
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  2. Кунь. ИсполнениеКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость кобылицы. Княжичу есть
куда выступить. Выдвинется (он) — заблудится, последует — обретет господина.
Благоприятно: на юго-западе приобрести друзей, на юго-востоке утратить
друзей. (Пребудешь) спокойно в стойкости — (будет) счастье.
- (Если ты) наступил на иней, (значит) близок и крепкий лед.
- Прямота, повсеместность, величие. — И без упражнения не будет (ни
чего, что бы) не (было) благоприятно.
- Тая (свои) проявления, надо бы быть стойким. — Пожалуй, следи за
царем в (его) делах. Без того, чтобы совершать (самому), доведешь (дело)
до конца.
- Завязанный мешок. — Не будет хулы, не будет хвалы.
- Желтая юбка. — Изначальное счастье.
- Драконы бьются на окраине. — Их кровь синя и желта.
В действии шестерок благоприятна вечная стойкость.
Даже самое напряженное творчество не может реализоваться, если нет той
среды, в которой оно будет осуществляться. Но и эта среда, для того чтобы
осуществить абсолютное творчество, должна быть тоже абсолютно податливой и
пластичной. Кроме того, она должна быть лишена какой бы то ни было
собственной инициативы, должна в полной самоотрешенности лишь вторить и
следовать за импульсами творчества. Но вместе с тем она не была бы в
состоянии исполнять то, что является творческим замыслом. Поэтому она —
вполне самоотрешенная сила — выражается метафорически в образе кобылицы,
которая, хотя и лишена норова коня, но не уступает ему в способности к
действию.
Если Творчество — это Небо, Свет, Совершенный человек, то Исполнение — это
Земля, Тьма. Благородный человек, слушающий и исполняющий указания
Совершенного человека. Именно ему здесь предстоит действовать не по этим
указаниям, а по собственному почину, то он мог бы лишь заблуждаться. И
только следуя за своим повелителем, он может найти его. Так, для
благородного человека здесь лучше всего, утратив подобных ему самому
друзей, обрести выше его стоящего друга, который своими качествами
восполняет его недостатки.
В пространственной символике Книги юго-запад считается областью тьмы, так
как там начинается угасание света. И, по противоположности, северо-восток
— область, где зарождается свет, — считается областью света. Исполнение же
выражено в чертах тьмы, поэтому ему надо потерять подобные ему силы на
юго-западе и найти восполняющие силы — «друга» — на северо-востоке, чтобы
подчиниться им. При этом важно, чтобы деятельность Исполнения протекала в
полном спокойствии, в покорном принятии своей судьбы, без переразвития,
иначе его деятельность будет не исполнять замыслы творчества, а
конкурировать с ними. Тьма вступит в незакономерный бой со светом, что не
может привести к благому результату, ибо сила тьмы — слепая необходимость,
а не ясная сознательность.
Если первый символ относится по преимуществу к государю, мужу и т.д., то
символ Исполнение повествует о деятельности подданного, жены и т.п. В нём
показана развивающаяся необходимость в Исполнении. В тексте это выражено
так:
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы. Благородному
человеку предстоит действовать, но если он выдвинется вперед, то
заблудится, отступив же назад, он обретёт повелителя. Здесь благоприятно
на юго-западе найти друга и на северо-востоке утратить друга. Спокойная
стойкость — к счастью.
1
Первый момент Исполнения таков, что в нём ещё незаметно оно само. И тем не
менее оно будет осуществляться с полной необходимостью. Пусть даже сила
Тьмы и холода здесь ещё не выявлена. Но она уже начала действовать. Пусть
в том, что уже выпал иней, ещё не заметен будущий мороз, но если иней
выпал, то, значит, недалеко то время, когда будет и крепкий лёд, в котором
холод и тьма проявятся уже в полной мере.
Рост силы и тьмы может быть понят и в переносном смысле: это — время,
когда всё больше могут начать действовать «ничтожества» — аморальные люди.
Надо предвидеть события и быть готовым к встрече с ними. Поэтому как
предупреждение звучат слова текста:
В начале слабая черта. Если ты наступил на иней, значит, близится и
крепкий лёд.
2
В символике геометрических форм Книги небу присвоена форма круга, а земле
— квадрата. Пространственно небо мыслится куполообразным, а земля —
«прямой», плоской. Но, вступая во взаимодействие с небом, земля должна
полностью приноровиться к нему, чтобы осуществить его импульсы. Несмотря
на различие их форм, это возможно в силу громадности земли. (Древнекитайское представление, что бесконечно большой квадрат стремится
превратиться в круг, засвидетельствовано в гл. 41 «Дао дэ цзина»: «У
великого квадрата нет же углов».) В каждом символе Книги одна из черт
считается главной. В данном случае это — именно вторая черта. Поэтому в
ней по преимуществу выражено качество данного символа. И раз в данном
случае это качество налично в самой полной мере, то здесь не требуются
никакие предварительные упражнения: не нужна никакая предварительная
подготовка, а всё складывается благоприятно само собой. Только в свете
этих мыслей становится понятным текст:
Слабая черта на втором месте. Плоский квадрат громаден. Хоть и не
готовишься, не будет ничего неблагоприятного.
3
После первого, внутреннего выявления данной ситуации опять наступает некий
кризис. Во время его невозможна свободная деятельность. Человек может
обладать самыми прекрасными качествами, но время не благоприятствует ему.
Поэтому он должен затаить свой блеск. Он может быть стойким и даже может
действовать, однако лишь при условии, что его деятельность не будет
происходить по его собственному почину, а лишь по указаниям выше его
стоящего вождя, тогда лишь его дело может быть доведено до нужного конца.
Вот почему и в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Затаи свой блеск и сможешь пребыть стойким.
Возможно, что если будешь действовать, следуя за вождём, Сам не совершая
ничего, то дело будет доведено до конца.
4
При пассивности силы Тьмы, характерной для Исполнения, состояние кризиса
несколько затягивается. Поэтому, хотя на четвертой позиции он уже минует,
но его воздействие все же остается. Человек может обладать многим, но
здесь лучше ему спрятать то, что у него есть: завязать мешок. Эта позиция
символизирует положение приближенного к государю человека. Положение его
неустойчиво и полно тревог. Конечно, если человек в таком положение будет
держаться в тени, то опасность не будет ему угрожать, однако, оставаясь
незамеченным, он не может рассчитывать и на какие то ни было похвалы. Так,
в тексте мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Завяжи мешок. Хулы не будет, хвалы не
будет.
5
И вторая и пятая черты, как средние черты в нижней и в верхней триграммах,
выражают одно из самых важных качеств: уравновешенность, понимаемую как
умение без крайностей всегда быть на должном месте. (Это центральное
положение выражено в образе, требующем некоторой расшифровки. Дело в том,
что гамма красок по древнекитайским воззрениям состоит не из семи (как у
нас), а из пяти цветов, и в ней жёлтый цвет занимает центральное
положение. Поэтому в афоризмах, относящихся ко вторым и к пятым чертам,
часто встречаются образы, имеющие эпитет «жёлтый»). Кроме того, жёлтый
цвет — это цвет Земли. Пятая черта в данном символе, хотя и не является
главной, но, занимая самое выгодное положение в верхней триграмме,
обозначающей внешнее, она символизирует всё же возможность проявления
вовне. Внешнее проявление — это своего рода одежда. Но так как здесь речь
идёт о Земле, то и её положение, низшее по отношения к Небу, находит своё
отражение в том, что в образе указана нижняя часть китайской одежды:
«юбка». Благоприятность этой позиции дает возможность говорить здесь не
только о счастье, но даже об «изначальном счастье». После этих
разъяснений, вероятно, не покажется непонятным текст:
Слабая черта на пятом месте. Жёлтая юбка. Изначальное счастье.
6
Шестая позиция выражает переразвитие данной ситуации. Сила Тьмы, будучи
переразвита, вступает в борьбу с силой Света. Здесь, на крайней позиции,
на окраине, борются Свет и Тьма, Небо и Земля, которым присущи синий и
жёлтый цвета. Благою эта битва не может быть, так как она — нарушение
мировой закономерности, и вот льётся «кровь драконов»:
Наверху слабая черта. Драконы бьются на окраине. Их кровь синя и желта.
Чтобы избежать такой битвы при действии сил Тьмы — слабых черт — надо
всегда иметь в виду, что здесь благоприятной может быть лишь вечная
стойкость. Об этом говорит и общее предостережение к данному символу:
При действии слабых черт благоприятна вечная стойкость.
Исполнение во внешнем и внутреннем. Все закономерно и предопределено —
если ты ступил на иней, то близок и крепкий лед. Все происходит само
собой, так как и должно происходить — и без упражнения не будет ничего
неблагоприятного; без того, чтобы совершать самому, доведешь дело до
конца.
Но в
этой триграмме нет места для проявлений Абсолюта, для Ян. А это
значит что мир завязан, как мешок, самодостаточен и огражден от внешнего
влияния. Но такой мир не может устраивать развитое сознание, для него
данная ситуация бессмысленна, потому что этот мир ему необходим только
для приближения к Абсолюту — драконы бьются на окраине.
Интерпретация Хейслип
Боги пробудили мать-Землю. Вам необходимо усердно трудиться, и ваши усилия через два месяца увенчаются большим успехом. Вы
являетесь культурным и жаждущим знаний человеком, с любовью относящимся даже к самым малым плодам своего труда. Вы почтительны и
привязаны к матери. Сейчас не думайте слишком много о материальной
выгоде, не давайте волю корыстолюбию. Ваше желание исполнится, хотя
и не сразу. В ближайшее время не рекомендуется отправляться в дорогу — ни одному, ни с кем-либо. В вашем кругу скоро появится человек,
питающий к вам сильный интерес.
  44. Гоу. ПеречениеКанонический текcт
У женщины — сила. Не показано, (чтобы) брать жену.
- Привяжи к металлическому тормозу. Стойкость — к счастью. (Если будешь)
куда-нибудь выступать, встретишь несчастье. (Но) тощая свинья вправду (будет)
рваться с привязи.
- В охапке есть рыба. — Хулы не будет. Не благоприятно быть гостем.
- (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. — Опасно,
(но) большой хулы не будет.
- В охапке нет рыбы. — Восставать — к несчастью.
- Ивой покрыты дыни. Затаи (свой) блеск. — И будет (тебе) ниспослано
от неба.
- Перечение — это рога. — Сожаление, (но) хулы не будет.
То противоречие, которое намечалось на последней позиции предыдущей
гексаграммы, здесь рассматривается как основная тема данной ситуации.
Поэтому она и названа Перечение. Но для того чтобы ее правильно понять, а
в особенности для того, чтобы понять присущий ей лаконичный афоризм,
необходимо иметь в виду, что очень часто, как и в данном случае, название
гексаграмм имеет не один, а несколько смыслов. Так, данное слово гоу имеет
значение не только перечения, но означает еще — «царица», понимаемая как
нечто иное по отношению к царю. Поэтому и афоризм говорит о женщине. Это —
время, когда, вопреки обычаю, действует не царь, а царица, на ее стороне
сила. Всякая попытка подчинить ее себе может привести к опасным
последствиям. В переносном смысле слова здесь намечается возможность
концентрации всего того зла, которое было на предыдущих ступенях еще не
окончательно побеждено. На время это зло получает возможность действовать
вновь. Никакой компромисс со злом по существу недопустим. Поэтому здесь не
следует брать жену, которая именно только в данном контексте понимается
как образ этого перечащего зла. Так расшифровывается текст:
Перечение. У женщины сила. Не надо брать жену.
1
Для понимания данного и дальнейшего афоризмов следует принять во внимание
структуру всей гексаграммы. Она представляет собою обращение предыдущей.
Здесь только нижняя черта слабая, все остальные сильные. Первая позиция,
представленная слабой чертой, при своем движении вверх встречает
препятствие в виде сильной второй черты, и препятствие это подтверждено
силами всех дальнейших черт. Движение здесь остановлено, точно привязано к
крепкому тормозу. Само собой, в таких обстоятельствах действиях действия
не могут быть благоприятны. Наоборот, спасти положение может только
стойкое пребывание на месте. Однако тупой и неразвитый человек, хотя бы он
слаб, все же в силу закономерностей движения, отмечавшегося в движении
черт гексаграмм, будет, стремится к действию. Это выражено в образе,
далеко не лестном для такого человека. Так, в тексте здесь мы находим:
В начале слабая черта. Привяжешь к металлическому тормозу. Стойкость к
счастью. Если будешь куда-нибудь выступать, то встретишь несчастье. Но
тощая свинья непременно будет рваться с привязи.
2
Во время всякого перечения действуют одновременно и противоречиво, по
крайней мере, два слагаемых. Между ними, поскольку они различны, проходит
грань. Но всякая грань является одновременно как разграничением, так и
соединением. Таким образом, на второй позиции, где самым интенсивным
образом выступают гармоничность, уравновешенность как внутренние качества,
может быть сказано и о том синтезе, который намечается как
противоположность в периоде противоречия. Рыба — это образ чего-то, чему
не свойственно быть в руках. Здесь говорится о том, что рыба поймана. Так
впервые намечается синтез перечащих сторон. В таких обстоятельствах крайне
неблагоприятным может быть всякое отчуждение. А так как гость понимался в
древнем Китае как чужестранец, то положение гостя, т.е. чего-то чуждого в
данной позиции, было бы неблагоприятно. Вот почему в тексте мы читаем:
Сильная черта на втором месте. В охапке есть рыба. Хулы не будет.
Неблагоприятно быть гостем.
3
Если на предыдущей позиции была под нею слабая первая черта, т.е. не было
препятствий изнутри, то здесь, под третьей чертой, помещается вторая,
сильная черта, которая оказывает изнутри сильное сопротивление. Здесь,
когда время действия второй позиции уже миновало, продолжение ее действия
могло быть понято лишь как косность, которая символизирована в образе, уже
знакомом нам, в образе кости, лишенной мяса. Однако третья позиция, как
позиция кризиса и перехода, не может быть длительным временем. Поэтому
через нее сравнительно быстро может пройти развитие ситуации. Вот почему,
в конечном счете, афоризм данной черты гласит:
Сильная черта на третьем месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с
большим трудом. Опасно, но большой хулы не будет.
4
Четвертая позиция гораздо дальше от первой, чем вторая, поэтому здесь
повторяется образ второй позиции, но взятый с противоположной стороны.
Здесь все больше и больше развивается перечение, характерное для всей
ситуации, и поэтому все меньше и меньше возможность для синтеза. Всякое
самостоятельное выступление, поскольку оно подчеркивает исключительно свою
правоту, здесь могло быть лишь мешать делу воссоединения. В тексте мы
читаем:
Сильная черта на четвертом месте. В охапке нет рыбы. Восстать — к
несчастью.
5
Пятая позиция расположена высоко над первой, но действие ее должно
простираться до самого низа. Это действие в силу уравновешенности
центральной, пятой позицией должно быть мягким, лишенным всякого насилия.
Автор дает афоризмы в образе ивовых веток, которые гибки, нежны и длинны.
Им противопоставляется тыква как плод, лежащий на земле. Ветки ивы должны
покрывать, свешиваясь сверху, тыкву. В этом образе действие, идущее с
пятой позиции, т.е. от максимального выявления данной ситуации вовне, до
самых глубин ее содержания. Но особенно важно при действии, исходящем из
этой позиции, во имя преодоления добиться гармоничного включения своей
деятельности в среду, окружающую действующего человека. Если пятая позиция
склонна к выявлению себя вовне, то здесь это внешнее проявление должно
быть затаено, спрятано. Не следует думать, что скрывание своих собственных
достоинств может здесь привести к дурным последствиям — к неизвестности
данного человека. Его слава проявится хотя бы в том, что, как говорит
«Книга Перемен», он получит благословение свыше. В таком смысле приходится
понимать образы текста:
Сильная черта на пятом месте. Ивой покрыта тыква. Затаи свой блеск, и
будет тебе ниспослано от неба.
6
Завершение всего процесса перечения выступает как нечто совершенно
непримиримое. Это — движение в разные стороны, окончательно окосневшее в
самом себе. Как рога торчат в разные стороны, так перечащие идут по разным
направлениям. Человеку, занимающему данную позицию, может быть стыдно, и
он может сожалеть о том, что на предыдущих, более благоприятных позициях
не было достигнуто синтеза противоречия. Но поскольку вся ситуация
перечения здесь приходит к концу и намечается переход к следующей, к ее
противоположности, постольку «Книга Перемен дает здесь успокоительный
афоризм:
Наверху сильная черта. Перечение — это рога. Сожаление. Но хулы не будет.
Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Утончение и
проникновение. Непредсказуемые изменения
во внешнем могут вызвать
утончение и пересмотр своих ценностей во внутреннем. Это может привести
к сожалению, но сделает более явственными проявления абсолюта.
Интерпретация Хейслип
Взгляните на себя со стороны: достаточно ли вы сдержанны,
тактичны, терпимы? Отнеситесь внимательно к переменам в контактах
с людьми и попытайтесь оценивать их действия менее критично. Вряд
ли можно ожидать исполнения желаний и надежд. Будьте экономны.
Внутренне подготовьтесь к тому, что скоро последуют неожиданные
события, не сулящие вам ничего благоприятного.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого