
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  24. Фу. ВозвратКанонический текcт
Свершение. Выходу и входу не будет вреда. Друзья придут — хулы не будет.
Обратно вернешься на свой путь. Через семь дней — возврат. Благоприятно
иметь, куда выступить.
- Возвращение не издалека. — (Дело) не будет доведено до раскаяния.
Изначальное счастье.
- Прекрасное возвращение. — Счастье.
- Постепенное возвращение. — Опасность, но хулы не будет.
- Верное движение. Самостоятельное возвращение.
- Полноценное возвращение. — Раскаяния не будет.
- Заблуждающееся возвращение. — Несчастье. Будут стихийные бедствия
и беды, (вызванные самим человеком. Если) применить действие войском, (то
в) конце концов будет великое поражение. Для государя такой страны — несчастье. Даже
до десяти лет нельзя предпринимать карательные походы.
Уже в самом начертании данной гексаграммы символически выражено ее
основное значение. Когда гексаграмма Исполнение, состоящая только из
теневых черт, заканчивает свое действие, то ее замена происходит оттого,
что к ней «приходит» (т.е. вступает в нее снизу) одна световая черта.
Вновь полученная гексаграмма символизирует то время, когда после самого
темного времени в году, после времени, предшествующего зимнему
солнцевороту, свет вновь начинает прибывать и наступает возврат к светлой
половине года. Вначале это возвращение света едва заметно: и в графике
единственная световая линия находится в самом низу; она покрыта всеми
силами тьмы. Но именно ей суждено дальнейшее ее развитие. При этом ее
развитие настолько неизбежно, что силы тьмы не могут ей препятствовать.
Наоборот, они лишь всемерно способствуют развитию света. Все его действия
протекают в дальнейшем без малейшей торопливости, ибо торопливость была бы
только признаком неестественности развития. Все силы, как друзья, приходят
здесь на помощь свету, который возвращается на свой собственный путь
развития. Рано или поздно (хотя бы через «семь дней») свет возвращается к
своему действию, прерванному на время действия тьмы, и перед началом его
развития все благоприятствует его выступлению. Концепция, лежащая в основе
данной гексаграммы, да и в основе того, что она помещена непосредственно
после гексаграммы Разрушение, — это то, что всякая ситуация, в том числе и
Разрушение, — процесс, протекающий во времени, рано или поздно приходящий
к концу. Пожалуй, в момент, когда Разрушение заканчивается, ничто не может
стоять к нему в более тесной связи, чем Возврат. Ибо если бы даже вслед за
Разрушением допустить любой иной процесс, то все же его исходной точкой
будет прекращение разрушения и возврат к неразрушению, к созидательной
деятельности. Вот почему в тексте данной гексаграммы читаем:
Возврат. Свершение. В выходе и входе нет торопливости. Друзья придут, и
хулы не будет. Обратно вернешься на свой путь. И через семь дней —
возврат. Благоприятно иметь куда выступить.
1
Когда дело испорчено еще незначительно, то и возвращение на верный путь не
требует больших усилий. Рассматривая процесс возвращения, мы, прежде
всего, можем указать на такое возвращение не издалека. Для него может и не
потребоваться особый и новый акт познания. Достаточно и прежде
накопленного опыта, ибо ошибки еще не зашли настолько далеко, чтобы
вызывать раскаяние. Несмотря на такую малую затрату сил для возвращение
все же совершенно полноценно и может до конца искупить совершенную прежде
ошибку. А раз она будет погашена сполна, то и «изначальное счастье» не
может быть ею омрачено ни в какой степени. Вот почему в тексте сказано:
В начале сильная черта. Возвращение не издалека. (Дело) не доведено до
раскаяния, (и поэтому) изначальное счастье.
2
Но если заблуждение было и более глубокое, все же и от него, возможно,
вернуться на правый путь. Однако для этого уже необходимо нечто большее,
чем усилия, описанные на предыдущей ступени. Гармоническое единство
разума, приобретенного в прошлом, и нового акта познания может здесь
привести к прекрасно произведенному возвращению. Оно прекрасно именно в
ситуации в силу этой гармонии. Она символически выражена в контексте
данной гексаграммы и тем, что это она, четная, занята слабой чертой, что
означает гармоническое соответствие сил и положения. Поэтому лаконичный
текст гласит только:
Слабая черта на втором месте. Прекрасно возвращение. Счастье.
3
Данная гексаграмма — одна из благоприятных. Поэтому момент кризиса здесь
протекает до некоторой степени свое влияние. Здесь уже возможна та
гармония, которая была указана на предыдущей ступени. Графически это
выражено и третьей, не центральной позицией, и дисгармонией между нечетной
позицией и слабой чертой. Поэтому здесь описание такого возвращения,
которое не проходит как простой, мгновенный процесс. Здесь возможно лишь
как постепенное, колеблющееся возвращение. И если даже всякое колебание
лишь усиливает опасности, делая положение ужасным, то все же, в силу
благоприятности данной ситуации в целом, дурного исхода ожидать, здесь не
следует. В тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Постепенное возвращение. Ужасно. Но хулы не
будет.
4
Эта позиция в данной гексаграмме описывает последнее положение, в котором
еще возможна поддержка от активно действующего светлого начала первой
позиции. Оно здесь еще возможно, и это выражено правильным соответствием
первой и четвертой черт, световой и теневой, тяготеющих друг к другу.
Однако здесь из прошлого лишь поддержка, но не соединение действий. Даже
можно сказать, что на этой ступени впервые может ощущаться одиночество
действия, но тем самым и самостоятельность в нем. При этом тому, кто так
действует, прежде всего, надо иметь в виду полную необходимость того, о
чем предупреждает текст с самого начала данного афоризма:
Слабая черта на четвертом месте. В верных поступках. Одинокое возвращение.
5
Возвращение, как погашение ошибки, может быть полноценным лишь после того,
как пройдена предыдущая ступень: только после нее можно допустить
непринужденность, а тем самым и полноценность отказа от ошибки и
свободного возвращения к истине. Здесь это полноценное возвращение
совершается даже без поддержки из прошлого (ибо соответствия между слабыми
чертами — второй и пятой — здесь нет.) Поэтому можно было бы, по крайней
мере, сомневаться в успехе такого возвращения. Однако благоприятность
гексаграммы и самой пятой позиции отвергает сомнения, и текст здесь
заверяет:
Слабая черта на пятом месте. Полноценное возвращение. Раскаяния не будет.
6
После того как достигнута ступень полноценного возвращения, никакое иное
возвращение уже невозможно, ибо оно здесь уже перестает быть самим собой,
и превращается в мертвую и механическую реставрацию. Она же безжизненна с
самого начала и может привести лишь к бедствию. При этом такое бедствие,
вызванное не естественным ходом развития мира, а собственный деятельностью
реставратора, влечет наряду с собой и бедствия стихийного порядка, по
мнению древнекитайских авторов данного текста. Представления о воздействии
моральных качеств на процессы природы — исконное для Китая представление.
Оно отмечено еще в главе «Великий план» («Хунь фань») из «Шуцзина». По
этой главе именно моральные качества государя отображается в
метеорологических явлениях. Но не только в них, в политической жизни
реставраторство не может вызвать ничего, кроме поражения, которого не
восстановить на протяжении долгих лет. Об этом с полной определенностью
говорит текст:
Наверху слабая черта. Заблуждающееся возвращение. Несчастие. Будут
стихийные и личные беды. Если и применишь действующие войска, то, в конце
концов, будешь наголову разбит. Несчастие для государя данной страны. До
десяти лет поход не будет возможен.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем —
Возбуждение и
подвижность. Во внешнем все предопределено и закономерно. Поэтому если
начать дело по собственной инициативе, творчески то, не встречая
неожиданностей во внешнем, оно должно и развиваться творчески. Но в
триграмме Подвижность вторая и третья черты сплошные. Это может
означать, что человек отказался от первоначального замысла и вернулся к
предопределенному ходу
событий. Подвижность во внутреннем в сочетании
с исполнением и неизменностью во внешнем, означает что человек топчется
на месте, все время возвращаясь туда откуда начал. Для ничтожного человека
эта стабильность — хорошо, но для благородного — несчастье.
Интерпретация Хейслип
Вы расстроены сейчас, потому что считаете, что совершенно запутались.
Но все это не так трудно преодолеть, как вам кажется, проявите
только терпение. Причем решающим окажется для вас некоторый
вполне определенный срок — семь дней, или семь недель, или семь месяцев.
Вы действительно находитесь накануне больших перемен в судьбе.
Немного терпения — и все образуется. Постарайтесь также скопить
немного денег. Это пригодится вам.
  17. Суй. ПоследованиеКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. Хулы не будет.
- В службе будет перемещение. Стойкость — к счастью. — (Если и), выйдя
из ворот, будешь связан (с правильным для тебя, то) будешь иметь успех.
- Сблизишься с малыми детьми — потеряешь возмужалых людей.
- Сблизишься с возмужалыми людьми — потеряешь малых детей. — В последовании
будешь добиваться и достигнешь. — Благоприятно пребывание в стойкости.
- (Если) в последовании и захватишь что-нибудь, (то) стойкость — к несчастью.
(Если) будешь обладать правдой и будешь на (верном) пути, (то) тем самым
будет ясность. — Какая может быть хула?
- Правдивость по отношению к прекрасному. — Счастье.
- То, что взято, — сблизься с ним; и то, что следует (за тобою), — свяжись
с ним. — Царю надо проникнуть к западной горе.
Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего
равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она
подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за
ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те
обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому
человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере
познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость
познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно
существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так
наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной
объективности мира. Однако при таком развитии необходито для
благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий
управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за
истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это
подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой
будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного
поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому
и в тексте читаем:
Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.
1
В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями
времени. Потому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями
ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть
доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот,
только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса
последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно
занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих
мыслей, мы можем понять текст:
В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость — к
счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.
2
Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более
развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится
подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать
за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй
позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими,
более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному
импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный
импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме,
суть которой движение). Поэтому текст предупреждает:
Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь
возмужалых.
3
Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать
одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен
быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан
с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и
сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной
стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст
говорит:
Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь
младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать
в стойкости.
4
Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в
обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что
обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко
сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь
последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт
с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот,
обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула
не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте:
Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и
пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь
на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?
5
Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем
следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях
(по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто
положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей
позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно
прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту
последования — гармоническое включение личного в общественное, т.е. то,
что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна
громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать
сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме
пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы
находим:
Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному.
Счастье.
6
Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на
предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо
предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность
последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой
позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах
многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь
рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым
образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е.
горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на
западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому
жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с
предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы
читаем:
Наверху слабая черта. Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем
следуешь. Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.
Во внешнем — Разрешение и радостность, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. В подвижности только начало процесса носит случайный
характер все остальное вполне предопределено. Вы только в начале
выбираете за чем следовать, а потом следуете за тем, в чем чувствуете
разрешение.
Интерпретация Хейслип
Сейчас не время привлекать к себе сторонников; вам нужно
скорее укрепиться на своих позициях. И если вдруг даже цели ваши
изменятся — не отступайтесь от своих принципов. Не гонитесь сразу за
громким успехом и крупной победой: удовольствуйтесь пока малым, а
оно и повлечет за собой большое. Не нужно плыть против течения, и
все придет в порядок. Очень вероятно, что желание ваше исполнится,
но будьте готовы к большим жизненным переменам.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого