
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  25. У-ван. БеспорочностьКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. У того, кто неправ, будет
(им самим вызванная) беда. Ему неблагоприятно иметь, куда выступить.
- Беспорочное выступление. — Счастье.
- Если, и не запахав поле, соберешь урожай, и не работав (в первый
год) в поле, (в третий год) используешь его, то благоприятно иметь, куда
выступить.
- Беспорочному — стихийное бедствие. Он, может быть, привяжет (своего)
быка, (а) прохожий завладеет (им). Для (него),живущего в (этом) городе, —
стихийное бедствие.
- (Если) сможешь быть стойким, хулы не будет.
- Болезнь беспорочного. — Не принимай лекарств. Будет радость.
- Беспорочность уходит. — Будет беда (по своей вине).Ничего благоприятного.
Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному
исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно
поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно
Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная
ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность,
внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь
все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и
необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта
ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы
сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы
читаем:
Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не
прав, (у того) будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.
1
Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления»,
пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение
и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью
к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной
ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти
такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного
рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной
гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:
В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.
2
Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу
соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в
комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся
главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста,
которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма.
Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной
гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой
излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не
думать об урожае», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать
урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что
дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее
и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен»
(«Сяо сян-чжуань») здесь говорится только: «(это) еще не богатство». Такое
именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из
лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би,
которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да
при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по
данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути
подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только
сохранять то, что (оказывается) в конце. Так, например, земледельцу: не
сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать
урожай» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка
комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би:
«Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно
не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но
как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на
третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся
своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»;
кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что
стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем
заключено жалованье (как объект стремлений)» . Слабая черта на второй
позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой,
она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой
позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и
правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться
стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве,
знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда
выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место
комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а
не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько
превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать
перевод текста:
Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не
разработав поля (в первый год), воспользуешься им (на третий), то будет
благоприятно иметь куда выступить.
3
В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение
быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции,
т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие
личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей.
Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как
третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне
затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее,
при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для
них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам
человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его
имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего
в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть,
привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом
городе, бедствие.
4
Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к
пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее
положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это
подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей
гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой,
охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое
соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма
лаконично в этом случае говорит только:
Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не
будет.
5
Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека,
но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим
для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию
мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть
названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним
было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой
чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного
положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное,
т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу
никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление
болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были
указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств,
— будет радость.
6
Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей
этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в
исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет
сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы
здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец
собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек
накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:
Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по
своей вине. Ничего благоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Возбуждение
и
подвижность. Принимая решение самостоятельно и независимо, человек
следует ему стойко и беспорочно, несмотря на непредсказуемо меняющееся
внешнее.
Интерпретация Хейслип
Единство ясности и простоты. Оно принесет вам пользу, если достойные
замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами.
Время высшей активности еще не настало. Наберитесь немного терпения.
Подождите, и судьба скоро улыбнется вам. Иногда вы бываете слишком
озабочены любовными делами, не нужно волноваться, все ваши желания
исполнятся в свой срок.
  34. Да-чжуань. Мощь великогоКанонический текcт
Благоприятна стойкость.
- Мощь в пальцах ног. — Поход — к несчастью, обладай правдой.
- Стойкость — к счастью.
- Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку
придется погибнуть. — Стойкость — опасна. Когда козел бодает изгородь, (в
ней) застревают его рога.
- Стойкость — к счастью. Раскаяние исчезнет. Изгородь пробита, (в ней)
не застрянешь. Мощь — в осях большой колесницы.
- Утратишь козла (даже) в легких (обстоятельствах). — Раскаяния не будет.
- Козел бодает изгородь — не может отступить, не может продвинуться.
— Ничего благоприятного. (Но если будет) трудно, то (будет и) счастье.
За время предыдущего периода человек может выработать все силы, которые
нужны ему для дальнейшей деятельности. Весь смысл этой временной задержки
в деятельности, которая была намечена в предыдущем, состоит именно в том,
чтобы в спокойствии выработать, возможно, большую силу, необходимую для
какого-нибудь крупного дела, которое может быть осуществлено в дальнейшем.
Во время этого спокойствия вырабатывается великая мощь, которая является
темой данной ситуации, но при этом всегда надо иметь в виду, что великая
мощь может быть только тогда, когда человек не полагается исключительно на
одного себя, а действует совместно с коллективом. В этом отношении нужно с
полной стойкостью соблюдать свои связи с окружающими людьми. Поэтому
весьма краткий текст говорит:
Мощь великого. Благоприятна стойкость.
1
В общем мы уже указали на стойкость. Здесь для дальнейшего рассмотрения
нужно принять во внимание, что стойкость (чжэн) интерпретируется постоянно
и как правота. И именно с этим значением правоты, верности приходится
считаться. Для понимания образа данной черты необходимо вспомнить то, что
говорилось в 32-й гексаграмме относительно символики тела в «Книге
Перемен». В первый момент проявления великой мощи, о которой говорит
данная ситуация, прежде всего, необходимо принять во внимание, что
стойкость (она же — правота) должна быть понята как объективная правота,
как та, которая подтверждена всем окружением человека. Ибо если бы,
наоборот, человек рассчитывал на стойкость как на свое собственное
качество, он впал бы в ошибку так же, как впал бы в ошибку, если бы
успокоил себя тем, что мощь его велика. Поэтому всякое выступление к
деятельности здесь еще не может быть благоприятным, ибо на данной ступени,
ступени первого момента ситуации мощи великого, нужно только собрать силы
к развитию данной ситуации по дальнейшим этапам. Поэтому текст «Книги
Перемен» говорит здесь:
В начале сильная черта. Мощь в пальцах ног. Поход — к несчастью. Так будет
подлинно!
2
Стойкость, понимаемая как правота, является в данной ситуации подлинным
внутренним качеством занимающего ее лица. Именно на второй позиции мы
всегда встречаем максимальное выражение внутренних качеств. Поэтому
лаконичный текст здесь только напоминает:
Сильная черта на втором месте. Стойкость — к счастью.
3
Третья позиция, как позиция кризиса, характеризуется тем, что за
деятельность человек берется, не обладая достаточным количеством сил. Хотя
здесь в ситуации мощи великого предполагается наличие больших сил, однако
подлинно большие силы у человека могут быть лишь в том случае, если он
опирается на окружение, т.е. если он в этическом плане связан с другими
людьми и с их деятельностью. Поскольку третья черта представляет собой
замыкание в себе как противоположность выхода вовне, постольку не сможет
здесь человек рассчитывать на поддержку окружающих его людей. Если бы он
все же стал действовать вопреки нормальной ситуации, то он проявил бы себя
как человек, лишенный этических качеств, т.е. неблагородный человек. И все
же, если бы такой человек стал действовать, то настойчивость его в этом
действии была бы ужасной. И это «Книга Перемен» выражает в образе, полном
юмора:
Сильная черта на третьем месте. Ничтожному человеку придется быть мощным.
Благородному человеку придется погибнуть. Стойкость — ужасна. Когда козел
бодает изгородь, то в ней застрянут его рога.
4
Для того чтобы понять афоризм данной черты, необходимо вспомнить, из чего
состоит данная гексаграмма. В ней внизу «творчество», т.е. творческие
силы, которыми полна внутренняя жизнь человека: вовне триграмма «молния»,
т.е. активнейшая деятельность. Само по себе творчество, поскольку оно
только внутри, может быть понято как творчество в потенциальном состоянии.
Верхняя же триграмма действия характеризует уже проявления этой творческой
мощи вовне. Поэтому нижняя черта верхней триграммы, т.е. первый выход
вовне, обусловлена самой ситуацией, выраженной здесь в образе пробитой
изгороди, которую можно понять, лишь сопоставив ее с образом предыдущего
афоризма. Здесь имеется в виду выход к деятельности большого размаха.
Такая деятельность может охватить большие пространства. Поэтому здесь
появляется образ колесницы как средства передвижения. И в этом стремлении
к действию вовне должна быть соблюдена полная стойкость, которая в данном
контексте понимается и как правота этого действия. В тексте мы здесь
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. Изгородь пробита. В ней не застрянешь.
Мощь — в осях большой колесницы. Стойкость — к счастью. Раскаяние
исчезнет.
5
На третьей позиции встретился образ козла, бодающего изгородь. Этот козел
— символ необузданной силы, которая бросается к внешней деятельности, не
соразмерившись с препятствием. Поскольку пятая позиция представляет собою
самое гармоничное проявление вовне качеств, символизируемые этим козлом,
должны быть здесь отражены. Более того, они должны отойти от человека
настолько и быть заменены своей противоположностью, что должно наступить
исправление совершенных прежде ошибок. Вот почему текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. Утратишь козла даже в легких обстоятельствах.
Раскаяния не будет.
6
Параллельно с мощью, о которой говорилось в данной гексаграмме, в ней
говорилось о стремлении проявить эту мощь. В момент переразвития, который
символизируется верхней чертой, положительное качество, т.е. мощность,
отступает на задний план, и необдуманный поступок, и стремление к
проявлению вовне без достаточных сил выступают как характеристика данного
момента. Но если на третьей позиции, которая представляет собою лишь
переход к внешней деятельности, это уже приводило к неблагоприятным
результатам, то здесь это качество может привести к совершенно
безвыходному положению. Здесь нельзя ожидать ничего благоприятного. Но
если человек в этих самых неблагоприятных условиях будет ими спровоцирован
на напряжение своих сил, а тем самым и на развитие их, то, в конце концов,
он может найти благоприятный выход из создавшегося положения. Эта мысль
выражена в тексте следующих образах:
Наверху слабая черта. Козел бодает изгородь и не может отступить, не может
и продвинуться. Ничего благоприятного. Но если будет трудно то будет
счастье.
Во внешнем — Возбуждение и подвижность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творческая деятельность вызывает возбуждение внешнего, но не
меняет его.
Оно активизируется, но не поддается творческому импульсу
человека. Такое противостояние может быть как благоприятным, так и
неблагоприятным: ничтожному человеку придется быть мощным,
благородному человеку придется погибнуть.
Интерпретация Хейслип
Вы чересчур напористы, слишком активно стремитесь выбиться
вперед; не нужно этого, это только вредит вам. Подумайте об окружающих
вас людях. Помните, что невозможно построить свое благополучие
на неудачах других. Не нужно никого и ничего приносить в жертву
собственному честолюбию. Ведите себя скромнее, тактичнее, и желание
ваше исполнится. Постарайтесь отыскать здесь «золотую середину».
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого