
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  26. Да-чу. Воспитание великимКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Кормись не (только от своего) дома — счастье. Благоприятен
брод через великую реку.
- Будет опасность. — Благоприятно остановить (свою деятельность).
- У воза выпали спицы.
- Погоня на хорошем коне. — Благоприятна в трудности стойкость. И вот,
(если будешь) упражняться в (применении) боевых колесниц, (то) благоприятно
иметь, куда выступить.
- Защитная доска (от рогов) теленка. — Изначальное счастье.
- Клыки выхолощенного вепря. — Счастье.
- Какие могут [быть] дороги на небе? — Свершение.
Предыдущая ситуация беспорочности является тем временем, когда человек
вырабатывает в себе свои лучшие качества и накопляет свои заслуги. Если
она проведена правильно, то и человек может приобрести громадные моральные
силы. Они-то, собственно говоря, и являются тем великим, которое дальше
может воспитывать. Но для этих великих моральных сил необходим и великий
объект их действия. Объект этот должен этот должен быть настолько широк,
чтобы можно было выйти за пределы только личного. Поэтому самое
существенное в данной ситуации — это выход из своей узкой сферы. В
предыдущей ситуации уже был достигнут известный синтез того, что познано,
и познаваемого вновь. Но если этот синтез человек обратил бы только на
свою собственную пользу, то он обозначил бы только преодоление своих
пороков. Здесь надо действовать так, чтобы это действие простиралось и на
других людей, только тогда оно может быть названо великим. С этой стороны
можно сказать, что здесь имеется в виду не только воспитание великим, но
великое воспитание. Поэтому в тексте мы видим следующее:
Воспитание великим. Благоприятна стойкость. Кормись не только от своего
дома. Счастье. Благоприятен брод через великую реку.
1
Основная опасность, которая может быть перед человеком на данной позиции,
— по-прежнему, все дальше и дальше работать над накоплением своих
моральных достоинств, ради самого себя. Это особенно сильно заметно на
первой позиции, потому что она характеризует пребывание человека в самой
глубине своей внутренней жизни. Здесь больше всего опасность остаться в
самом себе и не выйти к окружающим людям. Но этому необходимо положить
конец, только тогда возможно достигнуть положительных результатов. В
тексте мы читаем:
В начале сильная черта. Будет опасность. Благоприятно остановить (свою
деятельность).
2
Если первая позиция есть только начало процесса в его развитии внутри, то
вторая позиция — максимальное развитие процесса. Но в данной ситуации, это
как раз лишнее, ибо для внутренней жизни все сделано в предыдущей
ситуации. Потому стойкое пребывание в ней приводит только к беспомощности.
Оставаться только в себе значило бы не идти вперед. В кратком, но
выразительном образе «Книга Перемен» выражает это:
Сильная черта на втором месте. У воза выпали спицы.
3
Третья позиция, обыкновенно указывающая на выход из внутренней жизни к
деятельности вовне, как нельзя более гармонирует с общим смыслом данной
гексаграммы. Обыкновенно третья позиция бывает позицией кризиса, и в
большинстве случаев в «Книге Перемен» на ней мы находим весьма строгие
предупреждающие афоризмы. Однако здесь, где выход, вовне, характеризующий
третью позицию, гармонически сочетается с выходом вовне, необходимым по
смыслу данной ситуации в целом, он является чем-то благоприятным,
по-своему гармонирует со всей гексаграммой. Поэтому и в тексте мы находим:
Сильная черта на третьем месте. Погоня на хорошем коне. Благоприятна в
трудности стойкость. И вот, если будешь упражняться в применении боевых
колесниц, то благоприятно иметь куда выступить.
4
Вся данная ситуация предрасположена для деятельности вовне. Поэтому эта
деятельность вовне все время подчеркивается успокоительными образами. Если
бы она и представляла собой некую опасность, то «Книга Перемен» спешит
предупредить, что здесь в ситуации воспитания великим опасность действия
вовне не существует, она может только казаться. Для того, чтобы понять
образ, в котором зашифрована эта мысль в нашем памятнике, надо вспомнить,
что в древнем Китае был обычай: для того чтобы сделать безопасными рога
быка, надевали ему особым образом устроенную доску на рога. «Книга
Перемен» здесь не говорит даже о быке. Она говорит о теленке, который и
без защитной доски не страшен, тем более он является чем-то совершенно
безопасным, если на него надета защитная доска. Поэтому в тексте, не
лишенном известно остроумия, мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Защитная доска теленка. Изначальное
счастье.
5
Верхняя триграмма, символизирующая внешнее, в свою очередь делится на два
типа черт: первый — четвертая и шестая черты, которые, являясь наружными,
характеризуют только внешнюю сторону деятельности вовне, и другой тип —
пятая черта, которая характеризуют внутреннюю сторону той же деятельности
вовне. Поэтому для того, чтобы опять подчеркнуть здесь безопасность
действия вовне, выбран несколько иной образ. Если рога могут быть поняты
как нечто торчащее вовне, то клык больше может быть понят как оружие,
спрятанное внутри животного. Поэтому здесь говорится о клыках. Но чтобы
подчеркнуть безопасность этих клыков, «Книга Перемен» говорит о
выхолощенном вепре. Если вепрь может быть страшен, то выхолощенный вепрь
лишен ярости. Вот почему в тексте мы находим образ:
Слабая черта на пятом месте. Клыки выхолощенного вепря — счастье.
6
На предыдущей позиции может быть достигнуто все, что достижимо в данной
ситуации, и шестая позиция является лишь переразвитием. Если для всей
гексаграммы характерен выход вовне, то чрезмерное продолжение такого
выхода вовне было бы, собственно говоря, выходом в небо, но там нет
никаких дорог. Поэтому предполагается только дальнейшее развитие тех
путей, которые были уже намечены в предыдущем, и тех путей, которые
намечаются в следующей гексаграмме — 27-й. Поэтому и в тексте мы находим:
Наверху сильная черта. Какие могут быть дороги на небе?! Развитие.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Творчество и
крепость. Ваше творчество и ваша крепость приводит к изменению
незыблемого — воспитание великим. Но благо от такого изменения будет
только если совершается оно совершенномудрым, ничтожному лучше
остановить свою деятельность.
Интерпретация Хейслип
В вашей судьбе наступила «пауза», поэтому не тратьте понапрасну
сил. Не расслабляйтесь в боевой готовности, подождите ее окончания,
но не разменивайте энергию по мелочам, скоро ей найдется более приятное
и полезное применение. Ваши желания исполнятся, если
высота их планки установлена верно, и не слишком высоко. Те, кто
столкнулся с проблемами, подобными вашим, помогут вам. Будьте терпеливы,
не пытайтесь силой ускорить ход событий, результат может
оказаться совсем противоположным.
  50. Дин. ЖертвенникКанонический текcт
Изначальное счастье. Свершение.
- Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует изгнанию упадка.
Наложницу берут ради ее потомства. — Хулы не будет.
- Жертвенник наполнен. У моих противников нужда. (Но до) меня (им)
не достигнуть. — Счастье.
- Ушки жертвенника изменены. В этом действии (будут) препятствия.
Жиром фазана не напитаешься. Как только (будет) дождь, (так он и) иссякнет. —
Раскаяние. (Но) в конце концов — счастье.
- У жертвенника подломилась нога. Опрокинуты жертвы князей, и снаружи
он выпачкан. — Несчастье.
- У жертвенника желтые ушки и золотая дужка. — Благоприятна стойкость.
- У жертвенника яшмовая дужка.— Великое счастье. Ничего неблагоприятного.
Образу динамичной смены противопоставляется здесь нечто статичное.
Треножный жертвенник — вот образ данной ситуации. Его треноги гарантируют
устойчивость; так после динамического момента наступает статический. Но
здесь дело обстоит несколько сложнее, и образ данной гексаграммы надо
рассмотреть и с других сторон, чтобы сделать понятным текст. Если в
предыдущей гексаграмме мы упоминали в комментариях к четвертой позиции
переплавку, то здесь этот жертвенник появляется как орудие переплавки, как
тот тигель, в котором плавится металл. Образно это выражено в том, что
внизу мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, понимаемое
здесь как топливо, а наверху мы имеем триграмму ли, которая обозначает
огонь, возникающий из этого топлива. Здесь показано действие огня на
подогреваемый им тигель, и внутри тигля в расплавленном металле
проявляется действие огня как жар. В этой переплавке намечаются дальнейшие
и новые пути развития всех ситуаций. Но здесь пока берется лишь устойчивый
момент самой переплавки. В этом смысле жертвенник понимается как
устойчивость. Данный образ выражается в контекстах афоризмов при отдельных
чертах. Общий же афоризм здесь крайне краток, он говорит только о начале
нового периода и о возможности дальнейшего развития и свершения. Кроме
того, необходимо сказать, что текст здесь, по-видимому, подвергся
значительной порче, ибо в разных изданиях «Книги Перемен» мы здесь находим
разные тексты. Филологически критический выбор текста сделан в критическом
переводе. Здесь же, поскольку данные комментарии строятся главным образом
на работе Вань И, постольку мы придерживаемся его издания. Так, в его
издании мы читаем:
Жертвенник. Изначальное счастье. Свершение.
1
Основная особенность первой позиции в данном случае в том, что она, с
одной стороны, приходит на смену предыдущей ситуации, которая должна быть
целиком отметена, с другой же стороны, — в том, чтобы стремиться к высшим
позициям, т.е. к дальнейшему развитию ситуации. Поэтому здесь говорится о
том, что жертвенник опрокинут вверх ногами. Естественно, что при этом
остатки прежних жертв из него выпадают. Так же должно выпасть все, что
является остатком от предыдущих ошибок. Но при этом остаткам предыдущего
можно судить и о качестве данной ситуации. Так, здесь повторяется мысль,
которая неоднократно встречается в древних китайских текстах (например,
«Дао дэ цзин»), что «по сыну узнают мать». Поскольку здесь предполагается
дальнейшее развитие, которое возможно именно благодаря очищению от
остатков предыдущих ошибок, поскольку здесь говорится о благоприятном
исходе данной позиции. Эти образы в тексте выражены так:
В начале слабая черта. Жертвенник опрокинут вверх ногами. Благоприятствует
изгнанию упадка. Наложницу берут ради ее потомства. Хулы не будет.
2
На предыдущей ступени уже были приобретены известные силы. Они являются
содержанием данной ситуации. Поэтому на второй ступени ситуации, которая
называется Жертвенник, говорится о содержимом жертвенника, здесь он должен
быть полным. Если человек занимает данную позицию в этой ситуации, то эта
полнота касается именно его. Наоборот, у людей, которые враждебно
противостоят ему, т.е. у людей, качественно отличных от него, этой позиции
быть не может. В силу антитезы о них может быть сказано как о людях,
переживающих нужду. Но эта нужда в силу разграничения данного человека и
его противника не может коснуться его самого, ибо здесь, на второй
позиции, он еще целиком пребывает в себе со своими силами. Поэтому в
тексте здесь мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В жертвеннике есть полнота. У моих
противников нужда, но до меня она не достигнет. Счастье.
3
Образ жертвенника все время упоминается в афоризмах отдельных черт. Третья
черта — самая середина жертвенника, представляет собой то место, где у
него начинаются ушки. Но поскольку третья черта является переломным
моментом, постольку здесь говорится об изменении формы этих ушек. С другой
же стороны, образ жертвенника есть только образ, образ переплавки тех сил
и качеств, которые остались от прошлого и которые лишь в переделанном виде
могут быть использованы в дальнейшем. На третьей позиции эта переплавка
еще, конечно, не доведена до своего конца, здесь еще почти нет сил,
которые должны быть приобретены. Поэтому «Книга Перемен» здесь говорит о
жире фазана. Как известно, мясо фазана имеет мало жира. Поэтому жир фазана
— это, собственно говоря, еще почти отсутствие жира. Но все же здесь
намечается известное развитие и хотя бы частичный переход к разрежению
атмосферы, сгущенной в предыдущем, и поэтому здесь делается упоминание о
конечном благополучии, которое может быть достигнуто в том случае, если
данная позиция пройдена правильно. В этом смысле приходится понимать
текст:
Сильная черта на третьем месте. Ушки жертвенника изменены. В действии
будут препятствия. Жиром фазана не насытишься. Как только пройдет дождь,
так он и иссякнет. Раскаяние. Но в конце концов — счастье.
4
При выходе вовне в данной ситуации должна быть была бы быть помощь со
стороны того, что уже существует в самом начале ее, ибо ситуация эта
статична, в ней нет постоянного накопления сил. Соответствие четвертой и
первой позиций здесь давало бы возможность ожидать эту помощь от первой
позиции, но она была охарактеризована образом жертвенника, опрокинутого
вверх ногами. Поэтому с точки зрения четвертой позиции здесь ноги
жертвенника подломлены, т.е., если мы расшифруем этот образ, исходная
точка деятельности человека, занимающего эту позицию, лишена всякой
устойчивости. Надежность такой позиции «Книги Перемен» выражает путем
развития образа жертвенника, у которого подломлена нога. Поэтому в тексте
здесь мы читаем:
Сильная черта на четвертом месте. У жертвенника подломилась нога.
Опрокинуты жертвы князей, и снаружи жертвенник выпачкан. Несчастье.
5
Устойчивость, характерная для данной гексаграммы, достигает своего
выражения вовне на пятой позиции. Поскольку четвертая охарактеризована как
позиция отрицательная, постольку исправление ее может исходить не от нее
самой, а от предвосхищения дальнейшего развития, т.е. того, что выражено
на шестой позиции. Сильная черта, характеризующая шестую позицию, здесь
воспринимается как дужка, которая соединяет ушки жертвенника. Она здесь
названа золотой дужкой, и этот образ, образ твердого металла, и выражает
собою сильную черту, т.е. в конечном счете, те накопленные силы, которые
выразятся на следующей позиции. Эти ушки жертвенника здесь названы
желтыми, но, как мы неоднократно видели, только потому, что это средняя
черта и ей присущ цвет середины. На данной позиции необходимо только
правдивое и верное соблюдение полной стойкости тех качеств, которые
являются результатом переплавки, упоминаемой в данной ситуации. Поэтому
текст говорит здесь:
Слабая черта на пятом месте. У жертвенника желтые ушки и золотая дужка.
Благоприятна стойкость.
6
В контексте данной гексаграммы верхняя черта не ощущается как
переразвитие, потому что подлинное выявление всех сил, приобретенных на
пятой позиции, там еще не дано. Пятая позиция здесь лишь подводит к
шестой, а не является самостоятельной. Если с точки зрения пятой позиции
сильная верхняя черта была выражена в образе золотой дужки, то в контексте
самой шестой позиции, где важно подчеркнуть отсутствие чрезмерности на
ней, говорится уже не о золотой дужке, а яшмовой дужке, ибо яшма в
арсенале китайской образности является символом гармонической полноты
развития всех высших качеств. Поэтому текст здесь говорит следующее:
Наверху сильная черта. У жертвенника яшмовая дужка. Великое счастье.
Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Утончение и
проникновенность. Проникновенность
во внешнюю гармонию — обращение к
богам, отсюда и образ жертвенника.
Интерпретация Хейслип
Эта гексаграмма указывает на то, что в настоящее время есть
все предпосылки для того, чтобы вам решительно взять на себя роль
лидера, чтобы добиться положительных результатов. Найдутся люди,
которые будут завидовать вашим успехам; не обращайте внимания на
этих людей. Не берите на себя больше, чем можете дать, и не обещайте
больше, чем в состоянии выполнить. Сильное влияние на вас и
на ваши отношения с окружающими оказывает цифра «три». Дело, за
которое вы принялись, вместе с двумя единомышленниками, приведет
вас к успеху. Ваше желание исполнится, хотя и не совсем так, как
вы изначально задумывали. Обратите внимание на то, что вы слишком
много тратите на развлечения и на хобби.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого