Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

И Цзин для Андроид

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Да-го. Переразвитие великого Цзянь. Препятствие

Иероглиф Да-го. Переразвитие великогоГексаграмма 28 Да-го. Переразвитие великого

28. Да-го. Переразвитие великого

Канонический текcт

Стропила прогибаются. Благоприятно иметь, куда выступить. Свершение.

  1. Для подстилки пользуйся белым камышом. — Хулы не будет.
  2. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку в жены. — Ничего неблагоприятного.
  3. Стропила прогибаются. — Несчастье.
  4. Стропила великолепны. — Счастье. (А если) что-нибудь другое, (то будет) сожаление.
  5. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получит этого служилого мужа. — Хулы не будет, хвалы не будет.
  6. При переходе вброд (зайдешь так глубоко, что) исчезнет темя. — Несчастье. Хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Для того, чтобы понять данную гексаграмму, небесполезно обратить внимание на ее внешний вид. Нижняя и верхняя черты в ней слабые, все остальные — сильные. Она точно указывает на какой-то предмет, у которого сила сосредоточена на всем протяжении, кроме концов, которые лишены этой силы. Это, согласно комментаторской литературы, образ балки стропил, прогнившей на обоих концах. Предыдущее положение могло быть охарактеризовано известным застоем, ибо все черты там тяготели вспять к первой. Всякий застой приводит к тому, что даже в самой мирной обстановке рождаются зачатки будущей смуты. Будет ли это взято в чисто внешнем образе, или будет перенесено на деятельность завоевателей, — везде мы будем видеть одно и то же: порок, зарождающийся от бездеятельности, от застоя. Этот застой отображен в образе концов балки. Поэтому в тексте здесь не раз встречается образ стропил. По существу, данная ситуация является неблагоприятной, и поэтому единственное, что может рекомендовать «Книга Перемен» — это как можно скорее выйти из нее. В этом смысл того, что здесь благоприятно иметь куда выступить. Текст говорит: Переразвитие великого. Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда выступить. Свершение.

1

Комментаторы обыкновенно рассматривали гексаграммы и со стороны их пространственного расположения. Поэтому во многих случаях нижняя черта символизирует что-нибудь находящееся внизу. Так, например, подстилка ложа может быть символизирована нижней чертой, фундамент тоже может быть отнесен к нижней черте. Здесь нижняя черта — слабая. Поэтому в переводе на язык образов «Книга Перемен» говорит о мягком белом камыше, который берется для подстилки. Само собой понятно, что слабая черта — мягкий белый камыш — не может быть прочным и основательным фундаментом. Если человек пребывает в данной ситуации и занимает именно эту позицию, то его может охватить испуг, что вся его деятельность построена на недостаточно твердом основании. Но все здесь сводится к тому, чтобы выступить из данной ситуации, выйти из нее. Поэтому здесь излишне строить благополучие, не основанное на крепком фундаменте. Вот почему здесь текст «Книги Перемен» стремится успокоить тревогу: В начале слабая черта. Для подстилки пользуйся белым камышом. Хулы не будет.

2

Вся гексаграмма, выражающая переразвитие великого, напоминает характерные качества верхней черты. Это образ старости, которая достигла всего и которая ждет только покоя. Здесь в образ «Книги Перемен» отражено сочетание такой старости с чем-то, несущим новые импульсы. Именно эти новые импульсы, которые выражены в почках на старом тополе, могут привести к выходу из данной, в общем, неблагополучной ситуации. Поэтому «Книга Перемен» говорит в достаточно ясных образах: Сильная черта на втором месте. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку в жены. Ничего неблагополучного.

3

Выход из данной ситуации наступить должен, но он должен наступить во благовремении. Третья черта характеризует здесь кризис выхода во внешнее, который несколько преждевременен. С другой стороны, образ, данный в «Книге Перемен», может быть понят и так, что выход из данной для человека является ломкой, ломкой старого. Для ситуации это — несчастье, гибель. Но это не значит, что данная ситуация является гибелью и для человека, проходящего ее. В «Книге Перемен» выражена лишь часть этих мыслей, сохраненных комментаторской литературой. Текст говорит только: Сильная черта на третьем месте. Стропила прогибаются — несчастье.

4

Четвертая позиция, целиком тяготеющая к пятой, которая представляет максимальное развитие данных качеств гексаграммы, вся озарена силами пятой. Поэтому и текст здесь говорит о «великолепии». Однако нельзя думать, что это великолепии может быть понято как нечто положительное, ибо именно оно может приковать внимание человека настолько, что он остановится, тогда как самое основное требование «Книги Перемен», обращенное к человеку, находящемуся в данной ситуации, это — выход из нее, т.е. выход из застоя. Если человек отдастся чему-нибудь иному, кроме выхода из ситуации переразвития великого, то он остановится на месте, не выйдет из нее, и ему самому придется пожалеть об упущенном времени. Исходя из этих несколько противоречивых мыслей, текст говорит: Сильная черта на четвертом месте. Стропила великолепны. Счастье. А если что-нибудь другое, то будет сожаление.

5

Тот процесс, который был намечен во второй позиции, поскольку она стоит в соответствии с пятой, здесь показывается в его завершении. Если там был образ почек, то здесь дан образ цветов. Но сама пятая позиция не тяготеет никуда. Поэтому здесь выступает образ безразличной старухи. Правда, она находит своего старого мужа служивого, который дряхл и поэтому выражен слабой шестой чертой, — и они замыкаются в своей личной жизни, не обращая внимания на окружающих их. Это — удовлетворение, замкнутое в себе. Правда, удовлетворение это заработано всем, что было сделано на предыдущих ступенях. За него никто не будет хулить, но и похвалы человек, стоящий в такой ситуации, не заслуживает, ибо он замыкается в себе. Вот почему в тексте мы можем прочитать: Сильная черта на пятом месте. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получает этого служивого мужа. Хулы не будет. Хвалы не будет.

6

Всякая чрезмерность приводит к гибели. Гибель может быть понята и как несчастье. Но поскольку ни одна из ситуаций, выраженных в гексаграммах, не может длиться вечно, то эта гибель возникает совершенно естественно. Здесь шестую позицию занимает слабая черта, и это символизирует отсутствие сил, необходимых на переход, который нужно сделать, т.е. на переход к новой ситуации. Поэтому здесь особенно подчеркнута гибель. Сама динамика перехода может захлестнуть переходящего человека. Но, как уже было указано, это совершенно естественное положение. Поэтому «Книга Перемен» говорит, что никто не осмелиться хулить человека, погибшего в этом положении. Иными словами, в тексте мы видим: Наверху слабая черта. При переходе вброд исчезает темя. Несчастье. Хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости. Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в жены.

Интерпретация Хейслип

Вы счастливы, ощущаете свое счастье. Но постарайтесь взять себя в руки; ваш темперамент может повредить как другим, так и вам самому. Взгляните на себя критически, и не будьте излишне самоуверенны; ваши суждения в данный момент далеко не самые верные. Не пытайтесь добиться успеха с помощью силы. Время все изменит, нужно сдержать себя и поразмыслить о состоянии дел. Ваше желание не может исполниться быстро. Будьте корректны, и не обижайте своей горячностью других.




Иероглиф Цзянь. ПрепятствиеГексаграмма 39 Цзянь. Препятствие

39. Цзянь. Препятствие

Канонический текcт

Благоприятен юго-запад, неблагоприятен северо-восток. Благоприятно свидание с великим человеком. Стойкость — к счастью.

  1. Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) хвала.
  2. Царскому слуге — препятствие за препятствием. (Это) не из-за него самого.
  3. Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — вернешься (на правый путь).
  4. Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будет) связь (с близкими людьми).
  5. Великие препятствия. Друзья придут.
  6. Уйдешь — (будут) препятствия. Придешь — (будешь) велик. — Счастье. Благоприятно свидание с великим человеком.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Разлад сам по себе является препятствием всякой деятельности, и поэтому момент препятствия характеризуется как следующая ситуация. Такие случаи раскрытия одной из сторон предыдущей ситуации в последующей уже встречались, и потому здесь не приходится учитывать удивляться гексаграмме, которая носит название Препятствие. Для того чтобы интерпретировать афоризм данной гексаграммы, надо вспомнить, что существует определенная пространственная символика триграмм, по которой на юго-западе помещается триграмма дуй — «разрешение», т.е. разрешение какого-то в предыдущем напряженного состояния; наоборот, северо-восток символизируется триграммой гэнь, которая обозначает остановку, т.е. «сохранение». Поэтому в ситуации Препятствие все благоприятные воздействия могут идти от разрешения этой напряженной обстановки, в особенности от обстановки разлада, очерченной в предыдущей гексаграмме. Кроме того, само присутствие сил, воздействующих извне, сил разрешения, символизируется здесь в образе великого человека. Поэтому в данной гексаграмме, где внутренняя жизнь человека охарактеризована неподвижностью, а внешняя — опасностью, единственный выход из положения указывается афоризмом: Препятствие. Благоприятен юго-запад. Неблагоприятен северо-восток. Благоприятно свидание с великим человеком. Стойкость — к счастью.

1

Движение от первой позиции к шестой на техническом языке «Книги Перемен» называется уходом. Наоборот, погружение от шестой позиции к первой называется приходом, т.е. приходить — это, значит, углубляться в самого себя. В данной ситуации во внешнем символизирована опасность. Следовательно, уход в самого себя может быть понят как известный обход препятствия, обход опасности. В этом смысле понимается текст: В начале слабая черта. Уйдешь — будут препятствия. Придешь — будет хвала.

2

По общественной символике гексаграмм вторая черта — это изображение царского слуги. Поэтому речь здесь идет именно о нем. Он на данной позиции находится в ситуации препятствий. Однако поскольку эти препятствия, как было сказано выше, являются одним из слагаемых предыдущей ситуации, постольку человек, символизированный данной чертой, не является сам виновником этих препятствий. Поэтому текст говорит здесь: Слабая черта на втором месте. Царскому слуге препятствие за препятствием. Это не из-за него самого.

3

Поскольку третья черта символизирует выход вовне, постольку здесь «Книга Перемен» еще раз напоминает в данной ситуации о необходимости ухода в свою замкнутость, которая было уже указана на первой позиции. Поэтому текст здесь говорит только: Сильная черта на третьем месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь — вернешься (на правый путь).

4

На четвертой позиции, где происходит выступление вовне, в верхнюю триграмму, которая является бездной, опасностью, опасность препятствий дает себя чувствовать с особой силой. Поэтому здесь дальнейшее движение встречает особенно сильное препятствие. Наоборот, уход от этого препятствия для того, чтобы его обойти каким-нибудь иным путем, приводит к возвращению к первой черте, с которой стоит в соответствии четвертая. И благодаря этому, т.е. благодаря полному погружению в самого себя, человек достигает возможности, во-первых, найти себе помощь соответственно с теми силами, которые имеются в виду в основном афоризме гексаграммы, во-вторых, такой человек имеет возможность найти выход из данной ситуации препятствий. Поэтому в тексте сказано: Слабая черта на четвертом месте. Уйдешь — будут препятствия. Придешь — будет связь с близкими людьми.

5

Поскольку пятая позиция представляет собой максимальное выявление качеств данной гексаграммы, постольку здесь препятствие особенно сильно. Это — великое препятствие, ибо оно находится в самой середине бездны, т.е. опасности, т.е. того, что символизировано верхней триграммой. С другой стороны, так как пятая позиция вообще является позицией благоприятной и с ней в теснейшей связи стоит вторая позиция, помогающая ей, «ее друг», то текст здесь говорит только следующее: Сильная черта на пятом месте. Великое препятствие. Друзья придут.

6

Здесь еще раз звучит напоминание необходимости погрузиться в самого себя, для того чтобы, временно остановившись на месте, обойти предстоящее препятствие. Еще раз напоминается о помощи, приходящей извне. Но это уже звучит только как напоминание. Поэтому в тексте говорится: Наверху слабая черта. Уйдешь — будет препятствие. Придешь — будешь великим. Счастье. Благоприятно свидание с великим человеком.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Пребывание и незыблемость. Если при общей внутренней незыблемости возникает внешняя опасность, то это вызвано внешним же препятствием.

Интерпретация Хейслип

Увы, но эта одна из самых худших гексаграмм. Чем больше усилий вы прилагаете, тем дальше оказываетесь отброшенными назад. Трудно сказать, почему именно, но в данный момент фортуну ваша судьба не интересует. Лучше всего сейчас погрузиться в учебу, чтение, научную деятельность, просто в водоворот домашних дел, и в них найти успокоение. Возможно, что несколько ваших друзей окажут вам поддержку. Постарайтесь проследить за своими расходами: в этот недобрый период вы можете остаться без средств.