Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Да-го. Переразвитие великого Цзин. Колодец

Иероглиф Да-го. Переразвитие великогоГексаграмма 28 Да-го. Переразвитие великого

28. Да-го. Переразвитие великого

Канонический текcт

Стропила прогибаются. Благоприятно иметь, куда выступить. Свершение.

  1. Для подстилки пользуйся белым камышом. — Хулы не будет.
  2. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку в жены. — Ничего неблагоприятного.
  3. Стропила прогибаются. — Несчастье.
  4. Стропила великолепны. — Счастье. (А если) что-нибудь другое, (то будет) сожаление.
  5. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получит этого служилого мужа. — Хулы не будет, хвалы не будет.
  6. При переходе вброд (зайдешь так глубоко, что) исчезнет темя. — Несчастье. Хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Для того, чтобы понять данную гексаграмму, небесполезно обратить внимание на ее внешний вид. Нижняя и верхняя черты в ней слабые, все остальные — сильные. Она точно указывает на какой-то предмет, у которого сила сосредоточена на всем протяжении, кроме концов, которые лишены этой силы. Это, согласно комментаторской литературы, образ балки стропил, прогнившей на обоих концах. Предыдущее положение могло быть охарактеризовано известным застоем, ибо все черты там тяготели вспять к первой. Всякий застой приводит к тому, что даже в самой мирной обстановке рождаются зачатки будущей смуты. Будет ли это взято в чисто внешнем образе, или будет перенесено на деятельность завоевателей, — везде мы будем видеть одно и то же: порок, зарождающийся от бездеятельности, от застоя. Этот застой отображен в образе концов балки. Поэтому в тексте здесь не раз встречается образ стропил. По существу, данная ситуация является неблагоприятной, и поэтому единственное, что может рекомендовать «Книга Перемен» — это как можно скорее выйти из нее. В этом смысл того, что здесь благоприятно иметь куда выступить. Текст говорит: Переразвитие великого. Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда выступить. Свершение.

1

Комментаторы обыкновенно рассматривали гексаграммы и со стороны их пространственного расположения. Поэтому во многих случаях нижняя черта символизирует что-нибудь находящееся внизу. Так, например, подстилка ложа может быть символизирована нижней чертой, фундамент тоже может быть отнесен к нижней черте. Здесь нижняя черта — слабая. Поэтому в переводе на язык образов «Книга Перемен» говорит о мягком белом камыше, который берется для подстилки. Само собой понятно, что слабая черта — мягкий белый камыш — не может быть прочным и основательным фундаментом. Если человек пребывает в данной ситуации и занимает именно эту позицию, то его может охватить испуг, что вся его деятельность построена на недостаточно твердом основании. Но все здесь сводится к тому, чтобы выступить из данной ситуации, выйти из нее. Поэтому здесь излишне строить благополучие, не основанное на крепком фундаменте. Вот почему здесь текст «Книги Перемен» стремится успокоить тревогу: В начале слабая черта. Для подстилки пользуйся белым камышом. Хулы не будет.

2

Вся гексаграмма, выражающая переразвитие великого, напоминает характерные качества верхней черты. Это образ старости, которая достигла всего и которая ждет только покоя. Здесь в образ «Книги Перемен» отражено сочетание такой старости с чем-то, несущим новые импульсы. Именно эти новые импульсы, которые выражены в почках на старом тополе, могут привести к выходу из данной, в общем, неблагополучной ситуации. Поэтому «Книга Перемен» говорит в достаточно ясных образах: Сильная черта на втором месте. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку в жены. Ничего неблагополучного.

3

Выход из данной ситуации наступить должен, но он должен наступить во благовремении. Третья черта характеризует здесь кризис выхода во внешнее, который несколько преждевременен. С другой стороны, образ, данный в «Книге Перемен», может быть понят и так, что выход из данной для человека является ломкой, ломкой старого. Для ситуации это — несчастье, гибель. Но это не значит, что данная ситуация является гибелью и для человека, проходящего ее. В «Книге Перемен» выражена лишь часть этих мыслей, сохраненных комментаторской литературой. Текст говорит только: Сильная черта на третьем месте. Стропила прогибаются — несчастье.

4

Четвертая позиция, целиком тяготеющая к пятой, которая представляет максимальное развитие данных качеств гексаграммы, вся озарена силами пятой. Поэтому и текст здесь говорит о «великолепии». Однако нельзя думать, что это великолепии может быть понято как нечто положительное, ибо именно оно может приковать внимание человека настолько, что он остановится, тогда как самое основное требование «Книги Перемен», обращенное к человеку, находящемуся в данной ситуации, это — выход из нее, т.е. выход из застоя. Если человек отдастся чему-нибудь иному, кроме выхода из ситуации переразвития великого, то он остановится на месте, не выйдет из нее, и ему самому придется пожалеть об упущенном времени. Исходя из этих несколько противоречивых мыслей, текст говорит: Сильная черта на четвертом месте. Стропила великолепны. Счастье. А если что-нибудь другое, то будет сожаление.

5

Тот процесс, который был намечен во второй позиции, поскольку она стоит в соответствии с пятой, здесь показывается в его завершении. Если там был образ почек, то здесь дан образ цветов. Но сама пятая позиция не тяготеет никуда. Поэтому здесь выступает образ безразличной старухи. Правда, она находит своего старого мужа служивого, который дряхл и поэтому выражен слабой шестой чертой, — и они замыкаются в своей личной жизни, не обращая внимания на окружающих их. Это — удовлетворение, замкнутое в себе. Правда, удовлетворение это заработано всем, что было сделано на предыдущих ступенях. За него никто не будет хулить, но и похвалы человек, стоящий в такой ситуации, не заслуживает, ибо он замыкается в себе. Вот почему в тексте мы можем прочитать: Сильная черта на пятом месте. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получает этого служивого мужа. Хулы не будет. Хвалы не будет.

6

Всякая чрезмерность приводит к гибели. Гибель может быть понята и как несчастье. Но поскольку ни одна из ситуаций, выраженных в гексаграммах, не может длиться вечно, то эта гибель возникает совершенно естественно. Здесь шестую позицию занимает слабая черта, и это символизирует отсутствие сил, необходимых на переход, который нужно сделать, т.е. на переход к новой ситуации. Поэтому здесь особенно подчеркнута гибель. Сама динамика перехода может захлестнуть переходящего человека. Но, как уже было указано, это совершенно естественное положение. Поэтому «Книга Перемен» говорит, что никто не осмелиться хулить человека, погибшего в этом положении. Иными словами, в тексте мы видим: Наверху слабая черта. При переходе вброд исчезает темя. Несчастье. Хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости. Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в жены.

Интерпретация Хейслип

Вы счастливы, ощущаете свое счастье. Но постарайтесь взять себя в руки; ваш темперамент может повредить как другим, так и вам самому. Взгляните на себя критически, и не будьте излишне самоуверенны; ваши суждения в данный момент далеко не самые верные. Не пытайтесь добиться успеха с помощью силы. Время все изменит, нужно сдержать себя и поразмыслить о состоянии дел. Ваше желание не может исполниться быстро. Будьте корректны, и не обижайте своей горячностью других.




Иероглиф Цзин. КолодецГексаграмма 48 Цзин. Колодец

48. Цзин. Колодец

Канонический текcт

Меняют города, (но) не меняют колодец. (Ничего) не утратишь, (но ничего и) не обретешь. Уйдешь и придешь, (но) колодец (останется) колодцем. (Если) почти достигнешь (воды), но еще не хватит веревки для колодца, (и если) разобьешь свою бадью, — несчастье.

  1. В колодце — ил, (им) не напитаешься. При запущенном колодце не будет живности.
  2. (Вода в) колодце падает, просвечивают рыбы (на дне). Бадья же ветхая, (и она) течет.
  3. Колодец очищен, (но из него) не напитаешься. В этом скорбь моей души: (ведь) можно (было бы) черпать (из него. Если бы) царь (был) просвещен, (то) все получили (бы) свое благополучие.
  4. Колодец облицован черепицей. — Хулы не будет.
  5. Колодец чист, (как) холодный ключ. (Из него) напитаешься.
  6. Из колодца берут (воду), не закрывай его. Обладающему правдой — изначальное счастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

В предыдущей ситуации все иссякшие силы должны были быть вновь найдены. Но находить их в окружении было невозможно, ибо само окружение, сама ситуация характеризовалась истощением сил. Поэтому выход из предыдущей ситуации (т.е. то, что происходит на данной ситуации) может быть найден только в том случае, если поиски сил будут направлены внутрь для выхода из предыдущей ситуации. Он не должен никуда за ними отправляться, а должен искать их в себе. Иными словами, это положение должно быть облечено в образ, который, с одной стороны — обладает лишь внутренней подвижностью. И авторы «Книги Перемен» нашли этот образ, когда говорили о колодце. Действительно, колодец не переносится с места на место, но в нем может пребывать и убывать вода, дающая жизнь. Вот почему здесь мы видим ситуацию, которая называется Колодец. Однако образ колодца таков, что в нем никогда нельзя быть уверенным в возможности приобретения тех сил, которые были утрачены в прошлом. Имеется много разных обстоятельств, благодаря которым вода в колодце может быть или не быть, а если она и есть, то бывает непригодной для питья. Словом, далеко не всегда в нем может быть нужная вода. Далии, если даже колодец поле воды, иными словами, если человек находит в себе эти силы, то перед ним еще вопрос, как выявить вовне эти силы, говоря образно, как достать воды из колодца. Уже на само выявление сил в свою очередь нужны силы, иными словами, нужны веревка и бадья для того, чтобы зачерпнуть воды из колодца. В этом образе для человека также могут быть затруднения. Поэтому назидательный текст говорит здесь следующее: Колодец. Меняют города, но не меняют колодец. Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь. Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем. Если почти достанешь воду, но еще не хватает веревки, или если разобьешь бадью — несчастье.

1

Низшая первая позиция образно выражается в самом дне колодца. Дно покрыто илом, мягкость которого символизируется слабой чертой. Если в колодце нет ничего, кроме ила, а на первой позиции ни о чем другом говорить еще нельзя, то ясно, что такой колодец, — это старый, запущенный, высохший колодец. Но на этой позиции продолжается еще влияние предыдущего. У такого старого колодца не только нет людей, но и животные обходят его. Вот почему в тексте здесь сказано только: В начале слабая черта. В колодце ил — им не прокормишься. При запущенном колодце не будет живописи.

2

На второй позиции колодец еще недостаточно глубок; если в нем и есть вода, то она упала настолько, что вряд ли ее можно зачерпнуть, если бы даже хватило веревки. Вода настолько мелка, что рыбы просвечивают сквозь нее. Так текст говорит о том, что силы, которые могут быть здесь восстановлены, еще недостаточно для того, чтобы предпринять действие при помощи их. Кроме того, и подготовка к проявлению этих сил здесь еще недостаточна, т.е. в этой подготовке слишком много от прежнего состояния, от состояния истощения. И это выражено в образе ветхой текущей бадьи. В тексте здесь сказано: Сильная черта на втором месте. Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на дне. Бадья же ветхая, и она течет.

3

Если на третьей позиции сил уже накоплено столько, что их наличие можно выразить в образе очищенного колодца, то, постольку данная позиция является лишь переходной и поскольку человек, занимающий ее, не может привлечь к себе внимание других людей, постольку здесь говорится о том, что даже таким очищенным колодцем люди не пользуются. Само собою, тому, кто очищает колодец таким образом, т.е. тому, кто для себя накопил достаточное количество сил, но это количество еще недостаточно для помощи другим, тому это положение доставляет большое огорчение. Действительно, ведь можно было бы воспользоваться его силами, но эти силы должны быть сначала еще выявлены. Если бы они были явны для всех, то, само собою, это могло бы привести к благополучию не только самого человека, но и его окружения. Однако здесь этой проявленности еще нет. Поэтому текст говорит здесь: Сильная черта на третьем месте. Колодец очищен, но из него не пьют. В этом скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был просвещен, то все обрели бы свое благополучие.

4

Но вот миновал кризис, и остается лишь то, что завоевано во время его. Силы собраны, образно говоря, колодец давно очищен окончательно. Следовательно, можно приступить к тому, чтобы при помощи этих сил оказывать содействие окружающим людям. Поэтому текст «Книги Перемен» здесь говорит лаконично следующее: Слабая черта на четвертом месте. Колодец облицован черепицей. Хулы не будет.

5

На позиции максимального выявления характерных черт данной ситуации, т.е. на пятой позиции, мы находим простое констатирование факта: Сильная черта на пятом месте. Колодец чист, как холодный ключ. Из него пьют.

6

Только на предыдущей позиции было достигнуто то, что является основной целью всей данной ситуации. Поэтому на шестой позиции процесс, несмотря на его тенденцию к угасанию, должен быть поддержан. Если колодец открыт и из него черпают воду, то надо следить хотя бы за тем, чтобы его не закрыли. При этом надо помнить, что образ колодца и его воды есть только образ, а речь идет, собственно говоря, о тех внутренних силах, которые человек должен был собрать в себе на данной ситуации для своего дальнейшего действия. Поэтому здесь только образ колодца, в самом же тексте это расшифровывается как внутренняя правда, т.е. как сила истины, осознанной человеком. Поэтому текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему правдой — изначальное счастье.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Утончение и проникновенность. Образ колодца хорошо передает сочетание ощущений свежести и спокойствия во внутреннем с чувством опасности и погружения во внешнем.

Интерпретация Хейслип

Возможно, что дела ваши идут не совсем гладко. Но даже если это так — не откажите в помощи другому. Вы убедитесь впоследствии, что это — единственно правильный образ действий. Не огорчайтесь, но сейчас, видимо, с трудом можно рассчитывать на то, что ваши способности будут по достоинству оценены и признаны вашим начальством. Конечно, вам очень хочется, чтобы обстоятельства изменились, но вряд ли это возможно сейчас. Это касается только ваших «глобальных» желаний и стремлений, менее значительные могут исполнится и теперь. Несмотря ни на что, ваши денежные дела обстоят довольно неплохо.