
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  25. У-ван. БеспорочностьКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. У того, кто неправ, будет
(им самим вызванная) беда. Ему неблагоприятно иметь, куда выступить.
- Беспорочное выступление. — Счастье.
- Если, и не запахав поле, соберешь урожай, и не работав (в первый
год) в поле, (в третий год) используешь его, то благоприятно иметь, куда
выступить.
- Беспорочному — стихийное бедствие. Он, может быть, привяжет (своего)
быка, (а) прохожий завладеет (им). Для (него),живущего в (этом) городе, —
стихийное бедствие.
- (Если) сможешь быть стойким, хулы не будет.
- Болезнь беспорочного. — Не принимай лекарств. Будет радость.
- Беспорочность уходит. — Будет беда (по своей вине).Ничего благоприятного.
Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному
исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно
поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно
Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная
ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность,
внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь
все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и
необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта
ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы
сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы
читаем:
Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не
прав, (у того) будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.
1
Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления»,
пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение
и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью
к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной
ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти
такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного
рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной
гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:
В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.
2
Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу
соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в
комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся
главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста,
которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма.
Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной
гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой
излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не
думать об урожае», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать
урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что
дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее
и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен»
(«Сяо сян-чжуань») здесь говорится только: «(это) еще не богатство». Такое
именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из
лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би,
которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да
при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по
данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути
подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только
сохранять то, что (оказывается) в конце. Так, например, земледельцу: не
сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать
урожай» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка
комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би:
«Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно
не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но
как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на
третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся
своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»;
кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что
стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем
заключено жалованье (как объект стремлений)» . Слабая черта на второй
позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой,
она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой
позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и
правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться
стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве,
знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда
выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место
комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а
не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько
превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать
перевод текста:
Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не
разработав поля (в первый год), воспользуешься им (на третий), то будет
благоприятно иметь куда выступить.
3
В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение
быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции,
т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие
личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей.
Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как
третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне
затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее,
при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для
них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам
человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его
имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего
в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть,
привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом
городе, бедствие.
4
Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к
пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее
положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это
подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей
гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой,
охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое
соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма
лаконично в этом случае говорит только:
Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не
будет.
5
Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека,
но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим
для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию
мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть
названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним
было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой
чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного
положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное,
т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу
никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление
болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были
указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств,
— будет радость.
6
Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей
этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в
исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет
сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы
здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец
собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек
накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:
Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по
своей вине. Ничего благоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Возбуждение
и
подвижность. Принимая решение самостоятельно и независимо, человек
следует ему стойко и беспорочно, несмотря на непредсказуемо меняющееся
внешнее.
Интерпретация Хейслип
Единство ясности и простоты. Оно принесет вам пользу, если достойные
замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами.
Время высшей активности еще не настало. Наберитесь немного терпения.
Подождите, и судьба скоро улыбнется вам. Иногда вы бываете слишком
озабочены любовными делами, не нужно волноваться, все ваши желания
исполнятся в свой срок.
  51. Чжэнь. Возбуждение Канонический текcт
Свершение. Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а потом)
засмеешься: ха-ха! Молния и пугает за сотни верст, (но она) не приведет
к утрате (и) ложки жертвенного вина.
- Молния приходит, (и воскликнешь испуганно): о! о! (а) потом за смеешься:
ха-ха! Счастье.
- (Когда) молния приходит, (она) опасна. (Ты можешь) сто тысяч (раз)
утратить (свои) богатства, (но) поднимаешься на девятую высоту. — Не гонись.
(Через) семь дней (и так) обретешь.
- От молнии растеряешься. (Но, как) молния, действуй — и не (вызовешь) беды.
- Молния попадает в ил.
- Молния отходит и приходит. Опасно. Хотя бы и в стотысячный (раз
пришла), не утратишь уменья действовать.
- От молнии потеряешь самообладание (и будешь) пугливо озираться вокруг. —
Поход — к несчастью. (Если) молния (еще) не касается тебя самого, (а лишь)
твоих соседей, — хулы не будет. — (Даже по поводу) брака будут толки.
Для предыдущей ситуации была характерна статичность. Она сменяется
максимальной динамичностью, которая свойственна данной ситуации. Уже само
название ее — Возбуждение и ее образ — молния указывают на динамичность
данной ситуации. Это самая динамичная из всех ситуаций, указанных в «Книге
Перемен». Она символизирует то развитие, которое может наступить после
того, как не только накоплены обновленные силы, но и обновлены и
переплавлены. Кроме того, данная гексаграмма состоит из повторения
триграммы «чжэнь», которая по семейной символике обозначает старшего сына.
Старший сын — это тот, который, наследуя отцу, вынужден дальше развивать
дело, начатое отцом. Поэтому ему именно предстоит действие, и он достигнет
того свершения; энергичное вмешательство в жизнь окружающей среды не
проходит мимо. И потому в начале наступления этой ситуации динамика может
показаться человеку чем-то сильно меняющим обстоятельства, чем-то
потрясающим их до основ, и лишь в конце, по завершении данной ситуации,
если она проведена правильно, может наступить известное удовлетворение.
Здесь «Книга Перемен» выражает это в образе молнии. Когда «приходит»
молния, она пугает человека. Если он уже услышал и увидел ее, то он сам
остается невредимым, и испуг сменяется радостью. Кроме того, молния видна
издалека. Это символизирует то, что здесь имеется в виду напряженная
активная деятельность, захватывающая очень широкие круги. И тем не менее
та опасность, которая свойственна молнии, если ситуация проведена
правильно, не может оказать дурного влияния даже в мелочах. В таком смысле
понимается основной афоризм данной ситуации:
Возбуждение. Свершение. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Молния пугает за сотни верст. Но она не опрокинет и
ложки жертвенного вина.
1
В данной ситуации первая позиция является главной. Здесь возникает сразу,
без всяких предупреждений, первый удар молнии. Здесь именно мы застаем тот
первый удар, который больше всего пугает. Поэтому здесь опять повторяется
афоризм об испуге. Но здесь же дается напоминание о том, что этот испуг,
если молния осознана и увидена, не приведет к дурному последствию. Поэтому
в тексте здесь сказано:
В начале сильная черта. Молния приходит, и воскликнешь: ого! А пройдет, и
засмеешься: ха-ха! Счастье.
2
Вслед за ударом молнии человек может ощутить страх. Само собой, это
положение опасно. И поскольку импульс первой черты здесь действует весьма
сильно, движение к ней вспять невозможно. Можно только двигаться дальше,
вперед. В момент такой динамики, которая имеется в виду в первой позиции,
всякое движение вспять было бы полным разрывом с условиями, окружающими
человека, привело бы его к утрате всего того, что он имеет. Но здесь, если
он будет двигаться неизменно вперед, пусть бы он бесчисленное количество,
раз терял все, чем он обладает, об этом заботиться не следует, следует
неуклонно двигаться дальше. Такое движение может привести к высочайшему
успеху. Человек может достигнуть последних высот, которые называются на
языке «Книги Перемен» «девятой высотой». Но такое движение должно идти
исключительно импульсированное собственными силами человека. Гнаться за
чем-нибудь, т.е. видеть перед собой какую-нибудь цель, — это значит уже
отстоять от этой цели. Поэтому здесь «Книга Перемен», предупреждая, что, в
конце концов, все будет достигнуто, говорит:
Слабая черта на втором месте. Когда молния приходит, она ужасна. Ты можешь
сто тысяч раз потерять свои богатства, но поднимешься на девятую высоту.
Не гонись — через семь дней и так получишь.
3
Момент перехода от внутренней жизни к внешней является тогда, когда
человек может потерять уверенность в своих действиях. В особенности в
такой ситуации, как данная, эта растерянность может проявиться с особенной
силой; чтобы не оказаться застигнутыми врасплох, надо и здесь не изменить
принципу неуклонного действия и стремления вперед, ибо в противном случае
человек сам может накликать на себя беду, без того чтобы эта беда была
предопределена самой ситуацией. В тексте это высказано так:
Слабая черта на третьем месте. От молнии растеряешься. Но, как молния,
действуй и не накличешь беды.
4
Самый импульс развивается, с точки зрения авторов «Книги Перемен»,
волнообразно. За одним ударом молнии следует второй. Но вот удар уже
является лишь отголоском первого, в котором сосредоточена вся сила. Это
удар по тому, что не оказывает достаточного сопротивления и что поглощает
в себя силу удара без того, чтобы был налицо эффект этого удара. Молния
ударяет в нечто инертное, мягкое, податливое, в чем только теряется сила
удара. Такой повторный ослабленный удар «Книги Перемен» облекает в
следующий образ:
Сильная черта на четвертом месте. Молния попадает в ил.
5
Как на второй позиции, так и на пятой говорится о возможности утраты, ибо
это соответствующие друг другу позиции с той только разницей, что вторая
характеризует внутреннюю жизнь, а пятая — внешнюю. Но разбег, динамика,
которые были уже на предыдущих позициях, приводят к тому, что на пятой
позиции развития данной ситуации, несмотря на всю опасность ее, все же
есть возможность выйти — и выйти умело — из того положения, в которое
поставила человека в данном случае жизнь. В этом смысле «Книга Перемен»
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Молния отходит и приходит. Ужасно! Хотя бы и
в стотысячный раз, не утратишь умения действовать.
6
Как на третьей позиции, так и на шестой, которая стоит в соответствии с
ней, человека при повторном ударе может охватить страх и растерянность.
Однако там, на третьей позиции, перед ним была возможность дальнейшего
развертывания данной ситуации. Удар молнии ощущался еще сильнее, и поэтому
испуг человек мог больше найти оправданий. Здесь же такой испуг, когда
удар молнии очень далеко от места, занимаемого данным человеком, может
быть воспринят лишь как чрезмерная пугливость, что понятно, ибо шестая
позиция представляет собой чрезмерность. Поэтому если человек здесь
впадает в растерянность и страх, то всякое его дальнейшее действие и
выступление могут быть испорчены в полной мере. Чтобы не впасть в этот
страх, нужно иметь в виду, что основной удар молнии далеко, что он никак
не касается самого действующего человека, а лишь его соседей. Кроме того,
здесь мы встречаем ту позицию, на которой динамика всей данной ситуации
пронизывает собою уже все окружение человека и касается даже его быта.
Если здесь не будет сильных потрясений, то, во всяком случае, будут хотя
бы толки и разговоры. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Наверху слабая черта. От молнии потеряешь самообладание и будешь пугливо
озираться вокруг. Поход — к несчастью. Но молния не касается тебя, а лишь
твоих соседей. Хулы не будет. Но даже по поводу брака будут толки.
И во внешнем и во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Несмотря на
подвижность во внешнем и внутреннем, в
триграмме преобладает Инь. Для
ничтожного человека это благо, потому что все будет протекать и закончится
вполне предсказуемо. Он лишь в начале испугается, но затем рассмеется. Для
благородного же мужа такое подавление Ян не является благоприятным.
Интерпретация Хейслип
Успех ваш близок, но у вас есть соперник, который прилагает
все усилия, чтобы помешать вам его достигнуть. Не нужно из-за этого
расстраиваться; со спокойной душой уступите свои позиции, потому
что то, что вы стремитесь получить как необходимое вам, на деле
окажется совершенно другим, не таким, как представлялось. В ближайшее
время в вашем окружении произойдет неожиданное и неприятное
событие, но вам оно ничем не повредит. Сейчас вам необходимо отдохнуть,
отвлечься, и постараться не нервничать из-за того, что обстоятельства
складываются так, а не иначе. Не унывайте, чуть позднее
и вам улыбнется судьба.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого