Ответы ко многим вопросам

 
 
У вас могут возникнуть вопросы:

В результате гадания получилась «гуа» со «старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: Кунь. Исполнение Да-го. Переразвитие великого

Иероглиф Кунь. ИсполнениеГексаграмма 2 Кунь. Исполнение

2. Кунь. Исполнение

Канонический текcт

Изначальное свершение: благоприятна стойкость кобылицы. Княжичу есть куда выступить. Выдвинется (он) — заблудится, последует — обретет господина. Благоприятно: на юго-западе приобрести друзей, на юго-востоке утратить друзей. (Пребудешь) спокойно в стойкости — (будет) счастье.

  1. (Если ты) наступил на иней, (значит) близок и крепкий лед.
  2. Прямота, повсеместность, величие. — И без упражнения не будет (ни чего, что бы) не (было) благоприятно.
  3. Тая (свои) проявления, надо бы быть стойким. — Пожалуй, следи за царем в (его) делах. Без того, чтобы совершать (самому), доведешь (дело) до конца.
  4. Завязанный мешок. — Не будет хулы, не будет хвалы.
  5. Желтая юбка. — Изначальное счастье.
  6. Драконы бьются на окраине. — Их кровь синя и желта.

В действии шестерок благоприятна вечная стойкость.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Даже самое напряженное творчество не может реализоваться, если нет той среды, в которой оно будет осуществляться. Но и эта среда, для того чтобы осуществить абсолютное творчество, должна быть тоже абсолютно податливой и пластичной. Кроме того, она должна быть лишена какой бы то ни было собственной инициативы, должна в полной самоотрешенности лишь вторить и следовать за импульсами творчества. Но вместе с тем она не была бы в состоянии исполнять то, что является творческим замыслом. Поэтому она — вполне самоотрешенная сила — выражается метафорически в образе кобылицы, которая, хотя и лишена норова коня, но не уступает ему в способности к действию.

Если Творчество — это Небо, Свет, Совершенный человек, то Исполнение — это Земля, Тьма. Благородный человек, слушающий и исполняющий указания Совершенного человека. Именно ему здесь предстоит действовать не по этим указаниям, а по собственному почину, то он мог бы лишь заблуждаться. И только следуя за своим повелителем, он может найти его. Так, для благородного человека здесь лучше всего, утратив подобных ему самому друзей, обрести выше его стоящего друга, который своими качествами восполняет его недостатки.

В пространственной символике Книги юго-запад считается областью тьмы, так как там начинается угасание света. И, по противоположности, северо-восток — область, где зарождается свет, — считается областью света. Исполнение же выражено в чертах тьмы, поэтому ему надо потерять подобные ему силы на юго-западе и найти восполняющие силы — «друга» — на северо-востоке, чтобы подчиниться им. При этом важно, чтобы деятельность Исполнения протекала в полном спокойствии, в покорном принятии своей судьбы, без переразвития, иначе его деятельность будет не исполнять замыслы творчества, а конкурировать с ними. Тьма вступит в незакономерный бой со светом, что не может привести к благому результату, ибо сила тьмы — слепая необходимость, а не ясная сознательность.

Если первый символ относится по преимуществу к государю, мужу и т.д., то символ Исполнение повествует о деятельности подданного, жены и т.п. В нём показана развивающаяся необходимость в Исполнении. В тексте это выражено так: В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы. Благородному человеку предстоит действовать, но если он выдвинется вперед, то заблудится, отступив же назад, он обретёт повелителя. Здесь благоприятно на юго-западе найти друга и на северо-востоке утратить друга. Спокойная стойкость — к счастью.

1

Первый момент Исполнения таков, что в нём ещё незаметно оно само. И тем не менее оно будет осуществляться с полной необходимостью. Пусть даже сила Тьмы и холода здесь ещё не выявлена. Но она уже начала действовать. Пусть в том, что уже выпал иней, ещё не заметен будущий мороз, но если иней выпал, то, значит, недалеко то время, когда будет и крепкий лёд, в котором холод и тьма проявятся уже в полной мере.

Рост силы и тьмы может быть понят и в переносном смысле: это — время, когда всё больше могут начать действовать «ничтожества» — аморальные люди. Надо предвидеть события и быть готовым к встрече с ними. Поэтому как предупреждение звучат слова текста: В начале слабая черта. Если ты наступил на иней, значит, близится и крепкий лёд.

2

В символике геометрических форм Книги небу присвоена форма круга, а земле — квадрата. Пространственно небо мыслится куполообразным, а земля — «прямой», плоской. Но, вступая во взаимодействие с небом, земля должна полностью приноровиться к нему, чтобы осуществить его импульсы. Несмотря на различие их форм, это возможно в силу громадности земли. (Древнекитайское представление, что бесконечно большой квадрат стремится превратиться в круг, засвидетельствовано в гл. 41 «Дао дэ цзина»: «У великого квадрата нет же углов».) В каждом символе Книги одна из черт считается главной. В данном случае это — именно вторая черта. Поэтому в ней по преимуществу выражено качество данного символа. И раз в данном случае это качество налично в самой полной мере, то здесь не требуются никакие предварительные упражнения: не нужна никакая предварительная подготовка, а всё складывается благоприятно само собой. Только в свете этих мыслей становится понятным текст: Слабая черта на втором месте. Плоский квадрат громаден. Хоть и не готовишься, не будет ничего неблагоприятного.

3

После первого, внутреннего выявления данной ситуации опять наступает некий кризис. Во время его невозможна свободная деятельность. Человек может обладать самыми прекрасными качествами, но время не благоприятствует ему. Поэтому он должен затаить свой блеск. Он может быть стойким и даже может действовать, однако лишь при условии, что его деятельность не будет происходить по его собственному почину, а лишь по указаниям выше его стоящего вождя, тогда лишь его дело может быть доведено до нужного конца. Вот почему и в тексте сказано: Слабая черта на третьем месте. Затаи свой блеск и сможешь пребыть стойким. Возможно, что если будешь действовать, следуя за вождём, Сам не совершая ничего, то дело будет доведено до конца.

4

При пассивности силы Тьмы, характерной для Исполнения, состояние кризиса несколько затягивается. Поэтому, хотя на четвертой позиции он уже минует, но его воздействие все же остается. Человек может обладать многим, но здесь лучше ему спрятать то, что у него есть: завязать мешок. Эта позиция символизирует положение приближенного к государю человека. Положение его неустойчиво и полно тревог. Конечно, если человек в таком положение будет держаться в тени, то опасность не будет ему угрожать, однако, оставаясь незамеченным, он не может рассчитывать и на какие то ни было похвалы. Так, в тексте мы читаем: Слабая черта на четвертом месте. Завяжи мешок. Хулы не будет, хвалы не будет.

5

И вторая и пятая черты, как средние черты в нижней и в верхней триграммах, выражают одно из самых важных качеств: уравновешенность, понимаемую как умение без крайностей всегда быть на должном месте. (Это центральное положение выражено в образе, требующем некоторой расшифровки. Дело в том, что гамма красок по древнекитайским воззрениям состоит не из семи (как у нас), а из пяти цветов, и в ней жёлтый цвет занимает центральное положение. Поэтому в афоризмах, относящихся ко вторым и к пятым чертам, часто встречаются образы, имеющие эпитет «жёлтый»). Кроме того, жёлтый цвет — это цвет Земли. Пятая черта в данном символе, хотя и не является главной, но, занимая самое выгодное положение в верхней триграмме, обозначающей внешнее, она символизирует всё же возможность проявления вовне. Внешнее проявление — это своего рода одежда. Но так как здесь речь идёт о Земле, то и её положение, низшее по отношения к Небу, находит своё отражение в том, что в образе указана нижняя часть китайской одежды: «юбка». Благоприятность этой позиции дает возможность говорить здесь не только о счастье, но даже об «изначальном счастье». После этих разъяснений, вероятно, не покажется непонятным текст: Слабая черта на пятом месте. Жёлтая юбка. Изначальное счастье.

6

Шестая позиция выражает переразвитие данной ситуации. Сила Тьмы, будучи переразвита, вступает в борьбу с силой Света. Здесь, на крайней позиции, на окраине, борются Свет и Тьма, Небо и Земля, которым присущи синий и жёлтый цвета. Благою эта битва не может быть, так как она — нарушение мировой закономерности, и вот льётся «кровь драконов»: Наверху слабая черта. Драконы бьются на окраине. Их кровь синя и желта. Чтобы избежать такой битвы при действии сил Тьмы — слабых черт — надо всегда иметь в виду, что здесь благоприятной может быть лишь вечная стойкость. Об этом говорит и общее предостережение к данному символу: При действии слабых черт благоприятна вечная стойкость.

Комментарий А.В. Швеца

Исполнение во внешнем и внутреннем. Все закономерно и предопределено — если ты ступил на иней, то близок и крепкий лед. Все происходит само собой, так как и должно происходить — и без упражнения не будет ничего неблагоприятного; без того, чтобы совершать самому, доведешь дело до конца.

Но в этой триграмме нет места для проявлений Абсолюта, для Ян. А это значит что мир завязан, как мешок, самодостаточен и огражден от внешнего влияния. Но такой мир не может устраивать развитое сознание, для него данная ситуация бессмысленна, потому что этот мир ему необходим только для приближения к Абсолюту — драконы бьются на окраине.

Интерпретация Хейслип

Боги пробудили мать-Землю. Вам необходимо усердно трудиться, и ваши усилия через два месяца увенчаются большим успехом. Вы являетесь культурным и жаждущим знаний человеком, с любовью относящимся даже к самым малым плодам своего труда. Вы почтительны и привязаны к матери. Сейчас не думайте слишком много о материальной выгоде, не давайте волю корыстолюбию. Ваше желание исполнится, хотя и не сразу. В ближайшее время не рекомендуется отправляться в дорогу — ни одному, ни с кем-либо. В вашем кругу скоро появится человек, питающий к вам сильный интерес.




Иероглиф Да-го. Переразвитие великогоГексаграмма 28 Да-го. Переразвитие великого

28. Да-го. Переразвитие великого

Канонический текcт

Стропила прогибаются. Благоприятно иметь, куда выступить. Свершение.

  1. Для подстилки пользуйся белым камышом. — Хулы не будет.
  2. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку в жены. — Ничего неблагоприятного.
  3. Стропила прогибаются. — Несчастье.
  4. Стропила великолепны. — Счастье. (А если) что-нибудь другое, (то будет) сожаление.
  5. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получит этого служилого мужа. — Хулы не будет, хвалы не будет.
  6. При переходе вброд (зайдешь так глубоко, что) исчезнет темя. — Несчастье. Хулы не будет.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Для того, чтобы понять данную гексаграмму, небесполезно обратить внимание на ее внешний вид. Нижняя и верхняя черты в ней слабые, все остальные — сильные. Она точно указывает на какой-то предмет, у которого сила сосредоточена на всем протяжении, кроме концов, которые лишены этой силы. Это, согласно комментаторской литературы, образ балки стропил, прогнившей на обоих концах. Предыдущее положение могло быть охарактеризовано известным застоем, ибо все черты там тяготели вспять к первой. Всякий застой приводит к тому, что даже в самой мирной обстановке рождаются зачатки будущей смуты. Будет ли это взято в чисто внешнем образе, или будет перенесено на деятельность завоевателей, — везде мы будем видеть одно и то же: порок, зарождающийся от бездеятельности, от застоя. Этот застой отображен в образе концов балки. Поэтому в тексте здесь не раз встречается образ стропил. По существу, данная ситуация является неблагоприятной, и поэтому единственное, что может рекомендовать «Книга Перемен» — это как можно скорее выйти из нее. В этом смысл того, что здесь благоприятно иметь куда выступить. Текст говорит: Переразвитие великого. Стропила прогибаются. Благоприятно иметь куда выступить. Свершение.

1

Комментаторы обыкновенно рассматривали гексаграммы и со стороны их пространственного расположения. Поэтому во многих случаях нижняя черта символизирует что-нибудь находящееся внизу. Так, например, подстилка ложа может быть символизирована нижней чертой, фундамент тоже может быть отнесен к нижней черте. Здесь нижняя черта — слабая. Поэтому в переводе на язык образов «Книга Перемен» говорит о мягком белом камыше, который берется для подстилки. Само собой понятно, что слабая черта — мягкий белый камыш — не может быть прочным и основательным фундаментом. Если человек пребывает в данной ситуации и занимает именно эту позицию, то его может охватить испуг, что вся его деятельность построена на недостаточно твердом основании. Но все здесь сводится к тому, чтобы выступить из данной ситуации, выйти из нее. Поэтому здесь излишне строить благополучие, не основанное на крепком фундаменте. Вот почему здесь текст «Книги Перемен» стремится успокоить тревогу: В начале слабая черта. Для подстилки пользуйся белым камышом. Хулы не будет.

2

Вся гексаграмма, выражающая переразвитие великого, напоминает характерные качества верхней черты. Это образ старости, которая достигла всего и которая ждет только покоя. Здесь в образ «Книги Перемен» отражено сочетание такой старости с чем-то, несущим новые импульсы. Именно эти новые импульсы, которые выражены в почках на старом тополе, могут привести к выходу из данной, в общем, неблагополучной ситуации. Поэтому «Книга Перемен» говорит в достаточно ясных образах: Сильная черта на втором месте. На иссохшем тополе вырастают почки. Старый человек получает эту девушку в жены. Ничего неблагополучного.

3

Выход из данной ситуации наступить должен, но он должен наступить во благовремении. Третья черта характеризует здесь кризис выхода во внешнее, который несколько преждевременен. С другой стороны, образ, данный в «Книге Перемен», может быть понят и так, что выход из данной для человека является ломкой, ломкой старого. Для ситуации это — несчастье, гибель. Но это не значит, что данная ситуация является гибелью и для человека, проходящего ее. В «Книге Перемен» выражена лишь часть этих мыслей, сохраненных комментаторской литературой. Текст говорит только: Сильная черта на третьем месте. Стропила прогибаются — несчастье.

4

Четвертая позиция, целиком тяготеющая к пятой, которая представляет максимальное развитие данных качеств гексаграммы, вся озарена силами пятой. Поэтому и текст здесь говорит о «великолепии». Однако нельзя думать, что это великолепии может быть понято как нечто положительное, ибо именно оно может приковать внимание человека настолько, что он остановится, тогда как самое основное требование «Книги Перемен», обращенное к человеку, находящемуся в данной ситуации, это — выход из нее, т.е. выход из застоя. Если человек отдастся чему-нибудь иному, кроме выхода из ситуации переразвития великого, то он остановится на месте, не выйдет из нее, и ему самому придется пожалеть об упущенном времени. Исходя из этих несколько противоречивых мыслей, текст говорит: Сильная черта на четвертом месте. Стропила великолепны. Счастье. А если что-нибудь другое, то будет сожаление.

5

Тот процесс, который был намечен во второй позиции, поскольку она стоит в соответствии с пятой, здесь показывается в его завершении. Если там был образ почек, то здесь дан образ цветов. Но сама пятая позиция не тяготеет никуда. Поэтому здесь выступает образ безразличной старухи. Правда, она находит своего старого мужа служивого, который дряхл и поэтому выражен слабой шестой чертой, — и они замыкаются в своей личной жизни, не обращая внимания на окружающих их. Это — удовлетворение, замкнутое в себе. Правда, удовлетворение это заработано всем, что было сделано на предыдущих ступенях. За него никто не будет хулить, но и похвалы человек, стоящий в такой ситуации, не заслуживает, ибо он замыкается в себе. Вот почему в тексте мы можем прочитать: Сильная черта на пятом месте. На иссохшем тополе вырастают цветы. Старая женщина получает этого служивого мужа. Хулы не будет. Хвалы не будет.

6

Всякая чрезмерность приводит к гибели. Гибель может быть понята и как несчастье. Но поскольку ни одна из ситуаций, выраженных в гексаграммах, не может длиться вечно, то эта гибель возникает совершенно естественно. Здесь шестую позицию занимает слабая черта, и это символизирует отсутствие сил, необходимых на переход, который нужно сделать, т.е. на переход к новой ситуации. Поэтому здесь особенно подчеркнута гибель. Сама динамика перехода может захлестнуть переходящего человека. Но, как уже было указано, это совершенно естественное положение. Поэтому «Книга Перемен» говорит, что никто не осмелиться хулить человека, погибшего в этом положении. Иными словами, в тексте мы видим: Наверху слабая черта. При переходе вброд исчезает темя. Несчастье. Хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем Разрешение и радостность, во внутреннем Утончение и проникновенность. Утончение — удел зрелости, возбуждение — молодости. Поэтому говорится: на иссохшем тополе вырастают цветы; старая женщина получит этого служилого мужа; старый человек получает эту девушку в жены.

Интерпретация Хейслип

Вы счастливы, ощущаете свое счастье. Но постарайтесь взять себя в руки; ваш темперамент может повредить как другим, так и вам самому. Взгляните на себя критически, и не будьте излишне самоуверенны; ваши суждения в данный момент далеко не самые верные. Не пытайтесь добиться успеха с помощью силы. Время все изменит, нужно сдержать себя и поразмыслить о состоянии дел. Ваше желание не может исполниться быстро. Будьте корректны, и не обижайте своей горячностью других.