
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  25. У-ван. БеспорочностьКанонический текcт
Изначальное свершение; благоприятна стойкость. У того, кто неправ, будет
(им самим вызванная) беда. Ему неблагоприятно иметь, куда выступить.
- Беспорочное выступление. — Счастье.
- Если, и не запахав поле, соберешь урожай, и не работав (в первый
год) в поле, (в третий год) используешь его, то благоприятно иметь, куда
выступить.
- Беспорочному — стихийное бедствие. Он, может быть, привяжет (своего)
быка, (а) прохожий завладеет (им). Для (него),живущего в (этом) городе, —
стихийное бедствие.
- (Если) сможешь быть стойким, хулы не будет.
- Болезнь беспорочного. — Не принимай лекарств. Будет радость.
- Беспорочность уходит. — Будет беда (по своей вине).Ничего благоприятного.
Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному
исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно
поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно
Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная
ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность,
внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь
все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и
необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта
ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы
сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы
читаем:
Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не
прав, (у того) будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.
1
Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления»,
пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение
и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью
к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной
ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти
такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного
рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной
гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:
В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.
2
Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу
соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в
комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся
главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста,
которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма.
Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной
гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой
излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не
думать об урожае», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать
урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что
дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее
и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен»
(«Сяо сян-чжуань») здесь говорится только: «(это) еще не богатство». Такое
именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из
лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би,
которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да
при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по
данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути
подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только
сохранять то, что (оказывается) в конце. Так, например, земледельцу: не
сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать
урожай» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка
комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би:
«Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно
не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но
как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на
третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся
своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»;
кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что
стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем
заключено жалованье (как объект стремлений)» . Слабая черта на второй
позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой,
она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой
позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и
правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться
стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве,
знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда
выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место
комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а
не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько
превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать
перевод текста:
Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не
разработав поля (в первый год), воспользуешься им (на третий), то будет
благоприятно иметь куда выступить.
3
В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение
быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции,
т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие
личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей.
Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как
третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне
затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее,
при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для
них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам
человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его
имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего
в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:
Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть,
привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом
городе, бедствие.
4
Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к
пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее
положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это
подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей
гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой,
охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое
соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма
лаконично в этом случае говорит только:
Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не
будет.
5
Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека,
но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим
для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию
мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть
названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним
было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой
чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного
положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное,
т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу
никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление
болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были
указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств,
— будет радость.
6
Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей
этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в
исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет
сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы
здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец
собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек
накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:
Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по
своей вине. Ничего благоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Возбуждение
и
подвижность. Принимая решение самостоятельно и независимо, человек
следует ему стойко и беспорочно, несмотря на непредсказуемо меняющееся
внешнее.
Интерпретация Хейслип
Единство ясности и простоты. Оно принесет вам пользу, если достойные
замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами.
Время высшей активности еще не настало. Наберитесь немного терпения.
Подождите, и судьба скоро улыбнется вам. Иногда вы бываете слишком
озабочены любовными делами, не нужно волноваться, все ваши желания
исполнятся в свой срок.
  56. Люй. СтранствиеКанонический текcт
Малому — развитие. В странствии стойкость — к счастью.
- (Если) в странствии (будешь) труслив в мелочах, то благодаря этому
накличешь на себя стихийное бедствие.
- В странствии восстановишь порядок. За пазуху положишь свое состояние
и обретешь стойкость слуг-рабов.
- В странствии спалишь этот порядок. Утратишь своих слуг-рабов. Стойкость
опасна.
- В странствии пребудешь на месте. Обретешь свои денежные средства
(на странствие. Но в) собственной душе нет успокоения.
- Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.(Но) в конце концов
благодаря этому (будешь) похвален свыше.
- Птицам спалили их гнезда. Странник сначала смеется, (а) потом (издает)
крики и вопли. Утратив быка на площади. — Несчастье.
Если в предыдущей ситуации рассматривался человек, имеющий большое
изобилие в своем доме, и лишь вскользь говорилось о том пути, который
предназначен его богатствам, т.е. пути вовне, то здесь рассматривается
именно этот путь. Здесь говорится о странствии. Но само странствие, как бы
оно ни было далеко, должно начаться с первых шагов. Поэтому лишь в малом
может быть развитие и свершение, но нужно помнить, что даже первые шаги
могут быть первыми шагами длительного странствия, в течение которого
должна быть сохранена стойкость. В предыдущей ситуации говорилось о том,
что солнце находится в середине своего пути, но именно поэтому оно должно
начать склоняться к закату, оно должно зайти. И сам образ гексаграммы
представляет собою верхнюю триграмму — солнце, расположенную над нижней
триграммой — горой. Так солнце заходит за гору, и в этом движении его дан
образ постепенного выхода из «странствия»:
Странствие. Малому развитие. В странствии стойкость — к счастью.
1
Странствие, которое представляет собою по преимуществу выход вовне,
обязывает человека к наличию мужества. Наоборот, всякая нерешительность
обозначила бы здесь только консервацию предыдущей ситуации, в скупом
пребывании наедине со своим богатством. Поэтому здесь особенно нужно
предостеречь человека от мелочной трусливости. Она может только накликать
несчастье на самого же человека. Поэтому здесь текст говорит следующее:
В начале слабая черта. Если в странствии будешь труслив в мелочах, то
благодаря этому накличешь на себя беду.
2
Движение от позиции, которая проходит во всех гексаграммах, отмечается и
здесь. И каждая следующая позиция в контексте данной гексаграммы
называется или «порядком», или «местом», или «гнездом». Когда здесь
рассматривается странствие, особенное внимание уделено наступающим новым
позициям. Если на первой позиции была угроза со стороны мелочной
трусливости, то вторая позиция, являясь до известной степени
подтверждением первой, говорит о порядке, который восстанавливается, т.е.
о движении вперед. Если первая позиция характеризовалась с отрицательной
стороны желанием закрепить свое достояние, то здесь это достояние путник
кладет себе за пазуху, конечно, в тех размерах, в которых он может с собой
захватить. Первая позиция, как и вторая, занята аналогичными слабыми
чертами, и в этом сказывается однородность их. Но поскольку первая позиция
представляет собою позицию, подчиненную второй, постольку она
символизируется как челядь, состоящая при человеке, занимающему вторую
позицию, но та челядь, которая сохраняет в стойкости свои положительные
отношения к хозяину. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. В странствии восстановишь порядок. За пазуху
положишь свое состояние и обретешь стойкость челяди и рабов.
3
Здесь также учитывается наступающая позиция, но наступающая четвертая
позиция уже включена в триграмму ли, которая обозначает огонь, и действие
огня сказывается уже и для третьей позиции, поскольку она, как и все
позиции данной гексаграммы, устремлена к своей последующей. Огонь сжигает
тот «порядок», который может характеризовать человека, занимающего третью
позицию. С одной стороны, следовательно, перед ним до известной степени
закрыта возможность продвижения вперед. С другой стороны, связь с челядью,
которая имелась в виду на второй позиции, уже не может здесь существовать.
Таким образом, отступление назад к поддержке челяди невозможно. Но и
стойкое пребывание на месте здесь тоже может внушить лишь чувство ужаса,
ибо задержаться на этой позиции — это значит все снова и снова переживать
невозможность движения ни вперед, ни назад. Так эта позиция кризиса должна
быть преодолена смелым движением вперед, несмотря на то, что с этой
позиции движение вперед кажется бесцельным, ибо путь впереди разрушен. Тем
не менее, только решимость может человека вывести из состояния,
охарактеризованного в данной позиции. В тексте по этому поводу мы читаем:
Сильная черта на третьем месте. В странствии спалишь этот порядок.
Потеряешь челядь и рабов. Стойкость ужасна.
4
Если человек достигает четвертой позиции данной ситуации, то это значит,
что на предыдущей он нашел в себе достаточно мужества для преодоления всех
переживаний ужаса, которые были охарактеризованы выше. В этом смысле он
может двинуться дальше и достичь своего места, т.е. следующей позиции
своей цели. Благодаря этому он может восстановить потерянное состояние. Но
все-таки, поскольку данная позиция еще не является полным достижением
цели, постольку радость здесь еще не может наступить. На этой позиции,
тяготеющей более, чем какая бы то ни было другая, к своей последующей,
необходимость движения вперед сказывается особенно сильно. Поэтому текст
здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. В странствии пребудешь на месте. Найдешь
свои средства на странствие. Но в собственной душе нет успокоения.
5
Всякое движение вовне (а в особенности в ситуации странствия) связано с
известными затратами. Невозможно двигаться вперед, не затрачивая сил. Эта
утрата, конечно, лишь частичная, здесь выражена в образе потерянной
стрелы. Но если даже такая стрела при охоте на фазана и будет потеряна, то
все же это не значит, что охота будет безрезультатной. Именно не надо
бояться затрачивать силы при движении вовне, тогда только может быть
достигнут результат, и, в конце концов, оно приведет к тому, что человек
найдет похвалу, и эта похвала будет действовать с необходимостью рока. В
тексте мы здесь читаем:
Слабая черта на пятом месте. Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.
Но в конце концов благодаря этому будешь похвален свыше.
6
Смысл странствия в том, чтобы двигаться все дальше и дальше. Шестая черта
— последняя в гексаграмме — уже не имеет над собою ни «места», ни
«гнезда», ни «порядка». Здесь, таким образом, прекращается возможность
странствия. Шестая черта, как верхняя, представляет собою то, что названо
в «Книге Перемен» образом гнезда. Но поскольку она входит в состав
триграммы «огонь» и представляет собою сильнейший жар этого огня,
постольку гнездо здесь сожжено. Оставаться на месте нельзя, но и двигаться
дальше некуда, ибо двигаться дальше — это, значит, выйти за пределы данной
ситуации. И, с точки зрения самой ситуации, конец ее представляет собою
утрату. Поэтому, если в предыдущем и была возможность движения вперед
соответственного завоевания новых позиций, то здесь остается лишь плач об
утерянных возможностях, и эта утрата выражена в образе утраты быка. Ничего
благоприятного здесь не может быть, ибо единственный выход из положения —
преодоление данной ситуации в целом и переход к следующему. Поэтому текст
«Книги Перемен» говорит здесь:
Наверху сильная черта. Птицам спалили гнезда. Странник сначала смеется. А
потом издает крики и вопли. Потеряешь быка на площади. Несчастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Во внешнем гармоничное развитие, поэтому не стоит
допускать, чтобы незыблемость внутреннего противостояло этим внешним
изменениям. Если трусливо держаться за привычные мелочи, боясь хоть что-нибудь изменить, то внутреннее вступит в противоречие с внешним, что
может быть воспринято, как стихийное бедствие.
Интерпретация Хейслип
Знаете ли вы, что сейчас есть все предпосылки для успеха в
делах? Если вы планируете поехать за границу, то и это пройдет успешно.
Вы слишком честолюбивы, поэтому вам нужно вести себя очень
осмотрительно, чтобы не испортить отношений с друзьями и коллегами
по работе. Пусть ваши претензии не будут слишком высоки — и желание
ваше исполнится. Вы очень переживаете и нервничаете по поводу некого
неприятного события. Не стоит думать об этом; забудьте и не
вспоминайте.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого