
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  28. Да-го. Переразвитие великогоКанонический текcт
Стропила прогибаются. Благоприятно иметь, куда выступить. Свершение.
- Для подстилки пользуйся белым камышом. — Хулы не будет.
- На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку
в жены. — Ничего неблагоприятного.
- Стропила прогибаются. — Несчастье.
- Стропила великолепны. — Счастье. (А если) что-нибудь другое, (то
будет) сожаление.
- На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получит этого
служилого мужа. — Хулы не будет, хвалы не будет.
- При переходе вброд (зайдешь так глубоко, что) исчезнет темя. — Несчастье.
Хулы не будет.
Для того, чтобы понять данную гексаграмму, небесполезно обратить внимание
на ее внешний вид. Нижняя и верхняя черты в ней слабые, все остальные —
сильные. Она точно указывает на какой-то предмет, у которого сила
сосредоточена на всем протяжении, кроме концов, которые лишены этой силы.
Это, согласно комментаторской литературы, образ балки стропил, прогнившей
на обоих концах. Предыдущее положение могло быть охарактеризовано
известным застоем, ибо все черты там тяготели вспять к первой. Всякий
застой приводит к тому, что даже в самой мирной обстановке рождаются
зачатки будущей смуты. Будет ли это взято в чисто внешнем образе, или
будет перенесено на деятельность завоевателей, — везде мы будем видеть
одно и то же: порок, зарождающийся от бездеятельности, от застоя. Этот
застой отображен в образе концов балки. Поэтому в тексте здесь не раз
встречается образ стропил. По существу, данная ситуация является
неблагоприятной, и поэтому единственное, что может рекомендовать «Книга
Перемен» — это как можно скорее выйти из нее. В этом смысл того, что здесь
благоприятно иметь куда выступить. Текст говорит:
Переразвитие великого. Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда
выступить. Свершение.
1
Комментаторы обыкновенно рассматривали гексаграммы и со стороны их
пространственного расположения. Поэтому во многих случаях нижняя черта
символизирует что-нибудь находящееся внизу. Так, например, подстилка ложа
может быть символизирована нижней чертой, фундамент тоже может быть
отнесен к нижней черте. Здесь нижняя черта — слабая. Поэтому в переводе на
язык образов «Книга Перемен» говорит о мягком белом камыше, который
берется для подстилки. Само собой понятно, что слабая черта — мягкий белый
камыш — не может быть прочным и основательным фундаментом. Если человек
пребывает в данной ситуации и занимает именно эту позицию, то его может
охватить испуг, что вся его деятельность построена на недостаточно твердом
основании. Но все здесь сводится к тому, чтобы выступить из данной
ситуации, выйти из нее. Поэтому здесь излишне строить благополучие, не
основанное на крепком фундаменте. Вот почему здесь текст «Книги Перемен»
стремится успокоить тревогу:
В начале слабая черта. Для подстилки пользуйся белым камышом. Хулы не
будет.
2
Вся гексаграмма, выражающая переразвитие великого, напоминает характерные
качества верхней черты. Это образ старости, которая достигла всего и
которая ждет только покоя. Здесь в образ «Книги Перемен» отражено
сочетание такой старости с чем-то, несущим новые импульсы. Именно эти
новые импульсы, которые выражены в почках на старом тополе, могут привести
к выходу из данной, в общем, неблагополучной ситуации. Поэтому «Книга
Перемен» говорит в достаточно ясных образах:
Сильная черта на втором месте. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый
человек получает эту девушку в жены. Ничего неблагополучного.
3
Выход из данной ситуации наступить должен, но он должен наступить во
благовремении. Третья черта характеризует здесь кризис выхода во внешнее,
который несколько преждевременен. С другой стороны, образ, данный в «Книге
Перемен», может быть понят и так, что выход из данной для человека
является ломкой, ломкой старого. Для ситуации это — несчастье, гибель. Но
это не значит, что данная ситуация является гибелью и для человека,
проходящего ее. В «Книге Перемен» выражена лишь часть этих мыслей,
сохраненных комментаторской литературой. Текст говорит только:
Сильная черта на третьем месте. Стропила прогибаются — несчастье.
4
Четвертая позиция, целиком тяготеющая к пятой, которая представляет
максимальное развитие данных качеств гексаграммы, вся озарена силами
пятой. Поэтому и текст здесь говорит о «великолепии». Однако нельзя
думать, что это великолепии может быть понято как нечто положительное, ибо
именно оно может приковать внимание человека настолько, что он
остановится, тогда как самое основное требование «Книги Перемен»,
обращенное к человеку, находящемуся в данной ситуации, это — выход из нее,
т.е. выход из застоя. Если человек отдастся чему-нибудь иному, кроме
выхода из ситуации переразвития великого, то он остановится на месте, не
выйдет из нее, и ему самому придется пожалеть об упущенном времени. Исходя
из этих несколько противоречивых мыслей, текст говорит:
Сильная черта на четвертом месте. Стропила великолепны. Счастье. А если
что-нибудь другое, то будет сожаление.
5
Тот процесс, который был намечен во второй позиции, поскольку она стоит в
соответствии с пятой, здесь показывается в его завершении. Если там был
образ почек, то здесь дан образ цветов. Но сама пятая позиция не тяготеет
никуда. Поэтому здесь выступает образ безразличной старухи. Правда, она
находит своего старого мужа служивого, который дряхл и поэтому выражен
слабой шестой чертой, — и они замыкаются в своей личной жизни, не обращая
внимания на окружающих их. Это — удовлетворение, замкнутое в себе. Правда,
удовлетворение это заработано всем, что было сделано на предыдущих
ступенях. За него никто не будет хулить, но и похвалы человек, стоящий в
такой ситуации, не заслуживает, ибо он замыкается в себе. Вот почему в
тексте мы можем прочитать:
Сильная черта на пятом месте. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая
женщина получает этого служивого мужа. Хулы не будет. Хвалы не будет.
6
Всякая чрезмерность приводит к гибели. Гибель может быть понята и как
несчастье. Но поскольку ни одна из ситуаций, выраженных в гексаграммах, не
может длиться вечно, то эта гибель возникает совершенно естественно. Здесь
шестую позицию занимает слабая черта, и это символизирует отсутствие сил,
необходимых на переход, который нужно сделать, т.е. на переход к новой
ситуации. Поэтому здесь особенно подчеркнута гибель. Сама динамика
перехода может захлестнуть переходящего человека. Но, как уже было
указано, это совершенно естественное положение. Поэтому «Книга Перемен»
говорит, что никто не осмелиться хулить человека, погибшего в этом
положении. Иными словами, в тексте мы видим:
Наверху слабая черта. При переходе вброд исчезает темя. Несчастье. Хулы не
будет.
Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и
проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости.
Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина
получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в
жены.
Интерпретация Хейслип
Вы счастливы, ощущаете свое счастье. Но постарайтесь взять
себя в руки; ваш темперамент может повредить как другим, так и вам
самому. Взгляните на себя критически, и не будьте излишне самоуверенны;
ваши суждения в данный момент далеко не самые верные. Не пытайтесь
добиться успеха с помощью силы. Время все изменит, нужно
сдержать себя и поразмыслить о состоянии дел. Ваше желание не может
исполниться быстро. Будьте корректны, и не обижайте своей горячностью
других.
  52. Гэнь. СосредоточенностьКанонический текcт
(Сосредоточишься на) своей спине. Не воспримешь своего тела. Проходя
по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
- Сосредоточенность в своих пальцах ног. — Хулы не будет. Благоприятна
вечная стойкость.
- Сосредоточенность в своих икрах. Не спасешь того, за кем следуешь:
его сердце невесело.
- Остановка в своих бедрах. (Они) отходят от своей поясницы. Ужас
опасности охватывает душу.
- Сосредоточенность в своем туловище. — Хулы не будет.
- Остановка в своих скулах. В речах будет последовательность, и раскаяние
исчезнет.
- Укрепи сосредоточенность. — Счастье.
В одном из своих афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал,
что человек, понявший суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю
суть буддизма. Чэн И-чуань не был буддистом, но был хорошо знаком с
буддийской философией своего времени. По-видимому, он дал правильную
характеристику, ибо Вань И, который рассматривал «Книгу Перемен» с точки
зрения буддийской философии, этой гексаграмме уделяет совершенно
исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь высказывает,
то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение не
отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит
от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь
одно от другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой
покоя, т.е. остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия
зависимы друг от друга. Если в предыдущей ситуации было показано
максимальное движение, то, собственно говоря, в ней самой уже было указано
и на покой, и в силу чисто технических причин, в силу невозможности
говорить одновременно двоякое в «Книге Перемен», это рассматривается как
два последовательных момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация
максимального покоя и сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения.
Главные органы восприятия, возбуждающие наше познание, — глаза, —
расположены на передней части лица. Поэтому спина, лишенная зрения, слуха,
обоняния, вкуса, представляет собою символ, противоположный органам
восприятия. Спина — это то, в чем больше всего человек статичен, если
считать вместе с Вань И, что динамика восприятия сосредоточена в самих
органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду такая
сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он
целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он
даже и будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из
окружающих его вещей и людей. Можно было бы думать, что такая
отрешенность, погруженность в себя могли бы привести к полному отрыву от
мира. Однако, поскольку здесь имеется в виду лишь временная, преходящая
ситуация, лишь один абстрагированный момент, постольку в общем данная
ситуация не может привести к дурному результату. По поводу этого текст
говорит следующее:
Сосредоточенность. Сосредоточишься на своей спине. Не воспримешь своего
тела. Проходя по своему двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет.
1
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в самих себе, гармонически
сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому она может быть здесь
наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь только в самом
начале своего развития. По символике тела здесь «Книга Перемен» совершенно
естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног. Постепенно эта
сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на всего
человека. Но здесь текст говорит только:
В начале слабая черта. Сосредоточенность в пальцах ног. Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.
2
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой чертой, и это вдвойне
характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие, неподвижность и т.п.
Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того, вторая позиция
характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую, должна
импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная
ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени
затруднено. Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на втором месте. Сосредоточенность в икрах. Не спасешь того,
за кем следуешь. Его сердце невесело.
3
После двух позиций покоя, т.е. первой и второй, наступает третья, которая
является сама по себе переломным моментом и которая занята качественно
иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим. Вся опасность данной
ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка, сосредоточенность
охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может шелохнуться, и в
нем самом точно происходит раскол. «Книга Перемен» здесь констатирует
только ужас данной ситуации и говорит:
Сильная черта на третьем месте. Остановка в бедрах. Они отходят от
поясницы. Ужас охватывает сердце.
4
Все дальше развивающаяся статичность данной ситуации приводит к тому, что
сосредоточенностью охвачено все тело человека, но поскольку здесь опять,
как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое сочетание пассивной,
четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это положение хотя
и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И «Книга Перемен»
успокаивает:
Слабая черта на четвертом месте. Сосредоточенность в туловище. Хулы не
будет.
5
Наконец максимально выявляется сущность ситуации. Если ее сущность —
покой, то, как мы видели в общем, введении, покой чередуется с движением,
как и движение с покоем. Именно благодаря этому возможно наступление
ритмического чередования покоя и движения и их гармоническая
последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи, главным
органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном действии
речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит:
Слабая черта на пятом месте. Остановка в шее. В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние исчезнет.
6
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше
всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное
развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так
дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить
его, — значит перейти к движению. Поскольку шестая черта должна приводить
к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь имеется в виду
благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:
Наверху сильная черта. Закрепи сосредоточенность. Счастье.
И во внешнем и во внутреннем — Пребывание и незыблемость. Это
сосредоточенность.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время прогресс в делах очень проблематичен. Вам
необходимо некоторое время переждать, и лишь затем снова приступить
к работе; если вы запланируете поездку или путешествие, лучше
откажитесь от них. Постарайтесь примириться с обстоятельствами и
хорошо обдумайте свое положение, прежде чем браться за что-либо.
Не унывайте. Все трудности и козни недоброжелателей вы преодолеете,
победа будет за вами, причем очень скоро. Чтобы исполнились желания,
сейчас ваши усилия должны быть особенно настойчивы.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого