
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  24. Фу. ВозвратКанонический текcт
Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь. Через семь дней — возврат. Благоприятно
иметь, куда выступить.
- Возвращение не издалека. — (Дело) не будет доведено до раскаяния.
Изначальное счастье.
- Прекрасное возвращение. — Счастье.
- Постепенное возвращение. — Опасность, но хулы не будет.
- Верное движение. Самостоятельное возвращение.
- Полноценное возвращение. — Раскаяния не будет.
- Заблуждающееся возвращение. — Несчастье. Будут стихийные бедствия
и беды, (вызванные самим человеком. Если) применить действие войском, (то
в) конце концов будет великое поражение. Для государя такой страны — несчастье. Даже
до десяти лет нельзя предпринимать карательные походы.
Уже в самом начертании данной гексаграммы символически выражено ее
основное значение. Когда гексаграмма Исполнение, состоящая только из
теневых черт, заканчивает свое действие, то ее замена происходит оттого,
что к ней «приходит» (т.е. вступает в нее снизу) одна световая черта.
Вновь полученная гексаграмма символизирует то время, когда после самого
темного времени в году, после времени, предшествующего зимнему
солнцевороту, свет вновь начинает прибывать и наступает возврат к светлой
половине года. Вначале это возвращение света едва заметно: и в графике
единственная световая линия находится в самом низу; она покрыта всеми
силами тьмы. Но именно ей суждено дальнейшее ее развитие. При этом ее
развитие настолько неизбежно, что силы тьмы не могут ей препятствовать.
Наоборот, они лишь всемерно способствуют развитию света. Все его действия
протекают в дальнейшем без малейшей торопливости, ибо торопливость была бы
только признаком неестественности развития. Все силы, как друзья, приходят
здесь на помощь свету, который возвращается на свой собственный путь
развития. Рано или поздно (хотя бы через «семь дней») свет возвращается к
своему действию, прерванному на время действия тьмы, и перед началом его
развития все благоприятствует его выступлению. Концепция, лежащая в основе
данной гексаграммы, да и в основе того, что она помещена непосредственно
после гексаграммы Разрушение, — это то, что всякая ситуация, в том числе и
Разрушение, — процесс, протекающий во времени, рано или поздно приходящий
к концу. Пожалуй, в момент, когда Разрушение заканчивается, ничто не может
стоять к нему в более тесной связи, чем Возврат. Ибо если бы даже вслед за
Разрушением допустить любой иной процесс, то все же его исходной точкой
будет прекращение разрушения и возврат к неразрушению, к созидательной
деятельности. Вот почему в тексте данной гексаграммы читаем:
Возврат. Свершение. В выходе и входе нет торопливости. Друзья придут, и
хулы не будет. Обратно вернешься на свой путь. И через семь дней —
возврат. Благоприятно иметь куда выступить.
1
Когда дело испорчено еще незначительно, то и возвращение на верный путь не
требует больших усилий. Рассматривая процесс возвращения, мы, прежде
всего, можем указать на такое возвращение не издалека. Для него может и не
потребоваться особый и новый акт познания. Достаточно и прежде
накопленного опыта, ибо ошибки еще не зашли настолько далеко, чтобы
вызывать раскаяние. Несмотря на такую малую затрату сил для возвращение
все же совершенно полноценно и может до конца искупить совершенную прежде
ошибку. А раз она будет погашена сполна, то и «изначальное счастье» не
может быть ею омрачено ни в какой степени. Вот почему в тексте сказано:
В начале сильная черта. Возвращение не издалека. (Дело) не доведено до
раскаяния, (и поэтому) изначальное счастье.
2
Но если заблуждение было и более глубокое, все же и от него, возможно,
вернуться на правый путь. Однако для этого уже необходимо нечто большее,
чем усилия, описанные на предыдущей ступени. Гармоническое единство
разума, приобретенного в прошлом, и нового акта познания может здесь
привести к прекрасно произведенному возвращению. Оно прекрасно именно в
ситуации в силу этой гармонии. Она символически выражена в контексте
данной гексаграммы и тем, что это она, четная, занята слабой чертой, что
означает гармоническое соответствие сил и положения. Поэтому лаконичный
текст гласит только:
Слабая черта на втором месте. Прекрасно возвращение. Счастье.
3
Данная гексаграмма — одна из благоприятных. Поэтому момент кризиса здесь
протекает до некоторой степени свое влияние. Здесь уже возможна та
гармония, которая была указана на предыдущей ступени. Графически это
выражено и третьей, не центральной позицией, и дисгармонией между нечетной
позицией и слабой чертой. Поэтому здесь описание такого возвращения,
которое не проходит как простой, мгновенный процесс. Здесь возможно лишь
как постепенное, колеблющееся возвращение. И если даже всякое колебание
лишь усиливает опасности, делая положение ужасным, то все же, в силу
благоприятности данной ситуации в целом, дурного исхода ожидать, здесь не
следует. В тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Постепенное возвращение. Ужасно. Но хулы не
будет.
4
Эта позиция в данной гексаграмме описывает последнее положение, в котором
еще возможна поддержка от активно действующего светлого начала первой
позиции. Оно здесь еще возможно, и это выражено правильным соответствием
первой и четвертой черт, световой и теневой, тяготеющих друг к другу.
Однако здесь из прошлого лишь поддержка, но не соединение действий. Даже
можно сказать, что на этой ступени впервые может ощущаться одиночество
действия, но тем самым и самостоятельность в нем. При этом тому, кто так
действует, прежде всего, надо иметь в виду полную необходимость того, о
чем предупреждает текст с самого начала данного афоризма:
Слабая черта на четвертом месте. В верных поступках. Одинокое возвращение.
5
Возвращение, как погашение ошибки, может быть полноценным лишь после того,
как пройдена предыдущая ступень: только после нее можно допустить
непринужденность, а тем самым и полноценность отказа от ошибки и
свободного возвращения к истине. Здесь это полноценное возвращение
совершается даже без поддержки из прошлого (ибо соответствия между слабыми
чертами — второй и пятой — здесь нет.) Поэтому можно было бы, по крайней
мере, сомневаться в успехе такого возвращения. Однако благоприятность
гексаграммы и самой пятой позиции отвергает сомнения, и текст здесь
заверяет:
Слабая черта на пятом месте. Полноценное возвращение. Раскаяния не будет.
6
После того как достигнута ступень полноценного возвращения, никакое иное
возвращение уже невозможно, ибо оно здесь уже перестает быть самим собой,
и превращается в мертвую и механическую реставрацию. Она же безжизненна с
самого начала и может привести лишь к бедствию. При этом такое бедствие,
вызванное не естественным ходом развития мира, а собственный деятельностью
реставратора, влечет наряду с собой и бедствия стихийного порядка, по
мнению древнекитайских авторов данного текста. Представления о воздействии
моральных качеств на процессы природы — исконное для Китая представление.
Оно отмечено еще в главе «Великий план» («Хунь фань») из «Шуцзина». По
этой главе именно моральные качества государя отображается в
метеорологических явлениях. Но не только в них, в политической жизни
реставраторство не может вызвать ничего, кроме поражения, которого не
восстановить на протяжении долгих лет. Об этом с полной определенностью
говорит текст:
Наверху слабая черта. Заблуждающееся возвращение. Несчастие. Будут
стихийные и личные беды. Если и применишь действующие войска, то, в конце
концов, будешь наголову разбит. Несчастие для государя данной страны. До
десяти лет поход не будет возможен.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем —
Возбуждение и
подвижность. Во внешнем все предопределено и закономерно. Поэтому если
начать дело по собственной инициативе, творчески то, не встречая
неожиданностей во внешнем, оно должно и развиваться творчески. Но в
триграмме Подвижность вторая и третья черты сплошные. Это может
означать, что человек отказался от первоначального замысла и вернулся к
предопределенному ходу
событий. Подвижность во внутреннем в сочетании
с исполнением и неизменностью во внешнем, означает что человек топчется
на месте, все время возвращаясь туда откуда начал. Для ничтожного человека
эта стабильность — хорошо, но для благородного — несчастье.
Интерпретация Хейслип
Вы расстроены сейчас, потому что считаете, что совершенно запутались.
Но все это не так трудно преодолеть, как вам кажется, проявите
только терпение. Причем решающим окажется для вас некоторый
вполне определенный срок — семь дней, или семь недель, или семь месяцев.
Вы действительно находитесь накануне больших перемен в судьбе.
Немного терпения — и все образуется. Постарайтесь также скопить
немного денег. Это пригодится вам.
  14. Да-ю. Обладание великимКанонический текcт
Изначальное свершение.
- Нет связи с вредным. — Не то чтоб была хула, (но если) потрудишься,
то хулы не будет.
- Большая колесница — для грузов. — Есть куда выступить. Хулы не будет.
- Князю нужно проникнуть к сыну неба. — (В таком случае) ничтожные
люди не смогут одолеть (его).
- (Если) не будет у тебя роскоши, хулы не будет.
- Такая правдивость. (В ней будешь) связан (со всеми, будешь) силен.
— Счастье.
- От неба благословение этому. — Счастье. Ничего неблагоприятного.
После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все
оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие
препятствия на их пути развития невозможны, и развитие идет так, как оно
изначально задумано. Это выражение и в символике гексаграммы, где пятая
слабая черта является центром тяготения всех остальных черт. Она обладает
ими всеми. Это и есть обладание великим, т.е. всеми элементами света. Они
действуют все сообща, поэтому, как и в предыдущей ситуации, совместимость
действия здесь особо подчеркивается. Здесь же идет речь лишь о том, что в
данной ситуации, несмотря на ее благоприятность, все же необходима полная
активность. Только тогда в конкретных условиях отдельных позиций может
происходить то, о чем говорит основной текст гексаграммы:
Обладание великим. Изначальное развитие.
1
Владение многим вызывает опасение в том, что это потребует слишком больших
и разносторонних связей, между которыми могут оказаться и связи с тем, что
наносит ущерб. Конечно, такое отсутствие общения с вредными не заслуживает
порицания, но полная безупречность и на будущее достижима лишь в том
случае, если поставить препятствия даже самой возможности общения с
вредным. Осуществление зависит от развития того, кого это касается. На
первых ступенях создание таких препятствий сводится к системе запретов. Но
они отпадают по отношению к тому, кто достиг идеальной чистоты. Вредное
влияние на него не может быть оказано, даже если он общается с самым
низким и переразвитым. Эти влияния ограничены уже в силу его чистоты.
Однако текст без разграничений говорит об этом:
В начале сильная черта. Отсутствие связей с вредным — не хула. Поставь им
затруднения, и тогда хулы не будет.
2
Во внутреннем апогее обладания великими достижениями на первый план
выступает возможность самого широкого усвоения воспринимаемого материала.
Символически это выражается в правильном соответствии внутреннего (вторая
черта) и внешнего (пятая черта). Этим определяется и возможность экспансии
действия. Конечно, это не дается автоматически, а требует развития
некоторой культуры сознания для недостаточно развитого человека так же,
как для человека, ушедшего в своем развитии вперед, необходима
деятельность, направленная на благо остальным людям. Только при этом
достижимо то, что выражено в следующем образе текста:
Сильная черта на втором месте. Большая колесница — для того, чтобы ее
нагрузить. Ей есть куда отправиться. Хулы не будет.
3
Общность действия, о которой говорилось во введении, здесь особенно
необходима. Символом такого обобщения многих людей в древнем Китае
мыслился князь. Даже само слово «князь» — гун сохранило не менее частое
значение «общий». Только при наличии этого качества возможно здесь
движение вверх. Но при таком восхождении человек недостаточно развитой, —
этически ничтожный, — может из-за радости и эгоистического наслаждения
подъемом отклониться от намеченной цели. В этом сказывается положение
кризиса, заметное даже в столь благоприятной ситуации. Только вполне
совершенный человек может здесь не погибнуть от этой надвигающейся на него
радости. Для рядового человека здесь нужна особая тренировка ума, которая
не под силу этически отсталому человеку. В этом смысле приходится понимать
слова текста:
Сильная черта на третьем месте. Князю надо проникнуть к Сыну Неба.
Ничтожным людям это невозможно.
4
Если третья позиция, как правило, выражает кризис перехода от внутреннего
к внешнему, то четвертая позиция выражает уже погружение во внешнее, в
«иное». С этим необходимо связано некое настроение самоотрешенности,
которое можно усмотреть при внимательном изучении всех текстов четвертой
позиции. Это достигается, следовательно, лишь герменевтически, а не из
комментаторской литературы. Однако и лучшие комментаторы смутно сознавали
эту закономерность текста и на своем языке соответственно выражали ее.
Наиболее выпукло это в применении к данной гексаграмме у Вань И, одного из
самых вдумчивых истолкователей. В общем, разграничивая приложимость данной
гексаграммы к человеку, лишь начинающему свой познавательный путь, и к
человеку, достигшему на этом пути совершенства, он здесь, несмотря на их
различие, по-разному говорит об одном: о том идеале, который в истории
буддийской философии выразился в основном учении махаяны — в мотиве
самоотдачи во имя других. Это противопоставляется эгоцентрическому
развитию школы шраваков и пратьекабудд. Допускается, что и эти школы
приводят к познанию истины, но лишь через самоотрешение возможно подняться
к истинному познанию ее. Эта мысль нашего комментатора напоминает формулу
Гете: «Das Was bedenke, mehr bedenke Wie». В ситуации обладания великим,
конечно, возможно достичь пышности в личных владениях, но на позиции
самоотрешенности, — необходимо отказаться от личного обладания ради
общности обладания. Только здесь достижима безупречность, о которой
говорится в тексте, и ясность, которой она парафразируется в четвертом
слое. В тексте читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Отрицай свою пышность. Хулы не будет.
5
Данная позиция выражает положение, в котором свободно, без принуждения
себя к чему-либо человек проявляет с наибольшей очевидностью существо всей
ситуации. Это — положение, в котором он в полной правдивости владеет
многим. Именно здесь ему доступно также и самое интенсивности общение с
людьми. Но они не могли бы злоупотреблять этим, если бы не другое,
совершенно необходимое для человека в таком положении. Это суровая
строгость его. Так, направляя людей, он выдвигает лучших из них и
подавляет все дурное в них. Такое очищение необходимо для достижения
следующей ступени, на которой должны исчезнуть грани социальной иерархии.
В краткой формуле выражает это текст:
Слабая черта на пятом месте. В такой правдивости (будь) общителен и строг.
Счастье.
6
Тяготение всех предыдущих позиций к пятой было окрашено общим тоном
подъема к высшему. Но и шестая позиция представляет здесь силу, которая,
несмотря на высоту своего положения, склоняется перед низшей, но в данной
ситуации главной силой пятой черты. «Трудно дается это человеку, поэтому
небо должно непременно помочь ему в этом», — восклицает по поводу данного
текста Ито Тогай. И текст почти до многословия, чуждого Книге,
подчеркивает удачность данного положения, в котором уже намечается зачаток
ситуации, выраженной в следующей гексаграмме Смирение. Текст здесь
следующий:
Наверху сильная черта. Само небо благословляет на это. Счастье. Ничего
неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Творчество и крепость.
Для ничтожного человека такая крепость и такое творчество непривычны, но
если потрудиться, то хулы не будет. Чем
более развито у человека сознание,
тем благоприятней для него эта ситуация — от неба благословение .
Интерпретация Хейслип
Солнце светит ярко. Это значит, что вы ощущаете себя совсем
свободным. Можно сказать, что вы богаты — и материально, и духовно.
Для успеха в делах нужно сконцентрировать свою волю и желания на
том, что в данный период необходимо. И не упускайте из виду главную
цель, помните о ней, хотя сейчас все складывается вполне благоприятно
для вас. Не распыляйте себя!
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого