
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  23. Бо. РазрушениеКанонический текcт
Неблагоприятно иметь, куда выступить.
- У ложа разрушены ножки. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- У ложа разрушены перекладины. — Пренебрежение. Стойкость — к несчастью.
- Разрушат его. — Хулы не будет.
- У ложа разрушена обивка. — Несчастье.
- Рыбная ловля. Через придворных женщин — милость. — Ничего неблагоприятного.
- Огромный плод не съеден. — Благородный человек получит воз; у ничтожного
человека разрушится жилье.
Если в предыдущем рассматривалась ситуация, которая называется Убранство,
то в ней имелось в виду убранство лишь как внешнее украшение, при котором
и речи нет о самой сущности. Естественно, что в периоды, когда все
внимание сосредоточенно на чем-то внешнем, все, связанное с самою
сущностью, отступает на задний план, приходит к упадку. Начало же всякого
упадка — это разрушение существенного. Наиболее общий случай такого
разрушения символически выражен в самой гексаграмме. В символике
гексаграмм верхняя триграмма считается «уходящей», отходящей в прошлое, а
нижняя триграмма — «приходящей», наступающей. Это движение снизу вверх
сохраняет свое значение даже в пределах отдельных триграмм, где верхняя
черта — отход в прошлое, а нижняя — представляет наступающий момент
ситуации. В данной гексаграмме «наступает» триграмма «исполнение»,
состоящая только из черт тьмы. Единственная черта света — верхняя в
верхней триграмме — и в пределах этой последней, и в контексте всей
гексаграммы отходит в прошлое, а надвигается только тьма. И надвигается
она изнутри, из самой сущности. К чему бы ни была применена картина,
изображенная данной гексаграммой, она остается в силе. Так и в
практической деятельности она обозначает то положение, когда существенное
повергается во мрак и упадок, ибо на предыдущей ступени все внимание было
обращено лишь на мишуру внешнего убранства. — И в познании дело обстоит
так же. Однако было бы ошибочно думать, что невозможность действовать в
такой ситуации должна приводить к полной пассивности и отдаче себя
произволу случайностей на все будущее время. Ситуация разрушения — лишь
необходимый временный этап в общем развитии. Но это, как все остальные
этапы, — лишь временный этап. Не пассивная отдача себя условиям времени
требует здесь, а активное и напряженно-выжидательное воздержание от
деятельности. Только об этом говорит текст:
Разрушение. Неблагоприятно иметь куда выступить.
1
Перед лицом надвигающегося разрушения особенно надо иметь в виду то, что,
хотя оно и готово вырвать всякую почву из-под ног, лишить человека его
спокойного «ложа», однако это процесс, развивающийся во времени
последовательно, как и иные процессы, отмеченные в Книге. Поэтому, пока
данный процесс еще не получил достаточного укрепления, ему еще возможно
противостоять со всей стойкостью. Ею на данной ступени отнюдь не следует
пренебрегать, даже если разрушение и не сильно, если оно лишь начинается.
Ложе — образ спокойствия человека. Здесь этот образ применен в тексте с
целью показать, что в самой основе спокойного существования человека
началось разрушение. Оно касается лишь «ножек ложа». Но и это уже начало
процесса разрушения, от которого пока еще не может сохранить стойкость.
Поэтому и текст предостерегает:
В начале слабая черта. У ложа разрушены ножки . Если пренебречь
стойкостью, будет несчастье.
2
Процесс движется в том же направлении дальше. «Ножки ложа» уже разрушены.
Разрушение достигает уже перекладин, каркаса самого ложа. Еще раз
напоминает текст о внимании и стойкости, без которой невозможно
сопротивляться нарастающему процессу разрушения. Это последняя ступень, на
которой такая стойкость может помочь. Дальше наступает уже момент кризиса.
Поэтому, пока не поздно, текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. У ложа разрушены перекладины. Если
(пренебречь) стойкостью, будет несчастье.
3
В момент кризиса тщетно стремится своей стойкостью удержать процесс
разрушения. На данной позиции он уже приобрел инерцию, в силу которой
остановить его невозможно. Чтобы не вступить в конфликт с такой ситуацией
в мире, необходимо найти в себе достаточную решимость для того, чтобы
ринуться в разрушительный ход событий и пройти через него. Следует
помнить, что в такой период ломки прежних достижений нельзя оставаться
стойко-неизменным, а надо через само разрушение пробиться к возможности
нового созидания. Поэтому и текст говорит только:
Слабая черта на третьем месте. Разрушай это. Хулы не будет.
4
Участие в процессе разрушения хотя и необходимо в такой ситуации, однако
от этого участия положение самого участвующего не становится менее
опасным. Действуя внутри процесса разрушения, он способствует тому, чтобы
развить этот процесс до возможной высоты, но это может оказаться влияние и
на самого разрушающего, ибо здесь он стоит лицом к лицу с самым
разрушительными силами. Текст разными комментаторами понимается несколько
различно: основным образом считается «кожа», понимаемая одними как верхняя
обивка ложа, тогда — это образ разрушения, доведенного до высшего предела,
или полагают (например Вань И), что «кожа» — это кожа человека, лежащего
на ложе, т.е. самого разрушающего, т.е. видят в тексте образ обратного
действия на самого разрушителя. Пожалуй, не будет чрезмерным риском
усмотреть в данном тексте игру слов, приняв одновременно обе
интерпретации, ибо они обе характеризуют данный момент ситуации, не
противореча по существу одна другой. Для допущения возможности понимать
текст двояко приходится конструкцию его передать в переводе менее
дословно, чем в предыдущих афоризмах данной гексаграммы:
Слабая черта на четвертом месте. Ложе разрушено до кожи. Несчастье.
5
Две первые позиции в данной гексаграмме изображали положение, в котором,
крепко держались за свою стойкость, можно добиться того, что процесс
разрушения не коснется самого человека. Две вторые черты говорят о том
положении, когда человек не имеет выбора и должен с достоинством пробиться
сквозь весь процесс разрушения. Наконец, две верхние черты характеризуют
ослабление данного процесса, его отлив и выход из данной ситуации. Но
серьезное и активное вмешательства со стороны самого человека здесь еще
невозможно. Он будет проводить время за развлечениями и из данной ситуации
может выйти лишь благодаря протекции. Однако здесь все будет
благоприятствовать ему, как это выражено в тексте:
Слабая черта на пятом месте. Рыбная ловля. Милость благодаря придворной
женщине. Ничего неблагоприятного.
6
Разрушение — плод воздействия проступков, совершенных в прошлом. Это
«огромный плод», который вкусить до конца невозможно. Здесь, где данная
ситуация подходит к концу, она уже не может действовать с прежней силой,
ибо и она в конце концов будет преодолена. Но для того, чтобы преодолеть
разрушение, необходимы активные, созидающие моральные силы человека. При
их наличии благородный человек извлечет из пережитого опыта весьма
значительный урок. Ничтожный же человек, тот, кто не развил в себе
мужества, необходимого для преодоления этой разрушительной ситуации, не
сможет сам противостоять ей и будет вынужден пережить всю полноту
разрушения. Текст характеризует это положение следующим образом:
Наверху сильная черта. Огромный плод не съеден. Благородный человек
обретет воз. У ничтожного человека будет разрушено жилье.
Во внешнем — Пребывание, во внутреннем — самоотдача. Человек полностью
поглощен тем, что само по себе не исчезает. Потому когда по какой-либо
случайности, что-либо перестает существовать, то это воспринимается, как
разрушение. Так мы можем пользоваться ложем, чьи свойства для нас
незыблемы. И если они
изменяются, то это для нас разрушение.
Интерпретация Хейслип
Большие перемены ожидают вас уже в ближайшем будущем. Возможно,
сейчас кто-то злословит о вас распускает сплетни. Поэтому не
нужно приниматься сейчас ни за какое новое дело, вам нельзя попадать
в неловкое положение. Желания ваши исполнятся чуть позже. Старайтесь
быть осмотрительны и осторожны в общении с представителями
другого пола. И не надо теряться, если вдруг выясниться, что на помощь
друзей рассчитывать нельзя.
  48. Цзин. КолодецКанонический текcт
Меняют города, (но) не меняют колодец. (Ничего) не утратишь, (но ничего
и) не обретешь. Уйдешь и придешь, (но) колодец (останется) колодцем. (Если)
почти достигнешь (воды), но еще не хватит веревки для колодца, (и если)
разобьешь свою бадью, — несчастье.
- В колодце — ил, (им) не напитаешься. При запущенном колодце не будет
живности.
- (Вода в) колодце падает, просвечивают рыбы (на дне). Бадья же ветхая,
(и она) течет.
- Колодец очищен, (но из него) не напитаешься. В этом скорбь моей
души: (ведь) можно (было бы) черпать (из него. Если бы) царь (был) просвещен,
(то) все получили (бы) свое благополучие.
- Колодец облицован черепицей. — Хулы не будет.
- Колодец чист, (как) холодный ключ. (Из него) напитаешься.
- Из колодца берут (воду), не закрывай его. Обладающему правдой —
изначальное счастье.
В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены.
Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама
ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей
ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден
только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из
предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен
искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в
образ, который, с одной стороны — обладает лишь внутренней подвижностью. И
авторы «Книги Перемен» нашли этот образ, когда говорили о колодце.
Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может
пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим
ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в
нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил,
которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств,
благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и
есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем
может быть нужная вода. Далии, если даже колодец поле воды, иными словами,
если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить
вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само
выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и
бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для
человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит
здесь следующее:
Колодец. Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но
ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем.
Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь
бадью — несчастье.
1
Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто
илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет
ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще
нельзя, то ясно, что такой колодец, — это старый, запущенный, высохший
колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого
старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему
в тексте здесь сказано только:
В начале слабая черта. В колодце ил — им не прокормишься. При запущенном
колодце не будет живописи.
2
На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода,
то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже
хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее.
Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены,
еще недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме
того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т.е. в
этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния
истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь
сказано:
Сильная черта на втором месте. Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на
дне. Бадья же ветхая, и она течет.
3
Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно
выразить в образе очищенного колодца, то, постольку данная позиция
является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может
привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том,
что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому,
кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил
достаточное количество сил, но это количество еще недостаточно для помощи
другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно,
ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть
сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это
могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его
окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит
здесь:
Сильная черта на третьем месте. Колодец очищен, но из него не пьют. В этом
скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был
просвещен, то все обрели бы свое благополучие.
4
Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его.
Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно.
Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил
оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь
говорит лаконично следующее:
Слабая черта на четвертом месте. Колодец облицован черепицей. Хулы не
будет.
5
На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т.е.
на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта:
Сильная черта на пятом месте. Колодец чист, как холодный ключ. Из него
пьют.
6
Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной
целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на
его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из
него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли.
При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а
речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек
должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего
действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это
расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной
человеком. Поэтому текст говорит здесь:
Наверху слабая черта. Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему
правдой — изначальное счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Образ колодца хорошо передает сочетание ощущений
свежести и спокойствия во внутреннем с чувством опасности и погружения
во
внешнем.
Интерпретация Хейслип
Возможно, что дела ваши идут не совсем гладко. Но даже если
это так — не откажите в помощи другому. Вы убедитесь впоследствии,
что это — единственно правильный образ действий. Не огорчайтесь,
но сейчас, видимо, с трудом можно рассчитывать на то, что ваши
способности будут по достоинству оценены и признаны вашим начальством.
Конечно, вам очень хочется, чтобы обстоятельства изменились,
но вряд ли это возможно сейчас. Это касается только ваших
«глобальных» желаний и стремлений, менее значительные могут исполнится
и теперь. Несмотря ни на что, ваши денежные дела обстоят
довольно неплохо.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого