
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  2. Кунь. ИсполнениеКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость кобылицы. Княжичу есть
куда выступить. Выдвинется (он) — заблудится, последует — обретет господина.
Благоприятно: на юго-западе приобрести друзей, на юго-востоке утратить
друзей. (Пребудешь) спокойно в стойкости — (будет) счастье.
- (Если ты) наступил на иней, (значит) близок и крепкий лед.
- Прямота, повсеместность, величие. — И без упражнения не будет (ни
чего, что бы) не (было) благоприятно.
- Тая (свои) проявления, надо бы быть стойким. — Пожалуй, следи за
царем в (его) делах. Без того, чтобы совершать (самому), доведешь (дело)
до конца.
- Завязанный мешок. — Не будет хулы, не будет хвалы.
- Желтая юбка. — Изначальное счастье.
- Драконы бьются на окраине. — Их кровь синя и желта.
В действии шестерок благоприятна вечная стойкость.
Даже самое напряженное творчество не может реализоваться, если нет той
среды, в которой оно будет осуществляться. Но и эта среда, для того чтобы
осуществить абсолютное творчество, должна быть тоже абсолютно податливой и
пластичной. Кроме того, она должна быть лишена какой бы то ни было
собственной инициативы, должна в полной самоотрешенности лишь вторить и
следовать за импульсами творчества. Но вместе с тем она не была бы в
состоянии исполнять то, что является творческим замыслом. Поэтому она —
вполне самоотрешенная сила — выражается метафорически в образе кобылицы,
которая, хотя и лишена норова коня, но не уступает ему в способности к
действию.
Если Творчество — это Небо, Свет, Совершенный человек, то Исполнение — это
Земля, Тьма. Благородный человек, слушающий и исполняющий указания
Совершенного человека. Именно ему здесь предстоит действовать не по этим
указаниям, а по собственному почину, то он мог бы лишь заблуждаться. И
только следуя за своим повелителем, он может найти его. Так, для
благородного человека здесь лучше всего, утратив подобных ему самому
друзей, обрести выше его стоящего друга, который своими качествами
восполняет его недостатки.
В пространственной символике Книги юго-запад считается областью тьмы, так
как там начинается угасание света. И, по противоположности, северо-восток
— область, где зарождается свет, — считается областью света. Исполнение же
выражено в чертах тьмы, поэтому ему надо потерять подобные ему силы на
юго-западе и найти восполняющие силы — «друга» — на северо-востоке, чтобы
подчиниться им. При этом важно, чтобы деятельность Исполнения протекала в
полном спокойствии, в покорном принятии своей судьбы, без переразвития,
иначе его деятельность будет не исполнять замыслы творчества, а
конкурировать с ними. Тьма вступит в незакономерный бой со светом, что не
может привести к благому результату, ибо сила тьмы — слепая необходимость,
а не ясная сознательность.
Если первый символ относится по преимуществу к государю, мужу и т.д., то
символ Исполнение повествует о деятельности подданного, жены и т.п. В нём
показана развивающаяся необходимость в Исполнении. В тексте это выражено
так:
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы. Благородному
человеку предстоит действовать, но если он выдвинется вперед, то
заблудится, отступив же назад, он обретёт повелителя. Здесь благоприятно
на юго-западе найти друга и на северо-востоке утратить друга. Спокойная
стойкость — к счастью.
1
Первый момент Исполнения таков, что в нём ещё незаметно оно само. И тем не
менее оно будет осуществляться с полной необходимостью. Пусть даже сила
Тьмы и холода здесь ещё не выявлена. Но она уже начала действовать. Пусть
в том, что уже выпал иней, ещё не заметен будущий мороз, но если иней
выпал, то, значит, недалеко то время, когда будет и крепкий лёд, в котором
холод и тьма проявятся уже в полной мере.
Рост силы и тьмы может быть понят и в переносном смысле: это — время,
когда всё больше могут начать действовать «ничтожества» — аморальные люди.
Надо предвидеть события и быть готовым к встрече с ними. Поэтому как
предупреждение звучат слова текста:
В начале слабая черта. Если ты наступил на иней, значит, близится и
крепкий лёд.
2
В символике геометрических форм Книги небу присвоена форма круга, а земле
— квадрата. Пространственно небо мыслится куполообразным, а земля —
«прямой», плоской. Но, вступая во взаимодействие с небом, земля должна
полностью приноровиться к нему, чтобы осуществить его импульсы. Несмотря
на различие их форм, это возможно в силу громадности земли. (Древнекитайское представление, что бесконечно большой квадрат стремится
превратиться в круг, засвидетельствовано в гл. 41 «Дао дэ цзина»: «У
великого квадрата нет же углов».) В каждом символе Книги одна из черт
считается главной. В данном случае это — именно вторая черта. Поэтому в
ней по преимуществу выражено качество данного символа. И раз в данном
случае это качество налично в самой полной мере, то здесь не требуются
никакие предварительные упражнения: не нужна никакая предварительная
подготовка, а всё складывается благоприятно само собой. Только в свете
этих мыслей становится понятным текст:
Слабая черта на втором месте. Плоский квадрат громаден. Хоть и не
готовишься, не будет ничего неблагоприятного.
3
После первого, внутреннего выявления данной ситуации опять наступает некий
кризис. Во время его невозможна свободная деятельность. Человек может
обладать самыми прекрасными качествами, но время не благоприятствует ему.
Поэтому он должен затаить свой блеск. Он может быть стойким и даже может
действовать, однако лишь при условии, что его деятельность не будет
происходить по его собственному почину, а лишь по указаниям выше его
стоящего вождя, тогда лишь его дело может быть доведено до нужного конца.
Вот почему и в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Затаи свой блеск и сможешь пребыть стойким.
Возможно, что если будешь действовать, следуя за вождём, Сам не совершая
ничего, то дело будет доведено до конца.
4
При пассивности силы Тьмы, характерной для Исполнения, состояние кризиса
несколько затягивается. Поэтому, хотя на четвертой позиции он уже минует,
но его воздействие все же остается. Человек может обладать многим, но
здесь лучше ему спрятать то, что у него есть: завязать мешок. Эта позиция
символизирует положение приближенного к государю человека. Положение его
неустойчиво и полно тревог. Конечно, если человек в таком положение будет
держаться в тени, то опасность не будет ему угрожать, однако, оставаясь
незамеченным, он не может рассчитывать и на какие то ни было похвалы. Так,
в тексте мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Завяжи мешок. Хулы не будет, хвалы не
будет.
5
И вторая и пятая черты, как средние черты в нижней и в верхней триграммах,
выражают одно из самых важных качеств: уравновешенность, понимаемую как
умение без крайностей всегда быть на должном месте. (Это центральное
положение выражено в образе, требующем некоторой расшифровки. Дело в том,
что гамма красок по древнекитайским воззрениям состоит не из семи (как у
нас), а из пяти цветов, и в ней жёлтый цвет занимает центральное
положение. Поэтому в афоризмах, относящихся ко вторым и к пятым чертам,
часто встречаются образы, имеющие эпитет «жёлтый»). Кроме того, жёлтый
цвет — это цвет Земли. Пятая черта в данном символе, хотя и не является
главной, но, занимая самое выгодное положение в верхней триграмме,
обозначающей внешнее, она символизирует всё же возможность проявления
вовне. Внешнее проявление — это своего рода одежда. Но так как здесь речь
идёт о Земле, то и её положение, низшее по отношения к Небу, находит своё
отражение в том, что в образе указана нижняя часть китайской одежды:
«юбка». Благоприятность этой позиции дает возможность говорить здесь не
только о счастье, но даже об «изначальном счастье». После этих
разъяснений, вероятно, не покажется непонятным текст:
Слабая черта на пятом месте. Жёлтая юбка. Изначальное счастье.
6
Шестая позиция выражает переразвитие данной ситуации. Сила Тьмы, будучи
переразвита, вступает в борьбу с силой Света. Здесь, на крайней позиции,
на окраине, борются Свет и Тьма, Небо и Земля, которым присущи синий и
жёлтый цвета. Благою эта битва не может быть, так как она — нарушение
мировой закономерности, и вот льётся «кровь драконов»:
Наверху слабая черта. Драконы бьются на окраине. Их кровь синя и желта.
Чтобы избежать такой битвы при действии сил Тьмы — слабых черт — надо
всегда иметь в виду, что здесь благоприятной может быть лишь вечная
стойкость. Об этом говорит и общее предостережение к данному символу:
При действии слабых черт благоприятна вечная стойкость.
Исполнение во внешнем и внутреннем. Все закономерно и предопределено —
если ты ступил на иней, то близок и крепкий лед. Все происходит само
собой, так как и должно происходить — и без упражнения не будет ничего
неблагоприятного; без того, чтобы совершать самому, доведешь дело до
конца.
Но в
этой триграмме нет места для проявлений Абсолюта, для Ян. А это
значит что мир завязан, как мешок, самодостаточен и огражден от внешнего
влияния. Но такой мир не может устраивать развитое сознание, для него
данная ситуация бессмысленна, потому что этот мир ему необходим только
для приближения к Абсолюту — драконы бьются на окраине.
Интерпретация Хейслип
Боги пробудили мать-Землю. Вам необходимо усердно трудиться, и ваши усилия через два месяца увенчаются большим успехом. Вы
являетесь культурным и жаждущим знаний человеком, с любовью относящимся даже к самым малым плодам своего труда. Вы почтительны и
привязаны к матери. Сейчас не думайте слишком много о материальной
выгоде, не давайте волю корыстолюбию. Ваше желание исполнится, хотя
и не сразу. В ближайшее время не рекомендуется отправляться в дорогу — ни одному, ни с кем-либо. В вашем кругу скоро появится человек,
питающий к вам сильный интерес.
  4. Мын. НедоразвитостьКанонический текcт
Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу;
повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.
- Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над
людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их
несвободы) приведет к сожалению.
- Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет
всем домом.
- Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего
благоприятного.
- Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.
- Недоразвитость юноши. — Счастье.
- Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть
разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.
Прежде всего, несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь
внизу триграмма «вода» — «опасность», а вверху — гора — «остановка». Это опасность, которая приостановлена, это ручей, который вытекает у подножия
горы или который, встречая на своем пути гору, не может двигаться прямо
дальше. По названию гексаграммы — это недоразвитость, непросвещенность.
Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости — просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей
стороны лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение
трудностей начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью.
Графически она выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые,
однако, не являются здесь главными, а лишь способствуют действию главной
пятой черты. Последняя, как и остальные три слабые черты всей гексаграммы,
символизирует непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них
обладает своими специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс
этот охарактеризован различно. Но общим в нем остается то, что это
двухсторонний процесс, в котором инициатива просвещения может исходить
лишь от непросвещенного, так как этот процесс не приводит к желательному
результату, если он построен на насилии. Поэтому здесь благоприятна
стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И первому — в т0ом, чтобы
руководствоваться первым же указанием просвещающего, а не искать
дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму — эта стойкость нужна в
том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания — это момент, когда познаваемое, но еще
не познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая
дается ему из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не
значит, что акты нового познания целиком зависимы от уже известного,
наоборот — новый акт познания должен быть способен к максимально полному
прогнозу дальнейшего. Но лишь объясняется, в буквальном значении этого
слова, ясностью уже известного. При этом познающий сохраняет всю острую
ревностность, пытливость и заинтересованность в данном процессе. (Не
напрасно здесь в комментаторской литературе есть указание на следующее
место из «Луньюй»: «Кто не горит душой (о познании), тому не раскрою
ничего; кто не скорбит (о своей неумелости), того не разовью. И ничего не
отвечу тому, кто не скажет ни слова о трех углах квадрата, когда ему
объяснен один угол». Интересно еще отметить и то, что в древнем Китае
гадание оракула почиталось средством к разрешения сомнений. Поэтому, как
пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные результаты, уже не
разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса, лишь вносит
неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так:
Недоразвитость. Недоразвитому — развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию
— возвещу. Повторное же и третье гадания — излишество. А раз излишество —
то не возвещу. Благоприятна стойкость.
1
Первый момент здесь характеризует самое начало отношений ученика и
учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит ему раскрытие
заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и активность его
положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать ему таких
наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь
должна быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его
омраченность), которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик,
освободившись от них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы
много о чем пожалеть, ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот
так текст выражает это:
В начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы
были применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов,
но самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению.
2
Основное достоинство учителя состоит в том, что он в состоянии принять к
себе недоразвитого ученика и в согласии со всей закономерностью мира
развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого будет лишен; но
и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя руководство
учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель находит
в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою жену,
он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым
вновь, как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в
дом. Лишь в таком сочетании накопленного разума и новых познаний
достигается устройство собственного знания и возможность сообщать его
другим. Вот в какие образы облекаются эти мысли в тексте:
Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести
(в дом) жену — к счастью. (Лишь после этого) сын будет в состоянии
устроить (собственную) семью.
3
Момент кризиса в данном процессе характеризуется тем, что эта третья черта
— является верхней в триграмме «опасность». Поэтому то, что хорошо в
предыдущий момент, пагубно здесь. Введение жены в дом здесь не может
увенчаться успехом, так как она, встретясь с богачом, который
символизирован полной сил второй чертой, не сможет соблюсти себя в рамках
своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь оказываются бесполезными. В
этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное новое познание, а
возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда не приводит
к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так:
Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину (в жены): она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного.
4
Кризис уже миновал. Но данная позиция настолько удалена от позиции
учителя, она так лишена поддержки в резонирующий ей сферах, что ничего и
никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость, характеризуемую всей
данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и благосклонность
учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать самый факт,
что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно затруднительном
положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на предыдущей
позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка, то
здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая
деятельность здесь не дает положительного результата, и единственный плод
такой деятельности — сожаление о ней. Текст здесь лаконичен:
Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление.
5
Пятая позиция присуща великому человеку, но здесь данную позицию занимает
человек с детски податливой душой, выраженной в символике «Книги Перемен»
слабой чертой. Близость к суровому учителю, занимающему верхнюю позицию, и
правильный полный резонанс в благотворно действующей второй позиции делает
это положение вполне счастливым. Здесь указывается на совершенно
закономерную недоразвитость юноши и, чтоб предостеречь от стремления
самостоятельно развиваться, которое не приведет к благим последствиям,
здесь преднамеренно указывается на счастливый характер данного положения.
Надо довериться здесь учителю, а в познании — довериться уже сложившимся и
выработанным системе и методу познания. Текст выражает это опять-таки с
предельной лаконичностью:
Слабая черта на пятом месте. Юношеская недоразвитость. Счастье.
6
Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя,
достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в
состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику
свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как
«разбойник», вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все
же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А
здесь все дело в том, чтобы «давать снадобье в соответствии с болезнью»,
чтобы разбить недоразвитость, которая, как «разбойник», захватила ученика.
Поэтому и текст гласит:
Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть
разбойником, Благоприятно совладать с разбойником.
Пребывание во внешнем и опасность во внутреннем. Пребывание — то
чье
появление и протекание закономерно, и что может закончится только в
следствии какой-то случайности. И если вы при этом чувствуете опасность,
то это может служить признаком какой-либо недоразвитости. Ничтожному
человеку следует добиваться большей определенности и ясности. Так,
например, не стоит оставлять заключенных с их неопределенным статусом,
уж лучше
их либо казнить, либо освободить.
Однако недоразвитость может быть и плодотворной, если она лишь
предваряет дальнейший рост — это недоразвитость юноши. Для этого
необходимо обладать развитым сознанием. Но юноша не всегда становится
знающим человеком. А вот для совершенномудрого недоразвитость может
быть только временной, можно сказать, что он наносит по ней удар
своим
дальнейшим развитием.
Интерпретация Хейслип
В настоящее время все вокруг вас словно покрыто пеленой; но
пелена эта скоро спадет, и мир вновь приобретет для вас ясность.
Сейчас ваши нервы сильно расшатаны, поэтому постарайтесь не принимать скоропалительных решений. Скоро все изменится. Если хотите
добиться успеха — не пренебрегайте советами друзей, начальства, вдумайтесь
в них. Уделите побольше времени общению с детьми. Не унывайте.
Уже возникают новые планы, новые перспективы, но для новой
любви время еще не пришло. Соберитесь; и сконцентрируйте волю на
исполнении одного-единственного желания.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого