Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

И Цзин для Андроид

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Си-кань. Повторная опасность Цзи-цзи. Уже конец

Иероглиф Си-кань. Повторная опасностьГексаграмма 29 Си-кань. Повторная опасность

29. Си-кань. Повторная опасность

Канонический текcт

Обладателю правды — только в сердце свершение. Действия будут одобрены.

  1. Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне. — Несчастье.
  2. В бездне есть опасность. — Добиваясь, кое-что обретешь.
  3. Придешь или уйдешь — (будет) бездна за бездной. (Пусть и) опасно, (но) все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в бездне. — Не действуй.
  4. (Всего) кружка вина и чаша (еды), и в придачу нужен (лишь) глиняный кувшин. Принятие обязательств через окно. — В конце концов хулы не будет.
  5. Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь (ее) — хулы не будет.
  6. Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в чаще терновника. — И в три года (ничего) не обретешь. Несчастье.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Данная гексаграмма имеет название, которое может быть переведено и понято двояко: это или опасность, или бездна. Поэтому, если комментаторы уделяют некоторое внимание пониманию ее через слово опасность, то сам текст приводит образы бездны на каждом шагу. Появление ее в донном месте текста объясняется тем, что предыдущее состояние, указанное в ряде ближайших гексаграмм, дает образ сравнительно мирного существования человека. Но самое мирное пребывание, если недостаточно обращено внимание на подготовку к будущим затруднительным положениям и бедствиям, приводит к некоторой распущенности. На гносеологических путях комментаторы отмечают здесь замену акта познания запоминанием уже накопленного опыта. Но если бы главное внимание было обращено на констатацию самого факта опасности пребывания в бездне, то это не соответствовало бы характеру «Книги Перемен», которая ставит своей целью давать человеку предупреждение и указывать на пути преодоления тех или иных положений жизни. Яркий образ триграмм, составляющих данную гексаграмму, представляет собою бескомпромиссное движение среди отставшей косной среды. Между прочим, Р. Вильгельм дает интересную расшифровку образа триграммы кань. Здесь все сильные черты выражают не столько слабость, сколько нечто противоположное силе, т.е. инерцию, косность. И Р. Вильгельм об образе потока, который мчится меж обледенелых берегов. Так же должна быть направлена моральная деятельность человека сквозь окружающие его привычные взгляды, традиционные представления и т.п. Из этого уже намечается основной тон, взятый в данной гексаграмме, состоящей в стремительном призыве к исканию истины, т.е. внутренней правдивости, о которой говорит текст. Ибо только внутренняя правдивость может привести к тому, что действия человека будут гармонически включены в мировое развитие и поэтому вызовут одобрение. Так, в тексте мы читаем: Повторная опасность. Обладателю правды — только в сердце свершение. Действия будут одобрены.

1

Поскольку данная ситуация указывает на искания внутренней правды, постольку нельзя предполагать ее наличие уже в самом начале. Поэтому первая позиция говорит о том, что внутреннюю правду еще только можно найти. Здесь человек пребывает еще целиком в бездне, качественно иной, чем то, что в результате данной ситуации может быть достигнуто, т.е. в бездне незнания, в бездне лжи, неправоты. Поэтому здесь «Книга Перемен» только констатирует: В начале слабая черта. Двойная бездна. Войдешь в пещеру в бездне. Несчастье.

2

В той бездне, о которой говорится здесь, как уже было указано, старые привычки, опыт, накопленный прежде, могут подменить содержание нового акта познания. Поэтому, хотя вторая черта, в общем, благоприятна в символах «Книги Перемен» (и благоприятна именно потому, что она представляет собой качество уравновешенности), хотя здесь эта черта и символизирует сравнительно благоприятную позицию в отношении внутренней правды, но все же внутренняя правда еще не достигнута. На каждом шагу человеку еще грозит опасность. Только активное завоевание внутренней правдивости может привести к каким-нибудь результатам. Поэтому и текст говорит здесь: Сильная черта на втором месте. В бездне есть опасность. Добиваясь, кое-что получишь.

3

Выход из внутреннего во внешнее, из той среды, в которой человек находится в данный момент, характерен для третьей позиции, как мы знаем из многочисленных предыдущих примеров. Но качество данной ситуации в целом оказывает свое воздействие здесь в том смысле, что выход из бездны еще не гарантирует окончательного ухода от нее, ибо за одной бездной может быть вторая, как это показывает уже самое заглавие гексаграммы. Поэтому и текст дает указание на возможность новых бездн, в которые проваливается человек в своем действии — искании истины. Самое важное здесь — не слишком полагаться на себя. Поэтому действие, исходящее только из личной инициативы и не считающееся с помощью извне, не может быть благоприятно. Вот почему в тексте сказано: Слабая черта на третьем месте. Придешь или уйдешь — будет бездна за бездной. Пусть и опасно, но все же есть поддержка. Войдешь в пещеру в бездне — не действуй.

4

То, что еще не познано, в известном смысле лежит за пределами сознания, вовне. Поэтому при переходе к внешней верхней триграмме может быть речь о новом акте познания как таковом. Этот новый акт познания может и должен возбудить в человеке прежде накопленный опыт, для того чтобы впоследствии быть гармонически синтезированным с ним. Новый акт познания возбуждает человека, как озбуждает его вино. Но новый акт познания, с другой стороны, должен быть сам, в свою очередь, облечен в некоторую форму из прежде накопленного опыта. Точно еда, лежащая в чаше, он должен быть облечен в форму этой чаши. При этом необходимо помнить, что, в конечном счете, истина сама в себе проста и эта простота истины выражена в образе простого глиняного кувшина, о котором говорит текст. Если это понято так, тогда человек может прибегнуть ко всему тому, что помогает ему на пути синтезирования нового акта познания, и в этом синтезе перед ним должно открываться окно для прозрения в истину. Приблизительно такую интерпретацию этих образов можем найти в комментарии Вань И. Однако эти образы интерпретировались и иначе. Существуют различные интерпретации, построенные по поводу одного и того же текста: Слабая черта на четвертом месте. Всего кружка вина, миска еды, и в придачу нужен лишь глиняный кувшин. Принятие обязательств через окно. В конце концов хулы не будет.

5

Здесь, несмотря на всю благоприятность пятой позиции, еще нельзя говорить о ликвидации данной ситуации. И необходимо помнить, что вся ситуация опасной бездны. Здесь, собственно говоря, только начало процесса выхода из бездны. Она еще не может быть накоплена, т.е. не может исчезнуть. Но бездна — вода, взволнованная бурей, — здесь уже отходить на второй план. Бурную поверхность заменяет водная гладь. Это единственное, что может быть достигнуть здесь. Но если это достигнуть, то положено начало правильного выхода из данной ситуации. Так, в тексте мы читаем: Сильная черта на пятом месте. Бездна не наполняется. Когда уже выровняешь ее, хулы не будет.

6

Поскольку шестая позиция — позиция переразвития, постольку тот новый акт познания, о котором говорилось в предыдущих этапах, акт познания правды, необходимой для выхода из бездны, является здесь тоже переразвитием, т.е. он доминирует над опытом, накопленным прежде. Но опыт знания, приобретенного прежде, является тем, что может систематизировать познанное вновь, тем, что может и должно связать и укрепить его. Следовательно, знание, накопленное встарь, должно быть прочно, надежно и крепко. Без этой связи прежнего и нового человек может только запутаться, заблудиться в дебрях несистематизированного опыта, приобретенного вновь. Если человек попал в такое состояние, то из него, именно в силу его качества, выбраться было бы не так просто. Поэтому текст предупреждает здесь так: Наверху слабая черта. Для связывания нужен канат и аркан. Заключение в чаще терновника. И в три года ничего не получишь. Несчастье.

Комментарий А.В. Швеца

И во внешнем и во внутреннем — Погружение и опасность. И во внутреннем и во внешнем проявления абсолюта «тонут» в Инь. Бесконечная суета дел и мелочных мыслей поглощают, как бездна: бездна не наполняется.

Интерпретация Хейслип

Не падайте духом, но это — одна из четырех наихудших комбинаций. В вашей жизни наступило время потерь и поражений. Единственное, что можно сделать — это сократить до возможного минимума число ударов судьбы. Наберитесь терпения и ждите, пока богиня счастья вновь удостоит вас своего взгляда. Через два, самое большее — через пять месяцев положение начнет меняться к лучшему. А пока у вас достаточно времени, чтобы заняться научными изысканиями, чтением, просто домашней работой, которой обычно предостаточно. Не нервничайте, и сохраняйте спокойствие. Это период, когда самоанализ и трезвая оценка положения гораздо важнее, чем отчаянная борьба с судьбой.




Иероглиф Цзи-цзи. Уже конецГексаграмма 63 Цзи-цзи. Уже конец

63. Цзи-цзи. Уже конец

Канонический текcт

Свершение. Малому — благоприятна стойкость. В начале — счастье; в конце — беспорядок.

  1. Затормозишь свои колеса — подмочишь свой хвост. — Хулы не будет.
  2. Женщина утратит свой занавес (на колеснице). Не гонись. (Через) семь дней обретешь.
  3. Высокий предок напал на страну бесов и в три года победил ее. Ничтожествам — не действовать.
  4. Промокнешь. (Ибо) платье в лохмотьях. Запрет до конца дня.
  5. Бык, убитый у восточных соседей, не сравнится с небольшой жертвой западных соседей. (Если будешь) правдив, поистине получишь свое благополучие.
  6. Промочишь голову. — Ужасная опасность.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

В том ходе творчества, который был охарактеризован во второй части «Книги Перемен», здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется «уже конец». Она представляет собою завершение самого процесса, и это выражено в самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории «Книги Перемен» на нечетных, сильных позициях гармонически могут, находится сильные черты, а на четных, слабых позициях — слабые. В данной гексаграмме все черты расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции — слабыми. Казалось бы, в этом дается образ такого гармонического развития и результаты его, которые не предполагают возможности дальнейшего развития. Все уже достигнуто. Отдельное, индивидуальное уже создано. Если оно и понимается как нечто малое, то все же ему предстоит развитие вплоть до того момента, когда оно станет великим. В этом смысле говорится о возможности развития малого. Стойкость и устойчивость, охарактеризованные расположением черт данной гексаграммы, здесь благоприятствует всему процессу. Но именно здесь необходимо принять во внимание другой закон, существующий в теории «Книги Перемен» и состоящий в том, что все имеет тенденцию превратиться в свою противоположность. Каждая сильная черта имеет в себе самой заложенные тенденции превратиться в слабую, и наоборот. Поэтому, как увидим ниже, последняя гексаграмма представляет собою полную противоположность данной. Таким образом, если весь предыдущий процесс, от первого импульса творчества и до достижения полной гармонии, которая выражена в данной гексаграмме, является тем счастьем, которое стоит в начале и которое упоминается данным текстом, то именно это счастье приводит также к необходимости полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который стоит в конце и упоминается в данном афоризме. Чтобы правильно пройти через данную ситуацию, называемую в «Книге Перемен» «уже конец», необходимо предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие гексаграммы по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для правильного переживания всей этой ситуации. Не нужно, однако, понимать движение к хаосу, указанное здесь, как нечто отрицательное, ибо, как мы увидим ниже, этот хаос, представляет собою нечто аморфное, послужит тем материалом, в пределах которого может развернуться новый цикл, начинающийся с творчества, и т.д. Принимая все это во внимание, можно понять текст, гласящий: Уже конец. Свершение. Малому благоприятна стойкость. В начале — счастье. В конце беспорядок.

1

Как бы ни была устойчива в самой себе данная ситуация, она должна быть пройдена, должна быть преодолена, ибо остановка в ней обозначала бы гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка привела бы к недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию, и в последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием связана со следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться контекстом следующей гексаграммы, где дается образ молодого лиса, который почти переправился через реку, но в последнюю минуту вымочил хвост. Чтобы не было именно этого, «Книга Перемен» здесь напоминает: В начале сильная черта. Затормозишь колеса — подмочишь хвост. Хулы не будет.

2

В процессе творчества вещь уже создана, она существует как для себя, так и для своего окружения. Скрыться она уже больше не может. Она явно видна всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции, т.е. там, где он пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это было бы для него недостижимо. Это облечено в образ женщины, потерявшей занавес на колеснице. Упорная погоня за своей непроявленностью, поиски потерянных занавесей не могут здесь привести ни к какому результату. Когда в дальнейшем наступит время (а оно, безусловно, может наступить), тогда все будет восстановлено, человек может быть замкнут в самом себе. Здесь это недостижимо, и будущее должно быть предоставлено будущему. В таком смысле в тексте здесь говорится: Слабая черта на втором месте. Женщина потеряет занавеси на колеснице. Не гонись. Через семь дней получишь.

3

В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход вовне воспринимается как выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми сражаться предстоит здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход не страну бесов. Победа над ними должна быть удержана. Но эта победа достижима лишь тому, кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для такого человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка, как его называет «Книга Перемен», эта победа дается не даром. Нужен длительный срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному человеку в таких условиях действовать нельзя. Вот почему в «Книге Перемен» здесь сказано: Сильная черта на третьем месте. Высокий предок идет в поход не страну бесов. И в три года победит ее. Ничтожествам — не действовать.

4

Преддверие хаоса и приближение его чувствуется на каждой ступени данной ситуации, несмотря на то, что она сама по себе представляет завершение всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в виду, что никакое достижение не остается навеки в руках достигнувшего. В таком смысле, как напоминание, звучит текст: Слабая черта на четвертом месте. И на парче будут лохмотья. До конца дней соблюди запреты.

5

Все ближе выход из данной ситуации, все ближе к хаосу. Поэтому здесь дается еще раз напоминание о том, что может спасти человека в той среде, в которую он с неизбежностью попадет в следующей ситуации. Не пышность и роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние силы — вот что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в который он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых дается данный афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма — огонь — приписана к востоку, а верхняя триграмма — вода — к западу. То, что было достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых трех позициях, здесь уже не играет никакой роли. Поэтому если восточные соседи, т.е. три нижние позиции, и приносят значительную жертву, в ней смысла нет. И только то, что человек уносит с собой, устремляясь к хаосу, то, что является его неотъемлемым, ему лично принадлежащим, только это может привести к благополучию. И это незначительное, та малая жертва, о которой говорится в тексте, есть не что иное, как внутренняя устойчивость и правдивость, умение исходить из самого себя. Поэтому в тексте здесь сказано: Сильная черта на пятом месте. Корова, убитая у восточных соседей, не сравнится с небольшой жертвой западных соседей. Если будешь правдивым, то поистине найдешь свое счастье.

6

В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале процесса было счастье, в конце его — хаос. Шестая позиция представляет собою переход к этому хаосу. «Книга Перемен» не говорит, что здесь человеку грозит определенное несчастье. Она только констатирует опасность и ужас данного положения. Волна хаоса захлестывает человека. Если в первой позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю минуту испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, как хаос с головой покроет человека. И тем не менее это необходимо, ибо человек должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив эту гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для своего творчества. Так, в тексте здесь мы читаем только: Наверху слабая черта. Промочишь голову. Ужас.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем — Погружение и опасность, во внутреннем — Сцепление и опасность. Во внешнем пустая суета, пустячные хлопоты, которые впрочем не нарушают привычного уклада. Во внутреннем — ясность. Не стоит отвлекаться на мелочи — не гонись за утерянным занавесом. Не следует изменять себе и сбиваться с выбранного пути под воздействием мелких неурядиц — не тормози свои колеса.

Интерпретация Хейслип

Если вдруг вы сейчас с кем-то поссоритесь, то лучше вам обратиться к кому-нибудь третьему, кто мог бы выступить посредником между вами. Если вы однажды достигли успеха — не надо поддаваться желанию вновь повторить его. Подумайте об этом: если последуете этому совету, то наградой будет вам полное осуществление ваших желаний. Не стоит сейчас бросать все силы на новое дело; оно не приведет к успеху. То, о чем вы мечтаете и к чему стремитесь — исполнится, но с течением времени, не сразу.