
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  2. Кунь. ИсполнениеКанонический текcт
Изначальное свершение: благоприятна стойкость кобылицы. Княжичу есть
куда выступить. Выдвинется (он) — заблудится, последует — обретет господина.
Благоприятно: на юго-западе приобрести друзей, на юго-востоке утратить
друзей. (Пребудешь) спокойно в стойкости — (будет) счастье.
- (Если ты) наступил на иней, (значит) близок и крепкий лед.
- Прямота, повсеместность, величие. — И без упражнения не будет (ни
чего, что бы) не (было) благоприятно.
- Тая (свои) проявления, надо бы быть стойким. — Пожалуй, следи за
царем в (его) делах. Без того, чтобы совершать (самому), доведешь (дело)
до конца.
- Завязанный мешок. — Не будет хулы, не будет хвалы.
- Желтая юбка. — Изначальное счастье.
- Драконы бьются на окраине. — Их кровь синя и желта.
В действии шестерок благоприятна вечная стойкость.
Даже самое напряженное творчество не может реализоваться, если нет той
среды, в которой оно будет осуществляться. Но и эта среда, для того чтобы
осуществить абсолютное творчество, должна быть тоже абсолютно податливой и
пластичной. Кроме того, она должна быть лишена какой бы то ни было
собственной инициативы, должна в полной самоотрешенности лишь вторить и
следовать за импульсами творчества. Но вместе с тем она не была бы в
состоянии исполнять то, что является творческим замыслом. Поэтому она —
вполне самоотрешенная сила — выражается метафорически в образе кобылицы,
которая, хотя и лишена норова коня, но не уступает ему в способности к
действию.
Если Творчество — это Небо, Свет, Совершенный человек, то Исполнение — это
Земля, Тьма. Благородный человек, слушающий и исполняющий указания
Совершенного человека. Именно ему здесь предстоит действовать не по этим
указаниям, а по собственному почину, то он мог бы лишь заблуждаться. И
только следуя за своим повелителем, он может найти его. Так, для
благородного человека здесь лучше всего, утратив подобных ему самому
друзей, обрести выше его стоящего друга, который своими качествами
восполняет его недостатки.
В пространственной символике Книги юго-запад считается областью тьмы, так
как там начинается угасание света. И, по противоположности, северо-восток
— область, где зарождается свет, — считается областью света. Исполнение же
выражено в чертах тьмы, поэтому ему надо потерять подобные ему силы на
юго-западе и найти восполняющие силы — «друга» — на северо-востоке, чтобы
подчиниться им. При этом важно, чтобы деятельность Исполнения протекала в
полном спокойствии, в покорном принятии своей судьбы, без переразвития,
иначе его деятельность будет не исполнять замыслы творчества, а
конкурировать с ними. Тьма вступит в незакономерный бой со светом, что не
может привести к благому результату, ибо сила тьмы — слепая необходимость,
а не ясная сознательность.
Если первый символ относится по преимуществу к государю, мужу и т.д., то
символ Исполнение повествует о деятельности подданного, жены и т.п. В нём
показана развивающаяся необходимость в Исполнении. В тексте это выражено
так:
В изначальном развитии благоприятна стойкость кобылицы. Благородному
человеку предстоит действовать, но если он выдвинется вперед, то
заблудится, отступив же назад, он обретёт повелителя. Здесь благоприятно
на юго-западе найти друга и на северо-востоке утратить друга. Спокойная
стойкость — к счастью.
1
Первый момент Исполнения таков, что в нём ещё незаметно оно само. И тем не
менее оно будет осуществляться с полной необходимостью. Пусть даже сила
Тьмы и холода здесь ещё не выявлена. Но она уже начала действовать. Пусть
в том, что уже выпал иней, ещё не заметен будущий мороз, но если иней
выпал, то, значит, недалеко то время, когда будет и крепкий лёд, в котором
холод и тьма проявятся уже в полной мере.
Рост силы и тьмы может быть понят и в переносном смысле: это — время,
когда всё больше могут начать действовать «ничтожества» — аморальные люди.
Надо предвидеть события и быть готовым к встрече с ними. Поэтому как
предупреждение звучат слова текста:
В начале слабая черта. Если ты наступил на иней, значит, близится и
крепкий лёд.
2
В символике геометрических форм Книги небу присвоена форма круга, а земле
— квадрата. Пространственно небо мыслится куполообразным, а земля —
«прямой», плоской. Но, вступая во взаимодействие с небом, земля должна
полностью приноровиться к нему, чтобы осуществить его импульсы. Несмотря
на различие их форм, это возможно в силу громадности земли. (Древнекитайское представление, что бесконечно большой квадрат стремится
превратиться в круг, засвидетельствовано в гл. 41 «Дао дэ цзина»: «У
великого квадрата нет же углов».) В каждом символе Книги одна из черт
считается главной. В данном случае это — именно вторая черта. Поэтому в
ней по преимуществу выражено качество данного символа. И раз в данном
случае это качество налично в самой полной мере, то здесь не требуются
никакие предварительные упражнения: не нужна никакая предварительная
подготовка, а всё складывается благоприятно само собой. Только в свете
этих мыслей становится понятным текст:
Слабая черта на втором месте. Плоский квадрат громаден. Хоть и не
готовишься, не будет ничего неблагоприятного.
3
После первого, внутреннего выявления данной ситуации опять наступает некий
кризис. Во время его невозможна свободная деятельность. Человек может
обладать самыми прекрасными качествами, но время не благоприятствует ему.
Поэтому он должен затаить свой блеск. Он может быть стойким и даже может
действовать, однако лишь при условии, что его деятельность не будет
происходить по его собственному почину, а лишь по указаниям выше его
стоящего вождя, тогда лишь его дело может быть доведено до нужного конца.
Вот почему и в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте. Затаи свой блеск и сможешь пребыть стойким.
Возможно, что если будешь действовать, следуя за вождём, Сам не совершая
ничего, то дело будет доведено до конца.
4
При пассивности силы Тьмы, характерной для Исполнения, состояние кризиса
несколько затягивается. Поэтому, хотя на четвертой позиции он уже минует,
но его воздействие все же остается. Человек может обладать многим, но
здесь лучше ему спрятать то, что у него есть: завязать мешок. Эта позиция
символизирует положение приближенного к государю человека. Положение его
неустойчиво и полно тревог. Конечно, если человек в таком положение будет
держаться в тени, то опасность не будет ему угрожать, однако, оставаясь
незамеченным, он не может рассчитывать и на какие то ни было похвалы. Так,
в тексте мы читаем:
Слабая черта на четвертом месте. Завяжи мешок. Хулы не будет, хвалы не
будет.
5
И вторая и пятая черты, как средние черты в нижней и в верхней триграммах,
выражают одно из самых важных качеств: уравновешенность, понимаемую как
умение без крайностей всегда быть на должном месте. (Это центральное
положение выражено в образе, требующем некоторой расшифровки. Дело в том,
что гамма красок по древнекитайским воззрениям состоит не из семи (как у
нас), а из пяти цветов, и в ней жёлтый цвет занимает центральное
положение. Поэтому в афоризмах, относящихся ко вторым и к пятым чертам,
часто встречаются образы, имеющие эпитет «жёлтый»). Кроме того, жёлтый
цвет — это цвет Земли. Пятая черта в данном символе, хотя и не является
главной, но, занимая самое выгодное положение в верхней триграмме,
обозначающей внешнее, она символизирует всё же возможность проявления
вовне. Внешнее проявление — это своего рода одежда. Но так как здесь речь
идёт о Земле, то и её положение, низшее по отношения к Небу, находит своё
отражение в том, что в образе указана нижняя часть китайской одежды:
«юбка». Благоприятность этой позиции дает возможность говорить здесь не
только о счастье, но даже об «изначальном счастье». После этих
разъяснений, вероятно, не покажется непонятным текст:
Слабая черта на пятом месте. Жёлтая юбка. Изначальное счастье.
6
Шестая позиция выражает переразвитие данной ситуации. Сила Тьмы, будучи
переразвита, вступает в борьбу с силой Света. Здесь, на крайней позиции,
на окраине, борются Свет и Тьма, Небо и Земля, которым присущи синий и
жёлтый цвета. Благою эта битва не может быть, так как она — нарушение
мировой закономерности, и вот льётся «кровь драконов»:
Наверху слабая черта. Драконы бьются на окраине. Их кровь синя и желта.
Чтобы избежать такой битвы при действии сил Тьмы — слабых черт — надо
всегда иметь в виду, что здесь благоприятной может быть лишь вечная
стойкость. Об этом говорит и общее предостережение к данному символу:
При действии слабых черт благоприятна вечная стойкость.
Исполнение во внешнем и внутреннем. Все закономерно и предопределено —
если ты ступил на иней, то близок и крепкий лед. Все происходит само
собой, так как и должно происходить — и без упражнения не будет ничего
неблагоприятного; без того, чтобы совершать самому, доведешь дело до
конца.
Но в
этой триграмме нет места для проявлений Абсолюта, для Ян. А это
значит что мир завязан, как мешок, самодостаточен и огражден от внешнего
влияния. Но такой мир не может устраивать развитое сознание, для него
данная ситуация бессмысленна, потому что этот мир ему необходим только
для приближения к Абсолюту — драконы бьются на окраине.
Интерпретация Хейслип
Боги пробудили мать-Землю. Вам необходимо усердно трудиться, и ваши усилия через два месяца увенчаются большим успехом. Вы
являетесь культурным и жаждущим знаний человеком, с любовью относящимся даже к самым малым плодам своего труда. Вы почтительны и
привязаны к матери. Сейчас не думайте слишком много о материальной
выгоде, не давайте волю корыстолюбию. Ваше желание исполнится, хотя
и не сразу. В ближайшее время не рекомендуется отправляться в дорогу — ни одному, ни с кем-либо. В вашем кругу скоро появится человек,
питающий к вам сильный интерес.
  56. Люй. СтранствиеКанонический текcт
Малому — развитие. В странствии стойкость — к счастью.
- (Если) в странствии (будешь) труслив в мелочах, то благодаря этому
накличешь на себя стихийное бедствие.
- В странствии восстановишь порядок. За пазуху положишь свое состояние
и обретешь стойкость слуг-рабов.
- В странствии спалишь этот порядок. Утратишь своих слуг-рабов. Стойкость
опасна.
- В странствии пребудешь на месте. Обретешь свои денежные средства
(на странствие. Но в) собственной душе нет успокоения.
- Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.(Но) в конце концов
благодаря этому (будешь) похвален свыше.
- Птицам спалили их гнезда. Странник сначала смеется, (а) потом (издает)
крики и вопли. Утратив быка на площади. — Несчастье.
Если в предыдущей ситуации рассматривался человек, имеющий большое
изобилие в своем доме, и лишь вскользь говорилось о том пути, который
предназначен его богатствам, т.е. пути вовне, то здесь рассматривается
именно этот путь. Здесь говорится о странствии. Но само странствие, как бы
оно ни было далеко, должно начаться с первых шагов. Поэтому лишь в малом
может быть развитие и свершение, но нужно помнить, что даже первые шаги
могут быть первыми шагами длительного странствия, в течение которого
должна быть сохранена стойкость. В предыдущей ситуации говорилось о том,
что солнце находится в середине своего пути, но именно поэтому оно должно
начать склоняться к закату, оно должно зайти. И сам образ гексаграммы
представляет собою верхнюю триграмму — солнце, расположенную над нижней
триграммой — горой. Так солнце заходит за гору, и в этом движении его дан
образ постепенного выхода из «странствия»:
Странствие. Малому развитие. В странствии стойкость — к счастью.
1
Странствие, которое представляет собою по преимуществу выход вовне,
обязывает человека к наличию мужества. Наоборот, всякая нерешительность
обозначила бы здесь только консервацию предыдущей ситуации, в скупом
пребывании наедине со своим богатством. Поэтому здесь особенно нужно
предостеречь человека от мелочной трусливости. Она может только накликать
несчастье на самого же человека. Поэтому здесь текст говорит следующее:
В начале слабая черта. Если в странствии будешь труслив в мелочах, то
благодаря этому накличешь на себя беду.
2
Движение от позиции, которая проходит во всех гексаграммах, отмечается и
здесь. И каждая следующая позиция в контексте данной гексаграммы
называется или «порядком», или «местом», или «гнездом». Когда здесь
рассматривается странствие, особенное внимание уделено наступающим новым
позициям. Если на первой позиции была угроза со стороны мелочной
трусливости, то вторая позиция, являясь до известной степени
подтверждением первой, говорит о порядке, который восстанавливается, т.е.
о движении вперед. Если первая позиция характеризовалась с отрицательной
стороны желанием закрепить свое достояние, то здесь это достояние путник
кладет себе за пазуху, конечно, в тех размерах, в которых он может с собой
захватить. Первая позиция, как и вторая, занята аналогичными слабыми
чертами, и в этом сказывается однородность их. Но поскольку первая позиция
представляет собою позицию, подчиненную второй, постольку она
символизируется как челядь, состоящая при человеке, занимающему вторую
позицию, но та челядь, которая сохраняет в стойкости свои положительные
отношения к хозяину. Поэтому текст говорит здесь:
Слабая черта на втором месте. В странствии восстановишь порядок. За пазуху
положишь свое состояние и обретешь стойкость челяди и рабов.
3
Здесь также учитывается наступающая позиция, но наступающая четвертая
позиция уже включена в триграмму ли, которая обозначает огонь, и действие
огня сказывается уже и для третьей позиции, поскольку она, как и все
позиции данной гексаграммы, устремлена к своей последующей. Огонь сжигает
тот «порядок», который может характеризовать человека, занимающего третью
позицию. С одной стороны, следовательно, перед ним до известной степени
закрыта возможность продвижения вперед. С другой стороны, связь с челядью,
которая имелась в виду на второй позиции, уже не может здесь существовать.
Таким образом, отступление назад к поддержке челяди невозможно. Но и
стойкое пребывание на месте здесь тоже может внушить лишь чувство ужаса,
ибо задержаться на этой позиции — это значит все снова и снова переживать
невозможность движения ни вперед, ни назад. Так эта позиция кризиса должна
быть преодолена смелым движением вперед, несмотря на то, что с этой
позиции движение вперед кажется бесцельным, ибо путь впереди разрушен. Тем
не менее, только решимость может человека вывести из состояния,
охарактеризованного в данной позиции. В тексте по этому поводу мы читаем:
Сильная черта на третьем месте. В странствии спалишь этот порядок.
Потеряешь челядь и рабов. Стойкость ужасна.
4
Если человек достигает четвертой позиции данной ситуации, то это значит,
что на предыдущей он нашел в себе достаточно мужества для преодоления всех
переживаний ужаса, которые были охарактеризованы выше. В этом смысле он
может двинуться дальше и достичь своего места, т.е. следующей позиции
своей цели. Благодаря этому он может восстановить потерянное состояние. Но
все-таки, поскольку данная позиция еще не является полным достижением
цели, постольку радость здесь еще не может наступить. На этой позиции,
тяготеющей более, чем какая бы то ни было другая, к своей последующей,
необходимость движения вперед сказывается особенно сильно. Поэтому текст
здесь говорит:
Сильная черта на четвертом месте. В странствии пребудешь на месте. Найдешь
свои средства на странствие. Но в собственной душе нет успокоения.
5
Всякое движение вовне (а в особенности в ситуации странствия) связано с
известными затратами. Невозможно двигаться вперед, не затрачивая сил. Эта
утрата, конечно, лишь частичная, здесь выражена в образе потерянной
стрелы. Но если даже такая стрела при охоте на фазана и будет потеряна, то
все же это не значит, что охота будет безрезультатной. Именно не надо
бояться затрачивать силы при движении вовне, тогда только может быть
достигнут результат, и, в конце концов, оно приведет к тому, что человек
найдет похвалу, и эта похвала будет действовать с необходимостью рока. В
тексте мы здесь читаем:
Слабая черта на пятом месте. Выстрелишь в фазана, и одна стрела погибнет.
Но в конце концов благодаря этому будешь похвален свыше.
6
Смысл странствия в том, чтобы двигаться все дальше и дальше. Шестая черта
— последняя в гексаграмме — уже не имеет над собою ни «места», ни
«гнезда», ни «порядка». Здесь, таким образом, прекращается возможность
странствия. Шестая черта, как верхняя, представляет собою то, что названо
в «Книге Перемен» образом гнезда. Но поскольку она входит в состав
триграммы «огонь» и представляет собою сильнейший жар этого огня,
постольку гнездо здесь сожжено. Оставаться на месте нельзя, но и двигаться
дальше некуда, ибо двигаться дальше — это, значит, выйти за пределы данной
ситуации. И, с точки зрения самой ситуации, конец ее представляет собою
утрату. Поэтому, если в предыдущем и была возможность движения вперед
соответственного завоевания новых позиций, то здесь остается лишь плач об
утерянных возможностях, и эта утрата выражена в образе утраты быка. Ничего
благоприятного здесь не может быть, ибо единственный выход из положения —
преодоление данной ситуации в целом и переход к следующему. Поэтому текст
«Книги Перемен» говорит здесь:
Наверху сильная черта. Птицам спалили гнезда. Странник сначала смеется. А
потом издает крики и вопли. Потеряешь быка на площади. Несчастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Пребывание и
незыблемость. Во внешнем гармоничное развитие, поэтому не стоит
допускать, чтобы незыблемость внутреннего противостояло этим внешним
изменениям. Если трусливо держаться за привычные мелочи, боясь хоть что-нибудь изменить, то внутреннее вступит в противоречие с внешним, что
может быть воспринято, как стихийное бедствие.
Интерпретация Хейслип
Знаете ли вы, что сейчас есть все предпосылки для успеха в
делах? Если вы планируете поехать за границу, то и это пройдет успешно.
Вы слишком честолюбивы, поэтому вам нужно вести себя очень
осмотрительно, чтобы не испортить отношений с друзьями и коллегами
по работе. Пусть ваши претензии не будут слишком высоки — и желание
ваше исполнится. Вы очень переживаете и нервничаете по поводу некого
неприятного события. Не стоит думать об этом; забудьте и не
вспоминайте.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого