в процессе разрушения хотя и необходимо в такой ситуации, однако
от этого участия положение самого участвующего не становится менее
опасным. Действуя внутри процесса разрушения, он способствует тому, чтобы
развить этот процесс до возможной высоты, но это может оказаться влияние и
на самого разрушающего, ибо здесь он стоит лицом к лицу с самым
разрушительными силами. Текст разными комментаторами понимается несколько
различно: основным образом считается «кожа», понимаемая одними как верхняя
обивка ложа, тогда — это образ разрушения, доведенного до высшего предела,
или полагают (например Вань И), что «кожа» — это кожа человека, лежащего
на ложе, т.е. самого разрушающего, т.е. видят в тексте образ обратного
действия на самого разрушителя. Пожалуй, не будет чрезмерным риском
усмотреть в данном тексте игру слов, приняв одновременно обе
интерпретации, ибо они обе характеризуют данный момент ситуации, не
противореча по существу одна другой. Для допущения возможности понимать
текст двояко приходится конструкцию его передать в переводе менее
дословно, чем в предыдущих афоризмах данной гексаграммы:
Слабая черта на четвертом месте. Ложе разрушено до кожи. Несчастье.
5
Две первые позиции в данной гексаграмме изображали положение, в котором,
крепко держались за свою стойкость, можно добиться того, что процесс
разрушения не коснется самого человека. Две вторые черты говорят о том
положении, когда человек не имеет выбора и должен с достоинством пробиться
сквозь весь процесс разрушения. Наконец, две верхние черты характеризуют
ослабление данного процесса, его отлив и выход из данной ситуации. Но
серьезное и активное вмешательства со стороны самого человека здесь еще
невозможно. Он будет проводить время за развлечениями и из данной ситуации
может выйти лишь благодаря протекции. Однако здесь все будет
благоприятствовать ему, как это выражено в тексте:
Слабая черта на пятом месте. Рыбная ловля. Милость благодаря придворной
женщине. Ничего неблагоприятного.
6
Разрушение — плод воздействия проступков, совершенных в прошлом. Это
«огромный плод», который вкусить до конца невозможно. Здесь, где данная
ситуация подходит к концу, она уже не может действовать с прежней силой,
ибо и она в конце концов будет преодолена. Но для того, чтобы преодолеть
разрушение, необходимы активные, созидающие моральные силы человека. При
их наличии благородный человек извлечет из пережитого опыта весьма
значительный урок. Ничтожный же человек, тот, кто не развил в себе
мужества, необходимого для преодоления этой разрушительной ситуации, не
сможет сам противостоять ей и будет вынужден пережить всю полноту
разрушения. Текст характеризует это положение следующим образом:
Наверху сильная черта. Огромный плод не съеден. Благородный человек
обретет воз. У ничтожного человека будет разрушено жилье.
Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью
поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо
случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как
разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас
незыблемы. И если они
изменяются, то это для нас разрушение.
Интерпретация Хейслип
Большие перемены ожидают вас уже в ближайшем будущем. Возможно,
сейчас кто-то злословит о вас распускает сплетни. Поэтому не
нужно приниматься сейчас ни за какое новое дело, вам нельзя попадать
в неловкое положение. Желания ваши исполнятся чуть позже. Старайтесь
быть осмотрительны и осторожны в общении с представителями
другого пола. И не надо теряться, если вдруг выясниться, что на помощь
друзей рассчитывать нельзя.
  39. Цзянь. ПрепятствиеКанонический текcт
Благоприятен юго-запад, неблагоприятен северо-восток. Благоприятно свидание
с великим человеком. Стойкость — к счастью.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) хвала.
- Царскому слуге — препятствие за препятствием. (Это) не из-за него
самого.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — вернешься (на правый путь).
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) связь (с близкими
людьми).
- Великие препятствия. Друзья придут.
- Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будешь) велик. — Счастье.
Благоприятно свидание с великим человеком.
Разлад сам по себе является препятствием всякой деятельности, и поэтому
момент препятствия характеризуется как следующая ситуация. Такие случаи
раскрытия одной из сторон предыдущей ситуации в последующей уже
встречались, и потому здесь не приходится учитывать удивляться
гексаграмме, которая носит название Препятствие. Для того чтобы
интерпретировать афоризм данной гексаграммы, надо вспомнить, что
существует определенная пространственная символика триграмм, по которой на
юго-западе помещается триграмма дуй — «разрешение», т.е. разрешение
какого-то в предыдущем напряженного состояния; наоборот, северо-восток
символизируется триграммой гэнь, которая обозначает остановку, т.е.
«сохранение». Поэтому в ситуации Препятствие все благоприятные воздействия
могут идти от разрешения этой напряженной обстановки, в особенности от
обстановки разлада, очерченной в предыдущей гексаграмме. Кроме того, само
присутствие сил, воздействующих извне, сил разрешения, символизируется
здесь в образе великого человека. Поэтому в данной гексаграмме, где
внутренняя жизнь человека охарактеризована неподвижностью, а внешняя —
опасностью, единственный выход из положения указывается афоризмом:
Препятствие. Благоприятен юго-запад. Неблагоприятен северо-восток.
Благоприятно свидание с великим человеком. Стойкость — к счастью.
1
Движение от первой позиции к шестой на техническом языке «Книги Перемен»
называется уходом. Наоборот, погружение от шестой позиции к первой
называется приходом, т.е. приходить — это, значит, углубляться в самого
себя. В данной ситуации во внешнем символизирована опасность.
Следовательно, уход в самого себя может быть понят как известный обход
препятствия, обход опасности. В этом смысле понимается текст:
В начале слабая черта. Уйдешь — будут препятствия. Придешь — будет хвала.
2
По общественной символике гексаграмм вторая черта — это изображение
царского слуги. Поэтому речь здесь идет именно о нем. Он на данной позиции
находится в ситуации препятствий. Однако поскольку эти препятствия, как
было сказано выше, являются одним из слагаемых предыдущей ситуации,
постольку человек, символизированный данной чертой, не является сам
виновником этих препятствий. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. Царскому слуге препятствие за препятствием.
Это не из-за него самого.
3
Поскольку третья черта символизирует выход вовне, постольку здесь «Книга
Перемен» еще раз напоминает в данной ситуации о необходимости ухода в свою
замкнутость, которая было уже указана на первой позиции. Поэтому текст
здесь говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
вернешься (на правый путь).
4
На четвертой позиции, где происходит выступление вовне, в верхнюю
триграмму, которая является бездной, опасностью, опасность препятствий
дает себя чувствовать с особой силой. Поэтому здесь дальнейшее движение
встречает особенно сильное препятствие. Наоборот, уход от этого
препятствия для того, чтобы его обойти каким-нибудь иным путем, приводит к
возвращению к первой черте, с которой стоит в соответствии четвертая. И
благодаря этому, т.е. благодаря полному погружению в самого себя, человек
достигает возможности, во-первых, найти себе помощь соответственно с теми
силами, которые имеются в виду в основном афоризме гексаграммы, во-вторых,
такой человек имеет возможность найти выход из данной ситуации
препятствий. Поэтому в тексте сказано:
Слабая черта на четвертом месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь —
будет связь с близкими людьми.
5
Поскольку пятая позиция представляет собой максимальное выявление качеств
данной гексаграммы, постольку здесь препятствие особенно сильно. Это —
великое препятствие, ибо оно находится в самой середине бездны, т.е.
опасности, т.е. того, что символизировано верхней триграммой. С другой
стороны, так как пятая позиция вообще является позицией благоприятной и с
ней в теснейшей связи стоит вторая позиция, помогающая ей, «ее друг», то
текст здесь говорит только следующее:
Сильная черта на пятом месте. Великое препятствие. Друзья придут.
6
Здесь еще раз звучит напоминание необходимости погрузиться в самого себя,
для того чтобы, временно остановившись на месте, обойти предстоящее
препятствие. Еще раз напоминается о помощи, приходящей извне. Но это уже
звучит только как напоминание. Поэтому в тексте говорится:
Наверху слабая черта. Уйдешь — будет препятствие. Придешь — будешь
великим. Счастье. Благоприятно свидание с великим человеком.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Если при общей внутренней незыблемости возникает внешняя
опасность, то это вызвано внешним же препятствием.
Интерпретация Хейслип
Увы, но эта одна из самых худших гексаграмм. Чем больше усилий вы
прилагаете, тем дальше оказываетесь отброшенными назад. Трудно
сказать, почему именно, но в данный момент фортуну ваша судьба не
интересует. Лучше всего сейчас погрузиться в учебу, чтение, научную
деятельность, просто в водоворот домашних дел, и в них найти
успокоение. Возможно, что несколько ваших друзей окажут вам поддержку.
Постарайтесь проследить за своими расходами: в этот недобрый
период вы можете остаться без средств.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого