
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  26. Да-чу. Воспитание великимКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Кормись не (только от своего) дома — счастье. Благоприятен
брод через великую реку.
- Будет опасность. — Благоприятно остановить (свою деятельность).
- У воза выпали спицы.
- Погоня на хорошем коне. — Благоприятна в трудности стойкость. И вот,
(если будешь) упражняться в (применении) боевых колесниц, (то) благоприятно
иметь, куда выступить.
- Защитная доска (от рогов) теленка. — Изначальное счастье.
- Клыки выхолощенного вепря. — Счастье.
- Какие могут [быть] дороги на небе? — Свершение.
Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек
вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если
она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные
силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше
может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий
объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк,
чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое
существенное в данной ситуации — это выход из своей узкой сферы. В
предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано,
и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на
свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих
пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на
других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны
можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но
великое воспитание. Поэтому в тексте мы видим следующее:
Воспитание великим. Благоприятна стойкость. Кормись не только от своего
дома. Счастье. Благоприятен брод через великую реку.
1
Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции,
— по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих
моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на
первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой
глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в
самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить
конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов. В
тексте мы читаем:
В начале сильная черта. Будет опасность. Благоприятно остановить (свою
деятельность).
2
Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то
вторая позиция — максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это
как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей
ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности.
Оставаться только в себе значило бы не идти вперед. В кратком, но
выразительном образе «Книга Перемен» выражает это:
Сильная черта на втором месте. У воза выпали спицы.
3
Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к
деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной
гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в
большинстве случаев в «Книге Перемен» на ней мы находим весьма строгие
предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий
третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по
смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным,
по-своему гармонирует со всей гексаграммой. Поэтому и в тексте мы находим:
Сильная черта на третьем месте. Погоня на хорошем коне. Благоприятна в
трудности стойкость. И вот, если будешь упражняться в применении боевых
колесниц, то благоприятно иметь куда выступить.
4
Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта
деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если
бы она и представляла собой некую опасность, то «Книга Перемен» спешит
предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия
вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять
образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить,
что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога
быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. «Книга
Перемен» здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и
без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно
безопасным, если на него надета защитная доска. Поэтому в тексте, не
лишенном известно остроумия, мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Защитная доска теленка. Изначальное
счастье.
5
Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два
типа черт: первый — четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными,
характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип —
пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности
вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность
действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты
как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие,
спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы
подчеркнуть безопасность этих клыков, «Книга Перемен» говорит о
выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь
лишен ярости. Вот почему в тексте мы находим образ:
Слабая черта на пятом месте. Клыки выхолощенного вепря — счастье.
6
На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной
ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей
гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого
выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет
никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех
путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые
намечаются в следующей гексаграмме — 27-й. Поэтому и в тексте мы находим:
Наверху сильная черта. Какие могут быть дороги на небе?! Развитие.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Творчество и
крепость. Ваше творчество и ваша крепость приводит к изменению
незыблемого — воспитание великим. Но благо от такого изменения будет
только если совершается оно совершенномудрым, ничтожному лучше
остановить свою деятельность.
Интерпретация Хейслип
В вашей судьбе наступила «пауза», поэтому не тратьте понапрасну
сил. Не расслабляйтесь в боевой готовности, подождите ее окончания,
но не разменивайте энергию по мелочам, скоро ей найдется более приятное
и полезное применение. Ваши желания исполнятся, если
высота их планки установлена верно, и не слишком высоко. Те, кто
столкнулся с проблемами, подобными вашим, помогут вам. Будьте терпеливы,
не пытайтесь силой ускорить ход событий, результат может
оказаться совсем противоположным.
  46. Шэн. ПодъемКанонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
скорби. Поход на юг — к счастью.
- Как подобает, поднимайся. — Великое счастье.
- Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву. Хулы
не будет.
- Поднимешься в пустой город.
- Царю надо проникнуть к горе Ци. — Счастье, хулы не будет.
- Стойкость — к счастью. Подъем на ступени.
- Скрывающийся из виду подъем. — (Будет) благоприятен (он) от непрерывной
стойкости.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь
сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает
на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу
гексаграммы мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, вверху
мы имеем триграмму кунь, которая символизирует землю. Так указывается
образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь
толщу земли и растет. Уже в этом движении дерева дано указание возможности
развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того,
благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления,
но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего
человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не
приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности,
упоминает еще только о том, что поход на юг — к счастью. Юг
рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального
проявления, а поэтому место проявления вообще. Так, в тексте мы читаем:
Подъем. Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби! Поход на юг — к счастью.
1
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным
моментом, необходимо только одно — строго отдавать себе отчет в том,
каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять. Поэтому текст
здесь, отмечая лишь безусловно положительный ход процесса, говорит:
В начале слабая черта. Как подобает, подымайся. Великое счастье.
2
Умение подыматься правильно — это самое главное свойство, которое является
иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При
подъеме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в
этот подъем. Существенно только правильное его проведение и движение
неуклонно вверх. Текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. Будь правдивым, и тогда это будет
благоприятствовать приношению незначительной жертвы. Хулы не будет.
3
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может
быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты.
Все три линии верхней триграммы прерваны посредине. Это символизирует
пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город
является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы кунь. Поэтому здесь
говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в
переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъема, если
ограничиться подъемом только на этой ступени. Это ясно, если принять во
внимание третью позицию как позицию кризиса. Вот почему в тексте мы
находим только:
Сильная черта на третьем месте. Поднимаешься в пустой город.
4
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю,
рассматривается при помощи другого образа — образа горы Ци. Само название
«гора Ци», несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может,
ибо мы относим составление «Книги Перемен» не к традиционной дате, а к
более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст.
Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем
вполне благополучен; о нем текст «Книги Перемен» говорит дважды как о
приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на
четвертой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ
на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду
деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближенном. Действует,
собственно говоря, не приближенный, но для окружающих вся деятельность
сосредоточена в нем. В таком смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Царю надо проникнуть к горе Ци. Счастье.
Хулы не будет.
5
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо,
как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже
это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им
значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед
человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое
собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на
более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне
действенна. Поэтому надо понимать, что подъем идет по ступеням, и,
несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу
жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъема, должен
оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая
его, движутся вверх. В этом смысле расшифровывается в комментаторской
литературе текст:
Слабая черта на пятом месте. Подъем по ступеням. Стойкость — к счастью.
6
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на
шестой позиции данной ситуации не престает сказываться подъем. Правда,
характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя
проявленность качества данной ситуации в целом здесь стоит на заднем
плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой
максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъема,
уходящего из виду, но все-таки это подъем. И в силу указанной выше
совокупности мощи, приобретенной на предыдущей позиции, здесь текст
говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъема. Так, в тексте
мы читаем:
Наверху слабая черта. Скрывающийся из виду подъем. Он будет благоприятен
от непрерывной стойкости.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Утончение и
проникновение. При абсолютно закономерном и предсказуемом внешнем
проникнуть в проявления абсолюта во внутреннем — есть подъем к новым
высотам.
Интерпретация Хейслип
То, к чему вы так стремились и чему отдали так много сил и
энергии, скоро наконец исполнится, даст положительный результат.
Осталось совсем немного, соберитесь с силами и поработайте еще немного,
так же настойчиво и добросовестно, как и раньше. Сейчас вам
лучше всего действовать решительно и смело, нежели прятаться и
пассивно ждать. Положитесь на интуицию и здравый смысл, и желание
ваше тогда наверняка исполнится. Те мысли и идеи, которые сейчас
приходят к вам в голову, скорее всего принесут вам успех и в ваших
финансовых делах.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого