
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  27. И. ПитаниеКанонический текcт
Стойкость — к счастью. Созерцай скулы: (они) сами добывают (то, что)
наполняет рот.
- Ты забросишь свою волшебную черепаху, (на которой гадают), и, смотря
на мое (добро), раскроешь рот (от алчности). — Несчастье.
- Питание навыворот: отклонишься от основы, (чтобы) питаться на (песчаном)
холме. — Поход — к несчастью.
- Сбившееся питание. — Стойкость — к несчастью. Десять лет не действуй. —
Ничего благоприятного.
- Питание навыворот. — Счастье. Тигр смотрит, вперяясь в упор, его желание
— погнаться вслед. Хулы не будет.
- Отклонишься от основы. (Но если) пребудешь в стойкости — счастье. —
Невозможен брод через великую реку.
- Исходи из питания. — (Хотя и) опасно, (но будет) счастье. — Благоприятен
брод через великую реку.
Для того чтобы понять данную ситуацию, нам необходимо обратить внимание
на составляющие ее триграммы. Верхняя триграмма, так называемая гэнь
(«гора»), являет качество стойкости, неподвижности. Нижняя триграмма
чжэнь, которая образно выражается в молнии, представляет, наоборот, полную
подвижность. Итак, нечто неподвижное — наверху и нечто движущееся,
действующее — внизу. Это именно видно в действии челюстей: верхняя челюсть
неподвижна во время еды, а нижняя челюсть движется. Но этот образ
действующих челюстей был переосмыслен согласно технике мышления авторов
«Книги Перемен». Поскольку нижняя триграмма является символом внутренней
жизни или личной жизни, а верхняя — внешней деятельности или совместной
общественной жизни, где возможна помощь одного другому, то здесь, где во
внешнем дан символ неподвижности, всякая помощь друг другу отпадает.
Собственно говоря, все, что должно было бы быть сделано для помощи друг
другу, уже выполнено на предыдущем этапе. Здесь возможно действие только
каждого на свой риск и страх. Поэтому текст предлагает:
Питание. Стойкость — к счастью. Созерцай челюсти. Они сами добывают то,
что наполняет рот.
1
Данная ситуация рассматривается не только со стороны образа челюстей, на
рассматривается и со стороны их деятельности, их участия в питании. Вот
почему на первой позиции, прежде всего, рекомендуется человеку обратить
внимание на питание. Оно должно быть для человека в данной позиции ценней,
чем, что бы то ни было. Мы имели уже случаи видеть, что, по воззрениям
авторов «Книги Перемен», самое ценное — это предсказание оракула. Для
некоторых целей оракулы в Китае пользовались черепахой. Здесь ради питания
должна быть отброшена даже такая ценность, как черепаха, нужная для
оракула. Но и другое, то, что было уже указано в общем, введении —
самостоятельность действий каждого человека, — здесь продолжает играть не
менее значительную роль. Поэтому алчное стремление к имуществу другого
человека не может привести ни к чему хорошему. Вот почему в тексте мы
читаем:
В начале сильная черта. Ты забросишь свою волшебную черепаху и, смотря на
мое (добро), раскроешь рот от алчности. Несчастье.
2
Уже указано, что, прежде всего здесь речь может идти о питании, но о
самостоятельном питании. Поэтому рассчитывать на какую-нибудь помощь извне
здесь совершенно излишне. Так как вторая черта стоит в соответствии с
пятой, то помощь извне, если бы и была оказана, то только со стороны того,
кто занимает пятую позицию. Но пятая черта здесь охарактеризована
слабостью. Поэтому в образе самой гексаграммы вполне указана невозможность
помощи извне. Рассчитывать на помощь, в крайнем случае, можно было бы
только при обращении вспять к первой позиции, которая во всей данной
гексаграмме является главной. Пятая же позиция, выраженная в образе
песчаного холма в данном тексте, настолько слаба, что не может даже найти
удовлетворительно выхода для себя самой себя. Песчаный холмом она названа
потому, что она слабая (некрепкий песок), и холмом она именно названа
потому, что она наверху. Движение (предполагается движение вверх к пятой
черте) может привести только к бедствию, к несчастью. Поэтому всякий выход
вовне, всякий поход может быть здесь только неблагоприятен. И текст
говорит:
Слабая черта на втором месте. Питание навыворот. Отклонишься от основы,
чтобы питаться на песчаном холме. Поход — к несчастью.
3
Тема выхода вовне, намеченная в предыдущем, здесь повторяется еще раз, что
вполне соответствует третьей позиции — позиции выхода из внутреннего во
внешнее. Но как мы видели уже по сути данной гексаграммы, выход вовне —
собственно, значит сбиться с пути. Если человек даже понял это, но
все-таки продолжает двигаться вперед, только сохраняя прежнее направление,
то такое движение не может увенчаться успехом. Наоборот, он должен,
возможно, дольше (как говорит «Книга Перемен», 10 лет) не действовать, ибо
в действии он не может найти ничего благоприятного. Поэтому и текст
говорит:
Слабая черта на третьем месте. Сбившееся питание; стойкость — к несчастью.
Десять лет не действуй. Ничего благоприятного.
4
Нормальное движение в развитии ситуации, как оно выражено в символах
гексаграмм, это — движение вверх. Но здесь такое движение было бы
неэффективным. Причины этого уже указаны при объяснении второй черты.
Здесь, прежде всего, нужно понять, что основная деятельность для данной
ситуации выражена в том, что было сказано о первой черте. Движение вниз —
движение ненормальное для «Книги Перемен», но оно как раз должно быть на
этой позиции. Однако четвертая черта тяготеет к пятой, ибо является лишь
вступлением к ней. Но в этом как раз опасность, которая угрожает в данной
ситуации. Опасность со стороны пятой черты выражена в образе тигра. Этот
«тигр» только угрожает и не бросается потому, что здесь возможен выход
вниз, к первой черте. Текст говорит о том, что хулы не будет. Полностью в
образах текста это выражено так:
Слабая черта на четвертом месте. Питание навыворот — к счастью. Тигр
смотрит, вперясь в упор. Его желание — погнаться вслед. Хулы не будет.
5
На пятой позиции мы видим слабую черту. Она должна выразить то, что здесь
не хватает сил даже для собственного развития. Однако основная норма для
пятой позиции — это оказывать помощь другим. Поскольку здесь это
невозможно, постольку здесь это невозможно, постольку здесь говорится об
отклонении от основы. Единственно, что может посоветовать «Книга Перемен»
человеку, стоящему в данной ситуации, — это только переждать время. Всякое
предпринятие большого дела не поведет здесь к благоприятному исходу.
Поэтому текст предупреждает:
Слабая черта на пятом месте. Отклонишься от основы. Но если пребудешь в
стойкости — счастье. Невозможен брод через великую реку.
6
И вот наступает конец этого времени. Человек его уже переждал. Он выходит
из данной ситуации — ситуации питания. Если выход из внутреннего во
внешнее уже может быть рассмотрен как кризис, то тем более выход из одной
ситуации в другую представляет собой кризис, более того, даже опасный
кризис. Но, несмотря на всю его опасность ряд ситуаций, и человек должен
переходить от одной к другой. Поэтому, в конечном счете, она приводит к
счастью, нужно только вынести из всей данной ситуации на будущее то, что в
ней было сделано положительно. Как мы видели, единственная положительная
черта в данной гексаграмме — первая, где, собственно говоря, сделано уже
все для питания. Поэтому и в тексте мы находим:
Наверху сильная черта. Исход из питания. Хотя и опасно, но будет счастье.
Благоприятен брод через великую реку.
Во внешнем — Пребывание и незыблемость, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. Полное отсутствие Ян во внешнем, полная определенность.
Внутреннее возбуждение при отсутствии внешних раздражителей —
результат питания. Внешнее питает внутреннее.
Интерпретация Хейслип
Постарайтесь посмотреть на себя со стороны; не кажется ли вам,
что вы слишком много говорите и слишком много едите? Не нужно
сплетничать о других, этим вы вредите не только им, но прежде всего
себе. Прекратите сетовать на судьбу. В настоящее время вам не лишне
было бы показаться врачу. В вашей жизни в скором времени произойдут
перемены, будьте к ним готовы.
  33. Дунь. БегствоКанонический текcт
Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
- При бегстве — хвост в опасности. — Не надо, чтобы предстояло куда-нибудь выступить.
- (Чтоб) удержать его (бегущего), нужна кожа желтого быка. — (Тогда)
никто не сможет его освободить.
- Связанному беглецу будет болезнь и опасность, держащему слуг и служанок
— счастье.
- Хорошее бегство. — Благородному человеку — счастье. Ничтожному человеку
— нет.
- Счастливое бегство. — Стойкость — к счастью.
- Летящее бегство. — Ничего неблагоприятного.
Если постоянство намечалось как свойство человека, который, исходя из
синтеза всех своих предыдущих достижений, переходит к деятельности, то
думать, что эта деятельность может наступить сразу после достижения
синтеза, не приходится, ибо мир и деятельность человека гораздо сложнее,
чем может показаться на первый взгляд. Существует известный момент,
который разделяет готовность к действию и само действие. Этот момент,
поскольку он существует, должен быть основан, и ему «Книга Перемен»
посвящает особую гексаграмму. Если человек и способен к действию и
обладает всеми необходимыми для этого действия силами, то все же, но
должен поступать обдуманно. Для того, чтобы поступать обдуманно,
необходимо на некоторое время задержаться, т.е. «бежать» от возможной
деятельности. Поэтому данная гексаграмма говорит о бегстве, об известном
сознательном отходе от деятельности на время. Здесь происходит нечто
подобное тому, когда мы предварительно отступаем на несколько шагов назад
перед тем, как прыгнуть с разбега. Если абстрагировано рассматривать
момент этой задержки, то естественно, что в нем, в его пределах, никакая
деятельность крупного размаха невозможна. Поэтому лишь малому, лишь тому,
кто действует в малом, здесь может быть предсказана благоприятность исхода
его ситуации. Вот почему текст здесь говорит:
Бегство. Свершение. Малому — благоприятна стойкость.
1
Как в шестой черте намечается переход к следующей гексаграмме, т.е. к
следующей ситуации в жизни, так первая черта является своего рода
реминисценцией — воспоминанием предыдущей ситуации. Это воспоминание
символически выражено в образе хвоста. Предыдущая ситуация было
охарактеризована отчасти и деятельностью. Здесь, если в момент
необходимости воздержаться от действия воспоминания о предыдущей ситуации,
по инерции будет продолжаться какая-то деятельность («хвост»), то
благоприятного исхода не может быть. Здесь важнее всего стойко пребывать
на том месте, на котором данная ситуация застает человека в жизни. Лишь
постепенно может развиться дальше ситуация, перейдя в следующую, и лишь
постепенно человек может получить возможность действовать. В этом смысле
приходится понимать:
В начале слабая черта. Не надо, чтобы предстояло кому-нибудь выступать.
2
При рассмотрении пятой черты второй гексаграммы уже указывалась символика
желтого цвета, цвета середины. Здесь, на второй позиции, позиции
центральной для нижней триграммы, совершенно естественно появляется желтый
цвет. Далее эта вторая позиция занята слабой чертой, которая символизирует
податливость, мягкость, а эти качества по символике животных в «Книге
Перемен» выражены коровой. Поэтому для того, чтобы удержать бегущего на
месте, т.е. помочь человеку воздержаться от деятельности, здесь нужно
качество пребывания в середине, т.е. недействия. Поэтому и текст говорит:
Слабая черта на втором месте. Чтобы удержать бегущего, нужна кожа желтой
коровы. Тогда никто на сможет выпустить его.
3
Кризис, характерный для третьей позиции, здесь понимается несколько
своеобразно. В общем для данной ситуации необходимо пребывание на месте,
бегство от деятельности. Но в переводе на язык ситуации кризиса это
бегство может быть рассмотрено как известная обуза, как-то именно, что
вызывает само бегство, т.е. данное качество переходит в свою
противоположность. Само собою, в этом состоянии невозможно предпринять
какую-либо широкую общественную деятельность. Поэтому здесь может привести
к благоприятному исходу только ограничение себя, действия в пределах своей
вотчины, своего дома. Таким образом, связанный своим бегством беглец
невольно попадает в опасное положение, и ему лучше не выходить никуда за
пределы своих, может быть, и ограниченных владений. Это выражено в тексте
следующим образом:
Сильная черта на третьем месте. Связанному беглецу будет болезнь,
опасность. Держащему слуг и служанок — счастье.
4
Четвертая позиция стоит в соответствии с первой. Основные качества,
необходимые для данной ситуации, развиваются при правильном соблюдении
того совета, который дается в первой. Поэтому на четвертой позиции, где
есть поддержка от того человека, который символизирован первой чертой,
можно ожидать благоприятного исхода. Но для этого надо уметь самому
остановиться и остановиться как раз тогда, когда налицо вся полнота
творческих сил, а то, что здесь эта полнота творческих сил есть,
символизировано верхней триграммой, которая начинается четвертой чертой,
триграммой творчества. На такое самоограничение способен лишь человек
большой внутренней культуры и большой воли. Вот почему текст говорит
здесь:
Сильная черта на четвертом месте. Хорошее богатство. Благородному человеку
— счастье. Ничтожному человеку — несчастье.
5
В пятой черте символизируется обыкновенно максимальное проявление данной
ситуации вовне, но именно здесь внешняя деятельность вся сводится к отходу
от проявления вовне, к тому, чтобы не проявлять все свои лучшие силы
вовне. Поэтому здесь можно говорить о том бегстве, которое вполне
удовлетворено, о том бегстве, которое может быть с этой точки зрения
призвано счастливым. В нем, само собой, необходима полная стойкость.
Поэтому в тексте говорится:
Сильная черта на пятом месте. Счастливое бегство. Стойкость — к счастью.
6
Последняя позиция, представляя собой некий отрыв от всей ситуации, может
быть символизирована неким полетом. Поскольку в ней намечаются
определенные качества данной позиции, постольку ее можно рассматривать как
бегство от самого бегства, т.е. переход к деятельности. Здесь он вполне
уместен. Поэтому краткий текст говорит:
Наверху сильная черта. Летящее бегство. Ничего неблагоприятного.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Незыблемость и
пребывание. Сохранить неизменное внутреннее состояние пребывания и
неизменности при непредсказуемо развивающемся внешнем, можно только
бегством от внешнего.
Интерпретация Хейслип
Постарайтесь немного сдерживать себя; поверьте, что вы только
выиграете от этого. В данный момент настойчивость и упорство никакой
пользы не принесет. Эта гексаграмма очень благоприятна для интересного
отдыха и развлечений; воспользуйтесь этим временем для
того, чтобы обдумать свои планы на будущее. Однако не спешите их
осуществлять, пока не закончится нынешний период неопределенности.
Лучше используйте его для медитации, спокойного созерцания и размышления.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого