
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  26. Да-чу. Воспитание великимКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Кормись не (только от своего) дома — счастье. Благоприятен
брод через великую реку.
- Будет опасность. — Благоприятно остановить (свою деятельность).
- У воза выпали спицы.
- Погоня на хорошем коне. — Благоприятна в трудности стойкость. И вот,
(если будешь) упражняться в (применении) боевых колесниц, (то) благоприятно
иметь, куда выступить.
- Защитная доска (от рогов) теленка. — Изначальное счастье.
- Клыки выхолощенного вепря. — Счастье.
- Какие могут [быть] дороги на небе? — Свершение.
Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек
вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если
она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные
силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше
может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий
объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк,
чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое
существенное в данной ситуации — это выход из своей узкой сферы. В
предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано,
и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на
свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих
пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на
других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны
можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но
великое воспитание. Поэтому в тексте мы видим следующее:
Воспитание великим. Благоприятна стойкость. Кормись не только от своего
дома. Счастье. Благоприятен брод через великую реку.
1
Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции,
— по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих
моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на
первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой
глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в
самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить
конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов. В
тексте мы читаем:
В начале сильная черта. Будет опасность. Благоприятно остановить (свою
деятельность).
2
Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то
вторая позиция — максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это
как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей
ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности.
Оставаться только в себе значило бы не идти вперед. В кратком, но
выразительном образе «Книга Перемен» выражает это:
Сильная черта на втором месте. У воза выпали спицы.
3
Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к
деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной
гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в
большинстве случаев в «Книге Перемен» на ней мы находим весьма строгие
предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий
третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по
смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным,
по-своему гармонирует со всей гексаграммой. Поэтому и в тексте мы находим:
Сильная черта на третьем месте. Погоня на хорошем коне. Благоприятна в
трудности стойкость. И вот, если будешь упражняться в применении боевых
колесниц, то благоприятно иметь куда выступить.
4
Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта
деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если
бы она и представляла собой некую опасность, то «Книга Перемен» спешит
предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия
вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять
образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить,
что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога
быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. «Книга
Перемен» здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и
без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно
безопасным, если на него надета защитная доска. Поэтому в тексте, не
лишенном известно остроумия, мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Защитная доска теленка. Изначальное
счастье.
5
Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два
типа черт: первый — четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными,
характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип —
пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности
вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность
действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты
как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие,
спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы
подчеркнуть безопасность этих клыков, «Книга Перемен» говорит о
выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь
лишен ярости. Вот почему в тексте мы находим образ:
Слабая черта на пятом месте. Клыки выхолощенного вепря — счастье.
6
На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной
ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей
гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого
выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет
никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех
путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые
намечаются в следующей гексаграмме — 27-й. Поэтому и в тексте мы находим:
Наверху сильная черта. Какие могут быть дороги на небе?! Развитие.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Творчество и
крепость. Ваше творчество и ваша крепость приводит к изменению
незыблемого — воспитание великим. Но благо от такого изменения будет
только если совершается оно совершенномудрым, ничтожному лучше
остановить свою деятельность.
Интерпретация Хейслип
В вашей судьбе наступила «пауза», поэтому не тратьте понапрасну
сил. Не расслабляйтесь в боевой готовности, подождите ее окончания,
но не разменивайте энергию по мелочам, скоро ей найдется более приятное
и полезное применение. Ваши желания исполнятся, если
высота их планки установлена верно, и не слишком высоко. Те, кто
столкнулся с проблемами, подобными вашим, помогут вам. Будьте терпеливы,
не пытайтесь силой ускорить ход событий, результат может
оказаться совсем противоположным.
  5. Сюй. Необходимость ждатьКанонический текcт
Обладателю правды — изначальное свершение. Стойкость — к счастью. Благоприятен
брод через великую реку.
- Ожидание на окраине. Благоприятно применение постоянства. Хулы не
будет.
- Ожидание на (прибрежном) песке. — Предстоят незначительные разговоры.
В конце концов — счастье.
- Ожидание в тине. — Близится приход разбойников.
- Ожидание в крови. — Выйди из пещеры.
- Ожидание за вином и яствами. — Стойкость к счастью.
- Войдешь в пещеру, и будет приход трех неторопливых гостей. — Отнесись
к ним с уважением, и в конце концов будет счастье.
В процессе развития недоразвитых именно с особой силой выступает
необходимостью планомерности и выдержки, т.е. «необходимость ждать». И по
поводу самовоспитания, — одного из видов воспитания вообще — Мын-чзы
приводит следующую притчу: «Необходимо (все время) работать (над собой),
но не (рассчитывать на) непосредственный успех. Пусть сознание и не
забывает об этом деле, и не «помогает росту». Не надо быть таким, как один
человек из удела Сун, который был удручен тем, что его всходы не растут, и
стал их вытягивать. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал
домашним: «Как я сегодня устал! Я помогал всходам расти». Его сын побежал
смотреть на всходы, а они уже засохли. Мало кто в мире не «помогает» так
расти». Однако здесь имеется в виду не пассивное ожидание благоприятных
обстоятельств, а, наоборот, самая активная подготовительная деятельность:
нижняя триграмма — это «творчество», которое пока сосредоточено внутри и
еще не проявляется вовне, ибо оно окружено туманом и облаками (верхняя
триграмма — внешний мир — вода). Если каждое событие имеет свою причину,
то, правильно создавая причины будущих событий, мы готовим их правильную
реализацию. Творя правду теперь, ее реализацию можно предоставить
будущему, когда она сама собой проявиться. Поэтому на данной ступени
существенным является «обладание», и тогда ее «блеск», ее очевидность
будет развиваться сама собой. При таком распределении деятельности сама
«необходимость ждать» приобретает несколько иной смысл, и именно здесь
уместно указание на ее конечный результат, на возможность предпринять
крупное и серьезное дело — переправляться через великую реку — через весь
поток человеческой жизни, чтобы плодотворно достигнуть высшего идеала
человеческого совершенства. Этот образ находит себе поддержку и в самой
гексаграмме: со всей полнотой внутренних сил творчества, мужества и
ясности перед водной опасной пучиной окружения — и решительно двинуться в
нее. Это мысли в тексте выражены так:
Необходимость ждать. Обладай правдой. Тогда блеск ее разовьется, и
стойкость будет к счастью. Благоприятен брод через великую реку.
1
В каждом человеке заложена способность к новым актам познания. Но до сих
пор, пока они существуют лишь совершенно латентно, процесс нового познания
еще не начался, и здесь еще неуместно говорить о какой бы то ни было
необходимости ждать. Еще нечего ждать. Но как только процесс познания
приведен в действие, так сразу же необходимо считаться с закономерностью
ритма, в которой он протекает , для успешности и результативности его
развития. Первые же этапы в процессе нового познания состоят в
основательном усвоении уже известного предшественникам. Поэтому здесь идет
речь еще не о личном познании, а об изучении того, что может быть
почерпнуто из книг или из учительской традиции. Конечно, это никак не
должно подменять подлинного самостоятельного акта познания, ибо это лишь
преддверие, предместье познания. Тем не менее, это совершенно необходимая
ступень. Не только нельзя миновать ее, но даже торопливость и нетерпение
на этой ступени могут оказать лишь пагубное влияние на весь процесс.
Наоборот, в этой Необходимости ждать — постоянство в деятельности усвоения
уже известного приносит самые благие плоды. И на данной ступени никак
нельзя упрекать человека в медлительности, ибо она вытекает из
постоянства, из самой необходимости ждать. Само собой ясно, что личная
борьба с ошибочными и ложными взглядами здесь немыслима. В тексте это
выражено следующими словами:
В начале сильная черта. Ожидание в предместье. Благоприятствует
постоянству деятельности. Хулы не будет.
2
На следующей, второй ступени требуется нечто большее, чем простое
интеллектуальное усвоение того, что уже известно. Здесь человек уже должен
сам выйти к непосредственному данному миру и вступить с ним в
соприкосновение как пассивно — в созерцании, так и активно — в моральной
деятельности, проистекающей из познания. Сомнения здесь уже должны быть
преодолены. Но именно из-за этого волевого усилия к новому познанию
возмущается и противится этому импульсу все косное и инертное в человеке.
Поэтому здесь лишь, на берегу, на познания, Необходимость ждать
характеризуется тем, что возникнут «небольшие толки», некоторый спор между
импульсом к новому познанию и косностью накопленного опыта. Но подлинное
умение выждать и переждать здесь, в конце концов, приводит к счастью. В
тексте об этом говорится так:
Сильная черта на втором месте. Ожидание на (прибрежном) песке. Будут
небольшие толки. В конце концов — счастье.
3
Для окончательного усвоения нового познания необходимо выждать, пока
приобретенное знание не станет столь же естественным и непроизвольным,
как, например, чувственное восприятие. Если предыдущая ступень может быть
уподоблена ожидания на берегу, то здесь сделан еще шаг вперед, еще ближе к
реке (которая символизирована верхней триграммой «вода» — «река»). Здесь —
ожидание в илу. Здесь все отрицательное, все силы косности и мрака
выступают во всей своей мощности. Именно здесь их необходимо преодолеть,
но для этого надо сначала предостеречь об их наступлении. Такое
предостережение мы и находим в тексте:
Сильная черта на третьем месте. Ожидание в илу. Надвигается приход
разбойников.
4
При благоприятном исходе кризиса, выраженного в предыдущей позиции,
дальнейшее движение выражается в совершенно особой форме необходимости
ждать. Это не пассивное ожидание, а творческое, активное ожидание,
исполненное внутренних сил, приобретенных на предыдущих ступенях. Здесь,
чтобы приобретенное знание пронести в будущее, необходимо защитить его и
отвоевать его от всех противоборствующих сил. В кажущемся спокойствии
ожидания в действительности протекает столь интенсивная деятельность, что
она может быть выражена лишь в образе кровавого боя. Уже не на прибрежном
песке, не в илу приходится здесь ждать своего часа: здесь — ожидание
крови. Но только оно дает возможность выйти из темной пещеры незнания в
открытый и ясно воспринимаемый мир. Текст облекает это в следующие образы:
Слабая черта на четвертом месте. Ожидание в крови. Выход из пещеры.
5
Выиграв бой предыдущей ступени, человек приходит к той стадии ожидания, на
которой стираются грани положительного и отрицательного. Все уже
завоевано, все уже достигнуто. Обобщено и прежде добытое знание, и
содержание нового акта познания. Наступает момент успокоения, тот момент,
когда нет нужды в деятельности, когда возможен спокойный пир, за которым
проходит время ожидания. Здесь нужна лишь спокойная целеустремленность.
Уже благодаря ей одной гарантировано счастье. Это возможно лишь благодаря
тому, что было положительно приобретено на предыдущих ступенях. В тексте
по этому поводу сказано следующее:
Сильная черта на пятом месте. Ожидание за вином и явствами. Стойкость — к
счастью.
6
Полное новое познание достигнуто. Более того: оно окончательно освоено.
Это дает возможность не только знать, но и мочь. То, что прежде было
личной ограниченностью, не в состоянии больше ограничивать. То, что прежде
казалось темной пещерой, из которой необходимо вырваться на свет, не
омрачает больше. Человек правильно прожил время необходимости ожидания. Он
получил доступ к вершинам познания мира, и тем самым он приобрел
возможность без ущерба для себя опуститься в мрачный глубины мира. И
именно в них к нему возвращаются творческие силы, накопленные на первых
трех подготовительных ступенях ожидания. Их действие отражает в себе
характер всего этого времени ожидания. Они приходят, как три неторопливых
гостя. Необходимо отнестись к ним с полным уважением, ибо от них зависит
конечный успех. Это силы молодости, которые получают возможность повторно
проявиться в старости, чтобы создать завершение единства биографии
человека. Эти мысли текст выражает в нормальной для нашего памятника
образности:
Наверху слабая черта. Войдешь в пещеру. Будет приход трех неторопливых
гостей. Почтишь их, — и в конце концов будет счастье.
Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Творчество и
крепость. Творчество и крепость обязательно, принесут свои плоды во
внешнем. И если в настоящий момент во
внешнем кроется опасность, то
следует запастись терпением и выждать.
Интерпретация Хейслип
Сейчас время ждать и собираться с силами, они вам скоро понадобятся,
и очень скоро — когда наступит весна, растает снег, и вновь
зацветут цветы. Торопливость и нетерпеливость в поступках сейчас
могут принести только вред. Нужно немного еще потерпеть, месяца
два, пока не явится некий человек, который поможет вам так, как вы
и не ждете. А если вы решительно и энергично займетесь планированием
дальнейших действий, то помощь и поддержка придут еще быстрее. Вы
можете почувствовать влечение к человеку, который старше вас. Постарайтесь
не слишком обнаруживать свой интерес к нему. Если вы будете
действовать целеустремленно и достаточно осмотрительно, желание
ваше исполнится.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого