
|
В результате гадания получилась «гуа» со
«старыми» чертами. Ответом на ваш вопрос будут две гексаграммы: |
 |
→ |
 |
  30. Ли. СияниеКанонический текcт
Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров к счастью.
- Путаница поступков. — Но (если) отнесешься к ним серьезно, хулы не
будет.
- Желтое сияние. — Изначальное счастье.
- Сияние солнечного заката. Если не песня под постукивание по глиняному
кувшину, то вздохи глубокого старца. — Несчастье.
- Внезапно наступает это! Сгорание, отмирание, отвержение!
- Выступившие слезы льются потоком. (Но будут сочувственные) вздохи
близких. — Счастье.
- Царю надо выступить в карательный поход. Будет радость. (Ему надо)
казнить главарей и переловить тех, кто не предан ему. — Хулы не будет.
Данная гексаграмма состоит из двух триграмм, одноименных с названием
гексаграммы. По символике образов «Книги Перемен» триграмма ли является
знаком огня. Отсюда и название, которое указано выше. С другой стороны, с
древнейших времен комментаторы указывают на то, что огонь не существует
сам по себе, а он цепко держится за горящий материал. Поэтому слово ли
имеет также значение «крепко держаться за что-нибудь». Поэтому
комментаторская литература подчеркивает обозначение этого термина и
говорит о том, что в предыдущей ситуации, где все окружение действующего
человека напоминало опасность, бездну, где ничто не поддерживало его,
нужно было добиться и найти внутреннюю правду. Здесь уже все это сделано и
нужно только научиться крепко, держаться найденной внутренней правды. Это
умение, держаться, которое в предыдущей ситуации выступает лишь как
побочное качество действующего человека, здесь выделено как особая
самостоятельная ситуация. Поэтому здесь говорится об умении придерживаться
той истины, которая найдена в предыдущем. Придерживаться необходимо с
полной стойкостью, ибо только это может гарантировать правильное развитие
и свершение того, что должно быть свершено в данном положении. Кроме того,
для понимания данного текста необходимо принимать во внимание, что по
символике животных в «Книге Перемен» корова является податливой
исполнительности, но исполнительности, не лишенной мощи. Кроме того, то,
что корова может родить теленка, указывает на возможность из данной
ситуации перейти к чему-то новому, иному. Только принимая это во внимание,
можно понять несколько неожиданный и бессвязный образ, данный в тексте:
Сияние. Благоприятна стойкость. Свершение. Разводить коров — к счастью.
1
Когда наше познание направлено на приобретение новых сведений, то,
несмотря на наличие знания, накопленного прежде, наши поступки и наши
познавательные акты могут быть еще лишены систематичности. Здесь еще
вполне возможна путаница, о которой говорит текст. Даже напряженная наша
деятельность в данном состоянии может привести нас к некоторой
неудовлетворительности ее, но эта неудовлетворительность, как и ошибки
предыдущего опыта, должны быть уничтожены в самый момент их появления.
Нужно бдительное и строгое отношение к себе, чтобы предупреждать ошибки,
чем исправлять их после того, как они уже совершены. Так, текст говорит об
этом следующее:
В начале слабая черта. Путаница поступков. Но если отнесешься к ним с
серьезностью, хулы не будет.
2
Во второй гексаграмме мы уже видели на других ступенях, что желтый цвет
является символом уравновешенности и серединного положения черты, которая,
как известно, идет изнутри вовне. Так и качество данной позиции из
внутреннего центра исходит вовне. Качество второй позиции как нельзя более
совпадает с качеством данной гексаграммы в целом. Поэтому текст здесь
чрезвычайно лаконично говорит только о благоприятности ситуации вокруг
человека:
Слабая черта на втором месте. Желтое сияние. Изначальное счастье.
3
Поскольку третья позиция является концом нижней триграммы и переходом к
следующей, постольку в ней совершенно естественно появление образа заката,
будет ли это закат, понимаемый реально, или закат, понимаемый в переносном
смысле. Только средняя фраза о песне, по всей вероятности, является
позднейшей вставкой в текст, и поэтому ее довольно пояснить рациональным
образом. Но песня-аккомпанемент такого «постукивания по глиняному
кувшину», очень может быть, является также мотивом, который встречаем уже
в притчах Чжуан-чзы, где говорится о том, как на закате своих дней,
похоронив жену, Чжуан-чзы распевал под такой аккомпанемент. Итак, текст
говорит здесь:
Сильная черта на третьем месте. Сияние солнечного заката. Если не песня
под постукивание по глиняному кувшину, то вздохи глубокого сердца.
Несчастье.
4
В первой гексаграмме мы рассматривали четвертую позицию как сильный,
внезапный порыв от прошлого к будущему. Здесь та же динамика звучит в
афоризме данной черты. Все, что было, все, что найдено на предыдущих
ступенях, должно сгореть и быть отвергнутым. Здесь говорится только о
материале, который горит, ибо все здесь для того, чтобы само горение,
горение, выраженное во второй черте. Поэтому текст только констатирует:
Сильная черта на четвертом месте. Внезапно наступает это! Сгорание,
отмирание, отверженность.
5
Если нижняя триграмма рассматривает огонь с точки зрения его сияния, то
верхняя скорее рассматривает его с точки зрения сгорания, ибо оно не
внутреннее качество огня, не сам он, а лишь условие его существования. И
поскольку пятая позиция больше других выражает подлинные качества верхней
триграммы, постольку здесь с особенной силой дан образ сгорания. Но для
наличия огня необходимо сгорание. Можно только сочувствовать тому, что
сжигается. Так, можно только сочувствовать опыту предыдущего познания,
который служит лишь топливом, материалом для нового познания. В общем же
ситуация, взятая в контексте со второй позицией, дает утверждение
счастливого исхода. Об этом говорит и текст:
Слабая черта на пятом месте. Выступившие слезы льются потоком. Но будут
сочувственные вздохи близких. Счастье.
6
С одной стороны, сиянию свойственно излучение вовне, уничтожение
окружающей тьмы. С другой стороны, верхняя черта символизирует выход за
пределы, вне данной ситуации. Поэтому совершенно понятно, что текст,
сложившийся в условиях раннего феодализма, по-своему выражает это
настроение:
Наверху сильная черта. Царю надо выступить в карательный поход. Будет
радость. Ему надо казнить главаря и переловить тех, кто не предан ему.
Хулы не будет.
Сцепление и ясность как во внешнем, так и во внутреннем. Все проявления
абсолюта органично связаны посредством закономерностей. Ничтожный
человек может этих
закономерностей не постичь и в его поступках появится
путаница, но если отнестись к происходящему более серьезно и вдумчиво то
в делах будет наведен порядок. А для благородного мужа можно
безбоязненно начинать дело связанные обычно с риском и
неопределенностью — войну, например.
Интерпретация Хейслип
Вам кажется, что все обстоит прекрасно, хотя на самом деле
это не так. Скорее, вы сейчас сознательно обманываете себя, находясь
в плену иллюзий. Прислушайтесь к советам своего друга. Вы склонны
к тому, чтобы целиком положиться на фортуну, поскольку судьба в данный
момент благоволит к вам. Это впечатление обманчиво, оно может
ввести в заблуждение и нанести вам серьезный ущерб. Желания ваши
исполнятся благодаря вмешательству человека старше вас. Возможно,
вас ожидают крупные успехи в делах, связанных с сочинительством и
посредничеством. Следует прислушаться к тому, что говорят люди.
  21. Ши-хо. Стиснутые зубыКанонический текcт
Свершение. Благоприятствует (тому, чтобы) применять тюрьмы.
- (Когда) надевают колодки, гибнут пальцы на ногах. — Хулы не будет.
- Вырви брюшину; уничтожь нос. — Хулы не будет.
- Вырвешь окостеневшее мясо, (но) встретишь яд. — Небольшое сожаление.
Хулы не будет.
- Вырвешь мясо, присохшее к кости. Получишь металлическую стрелу. —
Благоприятна стойкость в затруднениях. Счастье.
- Вырвешь засохшее мясо. Получишь желтое золото. — Будешь стойким в
опасности — хулы не будет.
- Возложишь колодку (на шею) и уничтожишь уши. — Несчастье.
Казалось бы, предыдущая ситуация такова, что все силы, участвующие в ней,
стоят в таком гармоническом взаимоотношении, что невозможно ничему
нарушать это «созерцание». Однако, как полное совершенство едва ли
достижимо, так даже эта ситуация подвержена закону изменчивости. Она
меняется в том отношении, что начинают приобретать значение оппозиционные
элементы. Для того чтобы выправить их разрушительную деятельность,
необходимы совершенно активные мероприятия. Как совершенно чуждые, эти
элементы, вклиниваясь в органическое целое данной ситуации, могут быть
восприняты двояко: или как нечто чуждое данной ситуации и поэтому с точки
зрения ее — пустое, не существующее, но нечто своей пустотой нарушающее и
мешающее соединению элементов, исконно присущих данной ситуации. Как бы то
ни было, чуждое мешает единству и должно быть уничтожено. Образ «стиснутых
зубов» выражает, во-первых, восстановление нарушенного единства и,
во-вторых, разрушение того, что попадает между зубами. Только такое
активное очищение от чуждого приводит развитие к продвижению вперед. И
если здесь еще нельзя говорить об окончательном уничтожении чуждого, то
все же ситуации благоприятствует ограничение свободы вредно действующих
элементов. В переносном смысле это приложимо и к процессу познания, к тому
именно моменту, когда к нему примешиваются ненужные и чуждые понятия,
коренящиеся в прошлом опыте и недомыслии, в тот момент, когда от
непосредственного созерцания нужно перейти к самому познавательному акту.
Эти мешающие понятия должны быть подавлены. И в тексте сказано:
Стиснутые зубы. Развитие. Благоприятно применение тюрем.
1
При подавлении отрицательных и чуждых элементов следует стараться
приметить их уже в самом начале, когда их воздействие еще незначительно.
Это одинаково и для практики и для познания. В познании эти чуждые
элементы, — прежде усвоенные понятия, не имеющие отношения к познаваемому
вновь и лишь отвлекающие от него, не могут быть корректированы из еще не
завершенного нового акта познания, но могут быть устранены благодаря
разуму, выработанному, как они, в прошлом. Все чуждое должно быть сразу же
устранено, прежде чем оно приобретет силу, достаточную для активного
сопротивления. Эта позиция — лишь начало всего процесса, здесь чуждые
элементы еще не окрепли. Кроме того, как это символически выражено
световой линией, правильно занимающей подобающую позицию (нечетную),
человек в таком положении обладает достаточными силами и возможностями для
того, чтобы вовремя удержаться от отрицательного поступка, «надеть на ноги
колодки и придавить пальцы на ногах», чтобы не пойти по неверному пути.
Именно в этом образе данную мысль выражает текст:
В начале сильная черта. Надень колодки и придави пальцы на ногах. Хулы не
будет.
2
Хотя чуждое еще и не окончательно окрепло, но оно уже может оказывать
сопротивление. Пусть оно еще слабо и выражено в образе мягкого мяса, но
сквозь него необходимо уже прогрызаться, — «вцепиться зубами в мягкое
мясо». Однако, хотя это и нетрудно, т.е. нетрудно подавить зло, лишь
начинающее действовать, оно все же оказывает неожиданное сопротивление:
если вцепиться зубами в большой кусок мягкого мяса, то оно придавит нос, и
дышать (жить) будет трудно. Однако и здесь дело еще поправимо, ибо
выступает уже в гармонически действующее новое познание, а проступок еще
недостаточно оплотнел. Символически это выражено тем, что вторая, четная,
позиция занята слабой, податливой чертой, в тексте это выражено так:
Слабая черта на втором месте. Вцепишься зубами в мягкое мясо. Оно придавит
твой нос. Хулы не будет.
3
Если на предыдущей ступени податливость и слабость еще и допустима, то
здесь, на напряженной позиции кризиса она, символизирована слабой чертой,
неправильно занимающей нечетную, световую позицию, уже недостаточна для
преодоления зла. Если на первой позиции положение могло быть спасено
прежде накопленным разумом, то здесь он выступает уже как нечто
устаревшее, как яд. Изменившееся положение выражено в соответственно
измененных образах. Однако эта позиция — лишь позиция кризиса, но еще не
гибели, и в тексте указано на небезвыходность положения следующим образом:
Слабая черта на третьем месте. Вцепившись зубами в окосневшее мясо,
Встретишь яд. Небольшое сожаление. Хулы не будет.
4
Воздействие чуждого становится все сильнее, оно смешивает грани между
добром и злом. Нужны большая внутренняя стойкость и сила (ее наличие
символизировано сильной чертой), для того чтобы привести положение к
счастливому исходу. Здесь не столь трудно напасть на зло, сколь трудно
остаться незатронутым им. Не так трудно охотнику, выстрелив в добычу,
ранить ее до кости, как трудно тогда извлечь оттуда стрелу. Не трудно
прокусить мясо, наросшее на кости, но не будет ли с зубами того же, что
было со стрелой охотника, ранившего добычу до кости? Чтобы этого не
случилось, нужна уже указанная стойкость. Поэтому в тексте сказано:
Сильная черта на четвертом месте. Вцепишься зубами в мясо при кости,
(чтобы) добыть металлическую стрелу. Благоприятна стойкость в
затруднениях. Счастье.
5
Отрицательные воздействия здесь окрепли уже настолько, что в контексте
других образов они выражены в образе засохшего мяса: то, что должно быть
податливо мягким, — мясо, — стало иссохшим и жестким. Но надо учесть, что
пятая позиция, благоприятнейшая в гексаграмме для внешнего проявления
всего процесса, символизирует самый благоприятный момент всей ситуации.
Поэтому достижения здесь возможны, и они выражены в образе «желтого
золота». О символике желтого цвета уже было сказано во второй гексаграмме,
поэтому здесь ее объяснять излишне. Надо еще только упомянуть, что в этих
условиях активного преодоления зла весьма затруднительного стойкое
сохранение достигнутого. Однако здесь может хватить сил и на преодоление
этих трудностей, о чем свидетельствует и наш текст:
Слабая черта на пятом месте. Вцепившись зубами в засохшее мясо, Добудешь
желтое золото. Стойкость — ужасна. Хулы не будет.
6
Эта позиция — максимальное развитие зла, отсталости. Оно охватывает всего
человека доверху. Точно колодка надета сверху на шею и прижимает уши так,
что человек уже не услышит никаких увещеваний. Единственный выход из
положения — это пресечь зло на более ранней ступени. Если же ситуация
доведена до данной позиции, то в ней человек уже не будет склонен к
исправлению. И текст говорит со строгой категоричностью:
Наверху сильная черта. Наложат колодку (на шею). И придавит она уши.
Несчастье.
Во внешнем — Сцепление и ясность, во внутреннем — Возбуждение и
подвижность. Во внешнем процесс начинается и заканчивается
неопределенно, тогда как во внутреннем он только начинается спонтанно,
протекает же и заканчивается
по предопределенной схеме, не учитывая
появление неопределенности во внешнем. Человек действует «невпопад»,
что в сочетании с его подвижностью и возбуждением приводит к
затруднениям, несчастью и сожаленью.
Интерпретация Хейслип
Вас что-то мучает, вы чувствуете себя несчастным. Попытайтесь
взяться за какое-нибудь новое дело, и дела ваши пойдут лучше,
и постепенно добросовестная работа приведет вас к большому успеху.
Вы склонны считать себя жертвой несправедливости. Но если постоянно
вы будете думать о том, как такое могло случиться — это делу
не поможет. Все мы совершаем массу ошибок; очевидно, в чем-то ошиблись
и вы. Но постарайтесь не падать духом и извлечь нужный урок из
того, что произошло. Не нужно отчаиваться, тем более, что как раз сейчас
обстоятельства благоприятствуют исполнению вашего желания. Соберитесь;
оставайтесь спокойны и рассудительны.
|
Комментарий Ю.К. Щуцкого