
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  2. Кунь. ИсполнениеКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость кобылицы. Княжичу есть
куда выступить. Выдвинется (он) — заблудится, последует — обретет господина.
Благоприятно: на юго-западе приобрести друзей, на юго-востоке утратить
друзей. (Пребудешь) спокойно в стойкости — (будет) счастье.
- (Если ты) наступил на иней, (значит) близок и крепкий лед.
- Прямота, повсеместность, величие. — И без упражнения не будет (ни
чего, что бы) не (было) благоприятно.
- Тая (свои) проявления, надо бы быть стойким. — Пожалуй, следи за
царем в (его) делах. Без того, чтобы совершать (самому), доведешь (дело)
до конца.
- Завязанный мешок. — Не будет хулы, не будет хвалы.
- Желтая юбка. — Изначальное счастье.
- Драконы бьются на окраине. — Их кровь синя и желта.
В действии шестерок благоприятна вечная стойкость.
Даже самое напряженное творчество не может реализоваться, если нет той
среды, в которой оно будет осуществляться. Но и эта среда, для того чтобы
осуществить абсолютное творчество, должна быть тоже абсолютно податливой и
пластичной. Кроме того, она должна быть лишена какой бы то ни было
собственной инициативы, должна в полной самоотрешенности лишь вторить и
следовать за импульсами творчества. Но вместе с тем она не была бы в
состоянии исполнять то, что является творческим замыслом. Поэтому она —
вполне самоотрешенная сила — выражается метафорически в образе кобылицы,
которая, хотя и лишена норова коня, но не уступает ему в способности к
действию.
Если Творчество — это Небо, Свет, Совершенный человек, то Исполнение — это
Земля, Тьма. Благородный человек, слушающий и исполняющий указания
Совершенного человека. Именно ему здесь предстоит действовать не по этим
указаниям, а по собственному почину, то он мог бы лишь заблуждаться. И
только следуя за своим повелителем, он может найти его. Так, для
благородного человека здесь лучше всего, утратив подобных ему самому
друзей, обрести выше его стоящего друга, который своими качествами
восполняет его недостатки.
В пространственной символике Книги юго-запад считается областью тьмы, так
как там начинается угасание света. И, по противоположности, северо-восток
— область, где зарождается свет, — считается областью света. Исполнение же
выражено в чертах тьмы, поэтому ему надо потерять подобные ему силы на
юго-западе и найти восполняющие силы — «друга» — на северо-востоке, чтобы
подчиниться им. При этом важно, чтобы деятельность Исполнения протекала в
полном спокойствии, в покорном принятии своей судьбы, без переразвития,
иначе его деятельность будет не исполнять замыслы творчества, а
конкурировать с ними. Тьма вступит в незакономерный бой со светом, что не
может привести к благому результату, ибо сила тьмы — слепая необходимость,
а не ясная сознательность.
Если первый символ относится по преимуществу к государю, мужу и т.д., то
символ Исполнение повествует о деятельности подданного, жены и т.п. В нём
показана развивающаяся необходимость в Исполнении. В тексте это выражено
так:
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы. Благородному
человеку предстоит действовать, но если он выдвинется вперед, то
заблудится, отступив же назад, он обретёт повелителя. Здесь благоприятно
на юго-западе найти друга и на северо-востоке утратить друга. Спокойная
стойкость — к счастью.
1
Первый момент Исполнения таков, что в нём ещё незаметно оно само. И тем не
менее оно будет осуществляться с полной необходимостью. Пусть даже сила
Тьмы и холода здесь ещё не выявлена. Но она уже начала действовать. Пусть
в том, что уже выпал иней, ещё не заметен будущий мороз, но если иней
выпал, то, значит, недалеко то время, когда будет и крепкий лёд, в котором
холод и тьма проявятся уже в полной мере.
Рост силы и тьмы может быть понят и в переносном смысле: это — время,
когда всё больше могут начать действовать «ничтожества» — аморальные люди.
Надо предвидеть события и быть готовым к встрече с ними. Поэтому как
предупреждение звучат слова текста:
В начале слабая черта. Если ты наступил на иней, значит, близится и
крепкий лёд.
2
В символике геометрических форм Книги небу присвоена форма круга, а земле
— квадрата. Пространственно небо мыслится куполообразным, а земля —
«прямой», плоской. Но, вступая во взаимодействие с небом, земля должна
полностью приноровиться к нему, чтобы осуществить его импульсы. Несмотря
на различие их форм, это возможно в силу громадности земли. (Древнекитайское представление, что бесконечно большой квадрат стремится
превратиться в круг, засвидетельствовано в гл. 41 «Дао дэ цзина»: «У
великого квадрата нет же углов».) В каждом символе Книги одна из черт
считается главной. В данном случае это — именно вторая черта. Поэтому в
ней по преимуществу выражено качество данного символа. И раз в данном
случае это качество налично в самой полной мере, то здесь не требуются
никакие предварительные упражнения: не нужна никакая предварительная
подготовка, а всё складывается благоприятно само собой. Только в свете
этих мыслей становится понятным текст:
Слабая черта на втором месте. Плоский квадрат громаден. Хоть и не
готовишься, не будет ничего неблагоприятного.
3
После первого, внутреннего выявления данной ситуации опять наступает некий
кризис. Во время его невозможна свободная деятельность. Человек может
обладать самыми прекрасными качествами, но время не благоприятствует ему.
Поэтому он должен затаить свой блеск. Он может быть стойким и даже может
действовать, однако лишь при условии, что его деятельность не будет
происходить по его собственному почину, а лишь по указаниям выше его
стоящего вождя, тогда лишь его дело может быть доведено до нужного конца.
Вот почему и в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Затаи свой блеск и сможешь пребыть стойким.
Возможно, что если будешь действовать, следуя за вождём, Сам не совершая
ничего, то дело будет доведено до конца.
4
При пассивности силы Тьмы, характерной для Исполнения, состояние кризиса
несколько затягивается. Поэтому, хотя на четвертой позиции он уже минует,
но его воздействие все же остается. Человек может обладать многим, но
здесь лучше ему спрятать то, что у него есть: завязать мешок. Эта позиция
символизирует положение приближенного к государю человека. Положение его
неустойчиво и полно тревог. Конечно, если человек в таком положение будет
держаться в тени, то опасность не будет ему угрожать, однако, оставаясь
незамеченным, он не может рассчитывать и на какие то ни было похвалы. Так,
в тексте мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Завяжи мешок. Хулы не будет, хвалы не
будет.
5
И вторая и пятая черты, как средние черты в нижней и в верхней триграммах,
выражают одно из самых важных качеств: уравновешенность, понимаемую как
умение без крайностей всегда быть на должном месте. (Это центральное
положение выражено в образе, требующем некоторой расшифровки. Дело в том,
что гамма красок по древнекитайским воззрениям состоит не из семи (как у
нас), а из пяти цветов, и в ней жёлтый цвет занимает центральное
положение. Поэтому в афоризмах, относящихся ко вторым и к пятым чертам,
часто встречаются образы, имеющие эпитет «жёлтый»). Кроме того, жёлтый
цвет — это цвет Земли. Пятая черта в данном символе, хотя и не является
главной, но, занимая самое выгодное положение в верхней триграмме,
обозначающей внешнее, она символизирует всё же возможность проявления
вовне. Внешнее проявление — это своего рода одежда. Но так как здесь речь
идёт о Земле, то и её положение, низшее по отношения к Небу, находит своё
отражение в том, что в образе указана нижняя часть китайской одежды:
«юбка». Благоприятность этой позиции дает возможность говорить здесь не
только о счастье, но даже об «изначальном счастье». После этих
разъяснений, вероятно, не покажется непонятным текст:
Слабая черта на пятом месте. Жёлтая юбка. Изначальное счастье.
6
Шестая позиция выражает переразвитие данной ситуации. Сила Тьмы, будучи
переразвита, вступает в борьбу с силой Света. Здесь, на крайней позиции,
на окраине, борются Свет и Тьма, Небо и Земля, которым присущи синий и
жёлтый цвета. Благою эта битва не может быть, так как она — нарушение
мировой закономерности, и вот льётся «кровь драконов»:
Наверху слабая черта. Драконы бьются на окраине. Их кровь синя и желта.
Чтобы избежать такой битвы при действии сил Тьмы — слабых черт — надо
всегда иметь в виду, что здесь благоприятной может быть лишь вечная
стойкость. Об этом говорит и общее предостережение к данному символу:
При действии слабых черт благоприятна вечная стойкость.
Исполнение во внешнем и внутреннем. Все закономерно и предопределено —
если ты ступил на иней, то близок и крепкий лед. Все происходит само
собой, так как и должно происходить — и без упражнения не будет ничего
неблагоприятного; без того, чтобы совершать самому, доведешь дело до
конца.
Но в
этой триграмме нет места для проявлений Абсолюта, для Ян. А это
значит что мир завязан, как мешок, самодостаточен и огражден от внешнего
влияния. Но такой мир не может устраивать развитое сознание, для него
данная ситуация бессмысленна, потому что этот мир ему необходим только
для приближения к Абсолюту — драконы бьются на окраине.
Интерпретация Хейслип
Боги пробудили мать-Землю. Вам необходимо усердно трудиться, и ваши усилия через два месяца увенчаются большим успехом. Вы
являетесь культурным и жаждущим знаний человеком, с любовью относящимся даже к самым малым плодам своего труда. Вы почтительны и
привязаны к матери. Сейчас не думайте слишком много о материальной
выгоде, не давайте волю корыстолюбию. Ваше желание исполнится, хотя
и не сразу. В ближайшее время не рекомендуется отправляться в дорогу — ни одному, ни с кем-либо. В вашем кругу скоро появится человек,
питающий к вам сильный интерес.
  46. Шэн. ПодъемКанонический текcт
Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком. Не
скорби. Поход на юг — к счастью.
- Как подобает, поднимайся. — Великое счастье.
- Будь правдив, тогда благоприятно принести (даже малую) жертву. Хулы
не будет.
- Поднимешься в пустой город.
- Царю надо проникнуть к горе Ци. — Счастье, хулы не будет.
- Стойкость — к счастью. Подъем на ступени.
- Скрывающийся из виду подъем. — (Будет) благоприятен (он) от непрерывной
стойкости.
На предыдущей ступени было достигнуто воссоединение всех сил. Здесь
сказывается результат этого воссоединения. Сам образ гексаграммы указывает
на рост, являющейся результатом воссоединения всех сил, ибо здесь внизу
гексаграммы мы имеем триграмму сунь, которая символизирует дерево, вверху
мы имеем триграмму кунь, которая символизирует землю. Так указывается
образ дерева, которое, собрав весной все свои силы, пробивается сквозь
толщу земли и растет. Уже в этом движении дерева дано указание возможности
развития и указано направление этого развития, т.е. вверх. Кроме того,
благодаря такому движению вверх здесь достигается возможность проявления,
но тем самым и возможность увидеть более развитого и высокостоящего
человека. Поэтому беспокоиться здесь о возможности быть покинутым не
приходится. И текст, предупреждая об отсутствии всякой опасности,
упоминает еще только о том, что поход на юг — к счастью. Юг
рассматривается как место, где солнце достигает своего максимального
проявления, а поэтому место проявления вообще. Так, в тексте мы читаем:
Подъем. Изначальное свершение. Благоприятно свидание с великим человеком.
Не скорби! Поход на юг — к счастью.
1
В самом начале процесса подъема, который является, конечно, важным
моментом, необходимо только одно — строго отдавать себе отчет в том,
каковы будут условия подъема и как можно его осуществлять. Поэтому текст
здесь, отмечая лишь безусловно положительный ход процесса, говорит:
В начале слабая черта. Как подобает, подымайся. Великое счастье.
2
Умение подыматься правильно — это самое главное свойство, которое является
иной формой внутренней правдивости, отмечаемой на второй позиции. При
подъеме совершенно не существенно, сколько жертв человеком будет вложено в
этот подъем. Существенно только правильное его проведение и движение
неуклонно вверх. Текст говорит здесь:
Сильная черта на втором месте. Будь правдивым, и тогда это будет
благоприятствовать приношению незначительной жертвы. Хулы не будет.
3
Уже сам образ верхней триграммы, предстоящей перед третьей позицией, может
быть ключом к расшифровке образа, данного в афоризме этой третьей черты.
Все три линии верхней триграммы прерваны посредине. Это символизирует
пустоту. С другой стороны, эта триграмма обозначает город, ибо город
является одним из слагаемых земли, т.е. триграммы кунь. Поэтому здесь
говорится о пустом городе. Но образ пустого города понимается и в
переносном смысле, косвенно указывая на тщетность подъема, если
ограничиться подъемом только на этой ступени. Это ясно, если принять во
внимание третью позицию как позицию кризиса. Вот почему в тексте мы
находим только:
Сильная черта на третьем месте. Поднимаешься в пустой город.
4
На этой позиции верхняя триграмма, по существу обозначающая землю,
рассматривается при помощи другого образа — образа горы Ци. Само название
«гора Ци», несмотря на критические замечания Наито, нас смущать не может,
ибо мы относим составление «Книги Перемен» не к традиционной дате, а к
более поздней, когда уже образ знаменитой горы Ци мог попасть в текст.
Здесь образ подъема выражается также при помощи горы, но этот подъем
вполне благополучен; о нем текст «Книги Перемен» говорит дважды как о
приносящем счастливый исход. Может показаться странным появление на
четвертой позиции образа царя, ибо скорее можно было бы ожидать этот образ
на пятой позиции. Однако здесь, как указывает Вань И, имеется в виду
деятельность царя, поскольку она проявлена в его приближенном. Действует,
собственно говоря, не приближенный, но для окружающих вся деятельность
сосредоточена в нем. В таком смысле можно понять текст:
Слабая черта на четвертом месте. Царю надо проникнуть к горе Ци. Счастье.
Хулы не будет.
5
На пятой позиции достигается максимальная точка подъема. Здесь необходимо,
как внутреннее качество, только стойкое сохранение своей позиции, и уже
это одно может привести к благоприятному исходу. Но ограничиваться им
значило бы не выполнять всего того морального долга, который стоит перед
человеком, занимающим эту позицию, ибо деятельность, направленная на свое
собственное благо, говорит о тех людях, которые стоят, может быть, на
более низких ступенях, но и для них также ситуация подъема вполне
действенна. Поэтому надо понимать, что подъем идет по ступеням, и,
несмотря на все различие этих ступеней, тот человек, который в силу
жизненных условий оказывается на пятой позиции ситуации подъема, должен
оказывать максимальную помощь всем тем, которые, может быть, и, не замечая
его, движутся вверх. В этом смысле расшифровывается в комментаторской
литературе текст:
Слабая черта на пятом месте. Подъем по ступеням. Стойкость — к счастью.
6
Воссоединение всех сил рассматривается настолько полным, что даже на
шестой позиции данной ситуации не престает сказываться подъем. Правда,
характерная черта шестой позиции сказывается только в том, что внешняя
проявленность качества данной ситуации в целом здесь стоит на заднем
плане. Кроме того, высота шестой позиции, представляющая собой
максимальную высоту всякой гексаграммы, проявляется в образе подъема,
уходящего из виду, но все-таки это подъем. И в силу указанной выше
совокупности мощи, приобретенной на предыдущей позиции, здесь текст
говорит даже о непрерывно стойком сохранении этого подъема. Так, в тексте
мы читаем:
Наверху слабая черта. Скрывающийся из виду подъем. Он будет благоприятен
от непрерывной стойкости.
Во внешнем — Исполнение и самоотдача, во внутреннем — Утончение и
проникновение. При абсолютно закономерном и предсказуемом внешнем
проникнуть в проявления абсолюта во внутреннем — есть подъем к новым
высотам.
Интерпретация Хейслип
То, к чему вы так стремились и чему отдали так много сил и
энергии, скоро наконец исполнится, даст положительный результат.
Осталось совсем немного, соберитесь с силами и поработайте еще немного,
так же настойчиво и добросовестно, как и раньше. Сейчас вам
лучше всего действовать решительно и смело, нежели прятаться и
пассивно ждать. Положитесь на интуицию и здравый смысл, и желание
ваше тогда наверняка исполнится. Те мысли и идеи, которые сейчас
приходят к вам в голову, скорее всего принесут вам успех и в ваших
финансовых делах.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого